Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образ жизни




 

В качестве возможной интегративной характеристики всех ипостасей социальности может быть представлен образ жизни. Это – единство целей, ценностей, материальных условий, межличностных отношений, видов деятельности, сфер общения как отдельного человека, семьи, так и производственных, учебных, общественных организаций и объединений людей. Образ жизни формируется в результате взаимодействия людей и окружающей природной и социальной микро– и макросреды: макросреда через государственное устройство, средства массовой информации, формы общественного сознания (науку, религию, искусство), бытовые традиции и условия влияет на человека, но и он, реализуя собственную активность, воздействует на среду, создавая свой образ жизни.

Последнее – едва ли не самое главное, ибо разрушает возможность самооправдания, пассивного ожидания, ощущения жертвенности, которые не только служат проявлением бессилия перед обстоятельствами, но и провоцируют его проявления. При всей очевидности роли экономических и социальных, природных и этнических, региональных и местных, семейных и бытовых условий, которыми определяется наш образ жизни, люди так же участвуют в создании этих условий. Естественно, каждый моделирует свой вариант жизни, основываясь на собственных возможностях, представлениях, оценках: в одних и тех же или похожих условиях каждый человек может прилагать усилия, стремясь создать или выбирать свой образ жизни. Каким бы он ни был – это образ мышления, действий, отношения к людям, общения с ними.

Постановка и осуществление целей демократизации и гуманизации общества – сложнейший социальный эксперимент, осуществляемый участием не только «сверху» (законами, указами и директивами, созданием политической и экономической базы, государственными службами и иными структурами на федеральном, региональном и местном уровнях и т. д.), но и «снизу», т. е. непосредственно из «недр» общества, конкретного социума. Его преобразование невозможно без активного субъекта и объекта гуманизации – человека, без преобразования его среды, их взаимосвязи. Гуманная среда так же открыта человеку, как человек – этой среде.

Более того, очевидно: если среда, люди оказываются вне процесса гуманизации всего общества, его менталитета, ценностей и идеалов, то насильное осуществление этого процесса обречено оставаться не более чем громким лозунгом. Поэтому важно влиять и на человека, и на его среду, и на его образ жизни.

К тому же нельзя не учитывать все возрастающую опасность таких негативных явлений, как терроризм, преступность, национализм в условиях полиэтнической и поликонфессиональной страны, рост безработицы, детской безнадзорности, родительской жестокости и других проявлений падения нравов, которые имеют место и в семьях, и на производстве.

В этих условиях любой положительный опыт деятельности, скажем, социальных педагогов и социальных работников, добровольцев‑волонтеров из числа студентов, молодых рабочих, других представителей общественности, не остающихся равнодушными к чужим бедам и пытающихся бескорыстно помочь попавшим в беду людям, достоин поощрения, демонстрируя осуществляемый вариант решения проблем гуманизации.

Возвращаясь к моделируемому варианту образа жизни, отметим, что важная особенность этого феномена – устойчивость большинства его компонентов (положительных и отрицательных; профессиональных, бытовых, семейных и пр.) в течение относительно длительного периода. Она создает ощущение стабильности, защищенности, не исключая при этом стремления что‑то менять – преодолевать или совершенствовать. Неслучайно многие черты, обычаи, традиции трудовых коллективов, семей, общественных объединений или организаций передаются из поколения в поколение. Своего рода социальной преемственностью многое объясняется в сообществах и в отдельных людях, осуществляющих такую преемственность в меняющихся условиях.

Образ жизни имеет черты общего (менталитет страны, формы политической власти, экономический уклад и пр.), особенного (своеобразие региона, предприятия и т. д.) и единичного (данный коллектив, конкретная семья, школа, наконец, отдельный человек). Каждый из уровней этой иерархии влияет на другие, испытывая их влияние. Какой бы из уровней мы ни рассматривали, какую бы соответствующую ему педагогическую задачу ни решали (от разработки основ государственной стратегии социального воспроизводства поколений, прежде всего механизмов и путей ее реализации, до поиска форм эффективной поддержки работы над собой конкретного человека), можно рассчитывать на успех, лишь учитывая всю иерархию, т. е. возможно более широкий круг параметров образа жизни.

В любой конкретной ситуации, чтобы получить наиболее целостное представление о человеке, надо представлять образ его жизни, так как в нем проявляются черты внутреннего мира человека, формирующего многое в его образе жизни. И это – жизнь человека, потому что в ней сосредоточены практически все его проявления как существа социального; это – образ жизни человека, потому что отражает и воплощает его представления о том, какая она и какой с его точки зрения могла бы и должна быть.

 

1.3. Человек: самоцель и самоценность

 

Человек – высшая ценность, его благо – основная цель всякого общества (при всей известной истории множественности ценностей и целей). Высшая ценность – именно человек, единственный носитель разума и духа, реальный творец цивилизации, материальной и духовной культуры, самого себя. Он способен не только ошибаться, но и исправлять свои ошибки, не только ввергать себя и других в социальные катаклизмы, драмы и трагедии, но и преодолевать противостояние добра и зла. Такие высокие слова относятся и к человеку вообще (к человечеству и его истории), и к каждому из нас: потрясения испытывают как общество, так и любой из людей, будь то младенец, зрелый человек или старик.

Жизнь многообразна, сложна, и внутренний мир человека не только сложен, но и противоречив. Иногда встречаются добрые, высоконравственные люди, выросшие в неблагоприятных условиях, но бывает и так, что люди, которые воспитывались в благополучной, дружной, культурной семье, стали нарушителями этических норм. Недруг может быть прав в каких‑то своих суждениях, а друг может ошибаться. Есть люди, живущие ненавистью к другим (нацисты, террористы), их черные дела неслучайно называют бесчеловечными. Не столь редко встречаются такие, кто поражен различными социальными болезнями, оказавшиеся не в ладу с Уголовным кодексом. Встречаются сопротивляющиеся негативным явлениям и влияниям, но и противящиеся влияниям положительным.

С каждым человеком можно и нужно работать во имя его самого и тех, кто его окружает. Чтобы предупредить или преодолеть зло, человеку нужны силы, желание и умение сопротивляться и самоутверждаться, обретаемые в знаниях, собственном опыте. Знания и опыт помогают обрести школа, семья, армия, производство, общественные объединения, и педагогика им в этом помогает. Для педагогики исходна высшая цель – благо человека, т. е. участие (наряду с экономикой, политикой, общественным устройством) в достижении каждым человеком личного счастья – полного самовыражения в социальной сфере, т. е. в культуре, воспитанности, образованности, духовном богатстве, гармонии с окружающим миром. Так, ценности становятся взаимно адекватными целями общего, особенного и единичного. «Венец творения» и творец всего – Человек.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 686; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.