Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическая культура, ее функции и влияние на экономику




Соотношения объективного и субъективного в экономике

Постановка вопроса об объективном и субъективном факторах имеет смысл только в пределах активной человеческой деятельности. Объективный и субъективный факторы не являются объективными и субъективными условиями деятельности, так же как субъект деятельности нельзя рассматривать как субъективный фактор. Проблема объективного и субъективного требует четкого выяснения различия объекта и субъекта деятельности, объективных и субъективных условий деятельности, объективного и субъективного фактора в самой деятельности,главное в диалекте объективного и субъективного в механизме действия экономического закона заключается в том, что субъективное зависит от объективного, подчинено ему, детерминируется им. Следовательно, в отношение объективного и субъективного в экономической деятельности людей включается следующий аспект: соотношение действия и использования экономических законов.

Экономическая культура - система ценностей и побуждений хозяйственной деятельности. Экономическая культура предполагает:

- уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

- неприятие настроений уравниловки;

- создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т.п.

Экономическая культура выполняет целый ряд взаимосвязанных функций.

адаптационная функция. Адаптационная функция экономической культуры дает возможность людям, руководствующимся ее ценностями и нормами, во-первых, приспосабливаться к существующим в обществе социально-экономическим условиям, типам и формам экономического поведения, во-вторых, приноравливать окружающую социально-экономическую среду к своим потребностям и интересам – производить необходимые экономические блага, распространять их среди окружающих путем обмена, продажи, сдачи в аренду и т.д. познавательной функцией. Овладевая знаниями, содержащимися в экономической культуре, с ее правовыми нормами. экономическая культура выполняет очень важную нормативно-регуляционную функцию. Сущность ее заключается в том, что экономическая культура, выступая в качестве совокупности идеалов, норм, образцов поведения, предписывает индивидам и социальным группам определенные стандарты и правила, в соответствии с которыми складывается образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации, ролевые ожидания, притязания и способы деятельности в экономической сфере общества. трансляционную функцию, создающую возможности для диалога поколений и эпох, передавая из прошлого в настоящее, из настоящего в будущее опыт экономической деятельности.

 

Активизация подмеханизмов, ответственных за выполнение экономической культурой её основных функций - обязательное условие повышения регулятивной роли экономической культуры в процессе формирования активных - рыночных типов экономического поведения. Это позволит экономической культуре полноценно функционировать в качестве социального механизма, обеспечивающего общественные потребности в воспроизводстве тех или иных типов экономического поведения субъектов хозяйственной деятельности.

13. Професійна майстерність і творчий потенціал працівника.

Профессиональное мастерство — это высший уровень овладения профессиональной деятельностью. Профессиональное мастерство не сводится только к профессиональным знаниям, умениям и навыкам. Процесс овладения мастерством есть одновременно и процесс формирования личности человека, его интересов, нравственных ценностей и идеалов. Высокий уровень общей и технологической культуры, профессиональная мобильност, самостоятельность и высокая профессиональная устойчивость, стремление к самосовершенствованию, творческий подход к работе укрепляют и развивают профессиональное мастерство.

Профессиональное мастерство, как специфическая сторона подготовленности специалиста-личности к профессиональной деятельности, — это высокая степень его профессиональной обученности, позволяющая компетентно решать профессиональные задачи.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО СПЕЦИАЛИСТА — высокий уровень деятельности в ходе выполнения им своих обязанностей. Оно проявляется в точных, безошибочных движениях и действиях специалиста, в творческом использовании и применении им своей подготовленности. Внутренней основой профессионального мастерства специалиста является система знаний, навыков, умений, качеств, отвечающая профессии, ее целям и задачам. Профессиональные знания специалиста характеризуются осмысленностью, широтой, прочностью, гибкостью, глубиной, готовностью к правильному использованию их при изменении ситуаций трудовой деятельности. Профессиональное мастерство специалиста невозможно без навыков. Обладая навыками, специалист имеет возможность сосредоточиться на главном, проявлять творчество в своей деятельности, выполнять ее с высокими количественными и качественными показателями. Навыки специалиста должны быть прочными, гибкими, разнообразными, охватывать важнейшие операции, типичные для данной специальности.

Творческий потенциал - это совокупность способностей работников организации к постановке и решению новых творческих задач, созданию чего-то качественно нового, отличающегося неповторимостью и уникальностью, а также к созданию условий на предприятия для проявления этих творческих способностей. Творческий потенциал (англ. Creative potential) — совокупность качеств человека, определяющих возможность и границы его участия в трудовой деятельности.

Креати́вность — (созидательный, творческий) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем.

14. Людина у світі речей.

Человек живет в мире созданных им вещей. Благодаря вещам произошел переворот в мире от «человека сотворенного» и объекта творения в «человека творящего», субъекта создаваемого. Насыщение пространства вокруг человека вещами меняет его мир. Вещи входят в его жизнь и становятся предметами первой необходимости, без которых он чувствует себя обделенным. Потому что весь окружающий человеческий мир состоит из них: машин, телефонов, одежды, мебели, пылесосов и т.д. Вещи в современной культуре продолжают выполнять свои традиционные функции: опосредуют отношения между людьми, удовлетворяют многообразные человеческие потребности и даже прихоти, они остаются продуктами человеческой деятельности, её творениями. Симпатия к той или иной вещи, желание обладать ею, ее выбор обусловлен внутренней установкой, видением самого себя, самооценкой. Вещь в данном случае выступает в роли идентификатора, с помощью которого человек может выразить свои внутренние устремления, создать свой образ, а также позиционировать себя в обществе.

15 Проблема вивчення мотивації трудової діяльності.

Мотивація праці (від фр. мotif — збудження) — усвідомлене спонукання до активної трудової діяльності суб’єкта, пов’язане з намаганням задовольнити певні потреби.

Трудова мотивація — це процес вибору людиною обґрунтування свого способу участі в трудовій діяльності.

Питанням трудової мотивації присвячено роботи відомих філософів, учених-економістів: Аристотеля, Сократа, Платона, М.Вебера, К.Маркса, Ф.Енгельса, А. МАслоу, Д.Адамса, У Макдауголла тощо

Трудова діяльність людини, як правило, ґрунтується одночасно на кількох мотивах, що становлять так зване мотиваційне ядро. Воно має певну ієрархічну структуру, що залежить від конкретної трудової ситуації:

· вибір фаху або місця роботи;

· повсякденна праця за вибраним фахом;

· трудовий конфлікт;

· зміна місця роботи або фаху;

· інновації, зміна характеристик зовнішнього середовища.

У вітчизняній соціології домінують дві концепції мотивації праці. Одна з них зв’язує зміни в ставленні до праці лише зі змінами в системі матеріального стимулювання, а інша — зі змінами в змісті й характері самої праці. Російський соціолог О. Здравомислов спробував поєднати ці концепції (див. рис., с. 309).

Згідно з концепцією О. Здравомислова існують чотири рівні мотивації трудової діяльності. Перший, вихідний, рівень — матеріальна заінтересованість у результатах праці. Людина в будь-якому суспільстві працює насамперед задля того, щоб придбати певну кількість матеріальних благ, необхідних для неї самої та для її сім’ї.

Концепція мотивації праці за О. Здравомисловим

Проте, щоб заробіток справді був стимулом до праці, він має відповідати не тільки індивідуальному трудовому внеску працівника, а й соціальній нормі, що склалася. Людина оцінює свій заробіток, порівнюючи його з тим, скільки одержують інші, і з тим, що можна на нього купити.

Другий рівень — зміст праці. Людина працює не тільки заради заробітку, а і з інтересу до змісту самої роботи. Буває, що людина вибирає роботу, яка оплачується не дуже високо, але захоплює її своїм змістом.

Третій рівень визначається взаємовідносинами в колективі, де людина працює, з керівником, колегами по роботі. Часто людина переходить на іншу роботу тільки через те, щоб потрапити до іншого колективу, в оточення приємних для неї людей.

Четвертий рівень мотивації — усвідомлення сенсу своєї праці. Цей рівень вінчає всю систему мотивації, ніби підносить її на новий щабель. Людина усвідомлює, заради чого вона працює, розуміє свою значущість, місце в суспільстві, необхідність працювати якісно і продуктивно. Ясна річ, кожний наступний рівень мотивів не відміняє попереднього.

 

Под мотивацией в психологии понимается совокупность факторов, энергетизирующих и направляющих поведение. Таким образом, проблема мотивации сводится к созданию некоторой теории, позволяющей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное направление, траекторию поведения индивида.

Изучение мотивации трудовой деятельности личности имеет и теоретическое, и огромное практическое значение. В основе побуждений личности к той или иной активности лежат соответствующие потребности. Психологи обычно различают две категории потребностей: 1) свойственные человеку как естественному организму (воздух, питье, пища, сон, движение, секс и т.п.); 2) присущие лишь человеческой личности. Согласно классификации А.Н. Леонтьева потребности первого рода называются естественными, второго рода – высшими.

Мотивация трудовой деятельности личности представляет собой непрерывный процесс, протекающий под постоянным воздействием объективных и субъективных факторов. К числу важнейших объективных факторов необходимо отнести влияние социальной макросреды – особенностей общества в целом и всех существенных изменений, которые в нем происходят.

Як бачимо, мотивація трудової діяльності — складне психічне явище. Спонукання людини до тієї чи іншої роботи переважно пов'язане з намаганням задовольнити не одну, а декілька потреб.

16. Активізація людського фактора в економіці.

В узагальненому вигляді людський фактор визначається як сукупність основних соціальних якостей людини, які історично склалися в суспільстві, а саме: ціннісні орієнтири, моральні принципи, норми поведінки, життєві плани, рівень знань та інформованості, характер трудових та соціальних навичок, установки та уявлення про особисто значимі елементи соціального життя - соціальну справедливість, про права і свободи людини, про громадянський обов´язок.

У психології під «людським фактором» розуміють людський компонент управління, тобто особу, групу, колектив, суспільство, які включені в управлінську систему. У більш конкретному розумінні «людський фактор» - це внутрішній світ людей - їх потреби, інтереси, установки, переживання, спрямованості тощо.

Таким чином, поняття «людський фактор» визначає місце людини у відповідній системі суспільного виробництва і всій системі виробничих стосунків. Це, у свою чергу, передбачає необхідність наповнення конкретно-історичним змістом відокремленої від соціально-економічних умов характеристики людини як продуктивної сили.

Человеческий фактор – это система физиологических, психологических, социально-психологических свойств и возможностей человека, которые проявляются при взаимодействии между людьми, с организацией и орудиями труда и которые оказывают существенное влияние на эффективность общественного труда. Речь идет, прежде всего, о потребностях и способностях человека, мотивах его поведения, интересах и творческих возможностях, работоспособности, интеллекте и эмоциях, воле и характере, сознании и самосознании, формировании социальных установок и ценностной ориентации и т.д. Это комплекс свойств человека и социальной среды, в которой реализуется его деятельность.

Человеческий фактор – психологические и другие характеристики человека, его возможности и ограничения, определяемые в конкретных условиях его деятельности. К человеческому фактору относятся, например: настроения и чувства людей, их привычки, социальные установки, ценностные ориентации, стереотипы индивидуального и группового поведения, способности, склонности и мотивы, субъективные отношения личности к окружающей деятельности, межличностные отношения, психологический климат в коллективе, психологические барьеры и многое другое.

Человеческий фактор в экономике рассматривался как человек, являющийся активной производительной силой и активным субъектом отношений собственности, обмена, распределения и потребления.

Под резервами человеческого фактора в экономике понималась совокупная потенциальная способность всех людей воплотить в жизнь экономическую стратегию партии осуществить кардинальное ускорение научно-технического прогресса, провести серьезные структурные изменения в экономике, совершенствовать систему управления и методы хозяйствования.

На современном этапе развития экономики человеческому фактору придается все больше и больше значение. Изучается влияние периодических изменений работоспособности на производительность труда, которые в свою очередь зависят от настроения человека, его умственных способностей.

Человеческий фактор в экономике играет существенную роль. Данный фактор на разных уровнях менеджмента в национальной экономике проявляется в различных персонах – работника, у которого есть рабочая сила, и предпринимателя, у которого есть средства производства. Работника необходимо заинтересовать в высокопроизводительном труда, а предпринимателя заинтересовать в оптимальной и эффективной организации производства

17. Особистісний потенціал працівника: проблеми його формування і розвитку.

Личностный потенциал работника – это его уровень общего и профессионального развития.
Включает в себя:
– психофизиологический потенциал – степень физического развития, обеспечивающего успешное выполнение трудовых функций;
– квалификационный потенциал – степень знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять конкретную профессиональную деятельность;
– социально-педагогический потенциал – степень гражданского сознания, отношения к труду и профессии, которые способствуют повышению эффективности выполнения трудовой деятельности.

Развитие личностного потенциала можно достичь с помощью профессионального воспитания, профессионального образования, профессионального обучения

Личностный потенциал работника (ЛПР) – это степень развития профессионально значимых качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное выполнение работником трудовых заданий и эффективное решение производственных задач. ЛПР включает: психофизиологический потенциал (развитие способностей и склонностей человека, его здоровье, работоспособность, выносливость и т.д.); квалификационный потенциал (объем и качество общих и специальных знаний, трудовых навыков и умений, обусловливающих способность выполнять работу определенного уровня и качества); социальный потенциал (уровень гражданского сознания, духовной и социальной зрелости, умение общаться, отношение к труду, правосознание и поведение и т.д.). ЛПР формируется посредством и в системе профессионального образования и определяет степень конкурентоспособности специалиста на рынке труда. При этом начало его закладывается в семье, детском саду и школе.

Это совокупность определенных черт (социально-демографических, социально-психологических) и качеств работника, которые формируют и определенный тип поведения: уверенность в себе, общительность, способность к самоутверждению, уравновешенность, объективность и т.д. То есть личностный потенциал работника характеризует Внутреннюю физическую и духовную энергию человека, его деятельностную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Личностный потенциал работника играет важную роль в жизни организации. Поэтому от того, как правильно будет проходить процесс формирования и от того, как он будет развиваться, зависит успех организации.

Личностный потенциал человека работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию че­ловека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию.

Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов психофизиологического, трудового и творческого потенциалов.

 

 

18. Власники, виробники, споживачі: соціально-економічні і психологічні характеристики в умовах ринкових відносин.

Вла́сник — це особа, яка має право власності. Право власності складається з трьох «правомочностей»: право володіння, право користування, право розпорядження.

Собственник - субъект собственности; физическое или юридическое лицо, обладающее правом собственности, выступающее в роли владельца, распределителя, пользователя объекта собственности.

 

 

25. Соціальна структура суспільства й економіки.

Социальная структура общества - система взаимосвязанных и взаимодействующих сообществ или построение общества в целом. Социальная структура характеризует различные виды социальных общностей и отношения между ними. Это, в частности, социально-демографические, классовые, социально-этнические и другие сообщества. Поэтому ключевым в понимании социальной структуры общества является понятие социальной общности, социальной группы.

Важной характеристикой экономической системы является ее социальная структура. Социальная структура отражает распределение национальной экономики по формам собственности, по организационно-правовым формам предпринимательства, по уровню доходов определенных слоев населения.

Социальная структура характеризует соотношение между: организационно-правовыми формами предпринимательства с учетом уровня концентрации и централизации производства (между крупными, средними и малыми предприятиями) и на основе форм собственности (между частными, государственными и коллективными предприятиями); группами населения по уровню доходов (дифференциация с ходами различных групп населения).

26. Психологія комерційної таємниці

Психология коммерческой тайны — одна из прикладных проблем отечественной экономической психологии. Приватизация государственных источников информации, процесс концентрации инфор­мационных ресурсов в коммерческих структурах повлекли за собой осознание ценности коммерческой информации и необходимости ее защиты.

Причина, мотивирующая предпринимателя самостоятельно заниматься перспективной разработкой, — асимметрия информации, т.е. такая ситуация, когда он обладает важной информацией, а другие заинтересованные лица — нет. Однако важно уметь сберечь информацию. Часто вновь возникшее предприятие сходит с предпринимательской сцены из-за беспечности, избыточного авантюризма и элементарной психологической неграмотности его основателей. От руководителей теперь требуется разработка не только рыночной стратегии, но и стратегии обеспечения ин­формационной безопасности, знание психологии обеспечения коммерческой тайны в фирме.

Под коммерческой тайной предприятия (фирмы) понимают сведения, не являющиеся государственными секретами, но связанные с производством, технологией, НИОКР, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение которых может нанести ущерб его интересам1.

В настоящее время в отечественной литературе практически отсутствуют открытые работы по этой проблеме, поэтому в основном используется зарубежный опыт в ее решении.

27. Як розглядаються гроші з психологічної точки зору.

С психологической точки зрения, деньги порабощают человека. Если человек привык к достатку, то он уже не волен чувствовать себя хорошо, когда денег мало или нет совсем - деньги нужны такому человеку как воздух. Это, конечно, не всех касается, но очень многих.

Любая оплачиваемая работа - это по, большому счёту, рабство, хотя таким словом она и не называется. Просто раньше рабам платили едой, мало и при этом били физически, а теперь платят деньгами, некоторым немножко больше и бьют юридически и экономически, но человек всё равно не волен - человека заставляют кроме основной работы выполнять какую-то дополнительную (может, не всегда, но очень часто), человек не волен сделать себе выходной, когда ему это хочется, не волен отказаться от работы на полпути и т.п. Ну, хотя, некоторым это полезно, так как без этого многие люди только и знали бы, что отдыхали бы и прозябали бы.

С точки зрения того, чем человек занимается - тот, кто привык к деньгам, будет делать не то, что ему хочется делать, а то, за что платят деньги. Тут, как бы, ничего плохого нет, но если определить психологическое здоровье как «быть самим собой» (по Абрахаму Маслоу, к примеру), то такого рода изменение деятельности ведёт к психологическим болезням - нельзя постоянно делать то, за что платят, нужно хотя бы иногда заниматься любимым делом. Хотя, некоторым счастливчикам повезло и за их любимое дело платят.

28. Назвіть чинники, що впливають на ставлення до грошей.

К факторам, влияющим на денежное поведение, относят пол, возраст, социальное окружение, экономическое положение, личностные особенности и др.

Половые различия были обнаружены в работах разных авторов. У мужчин выявлена тенденция придавать деньгам повышенную ценность. Они оказались более компетентными в обращении с деньгами и более склонны к риску в целях их приобретения.

Женщины же выражают более сильную фрустрацию (состояние переживания препятствия на пути достижения цели) по поводу отсутствия денег и больше завидуют тем, кто их имеет.

Мальчики и юноши проявляют большую по сравнению с девочками и девушками способность накапливать, чтобы купить со временем какую-то важную вещь. У мальчиков в отличие от девочек более выражена способность к финансовому самоконтролю, что хорошо согласуется с ожидаемой от них в будущем ответственностью в экономической сфере жизни, традиционной ролью мужчины в семье как "добытчика", главного кормильца.

С возрастом связана способность планировать бюджет и соотношение мотивов потребления и накопления (увеличивается накопление на случай болезней и других неприятностей). Женщины в большей степени, чем мужчины, а молодежь, нежели зрелые и пожилые, используют траты, покупки как фактор самоуспокоения, психотерапии.

Учеными доказано, что экстраверты (личности, обращенные больше на окружающий мир) относятся к деньгам более открыто, комфортно, беззаботно, чем устойчивые интроверты (фиксированные на явлениях собственного внутреннего мира).

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

29. Які особливості “грошової ” поведінки найчастіше виявляються у людей із заниженою самооцінкою.

С низкой самооценкой и неуверенностью в себе оказалось связано и слишком ограничительное поведение и, напротив, транжирство. Было показано также, что моты и транжиры менее уверены в себе, имеют более низкую самооценку, чем типичные потребители.

Согласно результатам исследования другого автора, люди, придерживающиеся в денежной этике вещизма и накопительства, менее удовлетворены жизнью, чем те, у кого превалируют духовные и социальные ценности.

30. Чи впливає розмір доходу людини на її сприйняття іншими людьми?

31. Гроші, як “мирило ” відносин між людьми та країнами. Дайте характеристику.

Гро́ші — особливий товар, що є загальною еквівалентною формою вартості інших товарів. Гроші виконують функції мірила вартості та засобу обігу. Крім того, вони є засобами нагромадження та платежу. З утворенням світового ринку, деякі національні гроші виконують функції світових.

Деньги не являются всеобъемлющим фетишем, определяют далеко не все отношения между людьми.

Деньги выступают в роли индикатора положения человека среди других людей. Экономическое положение индивида и то, гражданином какой страны он является, определяет отношение к нему партнера с точки зрения денежных затрат на него – прием, подарки, обслуживание транспортом, оплата труда.

Во многих странах деньги выступают как средство взятки в виде подарков функционеру, от которого зависит продвижение по службе, получение каких-либо благ, ускорение прохождения дел. Вместо денег, которые во всем мире осуждаются как подкуп, преподносятся дорогие подарки. На Западе чаще встречается завуалированный тип взятки – «презент вашей жене от нашей компании», на Востоке – более открытый тип подарка, который объясняется как "традиции".

В нашей стране на глазах произошло разделение на богатых и бедных. Вопрос становления богатых довольно скользкий: все-таки, по словам французского экономиста, социолога и политика П. Ж. Прудона (1809-1865), "собственность есть кража". В обществах со стабильной экономикой, с многовековыми традициями существования финансового расслоения к сосуществованию богатых и бедных относятся, как к чему-то само собой разумеющемуся. У нас же за последнее десятилетие века делались огромные состояния при катастрофическом обнищании населения. Потому негативное отношение к необогачам определяется сознанием, будто богатства нажиты неправедным путем. К тому же психика людей не успевает приспособиться к произошедшим переменам. Пожалуй, только новые поколения людей, заставшие уже расслоившийся мир, относятся к богачам спокойно и нейтрально.

32. Вплив грошей на формування особистості.

В реальной жизни человек находится еще, по крайней мере, в двух сферах – духовной и вещной. Он взаимодействует с объектным миром вещей, воспринимаемым во всей совокупности своих особенностей и в сознании людей. Деньги являются обобщенной формализованной стороной вещного мира.

Дети иногда с 4-6 лет понимают назначение денег, знают, что, имея их, можно купить что-либо, могущее изменить их роль среди сверстников. Причем понимают и те, для которых важно и в детстве, и потом "иметь", и те, для кого важно "быть".

Обладание деньгами вызывает самое различное поведение людей в области самоутверждения. Иногда деньги являются единственным средством закрепить свое положение, свой статус в обществе или восприятие самого себя, изменить "образ Я

Ощущение себя богатым или бедным оказывает влияние на формирование направленности и профессионального выбора личности. Отсутствие денег у молодых представителей бедных семей побуждает их выбирать профессию с большими заработками, организовывать коммерческую или производственную деятельность. Часто это делается вопреки наклонностям, задаткам и способностям. У богатого человека совсем другие возможности выбора деятельности. Теоретически они разнообразнее и больше связаны с его личными предпочтениями. В полной мере может проявиться направленность на дело либо благотворительная или меценатская деятельность, либо смена профессии, открытие нового дела. Естественно, что возможность вариаций выбора влияет на формирование личности. В любом случае, по У. Джемсу, личность в широком смысле – это "Я" плюс капитал и наличность, изменение которых неизбежно влияет на трансформацию "Я".

Деньги как атрибут рыночного общества участвуют в экспансии вещного мира, заставляя людей зарабатывать все больше, заменять одни вещи другими. Это рождает, как писал Э. Фромм, тенденцию преобладания пластичного, гибкого и поверхностного мышления, в мире идей – поверхностного, многообразного, но неглубокого знания, в сфере формирования личности – пластичного, гибкого, "рыночного" характера. На общественном уровне – все большее доминирование фрагментарного, поверхностного общения, "мозаичного" сознания людей, являющихся потребителями продуктов массовой культуры.

Когда человек попадает в условия длительного отсутствия денег, нехватки их даже на пропитание (в результате безработицы, разорения, стихийных социальных или природных бедствий), его психика начинает деградировать. Во-первых, нередко утрачиваются трудовые навыки, квалификация, опрощается образ жизни. Человек постепенно становится маргиналом. Во-вторых, поскольку социальное пространство не терпит пустоты, таких людей становится легко вовлечь в различного рода социальные акции (что давно было замечено деятелями государственного масштаба, в том числе и Гитлером).

33. Етапи формування відносин до грошей.

Этапы формирования отношения к деньгам

4-6 Элементарные понятия о деньгах и покупках

6-8 Развитие понятий о денежной системе и осознание взаимосвязей между деньгами и работой

8-9 Понимание ценности денег, понятие богатства и бедности

10-12 Более дифференцированное экономическое понимание, умение строить экономические отношения

12-15 Приближение к знаниям взрослых о функциях денег

Представления о деньгах у детей разных стран формируются согласно степени их вовлечения во взрослую жизнь

34. Основні етапи становлення реклами та їх психологічна суттєвість.

Уперше реклама (від лат. reclamo — викрикую) з’явилася у зв’язку з необхідністю обміну інфомацією. Як частина спілкування, взаємодії індивідів обмін інформацією виникає на ранніх етапах розвитку людського суспільства.

1. античність

Оголошення як найпростіша форма реклами займало істотне місце у суспільному житті античного світу

2. середньовіччя

основними рекламістами стали торговці та ремісники, що позначали місця продажу товарів. Вони привнесли нові форми реклами: письмові оголошення перетворилися у вивіски, що буквально вставали на шляху перехожих.

3.

Революцією в розвитку реклами стало виникнення друкарства. З’явилася афіша, тиражування якої забезпечувало будь-яку масовість аудиторії.

4. ХІХ ст.

активноа пропаганди товарів якомога більшій кількості споживачів. Цю роль виконував плакат аж до появи телебачення.

кінць ХІХ ст нейтральна раніше інформація на плакатах стає більш агресивною щодо конкурента. З’явилася агресивність щодо споживача, яка реалізувалася як нав’язливість.

Вимога помітності, нав’язливості в умовах нерозвиненості засобів масової інформації на початку ХХ ст. дала можливість плакату художньо прогресувати, впливати на естетичні почуття громадян.

5. ХХ ст. – наш час

До 20-х рр. ХХ ст. належить початок розроблення прийомів «нав’язування» товару чи інформації.

Перший із них — багаторазове повторення або окремих слів, або незліченної кількості однакових плакатів.

Другий — розширення каналів розміщення. Реклама поступово починає займати всі доступні ніші. Вона з’являється на товарі (клеймо, малюнок), на упаковці, в газеті.

Третій спосіб нав’язування інформації — розширення арсеналу застосовуваних засобів. Це і створення асоціацій, і підбір кольору, що створює додатковий асоціативний ряд.

Четвертий спосіб — більш повний і різнобічний (спрямованість, адресність) — урахування різних інтересів споживачів різних професій, віку, фінансових можливостей, що сьогодні реалізувалося у виділенні сегментів.

П’ятий спосіб — пропаганда конкретних якостей і характеристик товару, внутрішньо йому властивих (таких, як корисність, смак, міцність), або елементів суспільного характеру (таких, як поширеність, популярність, традиційність).

У середині ХХ ст. на Заході реклама проникла на телебачення і займає з тих пір не менш третини часу його програм.

Психологічно реклама відрізняється від інших видів діяльності. Це — акція, яка змушує звернути на себе увагу. Рекламований об’єкт має прямолінійно заявляти про себе і не давати можливості ухилитися від нього, при цьому чинить вплив на емоції. Залучається як довільна, так і мимовільна увага. Причому варто пам’ятати, що увага до необов’язкових для конкретної людини речей завжди згодом зменшується, а в рекламі може й зовсім зникнути.

35. Типи реклами та їх функціональне призначення.

Типы рекламы по решаемым задачам, в зависимости от целей и задач:

· информационная реклама, сообщающая о факте существования или появления товара, услуги;

· разъясняющая реклама, показывающая конкретные особенности рекламируемого товара;

· убеждающая реклама, стимулирующая, раскрывающая преимущества, связанные с приобретением данного товара или услуги;

· имиджевая реклама — это создание благоприятного образа фирмы и товара у партнеров и покупателей. Это надежность, эффективность работ, благожелательность к клиентам, стабильность;

· стимулирующая реклама, в основном направлена на стимулирование потребностей покупателя в приобретении продукции. Основное внимание — показать основные преимущества продукции данной фирмы, их положительные качества по сравнению с аналогичными товарами и услугами конкурентов;

· внутрифирменная реклама — ориентирована на то, чтобы внушить сотрудникам веру в собственное предприятие, породить в них чувство тесной взаимосвязи с его судьбой;

· превентивная реклама — ее цель подорвать позиции конкурентов, которые не в состоянии тратить огромные суммы на рекламную деятельность.

36. Відносини людей до реклами (причини неоднакової реакції людей).

Отношение к рекламе определилось у людей достаточно четко. Некоторая их часть воспринимает ее смущенно, с раздражением, в целом негативно. Это и представители разного возраста, уверены в том, что «хорошее в рекламе не нуждается», и консерваторы от природы, и представители небогатых слоев населения, которые понимают, что рекламируемый товар не для их кошелька. Это также индивиды, которые не терпят бесцеремонности вторжения рекламы, и др..

Большинство людей воспринимают рекламу нейтрально, ею пользуются, но охотно рассматривают новые вещи, молодые лица, юных девушек, оценивая при этом выполнение - неожиданные приемы, сочетания цветов, музыки и т.д.. Современная западная реклама давно индустриализирована. Она будто исключает разум из сферы своего влияния, делает ставку на людей - потенциальных потребителей, поскольку воздействие на эмоциональную сферу человека осуществляется с помощью неожиданности, оригинальности сюжетов и этим привлекает внимание. Но потребитель может так и остаться потенциальным. Однако регулярное повторение рекламы любого товара, а также обращения к другим слоям населения может вывести человека из состояния равновесия.

Сложности восприятия рекламы и реакции на нее во многом связаны с проблемой непрерывности развития общества. Там, где она хранится долгие годы, реклама постепенно входит в жизнь обывателя, который производит на нее адекватную реакцию. Тогда особенности восприятия рекламы становятся зависимыми в основном от психологии индивида. В обществах же, в которых происходят качественные изменения в развитии, одновременно действуют и психологические, и социальных ни факторы, которые часто сопровождаются низкой самооценкой. Человек попадает в более сложное положение и вынуждена либо без сопротивления подчиняться рекламе (на это рассчитывают рекламодатели, думая, что в этой ситуации эффект суггестии - внушения - будет выше), или с раздражением отключаться от нее.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2433; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.101 сек.