Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос № 20. Роль биографического принципа изображения в романах И.С. Тургенева




Творчество Тургенева падает на эпоху начала подъема после кризиса в войне. Поражение в крымской войне готовило к отмене крепостного права. На арену общественной жизни вышли не только либералы, но вышло совершенно молодое поколение разночинцев. Тургенев начинает свой 1й роман «Рудин» 1855г на волне общественного подъема. Он пишет «Рудин», т.к. у него определилась необходимость появления нового героя. Все это обнаруживает особенности творчества Тургенева. Каждый Тургеневский роман отражает важнейшую фазу жизни. Его романы – хронометр жизни. Его романы социально-психологичны.

В романе «Рудин» происходит формирование романной концепции героя 1850-х годов. Характер прототипа Михаила Бакунина был «дополнен» многими другими чертами. Тургенев сознательно не воспроизвел черт характера Бакунина, которые делали бы его личность уникальной. Он ставил перед собою цель показать историческое движение русской жизни, выраженное в идейных исканиях, в изменении этических идеалов, в человеческих характерах и людских судьбах.

Герой выражает историческую задачу своего поколения, призванного разрушить устоявшуюся рутину жизни. Однако, внушив новые мысли молодому поколению, Рудин способствуют изменению ситуации в обществе. Однако изменив ситуацию в обществе становятся архаичными. Он принадлежит к тем характерам, кот выдвигаются на общественную арену, когда в них возникает историческая необходимость. Тургенев приписываетк своему роману концовку, изображающую умирающего Рудина, когда он пытается в революционных боях Европы «проверить» русские освободительные идеи. Гибель па баррикаде вновь возвышает развенчанного героя, но и придает его подвигу «мечтательный», отвлеченный характер.

В 1958г в свет выходит новый роман «Дворянское гнездо». Своего нового героя Лаврецкого Тургенев наделил полудемократическим происхождением, физической силой богатыря. Его облик противостоит не только Онегину, Печорину, Бельтову, но и герою его первого романа Рудину. «Дворянское гнездо» — лирический роман, новизна романа в том, что в центр поставлена проблема соотношения идеологических концепций современных дворян с традиционным народным мировоззрением. Помимо того, построение романа с двумя равноправными героями (Лаврецкий и Лиза Калитина) отличалось от «одноцентренного» романа «Рудин». Идейный спор героев впервые занимает центральное место и впервые «сторонами» этого спора становятся любящие. Любовь превращается в арену борьбы идеалов.

Историко-политический план здесь хронологически не совпадает со временем, необходимым для осуществления лирического сюжета. Между спорами и эпилогом романа проходит 8 лет. Поэтому Тургенев вынужден был отнести начало действия романа к 1850 году вопреки всей исторической обстановке.

«Отцы и дети» (1862), роман, подводящий итог большому периоду деятельности Тург. Возвращение к «одноцентренной» структуре романа. Воплощением исторического движения, исторического перелома в романе является один герой, подобно тому как это было в первом романе писателя, названном именем героя, вокруг которого организовано действие, — «Рудин». Вместе с тем в «Отцах и детях» впервые у Тургенева складывается роман, структура которого определяется противостоянием социальных и политических сил, способных вступать в контакты только в стычках и «боевых действиях» идейного порядка. Особенностью Базарова как типа, воплощающего эпоху 60-х гг., является его социальная и политическая определенность: ею принадлежность к демократической интеллигенции, политический радикализм и философский материализм.

Объясняя значение смерти Базарова в романе, Тургенев напомнил о трагическом характере этого образа и определил смерть как последнюю трагическую черту, которая завершает характеристику героя.

Действие романа «Дым» (1867) относится к 1862 году. Роман изображает политические обстоятельства эпохи и выражает разочарование в плодотворности политической деятельности. Это разочарование прежде всего проявляется в отношении писателя к среде, причастной к политике правительственных верхов.

В «Дыме», а затем и в «Нови» меняется характер романа Тургенева, и, как всегда в творчестве этого писателя, форма произведения отражает характер описываемой действительности и героя, который стоит в центре произведения и трактуется как герой времени. В «Дыме» центральный герой не «муж рока», не личность, представляющая эпоху, а рядовой — «рутинный» дворянин. За это читатели и критики, привыкшие извлекать из романов Тургенева приговор своему поколению, выраженный через образ героя, подвергли писателя новым нападкам. Поставив такой персонаж в центре произведения, Тургенев сделал по сути дела роман «безгеройным». При этом он несомненно понимал, что у читателя его романов уже сформировалась прочная «привычка» их восприятия и что «безгеройностъ» будет резко битъ по этой привычке, обратит на себя внимание. Надо думать, что такое воздействие его романа на читателя входило в его расчет. Отсутствие героя было формой выражения авторского отношения к эпохе. «Дым» представлял собою роман-памфлет. Трагическая его сатиричность передавала глубокую грусть автора, расставшегося с надеждами на политическое возрождение страны, на демократизацию ее строя, которые он питал в преддверии реформ. Характерно, что действие нового романа Тургенев «вынес» за границу. Рассматривая современную политическую жизнь как «дым», бесполезный и бессмысленный, писатель видит, что этот «дым» проникает во все норы существования общества и человека — и сама жизнь делается эфемерной, как «тень, бегущая от дыма». «Сомнение во всем», которое, по словам Толстого, было «выражено и трогательно, и прелестно в «Довольно»», пронизывало и роман Тургенева «Дым». Этот лирический пессимизм романа более любых политических деклараций раскрывал, как дороги писателю были социальные завоевания его народа, важнейшим из которых он считал отмену крепостного права — результат длительной борьбы всех передовых сил русского общества — и активизацию открытой идейной борьбы. Поэтому-то новый наплыв реакции, правительственные контрреформы так глубоко поразили его.

В романе «Новь» (1876) - героическая тема в характерном для Тургенева общественно-историческом аспекте снова звучит, и скептическое разочарование отступает перед нею. Как и в «Дыме», в «Нови» политические убеждения героев составляют основу их характеристики. Писатель не организует действие вокруг героя, как прежде. Народничество, зарождение которого он наблюдает, не дает, как ему кажется, материала для построения образа, равного Базарову.

Тургенев уловил, что именно в это время остро встал вопрос о роли сильной личности в движении, которым охвачен широкий круг молодежи. Тема власти и подчинения разрабатывалась им в 60-е гг. в связи с вопросом о народных религиозных движениях. В «Нови» тема народа и его отношения к протестующему герою ставится открыто политически. Главным героем романа он делает человека, жаждущего справедливости, но уязвимого, неспособного верить в идею, забыть о себе, «личного». Тургенев же считал, что самый глубокий протест в России всегда был свободен от «личных» мотивов, от «личной раздражительности».

Первый роман Тургенева был написан в 1855 г., последний – в 1876 г. В это время актуальной проблемой были пути развития России. Тургенев был в центре борьбы. Его персонажи взяты из демократической среды. Его романы были барометром духовной жизни. Тургенев остро чувствовал общественную жизнь. «Отличительным качеством Тургенева является необычайная чуткость к живым струнам общества, к животрепещущим, важным проблемам» (Добролюбов). Особенность Тургенева – активная реакция на «благородные порывы общества» (Добролюбов). Вторая особенность Тургенева – лиризм, обаяние личности Тургенева, «удивительный субъективизм» (Добролюбов). «Я стремился, насколько хватило сил у меня, добросовестно и беспристрастно изобразить и воплотить в надлежащие типы самый образ и быстро изменяющиеся физиономии людей культурного слоя» (И.С. Тургенев). Роман «Рудин» - итоговый роман в отношении жанра и проблематики героя.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1024; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.