КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Демократический режим. Теории демократии
Демократический режим характеризуется прежде всего конституционным признанием социально-экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, закрепленных нормами международного права. Государство не только признает эти права формально, но и проводит конкретные меры по их осуществлению в реальной жизни. Особое значение имеет социальная политика государства, направленная на материальную помощь нуждающимся семьям, обеспечение их необходимым минимумом материальных и духовных благ. Это, в частности, материальная помощь безработным, государственная поддержка семьи, материнства и детства, инвалидов и пожилых людей, установление пенсий по старости, инвалидности, иные гарантии социальной защиты. Непременным условием демократического режима является создание благоприятных условий для политической деятельности граждан, их общественных объединений и политических партий. В стране реально действуют свобода мысли и слова, критика мер, проводимых государством. Граждане могут самостоятельно, без какого-либо вмешательства государства образовывать общественные объединения и политические партии. При этом граждане и их объединения и политические партии могут находиться в оппозиции к государству и проводимым им мерам без опасения быть подвергнутыми каким-либо государственным репрессиям, принудительным мерам за свою оппозиционную деятельность. Инакомыслие рассматривается не как патология, подрывающая устои государства, а как нормальное состояние гражданского общества, заинтересованного в сильном государстве, способном обеспечивать прогрессивное развитие общества. Демократическое государство последовательно проводит принцип разделения властей. Деятельность государственных органов осуществляется в рамках законности, без злоупотреблений предоставленными правами и нарушений прав и свобод граждан. Органы законодательной власти избираются населением в ходе всеобщих выборов и при тайном голосовании. Предоставленные населению права позволяют ему реально влиять на политику государства, принимаемые им решения.
В демократическом государстве каждому гражданину предоставляется возможность реально защитить свои права и свободы от любых посягательств, в том числе и органов государства и должностных лиц. Особо тщательно регламентируется процесс привлечения виновных лиц к уголовной ответственности. Законодательно закрепляется презумпция невиновности обвиняемого. В демократическом государстве рассмотрение уголовных дел осуществляется только судами, а особо тяжкие преступления — судом с участием присяжных заседателей. Теории демократии. На протяжении веков опыт становления и развития демократических порядков в различных странах анализировался в философско-теоретическом плане, кроме того, исследователи давали эмпирическое описание ее разнообразных практик. При этом нередко отображение практического опыта тех или иных государств превращалось в создание нормативных моделей демократического устройства. В современных условиях в политической науке сохранили свое место многие идеи, выработанные в рамках подходов в более ранний исторический период (марксизм, либерализм). Но наряду с ними появился и ряд теорий, развивших основные идеи обозначенных нами концепций с учетом изменившихся реалий, динамикой демократических процессов. Так, в рамках ценностного подхода сформировались идеи партиципаторной (англ. participation – участвовать) демократии, согласно которым сущность ее политической организации заключается в обязательном исполнении всеми гражданами тех или иных функций по управлению делами общества и государства на всех уровнях политической системы (например, при принятии решений в государстве, в общинах, на отдельных территориях). Однако такая универсальность требований, не связанная, как, например, в марксизме, с определенным историческим этапом (построением социализма и коммунизма), исключает право индивида на уклонение от политического участия, что подрывает базовые свободы демократии. При таком подходе фактически выравнивается и ответственность профессионалов и непрофессионалов в управлении государством, что снижает особую ответственность избираемых обществом элитарных слоев.
Однако в условиях практического расширения демократических порядков в мире наиболее активно развивались теоретические конструкции в рамках процедурного подхода. Так, американский ученый И. Шумпетер в книге «Капитализм, социализм, демократия» (1942) сформулировал основные положения теории эгалитарного элитизма. В соответствии с ее основными положениями свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей. Данные идеи хоть и подчеркивают выдающуюся роль правящих кругов, но одновременно признают необходимость участия масс в процессе формирования демократического строя. В этом смысле они коренным образом отличаются от широко распространившихся в XX столетии элитистских теорий, связывающих сущность демократии только с деятельностью управляющих. Так, П. Барах, Дж. Сартори, X. Кене и ряд других ученых полагали, что самоуправляющийся демос – это миф, а его склонность к политическому насилию представляет угрозу общественным интересам. Поэтому, оценивая неуклонное возрастание роли элит в качестве предпосылки демократии, они расценивали расширение дистанции между управляющими и управляемыми как залог стабильности, а не порок этой системы власти.
Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. Хотя впервые данный термин был введен в научный оборот еще X. Вольфоном (1679-1754), для выработки демократической теории его стали использовать лишь в первой половине XX в. (Г. Ласки, Д. Трумэн, Р. Даль). В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. Формирование и функционирование демократических порядков происходит по мере использования механизмов и процедур («сдержек и противовесов»), позволяющих конкурирующим за власть группам избегать монополизации какого-либо одного объединения за счет сплоченных действий ее оппонентов; достигать своих интересов благодаря заключению разнообразных компромиссов; поддерживать баланс отношений и таким путем снижать напряженность межгруппового противостояния. Следовательно, демократия как система поддержания динамического равновесия конкурирующих сил представляет собой власть постоянно изменяющего свои очертания большинства, включающего в себя различные группы с совпадающими позициями по тем или иным вопросам. Существенный вклад в развитие теории демократии внес А. Лейпхарт, предложивший идею консоциальной (consociational) демократии. Он также усматривал сущность демократии в процедурных мероприятиях и, исходя из этого, разработал оригинальную модель «разделения власти», предусматривающую обеспечение представительства интересов меньшинства, не способного получить доступ к рычагам государственного управления. В связи с этим Лейпхарт выделил четыре важнейших механизма, которые могут дать им доступ к власти. Такая модель предполагает прежде всего создание коалиционного правительства с участием всех партий, представляющих основные слои общества. Крайне принципиальной является и роль технологий, обеспечивающих пропорциональное представительство разных групп населения при назначении на ключевые посты и распределении ресурсов (в виде сохранения определенных квот для представителей меньшинств).
Существенное распространение в последние годы получили и теории рыночной демократии, представляющие организацию данной системы власти как аналог экономической системы, в которой происходит постоянный обмен «товарами», в котором продавцы-носители власти меняют свои выгоды, статусы, привилегии на «поддержку» избирателей. Современное видение процедурных основ демократии не может игнорировать техническое развитие современного общества. Появление и нарастание роли электронных систем в структуре массовых коммуникаций неизбежно вызвало к жизни идеи теледемократии («киберократии»). В данном случае наличие традиционных для демократии процедур неразрывно связывается с уровнем технической оснащенности власти и гражданских структур системами интерактивного взаимодействия (ТВ, Интернет) во время выборов, референдумов, плебисцитов и т.д. Эта виртуализация политики ставит новые проблемы в области обеспечения интеграции общества, налаживания отношений с новыми общностями граждан (имеющих или не имеющих такие технические средства), изменения форм контроля власти за общественностью и, наоборот, снятия ряда ограничений на политическое участие, оценки квалифицированности массового мнения, способов его учета и т.д. 28. Политическая идеология: понятие, структура, функции. Основные идеологии современности Политическая идеология представляет собой систематизированную совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы той или иной общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. Коротко говоря, политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий. Функции политической идеологии таковы: · ориентационная, включая представления о будущем общества, социальном прогрессе, личности и власти; · мобилизационная; · интегративная (интеграция общих интересов); · аммортизационная (ослабление социальной напряженности); · выражение защиты интересов определенных социальных слоев, групп. Что касается основных уровней политической идеологии, то здесь выделяются: · теоретико-концептуальный уровень, на котором формулируются важнейшие положения, раскрывающие своеобразие видения мира, исходящее из интересов и идеалов определенного слоя, класса, нации и государства; · программно-политический, на котором цели, принципы и идеалы переводятся в программы, лозунги и требования политической элиты, и формируется основа для принятия управленческих решений и ориентирования политического поведения населения; · актуализированный, характеризующий степень освоения гражданами целей и принципов данной идеологии, что отражается в их участии в политической жизни. Далее хотелось бы остановиться на основных течениях политической идеологии в современной политической жизни. Консерватизм как теория и идейное течение появился в конце ХVIII века во Франции, как компенсаторная сила, возникшая на основе противостояния промонархических кругов и французской буржуазной революции. Консерватизм ХIХ века стал представлять, по определению одного из его идеологов С.Хантингтона, систему идей, используемых для оправдания и стабилизации любой общественной структуры, независимо от ее объективного значения и места в социально-историческом процессе. Жестко критикуя консерватизм, К.Маркс и Ф.Энгельс рассматривали его как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с исторической арены общественных слоев. В связи с бурным развитием научно-технического прогресса в начале ХХ века, казалось, что консерватизм обречен. Но на практике все произошло иначе. Консерватизм выжил и приспособился к новым историческим условиям, вобрал в себя некоторые ценности иных идей и теорий, включая либерализм. И с 70-х годов стал известен под названием «неоконсерватизм». Идеология консерватизма рассматривается как один из важнейших структурных компонентов современных политических идеологий. По характеру она может быть умеренной и радикальной. Обычно консерватизм символизирует верность старому, отжившему, а также скептическое отношение ко всему новому, ибо считается, что новое не всегда во благо общества. Здесь доминирует государственный авторитет и общественный традиционализм. Что касается коммунистической идеи, то она не исчезает, пока сохраняются ее социальные корни, политические источники и субъекты, идейные резервы обновления. Например, в странах СНГ коммунисты остаются достаточно влиятельной политической силой. Это подтвердили последние независимые парламентские выборы и выборы президентов. Если руководствоваться не идеологическими предпочтениями, а объективным положением идеологии в жизни общества, то приходится признать, что коммунистическая идеология была господствующей, потому что в свое время она с наибольшей полнотой и убедительностью выражала коренные и насущные интересы большей части населения Советского Союза. Коммунистическая идеология была государственной идеологией. Однако в то же самое время сохраняли свои позиции и многочисленные религиозные идеологии (православие, католицизм, иудаизм, ислам, буддизм). Все эти идеологии существовали и действовали открыто, хотя пределы их функционирования были значительно ограничены советской властью. Термин «либерализм» происходит от латинского liberalis – свободный, имеющий отношение к свободе. В древнеримской мифологии бог Либер соответствует древнегреческому богу Дионису, который олицетворял энергию, избыток жизненных сил, их раскрепощение. Поэтому неслучайно все определения либерализма включают в себя идеи личной свободы индивида, не скованной рамками традиций. Главной целью либерализм провозглашает обеспечение основных политических прав и свобод граждан, их социальную защиту и т.д. Социализм – коллективистская идеология. Она сформировалась как интернациональная идеология трудящихся в их борьбе с буржуазией за большую долю производимого национального продукта. Известны многие социалистические течения – от конформистского лейборизма до таких радикальных форм, как троцкизм и маоизм. Социализм как политическая идеология исторически связан с многовековыми чаяниями масс об обществе социальной справедливости, солидарности, социальной защиты личности. Ориентируется на создание достойных человеческих условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов и социальный коллективизм. Подобные мечтания прослеживаются уже на ранних ступенях разделенного на классы человеческого общества в античном европейском мире, а также в Китае, Индии, в Северной Африке. Играют заметную роль в средние века, бросают мощный вызов либерализму и консерватизму в последней трети ХIХ и первой половине ХХ веков: азиатским способом производства или государственным капитализмом, бюрократическим капитализмом или «политаризмом», переходным обществом или просто тоталитаризмом. М.Джилас называл советское общество «индустриальным феодализмом», а М.Восленский – «государственным феодализмом». Политолог О.Вите придумал термин «социальное промышленно-феодальное общество», социолог О.Шкаратан – термин «этакратизм». Г.Шахназаров писал о «тотальной идеократии», а греческий советолог К.Косториадис – о «стратократии», то есть обществе, где правит «военщина». Философ П.Абовин-Егидес называет советскую власть господством элиты или «элитаризмом». Концепция национальных интересов и приоритетов многими учеными рассматривается в качестве своеобразной «идеи-рамки», способной обеспечить консенсус между приверженцами различных идеологических убеждений и мировоззренческих ориентаций. По сфере влияния идеологии могут быть общественными, государственными, классовыми, этническими, партийными и т.д. Государственная идеология проявляет себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы. Она в обязательном порядке насаждается, навязывается государством, тогда как национальная идея принимается по доброй воле интеллигенции при поддержке государства и распространяется через общественные институты. Общенациональные идеологии объединяют всех. Итак, во-первых, идеология есть совокупность идей, взглядов (политических, правовых, религиозных), выражающих коренные интересы определенных социальных групп, корпоративных объединений и классов. Идеология объединяет политические силы, и, по сути, определяет, какие идеи должны являться их политическими ориентирами. Во-вторых, идеология – призыв к преодолению тех или иных трудностей. Она раскрывает общие намерения политических групп или партий в виде программно-политических директив. В-третьих, она обогащает духовный потенциал политических сил и способствует внедрению нравственных устоев в деятельности политиков.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 470; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |