Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мастерство педагогического общения




Мастерство и искусство общения начинается с принятия личности или коллектива таковыми, каковы они есть в действительности. Великий французский гуманист и философ М. Монтень (1533 — 1592) важнейшим условием успешной педагогической деятельности рассматривал эта способность “способность снизойти до влечений ребенка”, которая в его понимании “присуща лишь душе возвышенной и сильной”. Такая душа способна прочувствовать, понять и “откликнуться” на душу другого человека. В сказке Дж. Родари рассказывается о трех типах людей: стеклянные разбивались от неосторожного прикосновения, деревянные были глухи даже к сильным воздействиям, соломенные загорались даже при слабых волнениях. Каким мастерством необходимо обладать педагогу, чтобы совершить созидательное прикосновение к их психике, к их внутреннему духовному миру! Что лежит в основе этого мастерства? Врожденное или приобретенное? Великий проповедник Серафим Соровский сказал так: “Обрети мир в душе и вокруг тебя спасутся тысячи”. Мир в душе — это гармония с природой, обществом, с самим собой, со своим физическим и духовным состоянием.

Мир в душе — это и природная любовь к людям, детям, способность переселяться в их мир, понимать их. Только переселившись в мир ребенка, педагог сможет предвосхитить и построить с ним продуктивное общение. С точки зрения Н. Пирогова, “чтобы судить о ребенке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселяться в его духовный мир”. Переселяться с тем, чтобы с каждым уроком, актом общения учить детей большой жизни: учить слушать и анализировать, понимать и сострадать, сравнивать и оценивать, дружить и любить и т.д.; инициировать интеллектуальную активность и развивать чувственно-эмоциональную сферу, мышление и мировоззрение, творить гармонию растущего человека с окружающим миром. А через слово педагога помочь ребенку прикоснуться к вечным ценностям жизни.

Мастерство и искусство общения начинается там, где возведено в культ равенство позиций в акте общения, когда ученик не только объект, но и равноправный, желанный субъект педагогического общения, когда общение строится на основе психологического единства с детьми, а они ощущают неподдельный, устойчивый интерес и любовь к себе педагогов.

Любовь к детям и равенство позиций в общении предполагает организацию общения на основе устойчиво-положительных отношений, динамического стиля руководства, на основе увлеченности совместной творческой деятельностью и дружеского расположения. Этим достигается пробуждение стремления каждого учащегося к совместной организации школьной жизни, развитие ответственности за общее дело и за других людей. Вместе с этим развивается и ответственность за себя, за выполнение учебной работы, за саму жизнь. Организация педагогически целесообразных отношений всегда направляется на поиск сотрудничества, сотворчества, содружества, необходимого для формирования развивающейся личности.

С чего начинается формирование личности, однозначно ответить представляется делом сложным. Но личность педагога, можно сказать утвердительно, начинается с формирования вышеназванных свойств и качеств. Мера личностных качеств в педагоге и будет одним из компонентов, обеспечивающих мастерство педагогического общения. А.А. Бодалев называет следующие характеристики личности, необходимые для успешного общения:

- глубокое знание психологии другого человека, прежде всего его ценностных ориентации;

- умение чувствовать других людей (сформированная в личности направленность на человека);

- наличие в интеллекте, в эмоциональной и волевой сферах целого ряда характеристик, которые все вместе такое общение и обеспечивают. В интеллекте это относится буквально ко всем познавательным процессам, которые в него входят: к вниманию, к восприятию, к памяти, к воображению;

- наблюдательность, развитое мышление, интуиция;

- наличие развитого воображения, которое в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека и видеть мир, работу, нас, все происходящее его глазами;

- соответствующая воспитанность эмоциональной сферы, проявляющаяся в умении сопереживать;

- умение выбирать по отношению к другому человеку наиболее подходящий способ поведения, способ обращения с ним.

Поясним сущность последнего положения. Именно выбор способов поведения по отношению к другим людям в педагогической технике учителя не получил достаточного освещения в методической литературе. Перевод ученика в позицию субъекта, творца педагогического общения, требует, конечно, комплексных психолого-педагогических и психопрактических знаний и умений, использования современных методик.

Важное место в структуре мастерства педагогического общения принадлежит педагогической технике как совокупности педагогических приемов, доведенных до совершенства. Средствами педагогической техники являются речь и невербальные средства общения (мимика, пантомимика). Владение техникой и культурой речи, управление эмоциональным состоянием, мимикой и пантомимикой, языком жестов, достижение контакта глазами превращает технику учителя в тонкий инструмент педагогического общения.

Конечно, мастерство и искусство педагогического общения не сводится к наличию у педагога названных качеств. Диапазон их значительно шире. Структура мастерства педагогического общения — сложное образование. Оно представлено и комплексом других составляющих его элементов.

Успехи в осуществлении педагогического общения напрямую связаны с внешним коммуникативным видом педагога (опрятность, подтянутость, собранность, активность и т.д.), с природным (и приобретенным в процессе работы над собой) обаянием, лаской, заботой, общительностью по отношению к учащимся.

Продуктивное педагогическое общение строится на умении слушать и выслушать собеседника. В идеальном варианте оно всегда направлено на создание радости и желания общения, на стимулирование познавательного интереса и мотивации учения.

Успешность общения зависит от:

- профессиональной подготовленности педагога (если учащиеся считают его компетентным в своей области знаний и проблем, о которых он говорит);

- от понятности сообщаемой информации, ее доступности для понимания (умения убедительно излагать);

-от учета обратных связей относительно того, насколько правильно воспринята и понята информация;

- от способности следить за мыслью слушателей и общаться так, чтобы слова не обгоняли мысли;

- успешность общения зависит и от умения педагога сделать учащихся соучастниками учебного и воспитательного процесса. Мастерство в общении достигается через постановку вопросов, выяснение мнений, обсуждение вариантов решений возникших задач и проблем (которые могут мобилизовать на активное участие в общении) и осуществление совместного поиска решений вопросов, задач, проблем.

Общение с детьми психологически обоснованно строится на позитивных ощущениях, которые педагогу очень важно усилить в процессе общения и взаимодействия с детьми. Оно строится от позиции “что ему нравится”. Например, интеллектуальная игра, в которую он играет с друзьями. “Заякорив” состояние осознанной необходимости развития умственных способностей, следует логически подводить учащегося к пониманию того, что можно заниматься чем угодно, в том числе и любимым конструированием компьютерных игр. Но для этого необходимо ходить в школу, освоить математику, информатику и другие предметы. С этой целью создаются “якоря” ресурсных состояний. Они помогают создавать условия психологической совместимости педагога с учащимися, мобилизовать ресурсные силы организма, преодолеть отставание в учебе и других видах деятельности.

Общение с детьми строится через воспитание завтрашней радостью, через образ себя успешного в настоящей и будущей жизни.

Мастерство и искусство общения — это и пробуждение веры в силы и способности детей, убеждение их в возможности преодоления трудностей в достижении цели. Оно рождается и в показе путей и способов выхода из тупиков, в ярких характеристиках тех результатов, которые могут быть ими достигнуты в результате конкретных усилий.

Мастерство общения, в том числе и педагогического, связано с познанием и учетом индивидуальности участника общения, его темперамента, характера, направленности, возрастных, половых и других особенностей, установок, интересов, потребностей, внутренней настроенности — проявлении всего этого ансамбля в акте общения. Мастерство и искусство общения заключается и в проявлении педагогом искреннего интереса к личности учащегося, к его исследованию (диагностике) в процессе общения, в проявлении доброжелательного, ровного, выдержанного, пластичного отношения к отдельным личностям и коллективу. Общение всегда связано с пониманием душевного состояния и мотивации.

Развитие общения достигается постановкой ярких, личностно значимых целей деятельности и подведением учащихся к их достижению; целеустремленностью и насыщенностью учебного или воспитательного процесса; применением различных форм и методов, стимулирующих познавательную деятельность и включением проблемных ситуаций, связью с реальной жизнью.

Исследованиями В.А. Кан-Калика установлено, что мастерство общения у педагогов-новаторов связано с наличием у них высокого уровня эмпатийной культуры, готовности и способности к сопереживанию как к продолжению живого сотворчества.

Для их общения характерны такие особенности:

- строить свое общение так, будто оно исходит от самих детей, из их внутреннего духовного мира, вторгаться в их внутренний мир и возбуждать их духовный мир, заставлять их думать, искать, волноваться, чувствовать, заставить душу трудиться (Е.Н. Ильин);

- живое, яркое, конкретное сотрудничество с детьми через своеобразную систему общения, построенную на применении опорных сигналов и схем (учитель переводит информацию в опорные сигналы, а дети усваивают их и переводят в речевую информацию); создание процесса обучения “восхождение по спирали”; предоставлении возможности учащимся больше времени участвовать в общении или осуществлять его саморегуляцию; стимулировать творческое мышление через уроки “открытых” мыслей, включать учащихся в поисковые задания и игры, в игровое общение, создающее условия развития личностных качеств детей (В.Ф. Шаталов);

- сотрудничество, руководство учебной деятельностью на уроке не только учителем, но и самими учениками, управление познавательной активностью через управление общением, создание специальных ситуаций общения, включающих учеников в коллективное обсуждение проблем, развивающих мышление; создание психологического комфорта, особых условий взаимодействия детей и обеспечения условий самовыражения (С.Н. Лысенкова);

- приобщение детей к разнообразным видам творческой деятельности и организация на этой основе форм общения, обусловленных этими видами деятельности. Общение детей на основе их совместного творчества. Общение с детьми на основе совместной творческой деятельности. Обязательная оценка творческих результатов труда (И.П. Волков).

Обобщение опыта педагогов-новаторов показывает, что все они идут своими путями, имеют авторские, проверенные многолетней практикой, технологии общения. В основе их мастерства в общении, и не только их, а вообще всех творчески работающих педагогов, доминируют такие общечеловеческие ценности:

1. Принятие ребенка как личности, как равноправного партнера общения, как потенциального носителя социально-психологических и творческих ценностей.

2. Душевная открытость детям, доверительность, заинтересован-ность в общении, доброжелательность, естественность, чувство меры в общении.

3. Вера в человека (ребенка), в его физические и духовные силы, в возможности совершенствования и укрепление этих сил в растущем человеке.

4. Умение прочувствовать, понять и откликнуться на душу ребенка, “переселиться в его духовный мир”.

5. Умение смоделировать и осуществить общение, как бы исходящее от детей, но направленное на их воспитание, обучение, развитие, духовное совершенствование.

6. Совершенствование себя, целенаправленная работа по освоению методики, техники, технологии общения с учащимися всех возрастных групп.

31.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.