Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократический режим. Теории демократии




Демократический режим характеризуется прежде всего конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и проводит конкретные меры по их осуществлению в реальной жизни.

Особое значение имеет социальная политика государства, направленная на материальную помощь нуждающимся семьям, обеспечение их необходимым минимумом материальных и духовных благ. Это, в частности, материальная помощь безработным, государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, установление пенсий по старости, инвалидности, иные гарантии социальной защиты.

Непременным условием демократического режима является создание благоприятных условий для политической деятельности граждан, их общественных объединений и политических партий. В стране реально действуют свобода мысли и слова, критика мер, проводимых государством. Граждане могут самостоятельно, без какого-либо вмешательства государства образовывать общественные объединения и политические партии. При этом граждане и их объединения и политические партии могут находиться в оппозиции к государству и проводимым им мерам без опасения быть подвергнутыми каким-либо государственным репрессиям, принудительным мерам за свою оппозиционную деятельность. Инакомыслие рассматривается не как патология, подрывающая устои государства, а как нормальное состояние гражданского общества, заинтересованного в сильном государстве, способном обеспечивать прогрессивное развитие общества.

Демократическое государство последовательно проводит принцип разделения властей. Деятельность государственных органов осуществляется в рамках законности, без злоупотреблений предоставленными правами и нарушений прав и свобод граждан. Органы законодательной власти избираются населением в ходе всеобщих выборов и при тайном голосовании. Предоставленные населению права позволяют ему реально влиять на политику государства, принимаемые им решения.

В демократическом государстве каждому гражданину предоставляется возможность реально защитить свои права и свободы от любых посягательств, в том числе и органов государства и должностных лиц. Особо тщательно регламентируется процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Законодательно закрепляется презумпция невиновности обвиняемого. В демократическом государстве рассмотрение уголовных дел осуществляется только судами, а особо тяжкие преступления — судом с участием присяжных заседателей.

Теории демократии. На протяжении веков опыт станов­ления и развития демократических порядков в различных странах ана­лизировался в философско-теоретическом плане, кроме того, иссле­дователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередко отображение практического опыта тех или иных государств превращалось в создание нормативных моделей демокра­тического устройства.

В современных условиях в политичес­кой науке сохранили свое место мно­гие идеи, выработанные в рамках подходов в более ранний исторический период (марксизм, либерализм). Но наряду с ними появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных нами концепций с учетом изменив­шихся реалий, динамикой демократических процессов. Так, в рамках ценностного подхода сформировались идеи партиципаторной (англ. participation – участвовать) демократии, согласно которым сущность ее политической организации заключается в обязательном исполне­нии всеми гражданами тех или иных функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях политической системы (на­пример, при принятии решений в государстве, в общинах, на от­дельных территориях). Однако такая универсальность требований, не связанная, как, например, в марксизме, с определенным истори­ческим этапом (построением социализма и коммунизма), исключает право индивида на уклонение от политического участия, что подры­вает базовые свободы демократии. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессиона­лов в управлении государством, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев.

Однако в условиях практического расширения демократических порядков в мире наиболее активно развивались теоретические конст­рукции в рамках процедурного подхода. Так, американский ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверен­ный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, кото­рый впоследствии формирует правительство, а затем полностью от­страняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечи­вающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Данные идеи хоть и подчеркивают выдающуюся роль правящих кругов, но одновременно признают необходимость участия масс в процессе формирования демократического строя. В этом смысле они коренным образом отличаются от широко распространившихся в XX столетии элитистских теорий, связывающих сущность демократии только с деятельностью управляющих. Так, П. Барах, Дж. Сартори, X. Кене и ряд других ученых полагали, что самоуправляющийся де­мос – это миф, а его склонность к политическому насилию пред­ставляет угрозу общественным интересам. Поэтому, оценивая неук­лонное возрастание роли элит в качестве предпосылки демократии, они расценивали расширение дистанции между управляющими и уп­равляемыми как залог стабильности, а не порок этой системы власти.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сто­ронники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в на­учный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демок­ратической теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в ус­ловиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование раз­личных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. Формирование и функционирование демократических порядков про­исходит по мере использования механизмов и процедур («сдержек и противовесов»), позволяющих конкурирующим за власть группам из­бегать монополизации какого-либо одного объединения за счет спло­ченных действий ее оппонентов; достигать своих интересов благода­ря заключению разнообразных компромиссов; поддерживать баланс отношений и таким путем снижать напряженность межгруппового противостояния. Следовательно, демократия как система поддержа­ния динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам.

Существенный вклад в развитие теории демократии внес А. Лейпхарт, предложивший идею консоциальной (consociational) демокра­тии. Он также усматривал сущность демократии в процедурных ме­роприятиях и, исходя из этого, разработал оригинальную модель «раз­деления власти», предусматривающую обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления. В связи с этим Лейпхарт выделил четы­ре важнейших механизма, которые могут дать им доступ к власти.

Такая модель предполагает прежде всего создание коалиционно­го правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества. Крайне принципиальной является и роль технологий, обеспечивающих пропорциональное представительство разных групп населения при назначении на ключевые посты и распределении ре­сурсов (в виде сохранения определенных квот для представителей меньшинств).

Существенное распространение в последние годы получили и те­ории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической системы, в которой про­исходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы-носи­тели власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддерж­ку» избирателей.

Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать техническое развитие современного общества. Появле­ние и нарастание роли электронных систем в структуре массовых коммуникаций неизбежно вызвало к жизни идеи теледемократии («киберократии»). В данном случае наличие традиционных для демокра­тии процедур неразрывно связывается с уровнем технической осна­щенности власти и гражданских структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время выборов, референдумов, плебисцитов и т.д. Эта виртуализация политики ставит новые про­блемы в области обеспечения интеграции общества, налаживания отношений с новыми общностями граждан (имеющих или не имею­щих такие технические средства), изменения форм контроля власти за общественностью и, наоборот, снятия ряда ограничений на поли­тическое участие, оценки квалифицированности массового мнения, способов его учета и т.д.

28. Политическая идеология: понятие, структура, функции. Основные идеологии современности

Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.

Функции политической идеологии таковы:

· ориентационная, включая представления о будущем общества, социальном прогрессе, личности и власти;

· мобилизационная;

· интегративная (интеграция общих интересов);

· аммортизационная (ослабление социальной напряженности);

· выражение защиты интересов определенных социальных слоев, групп.

Что касается основных уровней политической идеологии, то здесь выделяются:

· теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации и государства;

· программно-политический, на котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, и формируется основа для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения;

· актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни.

Далее хотелось бы остановиться на основных течениях политической идеологии в современной политической жизни.

Консерватизм как теория и идейное течение появился в конце ХVIII века во Франции, как компенсаторная сила, возникшая на основе противостояния промонархических кругов и французской буржуазной революции. Консерватизм ХIХ века стал представлять, по определению одного из его идеологов С.Хантингтона, систему идей, используемых для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в социально-историческом процессе. Жестко критикуя консерватизм, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали его как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса в начале ХХ века, казалось, что консерватизм обречен. Но на практике все произошло иначе. Консерватизм выжил и приспособился к новым историческим условиям, вобрал в себя некоторые ценности иных идей и теорий, включая либерализм. И с 70-х годов стал известен под названием «неоконсерватизм».

Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. По характеру она может быть умеренной и радикальной. Обычно консерватизм символизирует верность старому, отжившему, а также скептическое отношение ко всему новому, ибо считается, что новое не всегда во благо общества. Здесь доминирует государственный авторитет и общественный традиционализм.

Что касается коммунистической идеи, то она не исчезает, пока сохраняются ее социальные корни, политические источники и субъекты, идейные резервы обновления. Например, в странах СНГ коммунисты остаются достаточно влиятельной политической силой. Это подтвердили последние независимые парламентские выборы и выборы президентов. Если руководствоваться не идеологическими предпочтениями, а объективным положением идеологии в жизни общества, то приходится признать, что коммунистическая идеология была господствующей, потому что в свое время она с наибольшей полнотой и убедительностью выражала коренные и насущные интересы большей части населения Советского Союза. Коммунистическая идеология была государственной идеологией.

Однако в то же самое время сохраняли свои позиции и многочисленные религиозные идеологии (православие, католицизм, иудаизм, ислам, буддизм). Все эти идеологии существовали и действовали открыто, хотя пределы их функционирования были значительно ограничены советской властью.

Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis – свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису, который олицетворял энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Поэтому неслучайно все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций. Главной целью либерализм провозглашает обеспечение основных политических прав и свобод граждан, их социальную защиту и т.д.

Социализм – коллективистская идеология. Она сформировалась как интернациональная идеология трудящихся в их борьбе с буржуазией за большую долю производимого национального продукта. Известны многие социалистические течения – от конформистского лейборизма до таких радикальных форм, как троцкизм и маоизм.

Социализм как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Ориентируется на создание достойных человеческих условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов и социальный коллективизм. Подобные мечтания прослеживаются уже на ранних ступенях разделенного на классы человеческого общества в античном европейском мире, а также в Китае, Индии, в Северной Африке. Играют заметную роль в средние века, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети ХIХ и первой половине ХХ веков: азиатским способом производства или государственным капитализмом, бюрократическим капитализмом или «политаризмом», переходным обществом или просто тоталитаризмом.

М.Джилас называл советское общество «индустриальным феодализмом», а М.Восленский – «государственным феодализмом». Политолог О.Вите придумал термин «социальное промышленно-феодальное общество», социолог О.Шкаратан – термин «этакратизм».

Г.Шахназаров писал о «тотальной идеократии», а греческий советолог К.Косториадис – о «стратократии», то есть обществе, где правит «военщина». Философ П.Абовин-Егидес называет советскую власть господством элиты или «элитаризмом».

Концепция национальных интересов и приоритетов многими учеными рассматривается в качестве своеобразной «идеи-рамки», способной обеспечить консенсус между приверженцами различных идеологических убеждений и мировоззренческих ориентаций. По сфере влияния идеологии могут быть общественными, государственными, классовыми, этническими, партийными и т.д. Государственная идеология проявляет себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы. Она в обязательном порядке насаждается, навязывается государством, тогда как национальная идея принимается по доброй воле интеллигенции при поддержке государства и распространяется через общественные институты.

Общенациональные идеологии объединяют всех. Итак, во-первых, идеология есть совокупность идей, взглядов (политических, правовых, религиозных), выражающих коренные интересы определенных социальных групп, корпоративных объединений и классов. Идеология объединяет политические силы, и, по сути, определяет, какие идеи должны являться их политическими ориентирами. Во-вторых, идеология – призыв к преодолению тех или иных трудностей. Она раскрывает общие намерения политических групп или партий в виде программно-политических директив. В-третьих, она обогащает духовный потенциал политических сил и способствует внедрению нравственных устоев в деятельности политиков.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.