Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Должностное, лицо как субъект административной ответственности




Действующее законодательство РФ не содержит единого определения понятия должностного лица, широко используемого как в нормативно-правовых актах, так и в литературе. Определение должностного лица, сформулированное в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса РФ, не является универсальным. При этом, как ни странно, и в законодательстве об административных правонарушениях также отсутствует единый подход к определению указанного понятия[22]. Вместе с тем, на наш взгляд, существенным признаком должностного лица является реализация в отношении лиц, не находящимся в служебной зависимости от него, организационно-распорядительных прав, имеющих властный характер и влекущих юридически значимые последствия (принятие актов, найм и увольнение работников и т.п.). Именно, наличие у должностного лица права совершать действия властного характера предопределяет и особенности ответственности такого лица. Поэтому, должностные лица в теории административного права относятся к категории специальных субъектов административных правонарушений.

В науке административного права проступки должностных лиц подразделяются на несколько разновидностей. «Действия должностных лиц — субъектов административной ответственности — противоправны и наказуемы, во-первых, при прямом нарушении ими установленных правил; во-вторых, при даче подчиненным указаний, идущих в разрез с требованиями этих правил; и, в-третьих, при отсутствии с их стороны надлежащего контроля за действиями подчиненных работников»[23]

Новый Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет в примечании к ст. 2.4. следующее определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно—распорядительные или административно—хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

В соответствии с КоАП РФ должностные лица подлежат ответственности в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Такая формулировка, по мнению некоторых административистов, является слишком широкой, ибо, нельзя не согласиться, что в большинстве случаев неисполнение либо ненадлежащее исполнение служебных обязанностей является дисциплинарным проступком, за которое должна наступать дисциплинарная ответственность. В связи с этим, по нашему мнению, административная ответственность должностного лица должна наступать, прежде всего, за неисполнение правил, обеспечение исполнения которых входит в его служебные обязанности. Вместе с тем, тот факт, что административный проступок должностного лица одновременно является и нарушением им служебных правил, т.е. дисциплинарным проступком, предполагает разрешение вопроса о допустимости или недопустимости наложения на виновное должностное лицо сразу двух наказаний — и административного, и дисциплинарного. Действующим законодательством этот вопрос решен лишь частично. Так, не допускается сочетание уголовной ответственности с дисциплинарной и административной. Однако действующие нормативно-правовые акты не содержат запрета на одновременное применение к правонарушителю как административной, так и дисциплинарной ответственности. Поэтому, представляется, что при кумуляции административных и дисциплинарных правонарушений в каждом конкретном случае правоприменителю необходимо будет выбирать те санкции, которые наиболее эффективно будут содействовать плодотворному развитию охраняемых ими общественных отношений[24].

Важно отметить то, что юридические составы административно-налоговых правонарушений, субъектом которых являются должностное лицо и лица, приравненные к ним, за исключением индивидуальных предпринимателей, объединены в новом КоАП РФ в главе 15 «административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг». В зависимости от субъекта правонарушения юридические составы, условно, можно классифицировать на два вида: а) устанавливающих ответственность должностных лиц и б) лиц, приравненных к таковым.

Во всех юридических составах в качестве наказания налагается административный штраф, выражающийся в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда. Величина штрафа колеблется в зависимости от совершенного правонарушения в пределах от пяти до тридцати МРОТ. В отдельном случае за нарушение банком или иной кредитной организацией срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса) величина штрафа достигает максимального размера, предусмотренного п. 3 ст. 3.5. КоАП РФ, — пятьдесят МРОТ[25].

Административная ответственность должностных лиц предусмотрена только в ч. 2 ст. 15.6. КоАП РФ за непредставление в установленный срок или представление в неполном объеме либо в искаженном виде в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, и подвергаются наказанию в виде штрафа в размере от пяти до десяти МРОТ. Вызывает интерес тот факт, что нотариус не является ни должностным лицом, ни лицом, приравненным к таковому. Так, нотариус не является индивидуальным предпринимателем, поскольку в соответствии с ч.6 ст. 1 «Основ законодательства РФ о нотариате» нотариальная деятельность — это не предпринимательство и она не преследует цели извлечения прибыли. Вместе с тем, Налоговый кодекс РФ не только относит нотариусов к индивидуальным предпринимателям (ст. 11), но и устанавливает ответственность последних за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ оно должно сообщить налоговому органу[26]. Обязанности нотариуса, за нарушение которых может быть применена ст. 129-1 НК РФ, предусмотрены в ст. 86-2 НК РФ. Тот факт, что в п. 7 ст. 86-2 НК РФ за нарушение положений этой статьи предусматривается ответственность по ст. 126 НК РФ, по мнению многих правоведов, представляет собой не что иное, как ошибку. Таким образом, складывается ситуация, допускающая, с формальной точки зрения, возможность за одно и тоже правонарушение привлечь лицо к ответственности дважды: по ст. 129-1 НК РФ и ч. 2 ст. 15.6. КоАП РФ, что противоречит общеправовому принципу справедливости. Надо заметить, что аналогичная ситуация, на наш взгляд, возможна и при привлечении к ответственности по ст. 128 НК РФ — свидетеля, по ст. 129 НК РФ — эксперта, специалиста, переводчика. Поскольку противоправные действия указанных лиц охватываются ст. 17.9. КоАП РФ «заведомо показание свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод. Представляется, что описанные ситуации явились следствием недостаточно полной кодификации в рамках одного акта норм об административной ответственности, в результате чего юридические составы, предусматривающие единую по своей правовой природе ответственность за налоговые правонарушения—административную, содержаться как в Налоговом кодексе РФ, так и в Кодексе РФ об административных правонарушениях.

 


Заключение

Завершая эту работу по теме: «Субъекты административной ответственности» я пришел к выводу, что только в общих чертах рассмотрена мною данная тема. Можно брать каждого субъекта (несовершеннолетние, военнослужащие и граждане к ним приравненные проходящие службу государственных органах, организации различных форм собственности, должностные лица и другие…) в отдельности и рассматривать в подробности правовую основу, административной ответственности данных субъектов в различных областях и сферах деятельности (в области предпринимательской деятельности, в области дорожного движения, в области охраны окружающей среды и природопользования и многих других областях….).

Характеризуя административную ответственность, следует заметить, что она распространяется на все правонарушения (независимо от их отраслевой принадлежности), в которых находит свое выражение административно-правовой метод регулирования общественных отношений. Данное положение касается и ответственности юридических лиц. Поэтому должны быть признаны несостоятельными появляющиеся суждения о финансовой, экологической, земельно-правовой, таможенной и иных видах ответственности, поскольку все это суть разновидности одного и того же явления - административной ответственности, субъектами которой во многих случаях являются юридические лица. Подходя к проблеме соотношения административной ответственности юридических лиц с ответственностью уполномоченных должностных лиц в административном порядке, следует отметить, что если к совершению юридическим лицом административного правонарушения приводят действия или бездействие конкретных должностных лиц, то в такой ситуации встает вопрос об ответственности этих лиц.


Список литературы

 

1. Конституция РФ / от 12.12.1993 ред.от 30.12.08 г.№7 ФКЗ // М. Проспект 2009 г.

2. Кодекс РФ об Административных правонарушениях/ от 30.12.2001 №195-ФЗ принят ГД ФС РФ 20.12.2001 ред. от 28.12.09 г. №380 ФЗ // М. Проспект 2010 г.

3. Налоговый Кодекс РФ часть 1/ от 28.07.1998 № 149-ФЗ принят ГД ФС РФ 16.07.1998 ред.от26.11.08 г.№224 ФЗ // М. Проспект 2009 г.

4. Таможенный Кодекс РФ / от 28.05 2005 №61-ФЗ принят ГД ФС РФ 25.04.2003 ред. от 24.11.08 г.№205 ФЗ // М. Проспект 2009 г.

5. Гражданский кодекс РФ I часть / от 30.11.1994 N 51-ФЗ принят ГД ФС РФ 21.10.1994 ред. от 29.06.2009 №132-ФЗ

6. Федеральный закон «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» / от 30.12.2001 №196-ФЗ // Собрание Законодательства РФ.-2002.-№ 1.

7. Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. // М. Проспект 1997.

8. Административная ответственность. Учебник. / Под. Ред. А. Б. Агапов // М. Юрист 2000.

9. Административное право России: Учебник для вузов / Под..ред Д. Н.Бахрах М.:// Норма-ИНФРА-М, 2000.

10. Административное право/ Под. Ред. Ю.М. Козлова // М Конкурс. 2002

11. Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. // М.: Юрист, 2006.

12. Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко // М. Проспект 2007.

13. Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П. // СПб Геликон 2008.

14. Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. Э.Н.Ренова. // М.:НОРМА, 2002.

15. Общая теория права. /Под ред. А.С. Пиголкина. // М. Алгоритм 1995.

16. Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск, T.I. / Под. ред. Алексеев С.С. // М. Алгоритм 1998

17. Постатеный комментарий Кодекса РФ об Административном правонарушении. / Под ред.: Н.А. Овчиникова. // М. Экзамен: 2009.

18. Теория государства и права. / Под. ред. Хропанюк В.Н. // М. Юрист 1996.

19. Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко., // М. Эксмо 2003.

 


[1] Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях /Под ред. Э.Н. Ренова. М., 2002. С.128

[2] Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. - М., 2006. – С.342

[3]Административная ответственность. Учебник./ Под. Ред. А. Б. Агапов М., 2000. С. 22.

[4] Административное право. Учебное пособие / Под ред. Г.А. Туманова. М., 1997. С. 29.

[5] Административное право России: Учебник для вузов / Под..ред Д. Н.Бахрах М, 2000,.С.477-478

[6] Общая теория права. /Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С.308-309.

[7] Теория государства и права. / Под. ред. Хропанюк В.Н. М., 1996. С.331.

[8] Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко., М.,2003. С.454.

[9] Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П. СПб., 2008. С.316.

[10] Административное правою Практикум., / Под. ред. Алехин А.П.СПб., 2008. С.503.

[11] Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010.

[12] Теория государства и права. /Под ред. М.Н. Марченко, -М., 1996. С.454.

[13] Проблемы теории права. В 2-х томах. Свердловск,/ Под. ред. Алексеев С.С 1998 T.I. С.355.

[14] Конституция Российской Федерации / Изд. 2009

[15] Административное право/ Под. Ред. Ю.М. Козлова М.2002 С.213-219

[16] Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010

[17] Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. М. 2010

[18] Богданов Е.В. Сущность и ответственность юридического лица // Государство и право. № 10, 2005. С.99.

[19] Административное право. Учебник / Под ред.: Л. Л Попова. - М., 2006. – С.350-356

[20] Административное право России: Учебник для вузов/Под..ред Д. Н.Бахрах М.:, 2000, С.482

[21] Конституция Российской Федерации / Изд. 2009

[22] Постатеный комментарий Кодекса РФ об Административном правонарушении. / Под ред.: Н.А.Овчиникова. - М.: 2009. С.45-46

[23] Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С. 243.

[24] Административное право. /Под. Ред Д.М. Овсянко М., 2007. С.246-247

[25] Кодекс Российской Федерации об Административном правонарушении / Изд. Проспект М. 2010

[26] Налоговый Кодекс Российской Федерации часть1 / Изд..Проспект М. 2009




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1491; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.