Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психики в филогенезе 1 страница




Психика – свойство реагировать на биологически значимые раздражители:

Этапы:

1. элементарная чувствительность (отдельные свойства: Т-червяк)

2. предметное сознание (целостные свойства: объем, форма, цвет)

3. интеллект (связи между предметами)

4. сознание

Формы проявления психики: сознательное и бессознательное (явления в которых человек не отдает себе отчета)

Филогенез - процесс возникновения и исторического развития психики и поведения животных, возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Ученые материалистического направления объясняют возникновение психики длительным развитием материи. Исследуя природу материи, они изучают различные формы ее движения, так как это способ существования материи, неотъемленное ее свойство, внутренне ей присущее.

Вся материя (неживая, неорганическая, чел. мозг) обладает всеобщим качеством материального мира, качеством отражения, то есть способностью отвечать на воздействия. Всякий живой организм активно относится ко всем внешним раздражителям, тем самым, обнаруживая качественно новое свойство живой материи.

В результате длительной эволюции у современных организмов мы находим многообразные формы отражения, начиная от раздражимости и кончая более высокими формами отражения - ощущением, восприятием, памятью, мышлением (это формы проявления психической жизни). Раздражимость. Все живые организмы на всех этапах эволюции обладают особой биологической формой отражения - раздражимостью (способность живого организма реагировать на воздействия биологически значимых влияний).
Минимальная величина раздражителя (внешнее воздействие) достаточное для возникновения изменения состояния организма называется порогом раздражимости. Свойства раздражимости относятся к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие - критерий жизни вообще. Элементарная раздражимость обнаруживается уже у простейших, которые на воздействие среды реагируют движением.

У животных форм возникает новый вид раздражимости - чувствительность, то есть общая способность к ощущению через формирование органов чувств.

Она проявляется в филогенезе, когда живые организмы начинают реагировать на факторы окружающей среды, которые выполняют сигнальную функцию по отношению к имеющим прямое биологическое значение воздействиям. Переход от раздражимости к чувствительности связан с другим образом жизни.

Признаки предметов (запахи, форма, цвет) приобретают сигнальное значение, поэтому даже простейшие животные в известных условиях может начать реагировать не только на биотические раздражения (биологически значимые), но и на абиотические, которые в данной конкретной ситуации могут сигнализировать появление различных биотических раздражений.

Благодаря чувствительности к биотическим и абиотическим агентам у животных организмов, возникает возможность отражать значительно больше воздействий, чем это доступно растениям.

Этапы развития психики в процессе эволюции животного мира.

Выделяются 2 стадии элементарной сенсорной и перцептивной психики.

I. Сенсорная психика характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений.

Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира. Таким органом у низших животных являются челюсти, они заменяют им руки, сохраняют свою роль как орган манипуляции окружающего мира в течение длительного периода вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели). Включает в себя 2 уровня:

1. Низший уровень (простейший, низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде). Развита раздражимость, присутствуют примитивные элементы чувствительности.

Поведение: четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения; элементарные формы движений; слабая пластичность поведения; несформированная способность реагирования на биологически нейтральные, лишенные жизненного значения свойства среды; слабая нецеленаправленная двигательная активность.

2. Высший уровень (высшие кольчатые черви, брюхоногие молюски, некоторые другие позвоночные) Характеризуется появление элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Появляется способность к формированию элементарных условных рефлексов.

Поведение: уже существует чувствительность, развитая двигательная активность (ползание, рытье в грунте), которая приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегание биологически вредных воздействий.

Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль; главное значение имеют инстинкты.

2. Стадия перцептивной психики (ощущения объединяются в образы, внешняя среда воспринимается в виде оформленных, расчлененных на детали восприятий, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений.)

1. Низкий уровень (рыбы и другие низшие позвоночные и отчасти некоторые высшие беспозвоночные (членистоногие и головоногие молюски - узелковая нервная система)).

Поведение: развитая двигательная активность, преобладают ригидные, генетически запрограммированные компоненты, двигательные способности весьма сложны и разнообразны (плавание, бег, лазание), активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных, развитое защитное поведение.

2. Высший уровень (высшие позвоночные птицы, некоторые млекопитающие).

Можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности решения задач в практическом, наглядно действенном плане, складывание определенной картины мира.

Поведение: высокоразвитые инстинктивные формы, готовность к научению.

3. Наивысший уровень (обезьяны, некоторые другие высшие позвоночные, собаки, дельфины). ЦНС.

Восприятие внешнего мира носит образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса; выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской подготовительной фазы; способность решать одну и ту же задачу разными методами; перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия; создание и использование в деятельности простейших орудий, способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей, непосредственное усмотрение и учет причинно
-следственных связей между явлениями в практических действиях (инсайт, мгновенное схватывание, простейший интеллект).

Поведение: выделение специализированных органов манипулирования (ног и рук), весьма развита система общения животных друг с другом, появляется свой язык; развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных ЗУНов.

Возникновение сознания человека.

Сознание является высшим этапом развития психики Существенное отличие человека от животных - способность рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом и будущем. Все это вместе взятое связано со сферой сознания.

Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности (если психику рассматривать с материалистических позиций) и собственной человеческой формой психического начала бытия (если психику рассматривать с идеалистических позиций). Человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт. Животные могу подать сигналы, ограниченные данной ситуацией. Животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемого.

Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией, что устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен поступать соответственно познанной необходимости, то есть сознательно!!!

Предпосылки возникновения. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества. В труде развивалось и сознание человека - наивысшая форма отражения. Животное живет в мире случайных вещей, человек создает себе мир постоянных предметов. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Под влиянием труда закрепились новые функции руки и развилось прямохождение. Это оказало влияние на развитие мозга. Одной из потребностей человека как члена общества стала потребность в общении, что привело к формированию речи. Психологическая характеристика сознания включает: а) ощущение себя познающим субъектом - человек осознает себя как отделенное от остального мира существо, готовое и способное к его познанию. Знания об объектах, получаемые человеком, отличаются от самих объектов. Человек может эти знания выражать в словах, понятия, символах, воспроизводить их и т.д. При утрате сознания (сон, гипноз, болезнь) такая способность теряется.

б) мысленное представление и воображение действительности. Эта психологическая характеристика сознания тесно связана с волей, но не всегда воображение и представление находятся под сознательным волевым контролем.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент или вовсе не существующей (фантазии, мечты), выступает как одна из важнейших характеристик сознания.

Сознание тесным образом связано с речью и без нее в высших своих формах не существует. В отличие от ощущений, восприятия, памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств, одно из них - осмысленность представляемого, то есть наделенность определенным смыслом. Другое свойство - в сознании отражаются только основные характеристики явления, предметов и событий. в) способность к коммуникации. Коммуникативные возможности есть у многих животных, но от человеческих они отличаются тем, что с помощью языка человек передает людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (как у животных), но и о том, что знает, видит, понимает, представляет, то есть объективную информацию об окружающем мире.

 

 

Билет 3

 

Бессознательное в психике человека. Виды неосознаваемых процессов.

Бессознательное и сознательное - две относительно самостоятельные стороны психики, бессознательное предшествует генетически сознательному. Под влиянием эволюции сознательного бессознательное развивается. Бессознательное в субъекте очеловечивается и социализируется; оно биосоциально по своей природе.

Наряду с сознанием в психике человека существует еще сфера бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний, действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания.

Бессознательными являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости и т.п. К сфере бессознательного относятся инстинкты, от которых человек как биологическое существо не свободен. Так называемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться с помощью сознания, но потом погружаться в сферу бессознательного.

Выделяется особый слой или уровень бессознательного, называемый подсознательным. Бессознательное делится на: предсознние (что можно легко осознать), подсознание (вытеснение эмоционального напряжения) и надсознание (схемы действий, ритуал, традиции).

Бессознательное может направлять деятельность людей и в этом отношении определенным образом воздействовать на сознание. Австрийский невропатолог, психиатр и психолог З. Фрейд пришел к выводу о важной, порой решающей роли бессознательного в жизни человека, З. Фрейд выделял три сферы психики человека: "Оно", "Я" и "Сверх-Я" "Я" - сфера сознательного, "Сверх-Я" - социальное внутри человека, "Оно" - бессознательные влечения на основе принципа наслаждения. Фрейд редуцирует сознание к бессознательному, что ошибочно с точки зрения соотношения психического и физиологического. Но З. Фрейд впервые обосновал важное место бессознательного в психике человека. Фрейд продолжал линию А. Шопенгауэра, Н. Гартмана, А. Бергсона. Идея бессознательного была развита К. Г. Юнгом, введшего понятие "коллективное бессознательное".

В классическом фрейдистском анализе симптомы рассматриваются как результат конфликта между инстинктивными потребностями и защитными силами Эго или как компромиссные образования из запретов и установок Суперэго и импульсов Ид. В своих Исходных положениях Фрейд отводил исключительное внимание сексуальным желаниям и рассматривал противостоящие им контрсексуальные силы как проявление "инстинктов Эго", служащих самосохранению. В более позднем решительном пересмотре своей теории он назвал некоторые ментальные явления продуктами конфликта между Эросом (инстинктом любви, устремленным к единству и созданию высших союзов) и Танатосом (инстинктом смерти, целью которого является разрушение и возврат к изначальному неорганическому состоянию). Так или иначе фрейдистская интерпретация строго биографична и оперирует в рамках индивидуального организма. Цель терапии - высвободить энергию инстинктов, зажатую в симптомах, и найти для ее выражения социально приемлемые каналы.

По интерпретации Адлера, предрасположенность к неврозам происходит из программирования в детстве, характеризующегося чрезмерной опекой, отверженностью или смешением того и другого. Из-за этого возникает негативный образ себя и невротическое стремление к превосходству для компенсации утрированной уязвимости и тревожности. В результате такой самоцентрированной жизненной стратегии невротик оказывается неспособным справляться с проблемами и получать удовольствие от социальной жизни. Невротические симптомы являются интегральными аспектами единой системы адаптации, которую индивид сумел построить на основе ошибочного толкования своего окружения. И если в концептуальной системе Фрейда все объясняется обстоятельствами прошлого, следующими жесткой линии причин и следствий, то индивидуальная психология Адлера подчеркивает телеологический принцип. План невротика всегда будет искусственным, и части его должны оставаться неосознанными, потому что они противоречат реальности. Цель терапии - не позволить пациенту жить в этом вымысле и помочь ему признать одностороннюю, стерильную и в конечном счете саморазрушительную природу таких установок. Все же, несмотря на некоторые фундаментальные теоретические различия, индивидуальная психология Адлера имеет общий с психоанализом строго биографический уклон.

Вильгельм Райх привнес в глубинную психологию уникальное понимание динамики сексуальной энергии и энергетической экономии в психопатологических симптомах. Он считал, что вытеснение первоначальной травмы подкрепляется подавлением сексуальности и блокированием сексуального оргазма. Именно подавление сексуальных чувств вместе с соответствующей наработкой мышечной "брони" и особенных характерологических установок составляет, по его мнению, реальный невроз, а психопатологические симптомы являются лишь его вторичными, видимыми проявлениями. Ключевым фактором, определяющим эмоциональное здоровье или болезнь, является экономия сексуальной энергии, баланс между накоплением и разрядкой. Терапия заключается в высвобождении накопленной и сдерживаемой сексуальной энергии и в избавлении от мышечной брони при помощи системы упражнений, в которых используется дыхание и непосредственная работа с телом. Хотя подход Райха представляет многообещающее теоретическое отклонение от классического психоанализа и революционную новацию в практике психотерапии, ему так и не удалось преодолеть сексуальный акцент своего бывшего учителя и его биографическую ориентацию.

Отто Ранк усомнился в фрейдовской теории сексуального происхождения неврозов и сместил этиологический фокус на травму рождения. Он считал, что во всяком невротическом симптоме кроется попытка экстериоризации и интеграции этого фундаментального для человеческой жизни эмоционального и биологического шока. Следовательно, нельзя ожидать реального излечения невроза до тех пор, пока пациент не столкнется с этим событием в терапевтической ситуации. Учитывая природу травмы рождения, можно заключить, что вербальная терапия малоэффективна и должна уступить место непосредственному переживанию.

Признание первичности и независимой значимости духовных аспектов психики (или того, что на современном языке можно назвать трансперсональным измерением) было чрезвычайно редким у прямых последователей Фрейда. Только Юнг сумел действительно глубоко проникнуть в трансперсональную область и разработать систему психологии, радикально отличающуюся от других психоаналитических теорий. За годы систематического исследования бессознательного в психике человека Юнг понял, что психопатологию невроза и психоза невозможно адекватно объяснить через забытый и вытесненный биографический материал. Фрейдовское понятие индивидуального бессознательного он дополнил понятием расового и коллективного бессознательного, подчеркнув при этом роль "мифообразующих" структурных элементов в психике. Другим важным вкладом Юнга стало определение архетипов - транскультурных изначально упорядочивающих принципов психики.

Юнговское понимание психопатологии и психотерапии тоже было уникальным. По его мысли, подавленные и не способные развиваться влечения, архетипические понуждения, творческие импульсы, таланты или какие-то другие свойства психики остался примитивными и недифференцированными. Вследствие этого они оказывают потенциально деструктивное воздействие на личность, мешают адаптироваться к реальности и проявляются как психопатологические симптомы. Как только сознательное Эго сумеет встретиться с этими ранее неосознававшимися или вытесненными компонентами, станет возможной их конструктивная интеграция в жизни индивида. Терапевтический подход Юнга выделяет не рациональное понимание и сублимацию, а активную трансформацию сокровенного бытия человека путем непосредственного символического переживания психики как автономной "другой личности". Руководство этим процессом не по силам одному терапевту или отдельной школе. Поэтому существенно важно обеспечить пациенту связь с коллективным бессознательным, чтобы он мог приобщиться к сокрытой там вековой мудрости.

Обсуждение концептуальных различий и противоречий у ведущих школ глубинной психологии относительно природы и происхождения эмоциональных расстройств и эффективных терапевтических механизмов можно продолжать на примере воззрений Шандора Ференчи, Мелани Клейн, Карен Хорни, Эрика Фромма, Гарри Стека Салливана, Роберто Ассаджиоли и Карла Роджерса или новаторских идей Фрица Перлза, Александра Лоуэна, Артура Янова и многих других. Но главной моей целью является доказательство того, что существуют популярные и жизнеспособные теории и системы терапии, радикально несогласные между собой относительно динамики психопатологии и терапевтических методов. Некоторые из них ограничиваются биографическим или аналитическивоспоминательным уровнем, другие почти все внимание уделяют перинатальным элементам или экзистенциальным проблемам, и лишь немногие придерживаются трансперсональной ориентации.

Структура личности по Фрейду

Ни одно направление не приобрело столь громкую известность за пределами психологии, как фрейдизм, его идеи влияли на искусство, литературу, медицину и другие области науки, связанные с человеком. Названо это направление по имени Зигмунда Фрейда (1856-1939). На основе многолетних клинических наблюдений Фрейд сформулировал психологическую концепцию, согласно которой психика, личность человека состоит из трех компонентов, уровней: "ОНО", "Я", "СВЕРХ-Я". "ОНО" – бессознательная часть психики, бурлящий котел биологических врожденных инстинктивных влечений: агрессивных и сексуальных. "ОНО" насыщено сексуальной энергией – "либидо". Человек есть замкнутая энергетическая система, количество энергии у каждого человека – постоянная величина. Будучи бессознательным и иррациональным, "ОНО" подчиняется принципу удовольствия, т.е. удовольствие и счастье есть главные цели в жизни человека. Второй принцип поведения – гомеостаз – тенденция к сохранению примерного внутреннего равновесия. Уровень "Я" сознания находится в состоянии постоянного конфликта с "ОНО", подавляет сексуальные влечения. На "Я" воздействуют три силы: "ОНО", "СВЕРХ-Я" и общество, которое предъявляет свои требования к человеку. "Я" старается установить гармонию между ними, подчиняется не принципу удовольствия, а принципу "реальности". "СВЕРХ-Я" служит носителем моральных стандартов, это та часть личности, которая выполняет роль критика, цензора, совести. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "ОНО", но в противовес "СВЕРХ-Я", то испытывает наказание в виде чувства вины, стыда, укоров совести. "СВЕРХ-Я" не пускает инстинкты в "Я", и тогда энергия этих инстинктов сублимируется, трансформируется, воплощается в иных формах деятельности, которые приемлемы для общества и человека (творчество, искусство, общественная активность, трудовая активность, в формах поведения: в снах, описках, обмолвках, шутках, каламбурах, в свободных ассоциациях, в особенностях забывания). Если энергия "либидо" не находит выхода, то будут у человека психические болезни, неврозы, истерики, тоска. Для спасения от конфликта между "Я" и "ОНО" применяются средства психологической защиты: вытеснение, подавление – непроизвольное устранение из сознания недозволенных мыслей, чувств, желаний в бессознательное "ОНО"; проекция – бессознательная попытка избавиться от навязчивого желания, идеи, приписав ее другому лицу; рационализация – бессознательная попытка рационализировать, обосновать абсурдную идею. Становление психики у ребенка происходит через преодоление эдипова комплекса. В греческом мифе & царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к якобы извечно тяготеющему над каждым мужчиной сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх, и восхищение, мальчик хочет походить на отца, но и желает смерти ему и потому испытывает чувство виновности, боится отца. Боясь кастрации, ребенок преодолевает сексуальное влечение к матери, преодолевает Эдипов комплекс (к 5-6 годам) и у него возникает "СВЕРХ-Я", совесть.

Теория сексуального развития 3. Фрейда

Особенности сексуального развития в детском возрасте определяют характер, личность взрослого человека, его патологии, неврозы, жизненные проблемы и трудности. Фрейд сформулировал теорию сексуального развития. По его мнению, психосексуальная деятельность начинается в период кормления грудью, когда рот младенца становится эрогенной зоной – зоной удовольствия (оральная фаза). С приучением к туалету основное внимание перемещается вначале на ощущения, связанные с дефекацией (анальная фаза), а позднее на ощущения, связанные с мочеиспусканием (уретральная фаза). Наконец примерно в возрасте четырех лет эти частные влечения объединяются, начинает преобладать интерес к половым органам, к пенису (фаллическая фаза). Тогда же развивается комплекс Эдипа (или Электры у девочек), суть которого заключается в преимущественно положительном отношении к родителю противоположного пола и агрессивном поведении по отношению к родителю своего пола. По мнению Фрейда, дети расстаются позднее с эдиповыми тенденциями из-за страха кастрации.

Чрезмерное увлечение эротической активностью или, наоборот, мешающие ей конфликты, запреты или травмы могут вызвать задержку развития либидо на какой-то стадии. Такая задержка при неспособности разрешить эдипову ситуацию становится причиной психоневрозов, сексуальных извращений и других форм психопатологии. Фрейд и его последователи разработали подробную динамичную систему, в которой различные эмоциональные и психосоматические расстройства соотнесены со специфическими особенностями развития либидо и созревания.

При психоанализе (по Фрейду) стоит задача: 1) воссоздать из данных конкретных проявлений группу сил, которые вызывают болезненные патологические симптомы, нежелательное неадекватное поведение человека; 2) реконструировать прошлое травматическое событие, высвободить подавленную энергию и использовать ее для конструктивных целей (сублимация), придать этой энергии новое направление (например, при помощи анализа переноса освободить изначально подавленные детские сексуальные устремления – превратить их в сексуальность взрослого человека и тем самым дать им возможность участвовать в развитии личности). Цель психоаналитической терапии, по скромным словам Фрейда, "превратить чрезмерные страдания невроза в нормальные, обыкновенные невзгоды повседневности".

Недостатком фрейдизма является преувеличение роли сексуальной сферы в жизни и психике человека, человек понимается в основном как биологическое сексуальное существо, которое находится в состоянии непрерывной тайной борьбы с обществом, заставляющим подавлять сексуальные влечения. Поэтому даже его последователи, неофрейдисты, отталкиваясь от основных постулатов Фрейда о бессознательности, пошли по линии ограничения роли сексуальных влечений в объяснении психики человека. Бессознательное лишь наполнялось новым содержанием: место нереализуемых сексуальных влечений заняли стремление к власти вследствие чувства неполноценности (Адлер), коллективное бессознательное ("архетипы"), выражаемое в мифологии, религиозной символике, искусстве и передаваемое по наследству (К. Юнг), невозможность достичь гармонии с социальной структурой общества и вызываемое этим чувство одиночества (Э. Фромм) и другие психоаналитические механизмы отторжения личности от общества. Таким образом, человек с позиции фрейдизма – это противоречивое, изначально порочное, мучающееся, страждущее существо, невротичное и конфликтное. Заслуга Фрейда в том, что он привлек внимание ученых к серьезному изучению бессознательного в психике, впервые выделил и стал изучать внутренние конфликты личности человека.

Защитные механизмы (по Фрейду)

Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами". Фрейд выделял семь защитных механизмов:

1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности;

2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях;

3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний;

4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе);

5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю";

6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я";

7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.