Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Структура рынка. Структура рынка- это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм




Структура рынка - это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размеры фирм, степень сходства или отличия товаров разных фирм, легкость входа на и выхода с конкретного рынка, доступность рыночной информации.

Структура рынка — это совокупность отдельных локальных рынков в границах национальной экономики страны (внутреннего рынка), а также — национальных рынков в пределах мирового хозяйства и его отдельных регионов, их взаимосвязь и взаимодействие между ними.

По объектам:

1. рынок товаров и услуг (потребительский рынок);

2. рынок рабочей силы;

3. рынок средств производства (капитал);

4. рынок ценных бумаг, валюты;

5. рынок научно-технических разработок, патентов;

6. рынок информации;

7. рынок средств обращения;

8. рынок отдельных товаров или товарных групп (мяса, одежды, обуви);

9. рынок лицензий и др.

Потребительский рынок в нашей стране до недавнего времени состоял из предприятий государственной и кооперативной торговли, общественного питания, колхозных рынков и мелких предприятий частной, семейной и индивидуальной торговли. Он включает рынки продовольственных товаров, рынки бытовых, коммунальных, транспортных услуг, рынок услуг культуры, образования, здравоохранения. Последние относятся к числу наиболее сомнительного и спорного использования сфер рыночных отношений, хотя масштабы платных услуг такого рода, реализуемых по договорным ценам, непрерывно расширяются.

Рынок услуг — определенная совокупность экономических отношений по поводу оказания, потребления и купли-продажи услуг. Услуга — это особенная потребительная стоимость, удовлетворяющая определенные потребности людей. Особенностью услуг как специфических товаров является то, что их полезность воплощена не в вещах, а в деятельности, поэтому потребление услуг совпадает с процессом их создания, и оказания, их невозможно накапливать, транспортировать и т. д.

 

Рынок жилья до недавнего времени в нашей стране существовал в виде купли-продажи частных домов, дач и других владений подобного рода, а также кооперативных квартир, которые могли быть проданы и куплены. В связи с приватизацией государственного жилого сектора можно ожидать формирования полноценного, а не ограниченного узкой зоной обмена или теневой продажи "по договоренности" рынка жилья, охватывающего все виды жилой площади. Это покончит с вопиющей социальной несправедливостью, когда одни люди (зачастую обеспеченные) получают жилье бесплатно, а другие покупают за полную стоимость.

Рынок рабочей силы, в принципе, всегда существовал. Однако в нашей экономике рабочая сила не была объектом свободной купли-продажи в связи с ее плановым распределением, внеэкономическим принуждением к труду (борьба с тунеядством) и государственными тарифами оплаты труда, отсутствием свободной системы найма и увольнения. До недавнего времени отрицался товарный характер рабочей силы. Развитие рынка рабочей силы предполагает признание за каждым индивидуумом права свободной продажи своей рабочей силы по собственному выбору, желанию и по рыночной цене на основе контракта между работником и нанимателем.

Рынок инвестиций представляет собой одну из разновидностей денежного рынка, в которой объектом рыночных отношений являются капиталовложения.

Рынок ценных бумаг до недавнего времени был представлен только куплей и продажей облигаций государственных займов, лотерейных билетов. В настоящее время проводится купля-продажа акций, облигаций, ассигнаций, чеков, аккредитивов, векселей и других видов денежных обязательств.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок инноваций, т.е. нововведений, изобретений, рационализаторских предложений, практически также отсутствовал в нашей экономике. Переход к рыночной экономике дает основание рассматривать инновации как товар, который целесообразно продавать по рыночным ценам, что несомненно должно привести к ускорению научно-технического прогресса.

Рынок информационных продуктов - это особый рынок, предметом купли-продажи здесь являются книги, газеты, картины, различного вида реклама и великое множество других предметов и видов деятельности, несущих людям необходимую информацию. Такой рынок у нас существует. Но если понимать информационный продукт в широком смысле слова, включая в него и интеллектуальный, т.е. научный, культурный, духовный, образовательный продукт, то рынок подобной продукции только формируется. Определенное распространение получают в качестве объекта купли-продажи программы для ЭВМ.

 

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности.

 

Рынок лицензий - это часть рынка инноваций. Объектом купли и продажи здесь служат патентные и беспатентные лицензии на передачу изобретений, технологического опыта, промышленных секторов и коммерческих знаний, использование товарных знаков и т.д. Это торговля технологией. В современных условиях наибольшее распространение в международной практике получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексный технологический обмен с предоставлением ноу-хау (информации, предоставляющей технические знания и практический опыт, имеющей коммерческую ценность и не обеспеченной патентной защитой: спецификаций, формул, рецептур, документации, схем организации производства, характеристик технологического процесса и пр.) и инжиниринговых услуг по промышленной реализации передаваемой технологии.

По субъектам:

1. рынок покупателей;

2. рынок продавцов;

3. рынок государственных учреждений;

4. рынок промежуточных продавцов-посредников.

На рынке покупателей предложение должно превышать спрос, тогда покупатель имеет возможность сравнить и оказать предпочтение тому или иному товару. Здесь имеет место конкуренция производителей, что характерно для современных развитых национальных и международных рынков.

Рынок продавца характеризует значительное превышение спроса над предложением. Здесь главную роль играет количество товаров и услуг, качеству уделяется минимальное внимание. Ни о предпродажном, ни о послепродажном сервисе не упоминается, все продается сразу, так как конкуренция между производителями отсутствует, товарный ассортимент беден.

Рынок государственных учреждений включает совокупность актов купли-продажи государственных организаций, федерального правительства, штатов, местных органов власти, закупающих или арендующих товары, необходимые им для выполнения своих основных функций по отправлению власти.

Рынок промежуточных продавцов выражает совокупность экономических отношений лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

В пространственном разрезе выделяют:

1. местный (локальный) рынок;

2. региональный рынок;

3. внутренний рынок;

4. внешний рынок;

5. национальный рынок;

6. мировой рынок.

По формам контакта различают:

1. рынки на личном контакте;

2. рынки на безличностном контакте.

По уровню насыщения:

1. равновесный рынок;

2. дефицитный рынок;

3. избыточный рынок.

По степени зрелости:

1. неразвитый рынок;

2. развитый рынок;

3. формирующийся рынок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1063; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.