Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Чувственное и рациональное познание, их осн.формы и роль в познании




Философские концепции истины и ее критериев.

Истина – это знание, которое точно отображает свойства и связи рассматриваемого объекта. Проблема истины является ведущей в гносеологии. Все проблемы теории познания касаются либо средств и путей достижения истины, либо форм существования истины.

В философии существуют следующие концепции истины: 1) классическая теория истин. Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании.- самая древнейшая из концепций, её поддерживали Аристотель, Платон, Гегель, Фейербах. 2) когерентная концепция - рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. 3) прагматическая концепция. Истиной считается то, что полезно для человека. 4) конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство. 5) экзистенциальная концепция (Хайдеггер). Истина есть свобода, это процесс, с одной стороны, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой - человек сам волен выбирать, каким способом и чем можно познать этот мир. 6) неатомистическая концепция. Истина - это божье откровение.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной по содержанию и субъективной по форме сторон. Истина объективна - это значит, что содержание человеческих представлений не зависит от субъекта, не зависит ни от человека, ни от человечества. В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов. Точка зрения сторонников субъективно- идеалистического эмпиризма состоит в понимании истинности как соответствие мышления ощущениям субъекта или как соответствие идей стремлениям личности к достижению успеха. На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Истинное знание каждой эпохи содержит элементы абсолютной истины. Абсолютная истина - такое знание, которое полностью исчерпывает предмет познания и не может быть опровергнуто при дальнейшем развитии познания. Всякая относительная истина содержит элемент абсолютного знания. Абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Критерий истины находится не в мышлении самом по себе и не в действительности, взятой вне субъекта, а заключается в практике. Абеляр: «истинно то, что доказано». (не всё можно доказать практически, значит, данные знания, чтобы называться истиной, обязаны быть доказаны Логически)

(В процесс познания включена вся психическая деятельность человека. Однако основную роль выполняют чувственное и рациональное познание.) Чувственное познание — это познание с пом. Орг. чувств, оно дает непосредственное знание о предметах и их св-ах и протекает в трех основных формах: ощущение, восприятие, представление.

Ощущение - это чувственный образ отдельного св-а предмета - его цвета, формы, вкуса и т.д. восприяти е -целостный образ предмета, возникающий в резул. его непосредственного воздействия на органы чувств(представляет собой их комбинацию свойств. Яблоко, например, воспринимается как комбинация ощущения его формы, цвета, вкуса.) Представление — сохранившийся в сознании образ отдельного предмета, воспринимавшийся человеком раньше.. Важную роль в формировании представления играют память и воображение, благодаря которым мы можем представить место, где были раньше, событие ит.д. (Воображение и память формируют представление не только о реальном предмете, например яблоке, но и фантастические образы, являющиеся комбинацией нескольких реальных предметов (кентавр, сатир, ведьма в ступе и с помелом и т.д.).

Таким образом, чувственное познание дает знание об отдельных свойствах и предметах действительности.

(ДОСТОВЕРНОСТЬ ЭТИХ ЗНАНИЙ Что касается достоверности чувственных образов, их соответствия вещам и их св-ам, отметим следующее. Одни и те же предметы вызывают у разных людей неодинаковые ощущения, на что обратили внимание скептики. Субъективность ощущений обусловлена физиологическими различиями орг. чувств отд. людей, их эмоциональным состоянием и другими факторами. Но было бы ошибочным абсолютизировать субъективную сторону познания, считая, что в ощущениях и восприятиях объективного, не зависящего от человека содержания, отражающего действительность. Если бы это было так, то человек вообще не смог бы ориентироваться в окружающем его мире. Он не смог бы различать предметы по их размерам, цвету, вкусу и не зная реальных свойств дерева, камня, железа, он не бы изготовить и применять орудия труда, добывать средства существования. Поэтому чувственное познание, включая момент субъективного, имеет объективное, не зависимое от человека содержание, благодаря которому органы чувств дают в основном верное знание о действительности. Ощущения, восприятия, представления — это субъективные образы объективного мира.)

Также познание включается и рациональное познание, которое, взаимодействуя с чувственным восприятием, дополняет и корректирует познавательный процесс и его результаты.

Чувственное познание дает знания об отдельных предметах и их свойствах. Обобщить эти знания, проникнуть в сущность вещей, познать причину явлений, законы бытия с помощью только органов чувств невозможно. Это достигается с помощью рационального познания.

Рациональное познание выражается в формах: понятиях, суждениях и умозаключениях, отражающих общее, существенное в предметах. 1. Понятие -форма мышления, отражающая предметы в их существенных и отличительных

признаках;

2. Суждение - Это форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, явлениях, их свойствах, или отношениях.

3. Умозаключение -форма мышления,посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.

Чувственное и рациональное познание составляют стороны, единого процесса познания. Отражая объект с внешней, поверхностной стороны, чувственное познание содержит в себе элементы обобщения, которое свойственно не только представлено также восприятиям и ощущениям. Они составляют предпосылку перехода к рациональному познанию. Рациональное познание не только включает в себя момент чувственного, которого оно было бы лишено объективного содержания и с объективным миром, но, кроме того, оно ориентирует и обуславливает чувственное познание. И хотя чувственное познание первично по отношению к мышлению, однако в сформировавшемся познании чувственное выступает в неразрывной связи с рациональным, составляя единый познавательный процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.