Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешняя энергетическая стратегия и энергетическая безопасность России




Оценка баланса интересов России по ДЭХ как инструмента международного регулирования

транзита нефти и газа на европейском рынке

Анализ ДЭХ показывает, что его ратификация несет в себе как преимущества, так и недостатки для российского ТЭК. К преимуще­ствам относятся:

• Договор устанавливает правовые рамки для оказания содействия долгосрочному сотрудничеству в области энергетики на основе взаи­модополняемости и взаимной выгоды, в соответствии с целями и принципами Хартии.

• ДЭХ, являющийся многосторонним экономическим договором, базируется на пяти ключевых элементах: поощрение капиталовложе­ний в энергетику, государственный суверенитет над национальными ресурсами, свобода доступа к энергетическим рынкам, свобода тран­зита энергоресурсов, свобода движения капиталов, связанных с ин­вестированием энергетических отраслей.

ДЭХ является первым:

- юридически обязательным многосторонним соглашением о за­щите инвестиций;

- многосторонним соглашением, охватывающим как защиту ин­вестиций, так и торговлю;

- применением транзитных правил к энергетическим системам;

- многосторонним договором, предусматривающим юридически обязательное международное разрешение споров в качестве общего правила.

Важность транзитных положений ДЭХ для России возрастает год от года. Позитивным является то, что положения ДЭХ о принципах осу­ществления транзитных операций в отношениях между странами-учас­тницами ДЭХ будут распространяться, в том числе, и на отношения Рос­сии в сфере энергетики с другими странами СНГ, что позволит переве­сти их в более цивилизованное русло. В частности, это может содей­ствовать решению проблемы транзита российских энергоресурсов че­рез территории государств, где неоднократно отмечались нарушения соглашений и использовались нерыночные формы расчетов и несанкци­онированный отбор. В свою очередь, решение транзитных вопросов может улучшить инвестиционный климат в России.

Значительное снижение тарифных ставок в результате многосто­ронних переговоров по торговле привело к уменьшению защитной роли таможенных тарифов в международной торговле. В результате бо­лее популярными мерами защиты отечественных рынков стали раз­личные меры нетарифного регулирования. Наиболее важные из та­ких мер подпадают под действие Соглашения по ВТО.

Выгодность для России инвестиционных положений ДЭХ зак­лючается в поощрении и взаимной защите капиталовложений на мно­госторонней основе. ДЭХ может оказать стабилизирующее влияние на инвестиционный климат и создаст предпосылки для привлечения инвестиций в ТЭК, в том числе получению инвестиций в виде новых технологий и оборудования, что позволит восстановить и модернизи­ровать его производственную и экспортную базу.

Для полноценного использования Россией процедур разрешения споров по ДЭХ необходима его ратификация Государственной Думой Российской Федерации.

В случае ратификации ДЭХ он войдет в национальную правовую систему в качестве международных обязательств России. В первую очередь это отразится на национальных правилах в области конкурен­ции, режима государственных закупок, валютного регулирования, режи­ма внешнеэкономической деятельности и инвестиций, международного арбитража. Российские законодательные и административные акты не могут приводиться в соответствие с положениями ДЭХ исключительно для энергетического сектора и, таким образом, они будут в значитель­ной степени влиять на правовую базу всей экономики.

Процесс ратификации ДЭХ осложняется в связи с тем, что ДЭХ затрагивает ключевую Сферу российской экономики, обеспечиваю­щей 40% экспорта. Основное его значение заключается в создании широких правовых рамок для иностранных и российских инвесторов в сфере финансирования долгосрочных энергетических проектов по добыче и вывозу из России энергетического сырья.

В 1996 г. ряд положений ДЭХ был использован в российско-азербай­джанском соглашении о транспортировке «ранней» каспийской нефти. Кроме того, Межгосударственный экономический комитет (МЭК) Эко­номического Союза СНГ на базе ДЭХ разработал важное для России многостороннее «Соглашение о проведении согласованной политики в области транзита нефти и нефтепродуктов по магистральным трубо­проводам», подписанное в апреле 1996 г. Это соглашение вступило в силу после его ратификации Казахстаном, Украиной, Азербайджаном, а так­же Белоруссией. Россия применяет его на временной основе.

ЕС намерен осуществлять сотрудничество с Россией в области энергетики путем ускорения ратификации Россией Договора к Энер­гетической Хартии и продолжения консультаций по созданию Много­стороннего рамочного соглашения по транзиту, которое позволит ак­тивизировать сотрудничество между Россией и ее соседями по воп­росам доступа к российской системе трубопроводов.

Однако ратификация должна преследовать цель создания опре­деленного уровня взаимоприемлемых торговых отношений, что, в первую очередь, связано с взаимным открытием рынков России и ЕС на равноправной основе как по качественным, так и по количе­ственным характеристикам. Кроме того, с расширением единого ев­ропейского рынка энергоносителей необходима единая законодатель­ная регулирующая основа для развития, в том числе рынка трубопро­водного транспорта.

В интересах России иметь по ДЭХ положительный баланс прав и обязанностей. Поэтому принятие решения о ратификации ДЭХ целе­сообразно поставить в зависимость от вынесения Конференцией Энер­гетической Хартии юридически обязательных толкований по вопро­сам применения Договора, представляющим важность для обеспе­чения энергетической безопасности России.

Несмотря на желание ЕС получить доступ к системе магистраль­ных нефте- и газопроводов Российской Федерации, по мнению само­го же ЕС, в Договоре к Энергетической Хартии недостаточно инст­рументов для этого. Такие инструменты могут быть заложены в Протоколе по транзиту энергоносителей, по которому продолжается переговорный процесс.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 586; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.