Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Путем создания единого информационно-образовательного пространства




Повышение эффективности управления региональной системой образования

 

Создание единого информационно-образовательного пространства на основе использования новейших технологий является в настоящее время наиболее перспективным направлением развития российской системы образования.

В силу этого необходима принципиально новая аппаратная, технологическая и программная база для создания и развития комплексного информационно-образовательного пространства региональной системы образования, обеспечивающего:

 

- единство информационной среды системы образования;

 

- повышение качества образования во всех муниципальных образованиях;

 

- создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе новых информационных технологий;

 

- повышение эффективности управления региональной системой образования;

 

- оптимизацию использования информационно-методических ресурсов.

Очевидно, что создание единой автоматизированной информационно - образовательной системы региона позволить решить такие проблемы в системе образования, как:

1. Организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений, органов управления образованием (региональных, муниципальных) для развития мобильности в сфере образования, совершенствования информационного обмена и распространения эффективных решений.

2. Создание единой системы мониторинга и оценки качества образования, направленной на разработку механизмов объективной оценки качества образования на всех уровнях и ступенях образования, что в конечном счёте позволит повысить качество и доступность образования.

3. Обеспечение эффективности управления информационно-методическими ресурсами, совместимости стандартов обмена информацией, документооборота, принципов защиты информации.

4. Повышение эффективности процесса управления за счет унификации форм представления отчетных документов и освобождения органов управления образованием от малопродуктивного труда по сбору информации (тем самым создавая условия для творческого труда) и за счет оперативности в получении более достоверной информации как о состоянии отдельного учреждения, так и всей системы образования в целом и сокращении времени реакции управления (принятия решений, постановки задач, контроля исполнения).

5. Автоматизация документооборота системы образования региона с целью сокращения бумажных потоков документооборота и перехода на безбумажное делопроизводство.

6. Интеграция всех информационных потоков, характерных для основных видов деятельности органов управления образованием и образовательных учреждений региона.

7. Создание системы дистанционного обучения в системе общего и дополнительного образования.

Основной принцип информационно-образовательной системы: от информационной инфраструктуры образовательного учреждения к единому информационно-образовательному пространству региона.

В целом единое информационно-образовательное пространство трактуется как совокупность следующих компонентов:

- информационных ресурсов, содержащих данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

- организационных структур, обеспечивающих функционирование и развитие единого информационно-образовательного пространства, в частности, сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

- средств информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающих им доступ к информационно-образовательным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий – программно-технических средств и организационно-нормативных документов.

Поскольку система «информационно-образовательная», то работать с ней может все сообщество региона, имеющее отношение к образованию: участники образовательного процесса – педагоги и руководители образовательных учреждений, учащиеся и родители, студенты, специалисты органов власти регионального и муниципального уровня, ученые и методисты системы повышения квалификации, а также широкий круг общественности (с разграничением прав доступа). Возможно подключение к системе внешних пользователей (учреждений МВД, здравоохранения, военных комиссариатов, налоговых инспекций, всевозможных фондов и др.) для решения социально значимых задач региона.

Создание информационно-образовательной системы ускорит процесс создания образовательной компьютерной сети региона с возможностью интеграции в глобальные сети. В этом случае наиболее оптимальна установка системы на одном сервере регионального органа управления образованием, что обеспечивает концентрацию на нем всех информационных ресурсов.

Работа пользователей осуществляется дистанционно в одной общей базе данных (БД), в которой для каждого предоставляется свой сегмент. Установка системы на одном сервере позволит:

- минимизировать затраты на организацию телекоммуникационных узлов в каждом образовательном учреждении за счет снижения требований к аппаратным и программным компонентам;

- минимизировать затраты на сопровождение системы и техническую поддержку;

- упростить обеспечение безопасности данных, защиту от сбоев;

- проводить единую согласованную политику в области управления и содержания образования региона.

В таком варианте органы управления образованием регионального и муниципального уровней получат следующие преимущества:

- информация имеет очень высокую актуальность, так как работа всех пользователей системы происходит в реальном времени;

- специалисты органов управления образованием освобождаются от необходимости готовить отчётные формы, обращаться к руководителям образовательных учреждений, собирать отчёты и обрабатывать их для получения сводных данных по всем образовательным учреждениям и муниципалитетам;

- повышается точность и достоверность сводной информации, типовых статотчётов по кадрам, контингенту учащихся, по итогах учебного процесса и др.;

- исключается многократный ввод одной и той же информации в систему на разных уровнях управления;

- создается единая система мониторинга на региональном, муниципальном, институциональном уровнях и механизмов объективной оценки качества образования на всех уровнях и ступенях образования, что в конечном счёте позволит повысить качество и доступность образования, качество анализа, стратегического планирования процессов образования;

- создается возможность оперативного общения по внутрисистемной почте с сотрудниками школ, специалистами органов управления образованием и даже с учащимися и родителями.

Образовательные учреждения, подключенные к системе, получают все средства для организации учебного процесса и управленческой деятельности. А именно:

- мониторинг управления качеством образования;

- осуществление документооборота (ведение баз данных по кадрам, контингенту и т.д.);

- внедрение в учебный процесс электронных курсов и пособий по различным дисциплинам (использование на уроках, факультативах);

- организация тестирования отдельных учащихся или всего класса, в т.ч. подготовка к ЕГЭ;

- обучение сотрудников школы культуре работы в сети в масштабах региона, совместной коллективной работе, использованию новых информационных технологий;

- поддержка новых образовательных технологий (проектная деятельность, портфолио учащихся и педагогов);

- создание образовательного портала с интеграцией библиотечных фондов, библиотеки и сетевых ресурсов;

- возможность дистанционного обучения как для учащихся, так и для педагогических и руководящих работников системы образования.

Система позволит вовлечь общественность, в первую очередь родителей, в учебно-воспитательный процесс, а именно, информировать их о результатах учебного процесса, об управленческой деятельности, предоставить возможности общения с администрацией школы, педагогами и органами управления образованием, более активно вовлекать родительскую общественность в управление школой.

Социальные эффекты системы могут быть оценены по следующим направлениям:

- повышение качества образования;

- обеспечение доступности и достижения равенства в получении качественного образования через систему дистанционного образования;

- расширение спектра предлагаемых образовательных услуг;

- повышение эффективности управления образовательной системой региона;

- введение новых форм и технологий управления в системе образования;

- повышение открытости системы образования и ее вклада в решение социально-экономических проблем региона;

- реализация прав личности на получение качественного образования по требуемому профилю независимо от места проживания и имущественного положения личности.

Создание и развитие единой информационно-образовательной среды является основной целью Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

Выполнение данной программы лежит в основе реализации стратегических направлений деятельности в области информатизации образования, что обеспечит:

доступ учащихся и преподавателей учебных заведений к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам;

возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;

методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;

подключение вузов к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;

переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;

поэтапный переход к новой организации российского образования на основе информационных технологий.

 

Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.

2.1. Понятие и педагогическая сущность современных информационно-образовательных сред

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.

Каковы подходы к определению понятия "информационно-образовательная среда" (ИОС)?

В широком смысле, образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

Ряд исследователей (1) под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека:

люди, которые влияют на образовательные процессы;

общественно-политический строй страны;

природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды);

средства массовой информации;

случайные события.

Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым (2):

Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.

Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.

Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.

Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

 

Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия ИОС.

 

Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (3);

антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);

единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактиких (4).

Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательная среда.

Чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления.

Учебный процесс, протекающий по классической схеме очного обучения, и процесс, проходящий, например, при Интернет-обучении, описываются одной теоретической моделью.

Теоретическая модель, действительно, может описать педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде он происходит. Если рассматривать его в разных образовательных системах: школа парапатетиков времен Платона (знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду); современный университет с его аудиториями и лекционными залами; виртуальный университет - то можно констатировать, что педагогические процессы каждой системе, характеризуются одними и теми же элементами: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат.

Информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Есть ряд подобных определений понятия ИОС. Одним из возможных вариантов данного подхода мы представляем такой: "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая".





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1172; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.