Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечение кредитных ресурсов на международных рынках капитала и страхование рисков по инвестиционным проектам




Проектное финансирование нефтегазового комплекса. Соглашения о разделе продукции

Классификация международных инвестиционных энергетических проектов

В настоящее время практически все энергоемкие производства нуждаются в больших капиталовложениях, которые могут быть на­правлены как на реконструкцию, перевооружение и модернизацию существующих, так и на развитие новых, перспективных технологий. В последние двадцать лет большинство мировых проектов, реа­лизуемых на принципах проектного финансирования, условно можно подразделить на следующие категории:

1. Разработка новых перспективных месторождений нефти и газа, строительство и ввод в эксплуатацию добывающих мощ­ностей, транспортировка и продажа сырых продуктов (нефти, газового конденсата) на внутреннем и международных рынках. Кроме того, к проектам upstream относится и развитие уже существующих, ме­сторождений за счет повышения отдачи скважин. Перспективным направлением в последние годы стало развитие проектов по разра­ботке месторождений Природных ископаемых на шельфах морей, с дальнейшим строительством заводов, позволяющих получать сжи­женный газ для транспортировки его морским путем в страны-по­требители.) Это избавляет от необходимости строительства дорогос­тоящих систем трубопроводов и позволяет транспортировать нефть и газ практически в любую точку земного шара/с наименьшими зат­ратами. Для данного типа проектов характерны высокие риски, прежде всего, геологические, и относительно невысокая внутренняя норма рентабельности, что, однако, не снижает их привлекательности для инвесторов, так как позволяет прирастить балансовые запасы ком­пании, а также перепродать в случае успеха геологоразведки часть доли по проекту по гораздо более высокой цене.

2. Строительство нефтеперерабатывающих заводов и сбы­товых сетей - проекты downstream. Такие проекты характери­зуются меньшей степенью риска, более высокой нормой возврата на вложения и меньшим периодом окупаемости затрат. Учитывая тот факт, что центром формирования и получения маржи от основной деятельности в нефтегазовой отрасли является сфера розничной тор­говли нефтепродуктами, развитие данного типа проектов является исключительно привлекательным.

3. Инфраструктурные проекты — как правило, по строитель­ству тепловых станций на основе использования проектного природ­ного газа, а также мазута. Значительное развитие в последнее вре­мя, особенно в странах Юго-Восточной Азии и Южной Америки, по­лучили проекты по строительство тепловых Энергетических станций, работающих на газе. Спрос на относительно дешевые виды энергии быстро растет для городов с высокой плотностью населения, поэто­му подобные проекты становятся убедительным доказательством эффективного использования методов проектного финансирования в данной сфере энергетического комплекса. Также к инфраструктур­ным проектам относят и строительство магистральных трубопровод­ных сетей.

4. Существует большее число проектов, связанных с решением локальных проблем переоборудования действующих предприя­тий переработки нефти и газа, реконструкцией систем трубопро­водов и т.д., которые весьма успешно могут быть реализованы при исследовании принципов лимитированного финансирования.

Рассмотрим на примере нескольких проектов возможные типы реализации долгосрочных капиталовложений в нефтегазовом ком­плексе на основе использования принципов проектного финанси­рования.

Пример 1. Проект по разработке нефтяного месторождения в одной из стран с высокой степенью регионального риска, тяжелыми природно-климатическими условиями, относительно большой глуби­ной залегания пластов при существенной разнице в плотностях зале­гания (неоднородные пласты).

Перспективными с точки зрения разработки проекта являются потенциальные запасы месторождения, дешевая рабочая сила, отно­сительно высокий прогнозируемый спрос на нефть в соседних стра­нах, а также существующая система трубопроводов, которая может быть использована для транспортировки добываемой нефти.

Проект, перспективный для развития с инженерно-геологической точки зрения, нуждался в создании консорциума, финансирующего в качестве учредителей образуемое для развития месторождения пред­приятие.

В проект такого рода, как правило, на основе тендера, приглаша­ются крупные зарубежные компании, имеющие опыт работы в дан­ной сфере и высокую репутацию как операторы (т.е. управляющие — эксплуатирующие) подобного рода консорциума по разработке и экс­плуатации месторождения.


Для привлечения долгосрочных инвестиций в инвестиционные про­екты в странах с нестабильными политико-экономическими условиями возникает необходимость урегулировать отношения между участника­ми проектов по добыче полезных ископаемых, а также определить пра­ва участников на их часть получаемой продукции. Во всем мире подоб­ного рода соглашения (Production Sharing Agreement) являются базовыми для начала реализации совместных работ во всех проектах, касающихся разведки и добыли энергоносителей когда действующее, налоговое законодательство не является привлекательным и на­дежным для долгосрочных инвестиций. Таким образом, введение со­глашений о разделе продукции компенсирует фискальные риски для международных инвесторов и является вынужденной нормой в отсут­ствие стабильного законодательно-правового режима.

В России принятие такого закона должно было внести и откоррек­тировать инвестиционный механизм в минерально-сырьевых отрас­лях экономики путем широкого внедрения договорных отношений между инвестором и государством.

Как уже отмечалось, это объясняется высокой капиталоемкос­тью инвестиционных проектов в этих отраслях, следовательно, и наи­более высокой ценой риска вложений. Кроме того, эти отрасли име­ют и дополнительные — геологические - риски, связанные со слож­ностью проведения геологической экспертизы запасов природных ископаемых с точки зрения глубины и однородности залегания плас­тов. Одновременно именно добывающие отрасли в силу устойчивых доходов в твердой валюте от продажи продукции, а также постоянно­го спроса на нее, обладают наибольшей притягательностью для ино­странных инвесторов.

Повышенный инвестиционный риск закономерно вынуждает ин­вестора искать пути страхования своих вложений, в том числе за счет включения в российский проект завышенной внутренней нормы рен­табельности. Избежать этого позволяет Соглашение о разделе про­дукции, предусматривающее законодательно закрепленные и одно­значно понимаемые нормы применения закона. СРП фиксируют определенные условия для уча­стников на весь срок жизни проекта, который, как правило, составля­ет около 25 лет:

• право на раздел и обладание определенной фиксированной долей продукции в натуральном выражении,

• фиксированную ставку налога на прибыль на весь срок жизни проекта, а также иные фиксированные платежи в федеральный и ре­гиональный бюджеты, не подлежащие пересмотру.

Большинство крупнейших компаний в сфере нефтегазодобычи нетерпеливо ожидало и активно лоббировало принятие этого закона, без которого была невозможна реализация масштабных проектов.

В декабре 1995 г. был подписан Закон «О соглашениях о разделе продукции», подготовка и обсуждение которого заняло значительный период времени.

К сожалению, принятый вариант закона был далек от первона­чального замысла его авторов и требовал дальнейших доработок, которые вступили в силу лишь в 1999 г.

Следует отметить, что законодательство по СРП предусматри­вает обязательное 70%-ное использование российского оборудова­ния в проектах на условиях СРП и 80%-ное - российской рабочей силы. Данные меры направлены на поддержку отечественного ма­шиностроения и стимулирования занятости в районах разработки ме­сторождений, хотя они и противоречат международным требовани­ям по инвестиционной активности и нормам ВТО. В дальнейшем, при гармонизации российского законодательства при вступлении России в ВТО, эти протекционистские нормы должно быть сняты, однако формы стимулирования деловой активности в перспективных проек­тах на национальных территориях должны развиваться.

В целом же принятие данного закона на тот период времени, бе­зусловно, являлось положительным фактом, так как у стратегичес­кою инвестора появились наконец гарантии определенной безопасно­сти его вложений и получения своей доли прибыли, а также возмож­ность выбора, на базе какой системы отношений недропользования ему строить свою работу в России.

Более 30 млрд. долл. в виде инвестиций иностранных компаний могли бы быть получены только по четырем крупным нефтегазовым проектам (Сахалин —три проекта, Тимано-Печерский бассейн). Наибольший интерес к российским проектам проявляют крупнейшие кор­порации, такие как «Эксон-Мобил», «Ройал Датч Шелл», «БП-Амоко» и др.

При этом по российскому законодательству не более 30% нацио­нальных природных ресурсов может разрабатываться на условиях СРП, что означает, что уже подписанные, но еще не принятые к реа­лизации проекты уже покрывают эту долю и судьба новых перспек­тивных месторождений остается неясной. К перспективным проек­там на условиях СРП можно отнести все проекты освоения шельфа Сахалина, разработку Ковыктинского газоконденсатного месторож­дения в Иркутской области, Приразломное месторождение на Край­нем Севере России, развитие Тимано-Печерской нефтеносной про­винции и ряд других.

В конце 90-х годов был составлен Перечень СРП, включавший 26 проектов, которые могли бы разрабатываться на условиях разде­ла продукции. Однако в 2003 г. в закон об СРП были внесены поправ­ки о том, что СРП будет применяться только для особо сложных для разработки месторождений - например, расположенных на шельфе или требующих огромных инвестиций. В Перечне СРП осталось три проекта: Приразломное, Штокмановское и Каспийский шельф.

Нефтегазовое месторождение Приразломное расположено на шельфе Печорского моря на глубине до 20 м, в 60 км от по­селка Варандей и 950 км от Архангельска. Запасы нефти — 83 млн. т, запасы газа -10,3 млрд. куб м. В соответствии с подпи­санным между «Роснефтью» и «Газпромом» соглашением об объединении усилий в освоении пяти крупных месторождений нефти и газа, расположенных в Ямало-Ненецком автономном округе и на шельфе Печорского и Баренцева морей, компаниями создано совместное предприятие «Севморнефтегаз», которо­му переданы, в том числе, и лицензии на разработку Прираз-ломного и Штокмановского месторождений. В настоящее вре­мя проработано ТЭО проекта и маршрута транспортировки нефти.

Штокмановское газоконденсатное месторождение откры­то в 1988 г. на шельфе Баренцева моря. Геологические запасы газа оцениваются в объеме порядка 3205 млрд. куб. м. Общий объём инвестиций в освоение месторождения18,2 млрд. долл. США, окупаемость капитальных вложений13 лет. Осуществ­ление проекта осложняется тем, что до сих пор не решен воп­рос о разграничении экономической зоны и континентального шельфа с Норвегией.

Таким образом, практическая работа ведется пока активно лишь по трем проектам:

1. Проект Сахалии-2 является примером успешной п

ции режима СРП в России, однако данный проект работ аЛИза* участия российских компаний, что явно снижает его потен "* ^ез ную значимость для страны. Оператором проекта являете Ль* пания «Сахалин Энержи». Запасы нефти составляют 140 м К°^ природного газа— 550 млрд. куб. м. С 1999 г. началась ппо **' Т' ленная добыча нефти, которая идет на экспорт. С 2003 г пй, Ь11ц* ется вторая, газовая, фаза проекта, включающая строитель завода по сжижению газа, заключены контракты на поставку сп° в Японию и США. 11г

2. Проект Сахалин-1 реализуется на условиях СРП с 19% Оператором проекта является компания «Эксон-Мобил», кром нее в проекте участвуют индийская компания «ОНДжиСи Видещ» дочерние компании «Роснефти» и японская компания «Сахалин Ойл энд Гэз Девелопмент». В настоящее время реализуется первая стадия проекта - добычу нефти с месторождения Чайво планиру­ется начать в декабре 2005 г., а с месторождения Одопту - с 2008 г. На второй стадии планируется начать экспорт газа в Япо­нию и Китай.

3. Проект разработки Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком округе совместно французско-бельгийской компанией «Тоталь-ФинаЭльф» (50%), норвежской «Норск Гидро» (40%) и Ненецкой нефтя­ной компанией (10%). Соглашение о разработке месторождения на ус­ловиях СРП в течение 33 лет было подписано в 1995 г. Суммарные из­влекаемые запасы составляют 97,4 млн. т нефти. Однако с 2003 г. про­должается конфликт между федеральными властями РФ и оператором проекта «ТотальФинаЭльфРазведкаРазработкаРоссия» по поводу ут­верждения сметы расходов на разработку месторождения. Российская сторона утверждает, что компания завысила расходы и недоплатила на­логи. Конфликт разбирается на правительственном уровне и в междУн родных арбитражных инстанциях.


Наиболее распространенным видом финансирования долгосроч­ных проектов является кредит коммерческих банков под данный про­ект с распределением рисков между банками-кредиторами, при уча­стии национальных или международных финансовых агентств. Кре­диты коммерческих банков могут существенно различаться по сро­кам и условиям предоставления, обычно под крупный проект форми­руют консорциум банков для организации поэтапного кредитования с регулярным погашением кредита за счет положительных денежных потоков, генерируемых проектом.

Источники привлечения финансовых ресурсов представляют собой:

- кредиты коммерческих банков;

- финансы, предоставляемые специализирующимися на этом фирмами;

- экспортно-кредитное финансирование;

- кредиты покупателей, поддерживаемые экспортно-кре­дитными агентствами;

- кредиты национальных и международных банков рекон­струкции и развития;

- со-финансирование или дополняющее финансирование;

- кредитные возможности консорциума;

- евробонды;

- евродолларовые ценные бумаги;

- японские облигации;

- американские ценные бумаги,

а также целый набор иных инструментов, позволяющих при­влекать все известные в мировой практике формы организации финансирования в соответствии с требованиями конкрет­ного проекта.

Как уже отмечалось, наиболее распространенным источником финансирования являются кредиты коммерческих банков, которые могут предоставлять долгосрочные займы в объемах, необходимых заемщику.

После согласования условий предоставления кредитов между кре­дитором и заемщиком подготавливается к подписанию кредитное соглашение, которое обычно содержит следующие пункты:

1. Сумму, которая может быть предоставлена в качестве кредита.

2. Условия займа и схема предоставления займа.

3. Процент по предоставленным кредитам.

4. Комиссионные, за исключением кредитного соглашения.

5. Процедура списания задолженности (погашения кредитов).

6. Заемщик должен предоставить гарантии, включающие:

• использование продукгов, предполагаемых к производству по проекту;

• финансовые условия;

• титул собственности на активы;

• перечень задолженностей;

• учреждение и организацию проекта;

• полномочия на подписание кредитного соглашения.

7. Специальное юридическое соглашение по подготовленному кредитному соглашению.

8. Дополнительные договоры, такие как:

• соответствие законодательству;

• выплаты налогов;

• техническое обслуживание оборудования и т.д.;

• достижение необходимых правительственных подтверждений или гарантий;

• обслуживание страхования;

• периодическое рассмотрение финансовых отчетов;

• ограничение слияний, выплаты дивидендов или продажи акгивов.

9. Финансовые договоры, как, например:

• ограничение объема задолженностей;

• поддержание на определенном уровне финансовых показателей.

10. Ответственность за любые удерживаемые налоги или про­центы.

11. Вступление в силу прав кредитора:

• в случае невыполнения обязательств или неплатежей;

• ущерб от невыполнения обязательств.

В последнее время к новой форме изменений в организации прак­тики проектного финансирования в сфере банковского кредитования можно отнести тенденцию, проявляющуюся все более отчетливо, а именно принятие на себя банками под давлением заемщиков все уве­личивающегося числа проектных рисков, хотя количество банков, способных осуществить разработку проектов, остается все еще очень небольшим.

В большинстве случаев кредиты предоставляются только тогда, когда кредиторы уверены в способности возврата средств заемщиком, и остается лишь определить процент риска, который несут сами креди­торы. Прежде всего, это риск вложения средств в проект, строящийся на территории иностранного государства, сопряженный с трудностями политического характера, которые могут существенно осложнить реа­лизацию проекта. Большинство кредитных учреждений, как уже отме­чалось, распределяют свой кредитный портфель по различным регио­нам и странам. Политические и страховые риски кредиторы прини­мают на себя в редких случаях и по небольшим проектам, с соответ­ствующим увеличением процентный ставки как платы за риск.

Кредиторы, имеющие опыт страхования валютных рисков, при­нимают на себя данные риски в тех случаях, когда операционные расходы, поступления от продаж, платежи по кредитам и т.д. осуще­ствляются в различных валютах.

Инфляционные риски, как правило, почти полностью ложатся на кредиторов, в задачу которых входит грамотно оценить перспек­тивы развития инфляционных процессов. Если оценка окажется не соответствующей реальной действительности, то кредиторы вынуж­дены будут предоставлять дополнительное финансирование, поэтому при проработке проектов и составлении финансовой модели принято закладывать определенные темпы инфляции, никак не меньше ре­ально прогнозируемых.

В случаях предоставления долгосрочных кредитов необходимо учитывать и риск изменения процентных ставок, поэтому в инте­ресах кредитора является обеспечение кредитования на базе «пла­вающих» ставок.

В последние годы кредитные учреждения частично берут на себя и риск неправильной оценки запасов полезных ископаемых — в случае кредитования проектов, связанных с разработкой тех или иных месторождений.
24. Портфельные инвестиции в нефтегазовый комплекс и методы формирования ликвидного рынка ценных бумаг энергетических корпораций

В современном мире принято выделять два основных типа инве­нций, определяющих основу привлечения инвестиционного капита­ла в секторе энергетики, что, впрочем, характерно и для других от­раслей экономики. В зависимости от целей и сроков инвестирования они подразделяются на прямые стратегические и портфельные.

Основной целью стратегических инвесторов, как правило, явля­йся получение контроля над собственностью, в которую производятся инвестиции. Эта позиция стратегических инвесторов позво­ляет говорить об их инвестициях как о долгосрочных.

Обычно в качестве стратегических инвесторов выступают про­мышленные компании, заинтересованные в развитии совместных про­ектов с ведущими предприятиями России («Бритиш Петролеум», «Эк-сон-Мобил», «Тоталь» и др.). Стратегические инвесторы не так чув­ствительны к уровню рыночной капитализации компании, с которой °"и собираются работать в долгосрочной перспективе, и обращают внимание, в основном, на наличие природной сырьевой базы, соот­ветствующего оборудования и возможностей экспорта продукции. стратегические инвесторы готовы вкладывать свои средства либо в совместные проекты на принципах проектного лимитированного фи­ксирования, либо в приобретение контрольного или близкого к нему пакета акций приватизированных компаний с целью стратегического партнерства на длительную перспективу. При этом в качестве стра­тегических инвесторов выступают и крупнейшие российские банки, создавая финансово-промышленные альянсы (группы — ФПГ) с целью долговременного сотрудничества.

Среди портфельных инвесторов выделяют следующие группы:

- инвестиционные фонды, специализирующиеся на вложениях в ценные бумаги на территории России, или так называемые инсти­туциональные инвесторы, представляющие крупные финансовые институты на международном рынке;

- так называемые хэдж-фонды, или спекулятивные фонды, при­нимающие на себя высокий риск вложений в российские акции и ожи­дающие высокого дохода от таких вложений, при этом длительность таких операций должна быть минимальной для минимизации риска, т.е. здесь мы сталкиваемся с характерным проявлением венчурного типа капитала, первым пришедшего и до сих пор наиболее активного на российском рынке.

Следует отметить, что деление инвестиций на стратегические и портфельные сегодня достаточно условно, так как любой стратеги­ческий инвестор при попытке максимизации своего дохода вынуж­ден использовать элементы портфельного инвестирования. Это не­редко приводит к тому, что стратегический инвестор отказывается от своих перспективных целей и действует как спекулянт.

Точно так же и портфельный инвестор, получая определенную норму прибыли (среднюю норму прибыли от использования данных финансовых инструментов или чуть выше ее), на определенном эта­пе превращается в долгосрочного (стратегического) инвестора по ка­кому-либо конкретному активу и проявляет большую заинтересован­ность в управлении активообразующими факторами.

Сейчас, с появлением большого объема информации о предприя­тиях, портфельные инвесторы в России стали ориентироваться не столько на акции крупных предприятий, но и средних, и даже мелких. Однако ценные бумаги по-прежнему покупаются портфельными ин­весторами на срок не более, чем 1,5 — 2 года с целью последующей продажи.

С момента начала приватизации при работе на российском рынке иностранные инвесторы, как правило, выбирали одну из ос­новных вышеперечисленных стратегий. Они либо проводили крат­косрочные спекулятивные сделки с российскими ценными бума­гами (портфельные инвестиции, как правило, высокодоходные), либо приобретали акции.

Стратегические же инвесторы, неудовлетворенные существую­щей законодательной базой в России, ставящей под угрозу безопас­ность их вложений, в основном ожидали принятия базовых норматив­ных документов, регламентирующих их участие в совместных про­ектах в России.

Компании, имеющие намерения занять долгосрочную устойчивую позицию на рынке при сохранении эффективной финансовой политики, тщательно подходят к определению инвестиционно-финансовой страте­гии и формированию инвестиционного портфеля корпорации.

В этой связи необходимо тщательно взвесить все открывающие­ся финансовые возможности компаний с целью наиболее эффектив­ного проникновения на новые рынки.

Прежде всего, важно определить масштабы и возможности дол­госрочных инвестиций как в нефтедобычу в новых регионах, так и в перерабатывающие предприятия.

Современная финансовая система большинства стран не позво­ляет рассчитывать на долгосрочные кредиты лишь местных банков, поэтому привлечение местных средств для инвестирования в новые проекты возможно, главным образом, при доступности кредитов, пре­доставляемых, как правило, Всемирным банком или Европейским Банком Реконструкции и Развития (ЕБРР).

Крупные западные концерны уже сейчас вкладывают средства в такие проекты, как Сахалин-1, Сахалин-2, Тенгиз, Карачаганак и т.п. Тем не менее, большинство подобных проектов нельзя назвать пол­ностью удачными, т.к. реальных проблем на пути их реализации ока­зывается значительно больше, чем ожидалось. Общая нестабиль­ность финансовой и законодательной базы стран СНГ заставляет западных участников искать всесторонние гарантии сохранности своих вложений со стороны правительств стран СНГ в виде соглашений или гарантийных обязательств правительства о неизменности нало­гового режима, безопасности путепроводов, используемых в проек­те, и т.д. Также к широкому участию в проектах привлекаются меж­дународные экспортно-кредитные агентства, гарантирующие поли­тические риски по проектам в СНГ, в ряде стран (например, Азер­байджане) режим СРП является основным в разработке нефтегазо­вых месторождений.

Нефтегазовая компания, имеющая в своем портфеле проекты по разработке долгосрочных высокозатратных месторождений, нужда­ется не только в привлечении масштабных кредитов, но и в распре­делении проектных рисков, в том числе путем поиска и включения в свой инвестиционный портфель и краткосрочных инвестиционных раз­работок, дающих скорую отдачу (проекты по конечному распределе­нию горючих ископаемых — бензоколонки и т.д.).

Высокая предполагаемая прибыль от проектов, включающих про­дажу нефти, газа или продуктов их переработки на мировом рынке, де­лает возможным различные типы финансирования подобных проектов. Приватизированная компания, желающая выйти на мировой ры­нок, стремится соответствовать требованиям, предъявляемым к кон­трагентам в международных сделках.

Прежде всего, оценивается финансовое положение компании и ее возможности. Очень большую роль играет здесь так называемый гиринг, т.е. показатель соотношения собственных активов компании и ее заемных средств. Данный показатель более характерен для ев­ропейских стран, в США аналогичным обратным показателем явля­ется так называемый финансовый леверидж, или финансовый ры­чаг, о котором говорилось выше.

Чем выше доля заемных средств, тем более рискованными ста­новятся вложения в компанию — как в форме покупки ее акций, так и в форме кредитования. Все это определяет рейтинг компании на ми­ровом рынке, который является одним из основных при оценке ее деятельности как для акционеров, так и для финансовых институтов. К сожалению, в нашей текущей практике показатель финансовой ус­тойчивости компании практически не используется, что приводит к непредсказуемым последствиям (например, опыт «МММ»).

Любая компания, стремящаяся завоевать репутацию устойчивой на мировом рынке, заботится о паритете доли заемных средств в балансе над собственными активами, используя различные методы управления своими финансами, начиная от использования методов проектного финансирования или финансирования с ограниченным пра­вом регресса, вплоть до детально взвешенного управления портфе­лем рисков но инвестициям.

Методы проектного финансирования, суть которых сводится к генерированию денежных поступлений самим проектом, не влияю­щим на баланс материнской (или холдинговой) компании, имеют рас­пространение среди большинства предприятий нефтегазового комп­лекса. При этом зачастую государственное участие позволяет в пер­вое время обеспечить дополнительные гарантии стабильности про­ектов развития таких предприятий. С точки зрения техники организа­ции систем управления финансами компаний обычно используется опыт крупных международных корпораций, имеющих в качестве шта­бов по управлению финансами и инвестициями так называемые Treasury (Казначейства), деятельность которых направлена на:

• управление кратко-, средне- и долгосрочными инвестициями;

• привлечение средств для деятельности корпорации;

• распоряжение и управление денежными потоками и использова­ние рынков капитала;





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.06 сек.