Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические принципы и правила проведения психологических исследований человека




Примерный этический кодекс, регламентирующий с моральной стороны действия практического психолога в системе образования в различных ситуациях: 1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется особой ответственностью перед детьми. 2. В случае, когда личные интересы ребёнка вступают в противоречие с интересами Учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. 3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательными не может быть отменено администрацией Учебно-воспитательного учреждения, вышестоящими управленческими организациями. 4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделённая соответствующими властными полномочиями. 5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности. 6. Для того, чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он в свою очередь несёт персональную ответственность за правильное использование данных ему прав. 7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребёнка. 8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребёнка, уважает и активно защищает его основополагающие человеческие права, определяемые Всеобщей декларацией прав человека. 9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребёнка перед обществом, всеми людьми. 10. Психолог долен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях. 11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребёнка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики психолога представляет его личное содействие или непосредственное участие в делах, наносящих ребёнку вред. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются права работы с детьми, пользовании дипломом или иным документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определяемых законом случаях подлежит суду. 12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинён, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав ребёнка другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми. 13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребёнка. 14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию. 15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупреждать об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в своих выводах и рекомендациях. 16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические или психокоррекционные методики для пользования некомпетентным лицам. 17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми, предупреждать об этом тех, кто по незнанию пользуется услугами таких людей. 18. Дети подросткового и старшего школьного возраста имеют право на индивидуальную консультацию психолога в отсутствие третьих лиц, включая учителей, родителей или заменяющих их людей. 19. Психолог не должен препятствовать тому, чтобы обследование или консультирование взрослого ребёнка по его желанию проводилось в присутствии других лиц, за исключением особых случаев, связанных с проведением медико-психологической или судебно-психологической экспертизы, определённых законом. 20. Данные индивидуального психологического обследования детей подросткового и юношеского возраста психолог имеет право сообщать или передавать третьим лицам лишь при согласии на это самих детей. При этом ребёнок имеет право знать, что и кому о нём говорится или передаётся. 21. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации Учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребёнку. 22. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными средствами её получения или распространения, психологи обязаны предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь. 23. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям. 24. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые не в состоянии выполнить. 25. Если обследование ребёнка иди психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т.п., - то психолог обязан известить об этом родителей ребёнка или лиц, их заменяющих. 26. Психолог несёт персональную ответственность за хранение и тайне информации о детях, которых он обследует. 27. При приёме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах своей профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию того учреждения, в котором ему предстоит трудиться, других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса. Он должен обратить внимание всех лиц, которые будут связаны с ним в профессиональной работе, на необходимость хранить тайну и соблюдать профессиональную этику. Психолог при этом должен предупредить, что профессиональное вмешательство в его работу может осуществляться только вышестоящим органом психологической службы, наделённым соответствующими полномочиями. Он также должен оговорить невозможность для себя выполнения неэтичных требований со стороны других лиц. 28. Нарушение положений этического кодекса профессиональным практическим психологом рассматривается судом чести ассоциации практических психологов, а при необходимости - более высокой профессиональной организацией, включённой в структуру психологической службы системы образования.

27. Теория специальной педагогики. Объект. Предмет. Цель и задачи специальнойпедагогики. Разделы специальной педагогики и принципы специального образования.

Спец. педагогика – это теория и практика спец. или особого образования лиц с отклонениями в физическом или психическом развитии, для которых образование в обычных педагогических условиях является невозможным. Объектом спец. педагогики является спец. образование лиц с особыми образовательными потребностями. Предметом спец. педагогики является теория и практика спец. образования, что включает в себя изучение особенностей развития и образования человека с ограниченными возможностями и включает определение наиболее эффективных путей и средств, условий для коррекции или компенсации недостатка. Задачи: 1. Определение природы и сущности недостатков в развитии, отклонений в поведении детей и подростков, выявление причин и условий их проявления. 2. Изучение истории становления и развития спец. педагогики, коррекционной педагогической деятельности с детьми с недостатками в психофизическом развитии и отклонениями в поведении. 3. Разработка научной основы содержания образования, принципов, методов, технологий, организационных условий спец. образования. 4.Разработка и реализация образовательных коррекционно-педагогических компенсационных и реабилитационных программ образования лиц с отклонениями в психофизическом развитии или поведении. 5. изучение и осуществление процессов социального и средового адаптирования, абилитации, реабилитации, интеграции лиц с ограниченными возможностями на разных ступенях жизненного цикла. 6. Разработка и реализация программ профориентации, профконсультирования, профподготовки и социально-трудовой адаптации лиц с отклонениями в психофизическом развитии и поведении. 7. Взаимодействие с социальной педагогикой по всем проблемам. 8. Исследование, разработка и реализация педагогических средств и механизмов профилактики возникновения отклонений в развитии. 9. Совместно с общей педагогикой разработка и реализация концепций интеграции и интеграции в образовании и социокультурной сфере.

28. Специальная психология как наука, её разделы, связь с другими науками. Основные принципы психологического изучения детей с отклонениями в развитии.

Спец. психология – это отрасль психологии, которая изучает психические особенности детей с проблемами в развитии. Спец. психология – это отрасль психологической науки, изучающая закономерность аномального психического развития. Спец. психология имеет дело со следующими категориями детей: 1. Дети с нарушениями интеллекта (умственно-отсталые дети с ЗПР в выраженной степени) 2. Дети с нарушением слуха (глухие и слабослышащие) 3. Дети с нарушением зрения (слепые и слабовидящие) 4. Дети с нарушением речи. 5. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. 6. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. 7. Дети с нарушением поведения. Спец. психология делится на отрасли в зависимости от изучаемой категории детей, среди них выделяются: 2) олигофренопсихология (умственно-отсталые дети), 2) тифлопсихология (нарушения зрения) 3) сурдопсихология (нарушения слуха, 4) логопсихология (нарушения речи). Спец. психология предлагает методы коррекционного воздействия. Специальная психология имеет свою структуру: 1. олигофренопсихология, 2. тифлопсихология, 3. сурдопсихология, 4. логопсихология, 5. патопсихология (дети с воспалениями мозговых оболочек), 6. психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА) и ДЦП. Спец. психология базируется на общей психологии, связана со спец. педагогикой, с медициной (невропатологией, ЛОР, психиатрией, и др.) Методологическими основами спец. психологии являются положения Выготского: 1. Развитие аномального ребёнка подчиняется тем же закономерностям, что и нормальное развитие. 2. Психика аномального развития не есть нормальная психика – поражённая функция, это своеобразная психика. 3. Структура дефекта включает первичный дефект (главный дефект, наиболее близкий к повреждению нервной системы) и ряд вторичных нарушений, возникших как следствие первичного дефекта. 4. Обучение аномального ребёнка должно опираться на зону ближайшего развития. Основные методы спец. психологии: 1. Наблюдение экспериментом, беседой, анализ продуктов деятельности. Метод анализа – это сбор сведений о здоровье родителей, обстоятельствах внутриутробного развития ребёнка, его рождении и первые месяцы, и годы жизни. 2. Нейропсихологические методы обследования. Задачи: 1. Своевременное выявление нарушения хода психического развития ребёнка. 2. Определение возможности обучения ребёнка. 3. Определение спец. образовательных условий. 4. Разработка методов изучения и коррекции нарушенного развития. Принципы: 1. Принцип педагогического оптимизма не принимает теорию потолка. Подчёркивает, что необученных детей нет. Система спец. образования должна строится с учётом индивидуальных особенностей. Спец. образовательный процесс опирается на учение Выготского о зоне ближайшего развития. 2. Принцип ранней педагогической помощи существенно опирается на теорию «О наличии сензитивного периода». Если это упустить, то потребуются дополнительные усилия. 3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования при любом нарушении должны использоваться разные средства обучения и способов. 4. Принцип социально-адаптированной направленности образования, нужно подобрать такую социальную нишу, где бы он был полезен. 5. Принцип развития мышления, языка, коммуникаций, как средства спец. образования. Вся система спец. образования строится с учётом коммуникативной речи. 6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. Ведущая деятельность: предметная, игра, работа с книгой, Учебно-игровая, общение. Если спец. образование строить с учётом ведущей деятельности, следовательно, будут большие результаты. 7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Учёт особенностей каждого ребёнка. 8. Принцип необходимости




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 492; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.