Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Методологические основы педагогики




Любая наука существует и развивается благодаря постоянному накоплению научных фактов, выводов, заключений.

Термин «методология» греческого происхождения. Он означает до-

словно «учение о методе». Методология занимается теоретическими

проблемами путей и средств научного познания, закономерностями научного исследования.

В широком смысле под методологией науки понимается совокупность тех исходных философских идей, которые лежат в основе исследования природных или общественных явлений. В более узком смысле слова методология означает теорию научного познания в конкретных научных дисциплинах.

В структуре методологического знания выделяют четыре уровня:

• философский;

• общенаучный;

• конкретно-научный;

• технологический

Второй уровень - общенаучная методология - представляет собой теоретические основы, применяемые ко всем или к большинству наук.

Третий уровень - конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной конкретной науке

Четвертый уровень - технологическая методология - включает методику и технику исследования, т.е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его первичную обработку.

Методология педагогики - это система знаний об основах и структуре педагогической теории, подходах к исследованию педагогических явлений и процессов, способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность.

Методологию педагогики в узком смысле составляют конкретно-методологические подходы, лежащие в основе педагогических исследований.Это:

• целостный,

• личностный,

• деятельностный,

• полисубъектный,

• культурологический,

• этнопедагогический,

• антропологический подходы.

Современная педагогика исходит из того, что указанные конкретно-методологические подходы педагогики позволяют:

1. Вычленить действительные педагогические проблемы и определить стратегию и основные способы их разрешения.

2. Дать возможность целостно, в единстве проанализировать всю совокупность образовательных проблем, установить ихиерархию.

3. Прогнозировать наибольшую вероятность получения объективного педагогического знания.

Содержание методологической культуры включает в себя:

• способность к научному обоснованию, критическому осмыслению и творческому применению определенных концепций, форм и методов познания, управления, конструирования;

• методологическую рефлексию (умение анализировать собственную научную деятельность).

Аксиологические и философские основы

Аксиология-философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам

Ценность-термин, используемый в философии и социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение отдельных материальных, духовных или природных объектов и явлений.

Сократ: 1.впервые поставил вопрос о ценностях2.сделал его центральным пунктом своей философии3.ссформулировал вопрос: «Что есть благо?»4.ответил на вопрос «Благо есть реализованная ценность-полезность»

К ценностям относятся только положительные значимые события и явления связанные с социальным прогрессом

Пед.ценности- нормы, регламентирующие педагогическую деятельность

Философия изучает всеобщие законы развития природы, общества и мышления, познавательное, эстетическое и этическое отношение человека к миру

Философия- методологическая основа педагогики

Философские учения: 1.Экзистенциализм 2.диалектический материализм 3. Неотализм 4.прагматизм 5.неопозитивизм

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

Диалекти́ческий материали́зм (Диама́т) — направление в философии, материалистически интерпретированная диалектика Гегеля, является философской основой марксизма. Диалектический материализм основан на онтологической первичности материи относительно сознания и постоянного развития материи во времени. Согласно диалектическому материализму

Прагматизм (от др.-греч. πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике как критерии истины и смысловой значимости.

14 билет.Методы педагогического исследования –это пути, способы познания обьективной реальности.

С помощью методов исследования каждая наука:.

- добывает информацию об изучаемом обьекте

-анализирует

-обрабатывает полученные данные.

Особенности педагогических процессов:

-неоднозначность их проникания

-неповторимость

-в них участвуют люди всех возрастов поэтому исследования должны быть спланированны, организованные и проведены без ущерба для здоровья и развития.

Конечная цель любого исследования: выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе, т.е. установления закономерности.

Классификация методов:

Традиционно - педагогические методы. Педагогический эксперимент Педагогическое тестирование Методы обучения количественных умений Качественные методы в педагогике
наблюдение От цели эксперимента:-констратирующий Эксперимент -проверочный, уточняющий эксп. -созидательный преобразующий формирующий эксп. По месту проведения: -естественный -лабораторный, педагогический     -Тесты элементарных умений -тесты успеваемости -тесты для диагностики уровня обученности -итоговый тест -задания тестового типа -тесты скорости и мощности Анкетирование: -открытые,закрытые, Именные, анонимные, Урезанные, пропедивтические, контрольные, популярное, анкета, Групповая диференсация.   Статистические метод: -регистрация,    
Изучение опыта
Изучение продуктов детского творчества
Беседа интервьюирование
Анализ документации

 

Традиционные педагогические методы:

Наблюдение - более доступный и распрастранненый метод изучения педагогической практики. Под научным наблюдением понимается специально организованное восприятия иследуемого обьекта, процесса или явления в естественных условиях,научное наблюдение отличается от обыденного и житейского.

Главные отличия:

1)определение задачи выделяются обьекты, разрабатывающиеся схема наблюдения.

2)результаты обязательно фиксируются

3)полученные данные обрабатываются

Оно должно быть длительным,систематическим, разносторонним, обьективным, массовым.

Виды наблюдений:

1)непосредственное + опосредованное сам наблюдатель без кого – то

2)открытое и скрытое

3)включенное и невключенное(педагогически включается в работу с детьми)

4)непрерывное и дискретное(отдельное или кусочек занятия)

Изучение опыта – еще один применяемый метод отдельного иследования означает организованную познавательную деятельность,направленную на установление исторических связей воспитателя, вычесление общего,устойчивого в учебно воспитательных системах с помощью этого метода анализирует пути решения конкретных проблем.

Тщательному научному анализу потвергаются законодательные акты, циркуляры,отчеты,доклады,постановления,материалы сьездов и конференций,программы,уставы.

Изучение школьной документации(документ образовательного учереждения)

-)классные журналы,книги протоколов собраний и заседаний,расписание учебных занятий,годовой план работы,протоколы родительских собраний,режим дня,план работы конспекты занятий наглядные средства пропоганды.

Изучение детского творчества- рисунки,поделки,рефераты,лепка,аппликация,конструирование.

Беседа- метод,с помощью которого определяются отношения людейна чувствах и намериния,оценки и познания,умения использовать ситуацию и находчивость в ответах на вопросы(отношение к данной ситуации,кругу его интересов,о друзьях,беседа с воспитателем о группе,о ребенке)

Наблюдение в детском саду:

-)в игре(выявление игровых навыков)

-)соблюдение правил в игре

-)навыки культуры взаимоотношения

-)в труде(навыки отношения к труду,бережное отношение к одежде)

В основе развития лежит борьба противоречий

 

внутренние внешние
Протекают внутри данного обьекта,субьекта между способностями,возможностями и самооценки человека(внешность не соответствует той оценки) Между обществом и человеком,между производством и потребностей людей.между партиями,группами,обьединениями,между старым и новым в обществе.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 617; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.