Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Программа курса




Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Вид учебной работы (по учебному плану) Количество зачетных единиц и часов по формам обучения
очная
Зачетные единицы – общая трудоемкость  
Всего аудиторных занятий из них:  
Лекции  
Практические занятия  
Самостоятельная работа под контролем преподавателя и НИРС  
Форма итогового контроля зачет

 


Тематический план для студентов очной формы обучения

№№ п/п Разделы (темы) дисциплины Количество зачетных единиц и часов по видам учебных занятий (по учебному плану)
Практические занятия Самостоятельная работа
  Раздел 1. Риторика как учебная дисциплина и наука о красноречии.    
  Раздел 2. Основы ораторского мастерства.    
  Раздел 3. Судебное красноречие    
  Раздел 4. Нравственные основы профессии юриста    
  Итого    

 


Раздел 1. Риторика как учебная дисциплина и наука о красноречии.

Тема 1.1. Коммуникация, речь, общение.

Условия эффективной речевой коммуникации. Коммуникативная компетентность. Причины плохой коммуникации. Общение. Речевое воздействие. Способы речевого воздействия, их соотношение. Слушание как вид речевой деятельности.

Тема 1.2. Риторика – наука или искусство?

Ораторское искусство и красноречие как предмет риторики. Задачи изучения риторики на юридическом факультете. Риторика в жизни и деятельности юриста. Профессионально-значимые качества юриста.

Тема 1.3. Риторика в историко-культурной традиции.

Античность (риторические школы). Средние века (риторика в системе «семи свободных искусств»). Новое время. Причины возрождения риторики во второй половине 20 века. История развития риторических традиций в России.

Тема 1.4. Устная форма речи в профессиональной деятельности юриста.

Особенности судебного красноречия. Судебная речь как монолог. Характерная черта публичного диалога - преднамеренность воздействия на слушателей. Диалогичность судебной речи. Характер вопросов в ситуации диалогического общения. Точность речи юриста (предметная, терминологическая). Основные ошибки, вызванные неточным выражением мысли.

Раздел 2. Основы ораторского мастерства.

Тема 2.1 Логическая выразительность речи..

Основные законы логики речи. Психологическая пауза, ее виды и значение. Логическая пауза. Основные правила постановки логических пауз. Логическое ударение, правила определения логически ударного слова. Понятие о логической перспективе. Речевая партитура.

Тема 2.2. Методические основы ораторского искусства.

Психолого-педагогические аспекты мастерства оратора. Основные каналы общения оратора и аудитории. Обратная связь, каналы, по которым она происходит. Личностные качества, объективно обеспечивающие успех публичного выступления.

Тема 2.3. Подготовка и методика проведения устных выступлений.

Публичная речь. Монологический и диалогический характер речи. Типы и виды лекций. Требования к выбору темы устного выступления и к ее названию. Определение целевой установки. Композиция (структура) речи. Подбор материалов. Записи. Конспект. Назначение планов и их виды. Тезис, требования к составлению, отличие тезисного плана от конспекта. Вспомогательный материал.

Раздел 3. Судебное красноречие.

Тема 3.1. Из истории судебного красноречия.

Древняя Греция – родина судебного красноречия. Древний Рим: разработка композиции судебной речи Цицероном. Русское судебное красноречие и его великие представители (П.А.Александров, А.Ф.Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков, В.Д. Спасович и другие).

Тема 3.2. Логические основы судебной речи.

Убедительность судебной речи. Элементы логики доказательства: тезис, аргументы, демонстрация. Прямое и косвенное доказательство истинности тезиса. Логические ошибки в речи: потеря тезиса, подмена тезиса, неточная аргументация.

Тема 3.3. Композиция судебной речи.

Структура судебной речи: вступление, повествование, утверждение, возражение, заключение. Процесс построения риторического аргумента: нахождение идеи, определение основных положений высказывания. Аргументы «за» и аргументы «против». Схема аргумента: состав, связь. Последовательность положений и доводов. Правила убеждения.

Тема 3.4. Специфика языка права.

Культура речи юриста. Ясность (понятность). Точность словоупотребления. Уместность (соотнесенность языковых средств с целевой установкой, с содержанием). Чистота речи (отсутствие просторечных и диалектных слов и словосочетаний). Правильность (нормативность). Умелое использование терминологического аппарата.

Тема 3.5. Виды судебных речей и их особенности.

Предмет и материал судебной речи. Адресаты судебной речи. Черты судебной речи, отличающей ее от других видов публичной речи. Ближайшая и конечная цель современной судебной речи. Оценочно-правовой характер. Диалогизация судебной речи, формы ее проявления.

Тема 3.6. Обвинительная речь.

Вступительная часть постановки проблемы. Изложение фактических обстоятельств дела. Анализ и оценка собранных доказательств. Обоснование квалификации деяния. Анализ причин и условий, способствовавших совершению деяния. Заключение.

Тема 3.7. Защитительная речь.

Факторы, определяющие содержание и форму защитительной речи. «Доказывать, убеждать, внушать, располагать, трогать, - вот что должна делать речь защитника» (Л.Е.Владимиров). Анализ фактических обстоятельств дела и юридической стороны предъявленного обвинения. Характеристика личности подсудимого. Заключение – одна из наиболее важных частей защитительной речи.

Тема 3.8. Основы полемического мастерства.

Спор – один из видов диалогической речи. Из истории искусства спора. Классификация споров. Культура спора. Особенности судебных прений.

Раздел 4. Нравственные основы профессии юриста.

Тема 4.1. Специфика профессии юриста.

Юрист – профессия публичная. Значение личности юриста в процессе профессионального общения. Авторитет юриста. Общение с партнером как процесс взаимодействия

Тема 4.2. Право и нравственность.

Речевой этикет и риторика. Культура и этика общения. Судебная этика. Этикет судебного оратора: правила вежливости для прокурора; правила этичного поведения адвоката. Этика речевого поведения судебного оратора.


 

Методические рекомендации по изучению дисциплины студентами очной формы обучения

 

Указанная дисциплина изучается на первом курсе в течение 2 семестра и завершается сдачей зачета. Основными видами учебных занятий являются практические занятия, индивидуальные консультации.

В ходе практических занятий рассматриваются основные понятия, связанные с ними теоретические и практические проблемы, даются рекомендации для самостоятельной работы; углубляются и закрепляются знания студентов по ряду вопросов; развиваются навыки ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые в ней положения, а также их соотношение с юридической практикой.

Учебным планом предусмотрены разные формы контроля: проверка самостоятельных работ (письменных и устных), выборочная проверка домашнего задания, оценка активности студентов на практических занятиях, проведение рубежного контроля.

Текущая аттестация качества усвоения знаний связана с систематической проверкой домашнего задания и самостоятельной работы, с оценкой активности работы студентов на аудиторных занятиях.

Итоговой аттестацией является зачет в конце семестра.


Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов

 

Вопросы, не рассмотренные на практических занятиях, должны быть изучены студентами в ходе самостоятельной работы.

Формы самостоятельной работы: репродуктивные (конспектирование литературы по темам курса), аналитические (составление тезисных планов, написание рефератов, анализ первоисточников), творческие (подготовка устных выступлений разных жанров и форм).

Текущий контроль самостоятельной работы студентов осуществляется в ходе практических занятий методом опроса, беседы, краткого сообщения по теме.

В ходе самостоятельной работы каждый студент обязан прочитать основную и по возможности дополнительную литературу по теме (включая первоисточники), проанализировать весь материал и составить план ответа. Рекомендуется идти от более обобщенных и кратких работ типа словарей и энциклопедий к более подробным и детализированным, конспектировать или аннотировать изучаемую литературу.


Контрольные задания.

1. При помощи операций с понятиями дайте определение понятий «юриспруденция, право, правосудие» через ближайший род и видовые отличия путем описания. Сравнения.

2. При помощи приема опровержения (ссылка на авторитет) докажите, что утверждение: «вытяжная труба надежнее электрического вентилятора» - несостоятельно.

3. Подготовьте 5-минутное сообщение на тему «Суд и правосудие».

4. Проведите импровизированную консультацию для судебных ораторов о качествах воздействующей речи.

5. Проанализируйте логическую структуру речи П.А.Александрова в защиту В Засулич. Выделите в ней «ударные» части. Отметьте, как выбор языковых средств зависит от темы структурной части судебной речи.

6. Проанализируйте речи известных государственных деятелей с точки зрения логико-композиционного построения: определите степень оригинальности зачина и концовки; перечислите основные способы построении отдельных блоков выступления; найдите тезис, аргументы и выводы.

7. Сделать композиционный анализ одной из судебных речей русских адвокатов второй половины 19 – начала 20 вв

.
Вопросы для подготовки к зачету:

1. Когда зародилось искусство красноречия?

2. Кого вы знаете из ораторов Древней Греции? Чем они прославились?

3. Почему имя Цицерона стало нарицательным? Какой вклад он внес в развитие теории красноречия?

4. Какие функции выполняет логика в ораторской речи?

5. В чем отличие плана от композиции речи?

6. Каковы основные требования к началу и заключению речи?

7. Какие правила необходимо соблюдать при развертывании основной части выступления?

8. Цели и задачи лектора.

9. Академическая и научно - популярная лекция. Сходство и различия.

10. Каковы слагаемые речевой культуры?

11. Каким основным требованиям должна отвечать публичная речь с точки зрения языковой культуры?

12. В чем опасность речевых штампов?

13. Какие основные проблемы ораторской речи помогает решить психология?

14. Что такое обратная связь в публичном выступлении?

15. Внешняя и внутренняя техника речи. Фонационное дыхание.

16. Основы голосообразования и голосоведения.

17. Логика речи. Понятие об интонации. Основные элементы интонации.

18. Спор. Виды спора. Требования к проведению дискуссии, диспута, полемики.

19. Основы речевого этикета.

20. Официальные и неофициальные ситуации общения. Подготовленная и спонтанная речь.

21. Устная и письменная речь. Монолог и диалог (полилог). Виды. Примеры.

22. Функциональные стили русского литературного языка. Разговорная речь. Примеры.

23. Культура речи и эффективность общения.

24. Взаимодействие вербальных и невербальных средств коммуникации.

25. Ошибки, возникающие в общении.

26. Основные моменты речевой подготовки.

27. Судебное красноречие:

· требования к речи юриста

· цели и задачи речи юриста

· композиция судебной речи

· специфика поведения выступающего в суде

 

Рекомендуемая литература

Учебники и учебные пособия:

1) Александров Д.Н. Риторика. - М.:2000.

2) Введенская Л.А. и Павлова Л.г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону: "Феникс",1995.

3) Введенская Л.А. и Павлова Л.Г. Риторика для юристов: учебное пособие/ Л.А., Л.Г. Павлова. – Изд. 8-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

4) Вербовая Н.П. и др. Искусство речи Учебное пособие для театр. учебных заведений. Любое издание.

5) Волков А.А. основы риторики. - М.:1995.

6) Ивакина Н.Н. Основы судебного красноречия (риторика для юристов): Учебное пособие. – М.: Юристъ, 2007.

7) Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для учащихся 8-11 классов. - М.:1994.

8) Львов М.Р.Риторика. Учебное пособие для учащихся старших классов средних учебных заведений. - М.: Изд.центр "Academia",1996.

9) Львов М.Р. Риторика. Культура речи. – М.:2003.

10) Михайличенко Н.А. Риторика. Учебное пособие для учащихся школ гуманитарного профиля. М.: Новая школа, 1994.

11) Михальская А.К. Основы риторики для Х-Х1 классов. - М.:1996.

12) Петров О.В. Основы судебного красноречия: учебное пособие. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.

13) Риторика: учеб.; под ред. Н.А. Ипполитовой. – М.: Проспект, 2010.

14) Руднев В.Н. Культура и речевой этикет работника судебной системы: Учебно-методическое пособие. – М.: РАП, ЭКСМО, 2009.

15) Румынина В.В. Введение в юридическую специальность: учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

16) Шейнов В.П. Риторика. - Мн.: Амалфея, 2000.

17) Юнина Е.А., Сагач Г.М. Общая риторика (современная интерпретация).- Пермь: 1992.

Хрестоматии:

1) Аннушкин В.И. История русской риторики: Хрестоматия. - М.:1998.

2) Демосфен. Речи. В 2-х томах. - М., Л., 1959.

3) Логика и риторика. Хрестоматия. - М.: "Тетра Системс", 1997.

4) Ораторское искусство лектора. - М.: 1986.

5) Русская риторика. Хрестоматия. / Авт.-сост. Л.К. Граудина. М.: Просвещение, 1996

6) Цицерон. Оратор. Цицерон. Три трактата об ораторском искусстве. - М., 1972.


Дополнительная литература:

1) Аванесов Р.И. Русское литературное произношение. М.: “Просвещение”, 1994

2) Далецкий Чеслав. Практикум по риторике. - М.: Издательский центр, 1996.

3) Козлянинова И.П. Произношение и дикция. Любое издание

4) Козлянинова И.П., Чарели Э.М. Тайны нашего голоса. - Екатеринбург, 1992.

5) Ломоносов М.В. Краткое руководство к красноречию. Книга первая, в которой содержится риторика, показующая общие правила обоего красноречия, то есть оратории и поэзии, сочиненная в пользу любящих словесные науки. Антология русской риторики. - М., 1995.

6) Мурашов А.А. Основы педагогической риторики. М.: Ин-т практической психологии, 1996.

7) Павлова Л.Г Спор. Дискуссия. Полемика. – М.: “Просвещение”, 1991.

8) Савкова З.В. Как сделать голос сценическим. М.: “Искусство”, 1968.

9) Сопер П. Основы искусства речи. Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1992.

10) Станиславский К.С. Работа актера над собой. Любое издание.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.