Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы психогигиены и психопрофилактики




Медицинская деонтология. Основные принципы.

Ме­дицинская деонтология – это наука в которой определяется моральные и эти­ческие стороны профессии врача, долг медицинских работников перед больным. Профессиональная деятельность врача во многом зависит от то­го, как складываются его отношения с больными, а эти отношения, в свою очередь, определяются личностными особенностями врача и его пациентов. Сложность отношений между врачом и пациентом заключается в том, что личность больного изменяется под влиянием болезни.

Личность врача: врач дол­жен иметь широкий кругозор и быть образованным; врач должен формировать свою личность, аторитет врача, личное обаяние, здоровый оптимизм врача, истинное достоинство, сочетающееся со скромностью, правдивость; не отнимать у человека надежду на исцеле­ние; строгое соблюдение врачом профессиональной тайны.

Взаимоотношения в медицинском коллективе: динамического наблюдения и лечения больного одним врачом; отношения врача с работающим вместе с ним медицинским персоналом; особенности взаимоотношений врач - медицинский персонал-больной.

Отношение к врачу пациента во многом определяется психологической установкой последнего, которая может быть адек­ватной, позитивной и негативной.

Четыре психологических типа врача, составляющих альтерна­тивные пары: сопереживающий - эмоционально «нейтральный»; директивный - недирективный.

Связь между личностными реакциями пациентов на заболевание и отношением их к врачу. Они различают:

а)содружественную реакцию, когда больные с первых дней забо­левания демонстрируют редкую пунктуальность и безграничное до­верие лечащему врачу;

б)спокойную реакцию, при которой больные аккуратно выпол­няют все назначения врача и адекватно реагируют на все его указа­ния;

в)неосознаваемую реакцию, которая в ряде случаев играет роль психологической защиты;

г)следовую реакцию: несмотря на благополучное разрешение заболевания, пациенты пребывают в состоянии болезненных сомне­ний, ожидания рецидива болезни;

д)негативную реакцию, характеризующуюся тем, что больные, находясь во власти предубеждений, тенденциозно относятся к леча­щему врачу и медицинскому персоналу;

е)паническую реакцию, при которой пациенты охвачены стра­хом, легко внушаемы;

ж)разрушительную реакцию с неадекватным поведением, игнорированием всех указаний лечащего врача.

 

Психогигиена - это наука об обеспечении и сохранении психического здоровья. Она всегда была непосредственно связана с психопрофилактикой. Но если по­следняя больше нацелена на предупреждение психических забо­леваний или психических нарушений, то цель психогигиены ­разработка системы мероприятий, направленных на формирова­ние, поддержание и укрепление психического здоровья. Психогигие­на связана также с психокоррекцией и психотерапией, использую­щими приемы и методы, которые позволяют устранять отклонения в психической деятельности и способствуют гармонизации личности.

Разделы психогигиены: возрастная психогигиена, психогигиена физиче­ского и умственного труда, психогигиена обучения, психогигиена быта, психогигиена семьи и половой жизни, психогигиена больного человека. Выделяются специальные разделы психогигиены: воен­ная, космическая, инженерная и др.

Условия для поддержания психи­ческого здоровья: наличия чувства защищенности; наличия смысла жизни; уважения и самоуважения; соответствия психических нагрузок уровню индивидуальной переносимости; необходимости и возможности устранения эмоциональной на­пряженности.

Факторов социальной среды, оказывающих влияние на психику че­ловека: неблагоприятная экологическая обстановка; высокий темп жизни и урбанизация; усложнение профессиональной деятельности; сильная загруженность (перегруженность) работой;

потеря или риск потери работы; большое расстояние между работой и домом (транспортный стресс); недостаточный уровень зарплаты и экономического стимули­рования.

Здоровый образ жизни - это поведение, базирующееся на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направлен­ных на достижение физического и психического комфорта, укрепле­ние и сохранение здоровья, активизацию защитных сил, обеспече­ние высокого уровня трудоспособности, активное долголетие.

Здоровый образ жизни предполагает:

1. сознательную организацию условий труда, позволяющую, по возможности, избегать психических и физических перегрузок;

2. чередование труда и отдыха с обязательным использованием выходных дней и отпуска по назначению;

3. рациональное сбалансированное питание, достаточный сон;

4. достаточную двигательную активность, отказ от пассивных форм отдыха;

5. регулярную сексуальную жизнь;

6. наличие увлечений;

7. отказ от вредных привычек;

8. соблюдение правил личной гигиены;

9. бережное отношение к окружающей среде;

10. создание гармоничных условий в семье;

11. нормальные межличностные отношения в трудовом коллек­тиве, с ближайшим окружением;

12. активное участие в культурных мероприятиях, занятия физ­культурой;

13. избегание чрезмерно напряженных, приводящих к утомлению мероприятий и занятий;

14. создание, по возможности, комфортных условий для труда и отдыха.

Не менее значимы и личностные характеристики, позволяющие сохранять психологическое равновесие и избегать дезадаптивных форм реагирования, среди которых выделяются:

1. способность принимать реальность во всем ее многообразии;

2. позитивное отношение к самому себе, другим людям и миру в целом;

3. адекватная устойчивая самооценка, мотивация на успех;

4. принятие личной ответственности за свою жизнь, способность делать осознанный выбор и нести ответственность за его по­следствия;

5. способность устанавливать конструктивные отношения с дру­гими людьми;

6. осознание проблемы зависимости и проблемы вины;

7. осознание проблемы личных ценностей, смысла жизни «для меня», смысла труда «для меня», проблемы счастья;

8. приведение притязаний и ожиданий в соответствие с реально­стью;

9. формирование навыков планирования, построения жизнен­ной перспективы, преодоление страха перед будущим;

10. знания о проблемах стресса, выработка индивидуальной так­тики управления стрессом, навыков саморегуляции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 768; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.