Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологическая сущность и структура процесса учения. Мотивация учения




Учебная деятельность представляет собой процесс, в результате которого человек приобретает новые или изменяют существующие у него знания, умения и навыки, совершенствует и развивает свои способности. Такая деятельность позволяет ему приспосабливаться к окружающему миру, ориентироваться в нём, успешнее и полнее удовлетворять свои основные потребности, в том числе потребности интеллектуального роста и персонального развития. Обучение предполагает совместную учебную деятельность учащегося и учителя, характеризует процесс передачи знаний, умений и навыков, а если говорить шире - жизненного опыта от учителя к учащемуся. Когда говорят об обучении, то акцентируют внимание на том, что делает учитель, на его специфических функциях в процессе научения. Учение также относится к учебной деятельности, но при его использовании в науке обращается внимание в основном на то, что в составе учебной деятельности приходится на долю ученика. Речь идёт о предпринимаемых учеником учебных действиях, направленных на развитие способностей, на приобретение необходимых знаний, умений и навыков. Результат учения - научение. Оно характеризует факт приобретения человеком новых психологических качеств и свойств в учебной деятельности. Учебная деятельность должна соответствовать следующим основным требованиям: - быть как для обучающего, так и для обучаемого разносторонне мотивированным процессом, т.е. побуждать учителя как можно лучше обучать, а учащегося как можно старательнее учиться; - иметь развитую и гибкую структуру; - осуществляться в разнообразных формах, позволяющих преподавателю наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, а учащемуся использовать свои индивидуальные возможности для усвоения передаваемых ему ЗУН; - выполняться при помощи современных технических средств обучения, освобождающих как преподавателя, так и учащихся от необходимости осуществления множества рутинных операций. Мотивированность учения - это психологическая характеристика интереса учащегося к усвоению знаний, к приобретению определённых умений и навыков, к собственному развитию. Одним из наиболее важных мотивационных условий учения является наличие у учащегося мотива самосовершенствования, который не может быть удовлетворён без приобретения нужных способностей. Мотивация учения может быть: 1.ситуационной (внешней) и 2. личностной (внутренней). 1. В качестве побудителей к учению выступают мотивы, связанные с необходимостью продемонстрировать определённые ЗУН в какой-либо конкретной ситуации, например при сдаче экзамена. Она не затрагивает глубинных основ личности человека, не рассчитана на его самосовершенствование. 2. Связана с потребностью самосовершенствования человека, с реализацией его духовных целей, ценностей и идеалов, непосредственно направлена на развитие его личности, способностей, на моральный и интеллектуальный рост. Кроме того, мотивацию учения можно определить как релевантную (относящаяся к делу) и иррелевантную (не относящаяся к делу), т.е. как имеющую или не имеющую прямого отношения к приобретаемым человеком ЗУН. Релевантной учению будет такая мотивация, которая связана с наличием у учащегося непосредственного интереса к самим приобретаемым ЗУН. Иррелевантной называется мотивация, основанная на иных побуждениях, вынуждающих человека приобретать соответствующие ЗУН. Например, школьник может быть любознательным человеком, и именно его любознательность может выступить как главный внутренний мотив учения. То есть его мотивация релевантная учебной деятельности, её целям и задачам. Учащийся может приобретать знания также потому, что за это получает какие-либо выгоды, например избегает наказания. В этом случае мотивация его учения будет Иррелевантной содержанию учебной деятельности. Учебный процесс надо строить таким образом, чтобы релевантная учению мотивация была как можно более глубокой и разносторонней. В значительной своей части мотивация учения у детей формируется до их поступления в школу. Однако и школьное обучение может оказать на неё влияние, усиливая или уменьшая интерес к учению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2264; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.