Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Стресс и фрустрация 4 страница




Вторая (конституциональная) исходит из различий в конституции организма - его физического строения, соотношения его отдельных частей, различных тканей (Кречмер, Шелдон и др.) пикники, астеники, атлетики. Третья связывает типы Т. с деятельностью центральной нервной системы. Учение И. П. Павлова о влиянии центральной нервной системы на динамические особенности поведения выделяет три основных свойства нервной системы - сипу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов - и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешенный, подвижный, 2)сильный, уравновешенный, инертный, 3) сильный, неуравновешенный; 4) слабый.

Первому типу соответствует Т. сангвиника, второму - флегматика, третьему - холерика, Четвертому - меланхолика.

Сангвиник – быстро приспосабливается к новым условиям, общителен. Чувства легко возникают и сменяются. Мимика богатая, подвижная, выразительная. Может быть поверхностным и непостоянным.

Холерик – отличается повышенной возбудимостью, большой эмоциональностью, порывистостью, импульсивностью.

Флегматик – обычно ровен, спокоен, редко «выходит из себя», не склонен к аффектам. Медленно вырабатывает новые формы поведения, но они являются устойчивыми.

Меланхолик – трудно сосредоточивается на чем-либо, его реакция часто не соответствует силе раздражителя. Сильные воздействия вызывают у него продолжительную тормозную реакцию. При нормальных условиях глубокий, содержательный. При неблагоприятных – может превратиться в замкнутого, боязливого, тревожного человека.

Билет 39

 

Характер и его структура. Соотношение темперамента и характера. Клинический подход к изучению харатера. Понятие акцентуаций характера.

 

Характер – совокупность стойких индивидуально-психологических свойств личности, котороые выявляются в ее деятельности и общественном поведении, в отношении к коллективу, к другим людям, труду, окружающей действительности и к самому себе.

Структура: направленность (знания, идеи, взгляды, являющиеся мотивами поведения), умственные черты (рассудительность, наблюдательность), эмоции (на грубость, чувствительность, сопереживание и т.д.), воля (влияет на силу и твердость характера), темперамент, полнота (всестороннее развитие основных структурных компонентов – умственных, моральных, эмоционально-волевых), целостность (единство слова и дела), определенность (твердость и независимость личности в стремлениях и убеждениях, достижении цели), сила (энергичность действий, активность, доведение дела до конца), единство.

Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности.

От круга впечатлений и разнообразия деятельности зависят полнота и сила характера.

Выразительные признаки характера – речь, мимика, взгляд, поза, походка.

Выделяют три черты характера – интеллектуальные, эмоциональные, волевые.

Соотношение темперамента и характера.

Природной основой характера является темперамент, выражающий тип высшей нервной деятельности. Темперамент в характере определяет такие черты, как уравновешенность или неуравновешенность поведения, большую подвижность или инертность, повышенный или пониженный тонус проявляемой активности, общительность или замкнутость, легкость или трудность вхождения в новую обстановку или новую обязанность.

Темперамент влияет и на другие проявления характера, например, на тонус чувств, внешнюю выразительность движений, речь, сказывается на волевых проявлениях: в одних случаях воля может выражаться в виде порывов, в других – ровно, методически; темперамент проявляется в способности выполнять работу, требующую терпения и выносливости.

Клинический подход к изучению характера. Понятие акцентуаций характера.

Одна классификация по Леонгарду.

Характеристика акцентуаций – строгая.

Различают по: энергетике, специфическим чертам, эмоциональности, общению.

1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.

2. "Застревающие" личности, со склонностью к задержке, "застреванию" аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.

3. Эмотивные, аффективно лабильные личности.

4. Педантичные личности, с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма. 5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.

6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.

7. Демонстративные личности, с истерическими чертами характера.

8. Возбудимые личности, со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.

9. Дистимические личности, со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.

10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации.

 

Характер нередко сравнивают с темпераментом, а в некоторых случаях и подменяют эти понятия друг другом. В науке среди господствующих взглядов на взаимоотношения характера и темперамента можно выделить четыре основных:

1. - отождествление характера и темперамента (Э. Кречмер, А. Ружицкий);

2. - противопоставление характера и темперамента, подчеркивание антагонизма между ними (П.Викторов, В.Вирениус);

3. - признание темперамента элементом характера, его ядром, неизменной частью (С.Л.Рубинштейн, С.Городецкий);

4. - признание темперамента природной основой характера (Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев).

Исходя из материалистического понимания человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека. Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или

 

Билет 40

 

Понятие социального характера Э. Фромма.

Первый сформулировал теорию типов характера.

1. Рецептивные типы – зависимые.

2. Эксплуатирующие.

3. Накапливающие типы – тяготеют к прошлому, обладают материальными благами.

4. Рыночный тип – оценка личности как товара, преподнесение себя.

Это были непродуктивные типы.

5. Продуктивный характер – независимый, честный, спокойный, любящий, творческий, совершающий социально – полезные поступки.

Выделил экзистенциальные потребности.

1. П. в установлении связей.

2. П. в преодолении – активное творческое созидание.

3. П. в корнях – человек ощущает себя частью мира.

4. П. в идентичности.

5. П. в системе взглядов и преданности – осмысление реальности, посвящение себя кому-то.

Способы преодоления чувства одиночества «убежать от свободы» – отказ от свободы и подавление своей индивидуальности.

Выделил три механизма бегства:

1. Авторитаризм – соединение себя с кем-то и обрести силу утраченного «Я». Садизм – активность, эксплуатация, контроль. Мазохизм – зависимость.

2. Деструктивность – преодоление чувства неполноценности, уничтожая и покоряя других.

3. Комформность автомата – абсолютное подчинение социальным нормам.

 

Теория личн. Фромма – это попытка преодолеть ограниченность психоаналитич. теории с ее биологизаторской детерминацией развития личности и рассмотреть роль социологич., полит., экон., религ., культурных факторов ее формирования.

Личность, с т. з. Фромма, – это целостность врожденных и приобретенных психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным. Под приобретенными свойствами автор понимал прежде всего различия в характере, представляющие проблему этики и свидетельствующие об уровне, достигнутом индивидом в искусстве жить. Обосновывая общественно-истор. обусловленность характера и личн. чел., Фромм вводит понятие "социального характера" как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общ-ва. В работе "Человек для себя" Фромм описывает следующие социальные типы характера:

  1. Рецептивная ориентация (берущая) – чел. представляет, что источник всех благ лежит вовне; он зависим и пассивен, доверчив и сентиментален; стремится "быть любимым", а не любить; зависит не только от авторитетов, но и от людей, способных оказать любую поддержку; всегда ищет помощника, а если помогает другим, то ради лишь того, чтобы добиться их расположения.
  2. Эксплуататорская ориентация (овладевающая) – чел. также считает, что источник благ вовне, но не надеясь получить их в дар, стремится добыть их силой или хитростью; он не способен к творчеству и поэтому добивается любви, обладания, идей или эмоций, заимствуя их у других; такой чел. агрессивен, надменен, самонадеян, эгоцентричен, уверен в себе, импульсивен.
  3. Стяжательская ориентация (сберегающая) – в отличие от предыдущих типов, чел. не верит, что может получить что-то из внеш. мира; его безопасность основывается на экономии, а траты воспринимаются как угроза; его скупость распространяется как на вещи и деньги, так и на мысли и чувства; он тяготеет к прошлому, его отпугивает все новое; он маниакально чистоплотен, ригиден, подозрителен, упрям, предусмотрителен, лоялен и сдержан.
  4. Рыночная ориентация (обменивающая) – личн. рассматривается как товар, выставляемый на продажу. Успех зависит от того, насколько хорошо чел. может подать и продать себя, насколько он способен вступить в состязание с другими для достижения жизненных целей. Самооценка чел. зависит от мнения др. людей, поскольку его ценность определяется не его человеч. качествами, а успехом в рыночной конкуренции.
  5. Плодотворная ориентация в отличие от неплодотворных, явл. идеалом гуманистич. этики – чел. воспринимает себя как воплощение своих сил-способностей, которые не скрыты и не отчуждены от него, а свободно реализуются. Силой разума он может понять сущность явлений; силой любви – разрушить стену, отделяющую одного чел. от другого; силой воображения – творить.

Характер любого чел. представляет смешение этих пяти ориентации, хотя одна или две могут выделяться из остальных. Позже, в работе "Душа человека", Фромм описал еще два типа характера: некрофильный, воплощающий направленность на мертвое, и противоположный ему биофильный, воплощающий любовь к жизни.

Помимо социальных условий, накладывающих отпечаток на формирование личн. чел., в его природе заложены экзистенциальные потребности, явл. важным источником активности: в установлении связей (в заботе о ком-то, в продуктивной любви), в преодолении (в активном творч. созидании), в корнях (в чувстве стабильности и прочности), в идентичности (в тождестве с самим собой и непохожести на других), в системе взглядов и преданности (в объективном и рац. взгляде на природу и общество, в посвящении себя чему-то или кому-то).

Смысл существования чел. Фромм видит в разл. способах решения осн. проблемы, заключающейся в противоречии между свободой и безопасностью. Свобода, завоеванная совр. зап. обществом, вызывает у чел. утрату чувства безопасности и ощущение личной незначимости. В поисках безопасности люди порой добровольно жертвуют свободой. В работе "Бегство от свободы" Фромм описал механизмы такого "бегства".

  1. Авторитаризм – тенденция отказаться от независимости своей личн., слить свое "Я" с кем-нибудь или чем-нибудь внеш. для обретения силы, недостающей самому индивиду. Он проявляется в стремлениях к подчинению и господству, в мазохистских и садистских тенденциях: чувстве неполноценности, стремлении обрести власть над людьми, эксплуатировать их и заставлять страдать.
  2. Разрушительность – попытка преодолеть чувство неполноценности, уничтожая или покоряя других, средство избавления от невыносимого чувства бессилия. Деструктивность нацелена на устранение всех объектов, с которыми индивиду приходится себя сравнивать, явл. реакцией на тревогу, вызываемую любой угрозой жизн. интересам, преодолением скованности и изолированности.
  3. Автоматизирующий конформизм – стремление перестать быть собой. Человек полностью усваивает тип личн., предлагаемый ему общепринятым шаблоном, и становится таким, каким его хотят видеть остальные. Исчезает различие между собств. "Я" и окружающим миром, а вместе с тем и осознанный страх перед одиночеством и бессилием.

В противовес механизмам "бегства от свободы" существует опыт позитивной свободы, благодаря которой можно избавиться от чувства одиночества и отчужденности, быть автономным и уникальным не теряя ощущения единения с др. людьми. Одним из гл. условий такого существования Фромм рассматривал любовь, которую трактовал в широком смысле, как искусство, равнозначное искусству жить.

Билет 41

 

Самосознание личности: «Я» - концепция, самооценка, уровень притязаний.

Проблеме самосознания посвящено немало исследований в отечественной психологии. Эти исследования сконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, обще- и социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир. но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший проблему самосознания как проблему “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”.

Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида.

Я–концепция — система представлений человека о самом себе. В рамках единой Я–концепции выделяют различные ее составляющие:
1. Я–физическое как схема собственного тела;
2. Я–социальное, соотносимое со сферами социально интеграции: половой, этнической, гражданской, ролевой;
3. Я–экзистенциальное как оценка себя в аспекте жизни и смерти.
Формирование Я–концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании их со стороны других людей, прежде всего родителей.

Уровень притязаний личности — понятие, введенное К. Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности, формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности. Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или завышенным.

Левин (Lewin) Курт (9.09.1890 – 12.02.1947) — немецко–американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно–потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В. Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В. Биренбаум (забывание намерений), Т. Дембо (фрустрация), А. Карстен („психическое пресыщение“), Ф. Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана концепция „топологической психологии“. В 1933 г. Левин был вынужден эмигрировать в США, где занимался исследованием проблем групповой динамики. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний.

Билет 42

 

Задатки и способности. Структура и уровень развития способностей

 

Задатки и способности.

Задатки – анатомо – физиологические особенности человека, которые создают пределы развития способностей.

Задатки зависят от особенностей строения тела, структуры мозга и свойств высшей нервной деятельности.

Из одних задатков развиваются разные способности.

Склонности – внешние проявления задатков. Любознательность и легкая восприимчивость к определенному виду информации, высокий уровень мотивации.

Социальные факторы способны компенсировать недостаток задатков.

Способности – индивидуальные психологические особенности, являющиеся условием успешного овладения и осуществления какой-либо деятельности.

Различают знания и умения.

От способностей зависит скорость овладения деятельностью и успешность выполнения задачи.

Виды способностей.

Репродуктивные (воспроизводимость) и творческие (создающие) – это талант (новое значительно) и гений (новая сфера).

       
   

 


Специальные способности проявляются рано.

Теория способностей.

1 теория - наследственности (основана Гальтоном) – врожденные характеристики.

2 теория – приобретенных способностей (Гельвеций).

3 теория – сочетание теорий врожденного и приобретенного.

 

Структура и уровни развития способностей.

В способностях каждого человека выражается концентрированный исторический и индивидуальный опыт деятельности. Достигнутый уровень знания и культуры предъявляет новые требования к человеку, к его способностям. То, чего мог достигнуть в предшествующие исторические эпохи лишь выдающийся человек, теперь легко усваивает школьник. Развитие способностей происходит в ходе деятельности, овладении новыми знаниями и умениями.

Сенсомоторная организация индивида составляет опорное свойство его способности.

На первом этапе развития способности имеют репродуктивный и подражательный характер, но чем раньше и отчетливее выступают оригинальные, творческие элементы, тем больше оснований говорить об одаренности. Для этого необходимо обеспечить условия.

Второй этап – для которого характерны творческие элементы в деятельности, самостоятельность в постановке и решении вопросов.

Способности развиваются неравномерно: одни – раньше, другие – позже, по мере накопления знаний и опыта.

Неблагоприятно сказывается на развитии способностей чрезмерная умственная и физическая перегрузка, приводящая к переутомлению и снижению уровня трудоспособности.

Способности развиваются эффективнее в сензитивные периоды:

Речь – 2-3 года;

Математические – 11-13 лет;

Литературные – 15 лет;

Музыкальные – 5 лет.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 679; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.