Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Закономерности порождения и восприятия речевого высказывания




Язык и речь. Речевая деятельность, её структура и особенности.

Язык – это информационная система, которая образуется в мозге человека в процессе речевого общения как его инструмент. Язык формируется в речи, а речь доставляет информацию о действительности. Принято различать ситуативную и контекстную речи. Ситуативная речь – понятная партнёру не только из слов, но и из предметной ситуации, разговора. Контекстная речь – отрезок речи, в котором значения слов понимаются без обращения к воспринимаемым вещам. Речь человека строится из дискретных элементов так, что сочетание элементов определённого класса образует целостную единицу. Сочетание таких единиц даёт новую единицу второго порядка. Третьего и т.д. В результате формируется иерархия языковых единиц, в которой обычно находят пять уровней: признаки фонем, фонемы, морфемы, слова, предложения. Речь только тогда речь, когда она перестраивает язык. Язык обеспечивает возможность появления речи, а речь снабжает язык самым необходимым – значениями слов, без которых нет ни языка, ни речи. Восприятие речи – процесс опознания отдельных компонентов в иерархической структуре знака применительно к коммуникации человека, а понимание речи – декодирование текста.

При изучении и устранении системных речевых нарушений в современной логопедии широко используются данные психолингвистики, основывающиеся на учениях Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, А.А.Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности, об операциях восприятия и порождения речевого высказывания. Восприятие и порождение речевого высказывания представляют собой многоуровневые процессы, имеющую сложную иерархически организованную структуру, включающую различные операции. Каждый уровень, каждая операция процесса порождения речевого высказывания имеет свой словарь, свой синтаксис объединения единиц. При изучении речевых нарушений важно определить, какая из операций порождения речевого высказывания нарушена. В отечественной логопедии используются модели порождения речевого высказывания, разработанные Л.С.Выготским, А.А.Леонтьевым, Т.В.Рябовой. Л.С.Выготский рассматривал отношение между мыслью и словом как процесс движения от мысли к слову и обратно, он выделял следующие планы движения: мотив – мысль - внутренняя речь - внешняя речь, различая внешний (физический) и семантический (психологический) планы речи. Во внешней речи проявляется взаимодействие грамматической и семантической (психологической) структур. Переходной структурой от семантического плана к внешней речи является внутренняя речь. Л.С.Выготский дал глубокий анализ внутренней речи, раскрыл её характерные особенности. Основываясь на структуре речевого процесса, описанной Л.С.Выготским, А.А.Леонтьев выделяет следующие операции порождения речевого высказывания: мотив – мысль (речевая интенция) – внутреннее программирование – лексическое развёртывание и грамматическое конструирование – моторная реализация – внешняя речь. Всякое речевое высказывание порождается определённым мотивом, который обуславливает возникновение речевой интенции (мысли). На этапе внутреннего программирования, соответствующего у Л.С.Выготского «опосредованию мысли во внутреннем слове», происходит опосредование речевой интенции кодом личностных смыслов, закреплённых в тех или иных субъективных кодовых единицах («код образов и схем», по Н.И.Жинкину). Создаётся программа, как целого связного речевого высказывания, так и отдельных высказываний, в результате организуется система предикативных высказываний в коде внутренней речи. В программу отдельного высказывания включаются такие компоненты, как субъект, объект, предикат и др., которые соединены содержательной, смысловой связью («психологическое синтаксирование»). В процессе восприятия на этом этапе осуществляются операция свёртывания языковых значений во внутреннюю схему. Речь – форма общения, опосредованная языком. Речь выполняет ряд функций: – служит средством общения между людьми. Мышление осуществляется в речевой форме. Внутренняя речь – внутренний беззвучный речевой процесс, с помощью которого мы мыслим про себя) является средством мышления. Обозначения – каждое слово, предположение имеют определённое содержание. Сообщения – передача сведений, знаний, опыта. Выражения – обнаружение через интонацию, ударения, построение, использование сравнений, пословиц и т.п. чувств. Потребностей, отношений. Воздействия – побуждение к выполнению задач, проявлению активности, к изменению взглядов. Функции речи по-разному проявляются в различных её видах. Виды речевой деятельности: внутренняя и внешняя. Внешняя речь включает речь устную (диалогическую и монологическую) и письменную. Речь письменная – вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях – типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для неё функциональными стилями. Речь устная – вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Диалогическая речь – это речь поддерживаемая, имеющая собеседника, она более простая, свёрнутая, в ней могут присутствовать интонация, жесты, паузы, ударения. Диалогическая речь может быть ситуативной, т.е. связанной с ситуацией, в которой возникло общение, но может быть и контекстуальной, когда все предшествующие высказывания обуславливают последующие. Монологическая речь – длительное, последовательное, связное изложение мыслей, знаний одним лицом. Из внешней речи развивается речь внутренняя – различные виды использования языка (точнее, языковых значений) вне процесса реальной коммуникации. Три этапа: а) внутреннее проговаривание – «речь про себя», сохраняющая структуру внешней речи, но лишённая фонации, т.е. произнесения звуков. И типичная для решения мыслительных задач в затруднённых условиях; б) собственно речь внутренняя, когда она выступает как средство мышления, пользуется специфическими единицами (код образов и схем, предметный код, предметные значения) и имеет специфическую структуру, отличную от структуры внешней речи; в) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла (типа, программы) речевого высказывания, целого текста и его содержательных частей (Л.Н.Соколов; И.И.Жинкин и др.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1820; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.