Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Макаренко и Сухомлинский о воспитании детей в семье




Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения.

Воспитание гражданина – одна из главных задач образовательного учреждения. Содержание гражданского воспитания в школе и семье составляет работа учителей, воспитателей и родителей по патриотическому воспитанию, по формированию культуры межнационального общения, правовой культуры, воспитанию в духе мира и ненасилия.

В толковом словаре Даля слово «патриот» означает «любитель отечества…». Патриотизм как качество личности проявляется в любви к своему отечеству, преданности, готовности служить своей родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами.

Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения осуществляется в процессе включения учащихся в активный созидательный труд на благо Родины, привития бережного отношения к истории отечества, к его культурному наследию, к обычаям и традициям народа – любви к малой Родине, к своим родным местам; воспитание готовности к защите Родины; изучения обычаев и культуры разных этносов.

Патриотическое и интернациональное воспитание в учебной и внеучебной деятельности реализуется с помощью многообразных форм и методов. Важную роль в патриотическом воспитании играет организация работы по изучению государственных символов Российской Федерации: герба, флага, гимна, символики других стран.

Большую роль в воспитании патриотизма и интернационализма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине.

Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран.

Гражданское воспитание предполагает у учащихся знаний и представлений о достижениях нашей страны в области науки, техники, культуры. Это направление воспитательной работы школы достигается в процессе знакомства с жизнью и деятельностью ученых, конструкторов, писателей, художников, актеров и др.

Успех воспитания во многом зависит от единства и согласованности воспитательного влияния семьи и школы. Семейное воспитание — общее название для процессов воздействия на детей со стороны родителей и других членов семьи с целью достижения желаемых результатов.

Научная разработка важных вопросов теории семейного воспитания дана в трудах А.С. Макаренко. Он был одним из первых советских педагогов, занявшихся разработкой этой важной проблемы. Он выпустил «Книгу для родителей», в которой утверждал «воспитание – это целостный процесс. Семья должна помогать школе. Воспитывает все: обстановка, общение, действия». Главным условием семейного воспитания Макаренко считал наличие полной семьи, крепкого коллектива, где отец, мать живут дружно меж собой и детьми, где есть взаимопонимание и взаимоуважение. Важным условием успешного воспитания является авторитет родителей. Макаренко определяет авторитет как нормальное взаимоотношение между воспитателями и воспитанниками, когда последние, уважая своих воспитателей и доверяя им, подчиняются их воле, требованиям и указаниям. Он дал интересный психолого-педагогический анализ ложных видов родственного авторитета. Им он противопоставлял истинный авторитет, главным основанием которого является жизнь и работа родителей, их поведение, их пример. Он требовал, чтобы родители честно и разумно руководили своими детьми, осознавали свою ответственность перед обществом за их воспитание. Не менее важное значение имеет правильная организация жизни семьи. В этом, как подчеркивал Макаренко, не может быть мелочей. Каждая семья, по его словам, ведет свое хозяйство, ребенок – член семьи и, следовательно, участник семейного хозяйства. С ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей своей хозяйственной деятельности в более широких масштабах. Именно здесь, в условиях семейной хозяйственной деятельности, у детей воспитывается коллективизм, честность, заботливость, бережливость, ответственность и др. качества необходимые для жизни в обществе. Подробно осветил Макаренко такие вопросы, как значение сказки для детей раннего возраста, руководство детским чтением, посещением детей театра и кино…

Сухомлинский продолжает развивать идеи своего учителя. Он опирается на союз семьи и школы. Воспитание ребенка, прежде всего, начинается в семье – это главное звено в этом процессе, а улица, школа – это дополнение, но также не менее влиятельное в процессе воспитания. Им создан культ матери. Сухомлинский организует родительские лектории (приглашались учителя, психологи, проводили просвещение родителей). Делался акцент на нравственность, главный метод воспитания – любовь. Он сторонник применения народного воспитания. Сухомлинский вел картотеку (изучение семьи, условия).

Успехи Сухомлинского во многом определялись взаимоотношениями, Макаренко брал наблюдения из жизни.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3243; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.