Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ономатопоэтическая теория происхождения языка: Х. Штейнталь




Общество не может обойтись без осмысления проблем происхождения языка. Теории происхождения языка ↔ 2 области знания: философия (на основе данных позитивных наук, разговор о сущности, антологии языка), собственно филология (о генезисе языка). Логосическая – одна из 4 филологических (наравне с логосической, доктриной общественного договора, социальной).

 

Внимание – прежде всего на исходные формы речи человека (данные языкознания) + данные психологии. Эта теория не связана с философией. Она сугубо филологическая.

Цель – реконструкция механизма становления языковой системы и основных черт языка (звучание vs. значение; лексика vs. грамматика; ЧП vs. ЧР; синтагмы vs. парадигмы; синхрония vs. диахрония).

Реконструкция производится с помощью дедуктивных выводов. Детально разработанная и логически строгая модель языковой системы.

Содержание языка стало рассматриваться с точки зрения глубины этимологии. Он того древнего состояния, когда в сознании человека не было четких категорий мысли (представление; образ; понятие).

На первый план выходят стороны, где сцепление мыслей строится по закону ассоциаций. Не логическое, а образное, художественное, ПОЭТИЧЕСКОЕ мышление.

Язык первичный, культурно неразвитый -> Раскрытие древних частей структуры языка (строилось на межъязыковых сравнениях и классификации языков).

Реконструкция – проекция в отдаленное прошлое истории языка, в его доисторию. Впервые применена в гуманитарных науках. Восстановление существенно необходимых черт, которые связывают генетически родственные языки. Реконструкция – начальная точка отсчета при измерении генетического расстояния между родственными языками -> Степень сходства между реконструированным языком и реальным. Общая соотносительная мера расстояния между языками может получать качественное и количественное значение. <Пример с «свомной» и производными «зивоной», «сфонном» и «звонном»>

Гуманитарные объекты могут изучаться только сопоставительно.

Реконструкция – эталон, с помощью которого соизмеряются родственные языки.

Свойства реконструированного языка:

1. Сложный эталон сравнения

2. Реконструкция – теоретическая модель. В ней отражены основные свойства языка или основные свойства частных языковых явлений, которые моделируются. Отражает частные свойства языка + Связывает их в систему

Реконструкция – эталон и модель. Скрытый процесс исторического развития. Реконструкции подвергается структура любого языка.

1. Необходимо нарисовать картину становления ЧЛЕНОРАЗДЕЛЬНОЙ РЕЧИ у отдельного индивидуума и в целом обществе

2. Речь должна быть представлена составом звуков, несущим смысл в целом и частях -> УРОВНЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

3. Части звуковых рядов должны передавать значения разных качеств (грамм, понятийн…)

4. Значения частей звукоряда должны сохраняться в своем значении на протяжении истории, т.е. должны показывать механизм сложения этимологического значения (противопоставляется актуальному (лексическому, грамматическому и модальному) значению)

Задача: описать этимологию звучания и его актуальную представленность.

1. Традиции передачи сходными звучаниями сходных значений

2. Обобщение всех видов значений, представленных в языке

3. Усложнение звукового состава высказываний путем образования в них внутренней структуры

Обобщение происходит благодаря сходству звучаний. Именно ассоциация помогает связать сходные звучания со сходными значениями.

 

3 этапа становления ономатопоэтической теории:

1. Гумбольдт

2. Heymann Steinthal

3. А.А.Потебня

 

Хейманн Штейнталь – (продолжение)

Комментирует Гумбольдта. Вносит свои идеи. Происхождение языка – определенный момент становления homo socialis. Опирается на ассоциативную психологию и Фр.Герберта. 2хтомник «Психология как наука».

Сводил всю деятельность человеческого сознания к самодвижению представлений, управляемому 3 законами:

- ассимиляции (объединение и закрепление тождественных/близких представлений (студент – студентка))

- апперцепции (определяемость нового восприятия массой уже имеющихся представлений)

- ассоциации (восстановление закономерных связей между предметами, когда в сознании некое явление А влечет за собой явление В (ГЗ – МГУ – филологический факультет – кафедра ОСИЯ – БлиноFF)

Разработка учения о внутренней форме слова, о типах переносных значений слов, об актуальных смыслах слов и о синтагматике.

Штейнталь категорически отвергал участие мышления в становлении языка. Считал, что категории языка и логики несовместимы.

Все внимание – на индивидуальный акт речи, который рассматривается как явление сугубо психологическое. Первоначально люди мыслили только сообща.

Сходная организация людей + сходные впечатления -> Сходные чувства, склонности, желания -> Сходные мысли -> Сходный язык. В сознании индивидуума возникает комплекс представлений, которые без влияния других людей или вовсе не возникли бы, или очень бы изменились.

НО воздействие одного человека на другого может быть совершенно опосредованно. Такие посредники – звуки языка.

Законы жизни духа -> Связи типов языка с типами мышления -> XIX в. – этнопсихология -> Типологическая классификация языков.

Штейнталь: факт становления языка – спонтанная мутация. Происходит как игра, развлечение или отдых. Сигнал -> Повторение.

Коммуникация начинается с чувственного опыта -> Cубъективность снимается -> Преобразование в объективно-значимое явление. Синтетический интеллектуальный опыт поколений -> Усовершенствование интеллекта. Теперь можно говорить об абстрактных вещах.

1. Язык возникает из сигнала, поданного вне той практической системы, где сигнал употребляется

2. Язык возникает как повтор, воспроизведение уже привычных звуков

3. Язык возникает из потребности выразить определенную эмоцию (напоминает художественную экспрессию).

Сигнал – основание для организации конкретных практических действий. Связь с ситуацией, в которой подавался сигнал. Повторение закрепляет ассоциацию. Так возникает двухсторонний знак. Внутренняя сторона – психологическое представление о вещах, внешняя – представление о звуках сигнала, поданного за пределами системы. Связь характеризуется:

1. Автоматичностью в исполнении

2. Экспрессивностью

3. Стилистической направленностью

Многократный повтор представлений -> понятие -> ассоциация -> определенное слово -> слово как выразитель понятия.

 

 

Лингвистическая концепция В.Гумбольдта (1й этап становления ономатопоэтической теории)

Отправной тезис данной теории: язык – самозарождающееся и самодвижущееся целое. Язык есть энергия. 3 компонента, сцепление которых приводит к становлению языка:

1. Народный дух (общее в языковом сознании; интеллектуальное состояние народа – менталитет)

2. Внешняя форма языка (звуки ↔ высказывание)

3. Внутренняя форма языка (способ соотнесения конкретных звучаний со значениями, обеспечивает систематичность и своеобразие языка).

Гумбольдт отказывается от традиционного подхода (выявление эмпирических условий). Переносит проблему генезиса языка в область, где фактор времени иррелевантен. Внимание не на внешние факторы, а на внутренний генезис.

Эмпирический (факты) vs. имманентный (внутр) анализ. Философско-антропологический характер.

Допущения:

1. Факт сложности языка – явление вторичного характера

2. Сложность языка – продукт колоссальных мыслительных усилий его создателей

Их опровержение © Гумбольдт:

1. Язык мог возникнуть лишь сразу во всей своей сложности. КОНЦЕПЦИЯ ЦЕЛОСТНОСТИ ЯЗЫКА. Даже мельчайший языковой элемент не может возникнуть без наличия формы, пронизывающей все части языка

2. Невозможно объяснить язык сознательным творением человеческого рассудка. Инстинктивность разума. Язык – творение ПРИРОДЫ человеческого разума. Язык уникален как антропологический феномен.

Неосознанная форма существования языка + его интеллектуальная активность. Активность выражается в фундаментальном акте – превращении мира в мысль.

è Возникая из человека, язык обусловливает функции человеческой мысли

è Язык всегда связан с мышлением. Мышление до известной степени обусловлено языком.

Язык – одна из фундаментальных форм познавательной активности человека. В языке исторически закреплена определенная система значений -> Преобразование языковой действительности в объекты сознания.

Язык – некая промежуточная реальность, которая сообщает не о том, как называются предметы, а о том, как они нам даны. Язык отображает не столько чисто-материальные свойства мира, сколько отношение к нему человека. Звучание соединяется со значением через семантически переработанные единицы.

Требует кардинального переосмысления вопрос о сходстве коммуникаций человека и животных.

Действие человеческого языка охватывает мир как целое. Это не просто расширение горизонта, но и новые приобретения.

Лишь включение индивидуума в жизнь определенного коллектива может помочь ему выйти за пределы его конечного бытия. Язык участвует в создании новых знаний, объективизирует их, т.к. он состоит на службе общества и немыслим вне его. Язык – не только первая форма объединения людей. Он еще прокладывает путь к постижению объективной истины. От субъективного к объективному, от виртуального – к реальному, от индивидуального бытия – к всеобъемлющему бытию.

 

 

Лингвистическая концепция А.А.Потебни (3й этап становления ономатопоэтической теории)

О собое внимание – положение о языке, как о деятельности, в процессе которой происходит беспрерывное обновление языка:

1. Проблема речи, роль ее в языке

2. Интерес к проблеме художественного творчества

Индивидуалистическое решение этих проблем (vs. Штейнталь с его коллективной психологией).

Общие значения слов – создание ЛИЧНОЙ мысли: существуют только в индивидуальном сознании.

В отличие от Штейнталя, не отрывал язык от мышления. Язык – тоже форма мысли, но она ни в чем, кроме языка, не встречается. Язык неразрывно связан с культурой народа. Это механизм, порождающий мысль. Определенный творческий потенциал заложен в языке. Каждый акт говорения – творческий процесс. Каждый раз рождается новая истина, следовательно, это творчество. Язык – порождение народного духа. Но именно язык обуславливает национальную специфику народа.

1874 г. – «Из записок по русской грамматике» (ЧИТАТЬ)

На материале эволюции произношения ставит вопрос об основных направлениях эволюции языкаимышления. Первичные слова – междометия (в основе – чувственные образы). Первоначальные слова были лишены формальных определителей.

В первичных словах функции главных ЧР были еще не развиты («первообразные причастия»).

Прежде всего выделилось ИМЯ: СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ, а затем ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (в результате ослабления предметности и усиления качественности). В ряде сфер существительное вытесняется прилагательным. Знаковое содержание – не самостоятельная сущность, а ее признак.

Далее – ГЛАГОЛ. Процесс вытеснения категории субстанции категорией процесса, действия, силы, энергии. Наиболее ранняя форма – ИНФИНИТИВ, возникший из существительного.

Функция частей речи в том, чтобы соответствовать определенным ЧП. Грамматическая форма – семантико-синтаксическое понятие (≠звук). Форма – значение, а не звучание. Количество форм определяется количеством формальных оттенков значений. Грамматической полисемии не бывает! У каждой грамматической формы – одно значение. Потебня отстаивал СМЫСЛОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ грамматической формы.

Слово обладает функцией обобщения и развития мысли. Посредством слова мысль идеализируется и освобождается от каких-либо чувственных восприятий.

Изменение чувства и образа в понятие. Слово – символ данного понятия.

Возможно благодаря сложной семантической структуре слова:

· Членораздельный звук

· Представление

· Значение

Звук в слове – не знак, а «знак знака». Слово – не только звуковое единство, но и единство применения и значения. «Знак значения» представляет внутреннюю форму слова. Символ превращает слово в систему, способную формировать и передавать мысль и значение.

Развитие языка и мышления идет в едином процессе эволюции человека. Слово – не только средство выражения мысли, но и способ создания и разработки мысли. Язык = Мысль. Само рождения мысли обнаруживает ее органическую связь с языком.

Речь тождественна высказыванию, поэтому слово рассматривается только в речи. В потоке речи, и только в нем, реализовываются значения слова. Вне речи слово мертво. Оно не обнаруживает своих лексических значений и формальных свойств, т.к. вне речи их не имеет.

Каждое слово речи в каждый конкретный момент соответствует только одной мысли.

Малейшее изменение в значении слова -> Новое слово. (ПОЛНОЕ ОТРИЦАНИЕ ПОЛИСЕМИИ!)

В языке обретают жизнь поэзия и проза, искусство и наука. Знания имеют формы, зависящие от форм языка. С изменением грамматических разрядов изменяются и разряды мыслей. Язык – неостановимый поток непрерывного словесного творчества.

Исследование индивидуального факта речи. Основной источник движения – поэтическое творчество. Это единственный источник всех языковых новаций. Из поэзии слова частично переходят в общее употребление и прозаизируются.

Становление «человека говорящего» строится на выборе между поэтическим и прозаическим. Поэтические произведения – те, предмет которых вымышлен. Прозаические – предмет существует в действительности.

1. Поэзия: (спонтанно для языкового сознания поэта Языковая новация либо одобряется, либо отвергается обществом. Поэт и общество лишь частично объединены текстом. Замысел всегда понимается неполно, по-своему)

1. Эпос (повествование о чем-либо)

2. Лирика (нет действия и последовательного сюжета; см. «Стихотворения в прозе» Тургенева)

3. Драма (речь ведется от лица персонажей)

2. Проза: (Нетворческое: богословие, наука, философия, большая часть журнальной литературы, все виды деловой письменности. Отсутствует не только языковое, но и мыслительное творчество. Проза – всего лишь механическое воспроизведение идей Проза вторична, она ретранслирует идеи.).

1. Всякая прозаическая речь создается с определенной практической целью. Задача – эту цель достигнуть.

2. Полезность. Автор всегда имеет в виду конкретную пользу дела.

Поэтому поэтическое языковое мышление есть мышление вообще.

Высшая форма творчества – творчество литературного критика. Это постижение, осмысление и оценка произведений. Понимание через:

1. Познание природного и социального мира в динамике

2. Умение соотнести движение мира со словесно-художественными произведениями (с их формой и содержанием)

Это понимание свойственно каждому поэту. НО поэт имеет ограничения. А вот критик – совсем другое дело. Он дает оценку. Критик (т.е. филолог) – наиболее творческая личность J. Соединяет постижение мира (в художественных произведениях) с мыслью о мире.

Механизмы Герберта были отождествлены с поэтическим творчеством. Сходство с логосической теорией. Мировозз-е народа объясняется кач-вами его языка. Подобный фатализм есть в логасической теории.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.037 сек.