Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Политическая доктрина социализма К.Маркса и Ф.Энгельса




Концепция разделения властей в трудах Дж.Локка и Ш.Л.Монтескье

Разделение власти — политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Предложена Джоном Локком. Термин введён Монтескьё.

Теоретическое развитие принцип разделения властей получил в средние века. Прежде всего - в труде "Два трактата о государственном правлении" (1690 г.) английского философа Джона Локка.

До возникновения государства люди пребывали в естественном состоянии. Естественное состояние – состояние, при котором каждый обладает исполнительной властью, вытекающей из закона. В естественном состоянии отсутствуют органы, кот. могли бы беспристрастно решать споры между людьми, осуществлять надлежащее наказание виновных в нарушении естественных законов. В целях надежного обеспечения равенства, свободы, прав и защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство.

Целью деятельности государства, по Локку, должны быть охрана собственности и обеспечение гражданских интересов. Средствами, призванными содействовать осуществлению данной цели, Локк выбрал законность, разделение властей, оптимальную для нации форму правления, право народа на восстание в связи государства.

Главная угроза свободы, считает Джон Локк, состоит в неразделенности власти, в ее сосредоточение в руках абсолютного монарха, который сам устанавливает законы и принуждает к их исполнению.

Локк настаивает на верховенстве законодательной власти и подзаконном, подчиненном характере исполнительной и федеративной властей. То, что создает законы для других, должно быть выше их. Законодательная власть верховна в стране, но не абсолютна. Остальные власти занимают по отношению к законодательной власти подчиненное положение, однако они не пассивны по отношению к ней и оказывают на нее активное воздействие. Целью закона является не уничтожение и не ограничение, а сохранение и расширение свободы. Законодательный орган избран и назначен народом, закон должен получить общественное одобрение, согласие большинства. Власть созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага.

Исполнительную власть может быть разделена с законодательной, но может быть и не разделена. Эта власть по сути включает в себя две – исполнительную, отвечающую за исполнение законов внутри государства, и федеративную, отвечающую за внешнюю безопасность.

Форма правления зависит от того, у кого находиться верховная власть, которая является законодательной. Формой правления будет демократия, если законодат. власть находиться в руках самого общества, если зак. власть находиться в руках нескольких избранных лиц и их наследников или преемников, тогда это будет олигархия, если же в руках одного лица, тогда это монархия, если в руках одного лица и его наследников, то это наследственная монархия, если же власть передана ему пожизненно, а после его смерти право назначить преемника принадлежит большинству, то это выборная монархия. И в соответствии с этим сообщество может устанавливать сложные и смешанные формы правления.

Учение Локка о разделении властей направлено против королевского абсолютизма. Однако Локк говорит о широкой прерогативе короля, в полномочия которого помимо исполнительной власти входят созыв и роспуск парламента, определение продолжительности его сессий, санкционирование законов, законодательная инициатива. Серьезной уступкой абсолютистским представлениям явилось также признание философом дискреционной власти короля. Он определяет ее как власть правителя во имя общественного блага действовать в соответствующих обстоятельствах по своему разумению, не опираясь на предписания закона или даже вопреки ему.

Взгляды Локка теоретически осмыслил и развил в классическую теорию разделения властей французский философ и просветитель Шарль Луи Монтескье в главном труде своей жизни - "О духе законов", над которым Монтескье работал 20 лет и который был опубликован в 1748 г.

Наличие и функционирование системы разделения властей в государстве должно, по замыслу Монтескье, оберегать общество от злоупотреблений государственной властью, узурпации власти (захват власти насильственным путём, совершённый с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий) и концентрации ее в одном органе или одним лицом, что неминуемо приводит к деспотизму. Основную цель разделения властей Монтескье видел в том, чтобы избежать злоупотребления властью.

Монтескье принадлежит также развитие положения о системе сдержек различных властей, без которой их разделение не было бы действенным. Речь, по существу, идет о так называемой системе сдержек и противовесов, где баланс законодательной, исполнительной и судебной власти определяется специальными правовыми мерами, обеспечивающими не только взаимодействие, но и взаимоограничение ветвей власти в установленных правом пределах.

Исходя из этого, Монтескье предлагает каждому сословию (классу) предоставить часть верховной власти. Так, законодательную власть необходимо поделить между буржуазией и феодалами, образовав двухпалатный парламент, состоящий из собрания представителей народа и из аристократической знати. Исполнительную власть можно сохранить у дворянства, оставив ее королевскому правительству, которое, однако, должно стать ответственным перед народным представительством, т. е. буржуазией. Судебная власть, которую Монтескье, в отличие от Локка, специально выделил в триаде властей, может быть доверена не какому либо постоянному органу, а выборным лицам из народа привлекаемым к отправлению правосудия на определенное время. Нужно, чтобы судьи были одного общественного положения с подсудимым, равными ему, чтобы ему не показалось, что он попал в руки людей, склонных притеснять его. В случае важных обвинений подсудимому предоставляется право отвода судей. Задача суда состоит в том, чтобы решения и приговоры всегда были лишь точным применением закона. Благодаря такой ее организации судебная власть становится социально и политически нейтральной и не сможет превратиться в деспотическую.

Он отмечает, что каждая из трех ветвей власти в соответствии со спецификой ее функций должна осуществляться особым самостоятельным органом.

В отличие от Локка, который разделение властей трактовал как их сотрудничество и тесное взаимодействие на основе преобладания законодательной власти над исполнительной, Монтескье подчеркивал необходимость полного равновесия, независимости и даже обособления властей.

Это, однако, не означало их неограниченности. Наоборот, согласно Монтескье, ни одна власть не должна вторгаться в компетенцию другой, но каждая из них, защищая себя от возможного вторжения, вправе контролировать и сдерживать другую власть, предотвращая превышение полномочий, злоупотребления и деспотизм.

Социали́зм — экономическая, социально-политическая система, характеризующаяся тем, что процесс производства и распределения доходов находится под контролем общества. Важнейшей чертой, которая присуща всем направлениям социализма, является общественная собственность на средства производства, которая полностью или частично заменяет собой частную собственность.

У истоков социалистической мысли лежит гуманистическая установка европейской культуры. Первые зачатки теорий социализма принято отмечать уже у ранних социалистов-утопистов Томаса Мора (1478—1535) и Томмазо Кампанеллы (1568—1639). На острове Утопия, о котором говорит Т. Мор, нет частной собственности, денежного обращения и царит полное равенство. Основу общества составляет семейный и трудовой коллектив. Труд обязателен для всех. Чтобы не способствовать развитию собственнических инстинктов, семьи регулярно обмениваются домами.

Основные черты, которыми определяется социализм у различных мыслителей:

· Уничтожение или ограничение частной собственности;

· Всеобщее равенство;

В качестве путей достижения справедливости разными мыслителями предлагалось, например:

· упразднение частной собственности при сохранении личной

· замена капиталистических предприятий кооперативами

· создание коммун, внутри которых всё будет общим (социалисты-утописты)

· создание государственной системы социального обеспечения

Передача собственности на средства производства из частных рук под общественный контроль производится для устранения эксплуатации человека человеком, снижения отчуждения человека от результатов его труда, снижения дифференциации доходов, обеспечение свободного и гармоничного развития каждой личности. При этом могут сохраняться элементы экономического неравенства.

На сегодняшний момент в социализме существует три основных направления: анархизм, социал-демократия (усовершенствование капитализма реформами, поддерживающими гос. вмешательство, но против «диктатуры пролетариата») и марксизм.

Марксизм определяет социализм как общественно-экономическую формацию с преобладанием общественной собственности на средства производства. В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть ещё не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему. Результат труда распределяется сообразно тому, сколько каждый индивидуальный производитель вкладывает (трудовой пай), трудодни. Он получает квитанцию о том, какой он сделал вклад, и получает такое количество предметов потребления из общественных запасов, на которое затрачено данное количество труда. Господствует принцип эквивалентности: равное количество труда обменивается на равное. Но, так как разные индивиды обладают разными способностями, то они получают не одинаковую долю предметов потребления. Принцип: «От каждого по способностям — каждому по труду». В собственность лиц не может перейти ничто, кроме индивидуальных предметов потребления. В отличие от капитализма, запрещено частное предпринимательство (уголовное преступление). Государство представляет собой революционную диктатуру пролетариата.

Впервые диктатура пролетариата была воплощена в Парижской коммуне 1871 года.

Трактовки (в зависимости от страны):

· марксизм-ленинизм

· троцкизм

· сталинизм

· маоизм

· идеи чучхе (Ким Ир Сен)

· люксембургианство

В первой половине XIX века марксисты и анархисты считали, что эксплуататорские классы не захотят отказываться от своих привилегий. В Манифесте коммунистической партии определены следующие возможные меры по переходу к социализму:

· Экспроприация земельной собственности и обращение земельной ренты на покрытие государственных расходов.

· Отмена права наследования.

· Конфискация имущества всех эмигрантов и мятежников.

· Централизация кредита в руках государства посредством национального банка с государственным капиталом и с государственной монополией.

· Увеличение числа государственных фабрик, орудий производства, расчистка под пашню и улучшение земель по общему плану.

· Одинаковая обязательность труда для всех, учреждение промышленных армий, в особенности для земледелия.

· Соединение земледелия с промышленностью, содействие постепенному устранению различия между городом и деревней.

· Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством

Среди элементов критики социализма можно выделить следующие:

· Внешнее подавление свободы личности, принуждение к определённому виду деятельности, определённым товарам, которые надлежит покупать;

· Негибкость, неэффективность планирования, невозможность эффективно распределять ограниченные ресурсы и удовлетворять потребности общества;

· Конформизм, порождённый душением инициативы;

· Дискриминация (государство решает, как распределять ресурсы, самостоятельно выдвигая критерии справедливости), что порождает систему привилегий.

Кроме того, критикуется попытка сознательного создания общественного строя, его «проектирования», в отличие от эволюционизма — пути, по которому возникали все типы общественного устройства.

 

10. Политическая мысль в России 11-18 вв: истоки и развитие..

Формирование государственности у славян прохо­дило на протяжении длит-го времени. Одним из ранних источников, в котором политико-правовым проблемам отводится значительное место, является "Слово о законе и благодати" Иллариона. Дальнейшее развитие эти идеи получили в летописях «Повесть временных лет», "Русской правде" и в "Слове о полку Игореве" (11-13 вв). В 14-16 вв. в России складывается полит. идеология централизованного гос-ва, в которой важное место занимает вопрос о роли русского гос-ва среди мировых держав и о происхождении пра­вящей династии. В 17 веке Россия вступила в новый этап своего развития. Характ. его чертой явилось преобразова­ние сословно-представительной монархии в абсолютную. Этот процесс завершился в 1 четверти 18 века при Петре I. Процесс утверждения абсолютизма получил отражение в политич. и правовой идеологии. Крупнейшим политич. трактатом 2 половины XVII века был трактат "Разговоры о гос-ве", более известный под названием "Политика". Его автор Ю.Крижанич. Он отстаивал идею просвещенного царя, заботящегося о благе своих подан­ных. Наиболее видным политич. мыслителем 1 половины 18 века был Иван Посошков. Им написана "Книга о бедности и богатстве", в которой отмечалось, что стране нужна сильная централиз. власть, способ­ная твердо проводить п-ку "общего блага"; он предла­гает четко определить права каждого сословия и его обя­занности перед гос-вом. В период разложения феодализма и начала форми­рования капиталистического уклада (вторая половина 18 века) нарастают противоречия между дворянством и крестьянами, что в конечном счете приводит к идейной поляризации в сфере политич. мысли. Крестьянские восстания заставляли задуматься передовых людей Рос­сии о судьбах страны, побуждали их критически оцени­вать сущ-й гос. и общественный строй. Во второй половине 18 века складывается несколько течений полит. мысли: официальная, консервативно-аристократическая и либе­ральная. Формируется идеология просветительства, поли­тич. идеи. Полит. программа "просвещенного абсолютизма" проповедо­валась самой императрицей Екатериной. В это же время сложилось самостоят. течение полит-ой мысли, которое, настаивая на сохранении и неизменном виде феодально-крепостнического строя, выступало против просветительских идей и одновр-но критиковала от­дельные проявления политики самодержавного гос-ва. Известным представителем этого течения был князь М.Щербатов.

11. Основные черты консервативной мысли в России в 19 – начале 20 вв.

Политика самодержавия колебалась от реакционного курса до уступок либерализму.

В 1 половине XIX в. в России под воздействи­ем противоречий, связанных с возникновением капитали­стич. уклада, политика самодержавия колебалась от открытого реакционного курса до уступок либерализму. В России создается ряд проектов либеральных реформ в области обществен. отн-ий, разрабат-ся про­екты реорганизации высших органов гос-ва и местного самоупр-ия. Активным сторонником этих преобразований был М.М.Сперанский. Он настойчиво прово­дил идею разделения властей.

Не меньший вклад в развитие соц.-политич. мысли внес Н.Данилевский, отвергший евро­поцентристскую, однолинейную схему развития мировой истории и обосновавший идею множественности и разно­качест-ти человеческих культур. Его можно считать предтечей тоталитаризма XX столетия. Он отрицал верхов-во этических принципов христианства в отн-иях полит-х, правовых, соц-х, отрывая политику от морали и одновр-но подчиняя ее политике. В развитие политич. мысли России на этом этапе возникли 2 течения: западники (Сперанский, Чаадаев, Анненков) и славянофилы (Чичерин, Карамзин, Данилевский).

Кроме названных течений в России во 2-ой поло­вине XIX века получила широкое распространение поли­тич. мысль революц-го демократизма (Н.Черны­шевский, А.Герцен, М.Бакунин, П.Лавров, П.Ткачев, Н.Михайловский и др.), а также либеральная теория го­с-ва и права (С.Муромцев, М.Ковалевский, Б.Чиче­рин и др.).

В целом к концу XIX в. определились некоторые характерные черты российской политической мысли:1) излишняя затеоретизированность с тенденцией отрыва от реальной действит-ти; 2) преимущественный анализ этических проблем п-ки; 3) умозрительный хар-р концепций обновления п-ой системы в России.

12. Особенности русской либеральной политической мысли в 19 – начале 20 в.

Основоп-ник – Локк. В сфере политики либерализм возник как реакция на авторитарные режимы. Основные принципы: 1) приоритет прав и свобод личности над обществом и гос-вом. Личность д.б. на первом месте. 2) все ценности и законы созданы человеком. 3) В основе свободы личности лежит частная собственность на средства производства.

К началу XIX века Россия, как и большинство европейских стран, стала абсолютной монархией. Режим пользовался лишь ограниченной моральной поддержкой со стороны аристократии. Происшедшие в конце XVIII века либеральные революции в Северной Америке и Франции оказали значительное влияние на образованную часть российского общества и усугубили критические настроения. XIX век для политической мысли России – век особый. В середине этого века в России указом «сверху» было отменено крепостное право, в стране стал развиваться капитализм. Однако политическая надстройка общества – самодержавие – оставалось во многом неизменной.Такое развитие не могло не вызвать к жизни большого количества политических учений и идей о путях переустройства и развития России. В России либерализм зародился на рубеже XVIII—XIX вв., генетически связан с политикой “просвещённого абсолютизма” Екатерины II и реформаторскими замыслами начала царствования Александра I. К числу первых ярких представителей офиц. российского либерализма относится М.М. Сперанский. «Введение к уложению государственных законов». В целях предотвращения революции он предлагал Александру I дать стране конституцию, которая должна будет только “облечь правление самодержавное внешними формами закона (расширение политических прав “среднего сословия”), оставив в сущности его ту же силу и то же пространство самодержавия“. Значительное влияние на формирование либерализма оказало масонство. В 1830—40-х гг. идеи европейского либерализма получили развитие в кружках западников, нашли своеобразное отражение в деятельности “либеральных бюрократов”. После реформ 1860—1870-х гг. одной из форм либерального движения стало земское движение. В конце XIX — начале XX вв. оформились политические организации, в основе программ которых лежали принципы либерализма (“Союз освобождения”, “Союз земцев-конституционалистов”). В 1905—06 образовались ведущие либеральные партии — Конституционно-демократическая (кадеты) и “Союз 17 октября” (октябристы), политическая программа которых предусматривала преобразование России в конституционную монархию и установление гражданских свобод посредством мирных реформ. После Февральской революции 1917 попытки претворить в жизнь основные положения либерализма предпринимало Временное правительство, однако они были пресечены большевистским переворотом в октябре 1917.Несомненной особенностью развития либерализма в России является полное его непризнание православной религией.

У либералов не было единой политической организации. Не имели они и достаточно разработанной политической идеологии. Серьезной поддержкой среди населения они не располагали. Крестьяне либералам не доверяли, поскольку считали их чужими.

Либеральное движение не только не смогло (да и не пожелало) смягчить остроту общественных и политических противоречий в стране, но и вольно или невольно обостряло борьбу между реакцией и революцией, становясь на сторону последней. Грядущая революционная буря смела не только консерваторов, но и самих либералов.

13. Социалистическая альтернатива в истории России: политические теории русских народников и социал-демократов

Народничество — движение русской интеллигенции на "сближение" с народом в поиске своих корней, своего места в мире. Движение народничества связано с ощущением интеллигенцией потери своей связи с народной мудростью, народной правдой.

На рубеже 60-70-х годов оформилась народническая идеология. Она стала весьма популярной у демократически настроенных интеллигентов последней трети XIX столетия. Среди народников сложилось два направления: революционное и либеральное.

Революционные народники. Основные идеи: капитализм в России насаждается "сверху" и на русской почве не имеет социальных корней; будущее страны - в общинном социализме; крестьяне готовы к восприятию социалистических идей; преобразования должны осуществляться революционным методом.

Три течения народничества - пропагандисткое (Лавров), заговорщическое (Ткачев) и бунтарское (Бакунин).

Бакунин считал, что русский крестьянин по своей природе бунтарь и готов к революции. Поэтому задача интеллигенции — идти в народ и разжигать всероссийский бунт. Рассматривая государство как инструмент несправедливости и угнетения, он призывал к его уничтожению и созданию федерации самоуправляемых свободных общин. В 1874 г., опираясь на идеи М.А. Бакунина, более 1000 молодых революционеров организовали массовое "хождение в народ", надеясь поднять крестьян на восстание. Результаты были ничтожны. Народники столкнулись с царистскими иллюзиями и собственнической психологией крестьян. Движение было разгромлено, агитаторы арестованы.

Лавров не считал народ готовым к революции. Поэтому основное внимание он придавал пропаганде с целью подготовки крестьянства."Разбудить" крестьян должны были "критически мыслящие личности" — передовая часть интеллигенции.

Ткачев, так же как и Лавров, не считал крестьянина готовым к революции. В то же время он называл русский народ "коммунистом по инстинкту", которого не надо учить социализму. По его мнению, узкая группа заговорщиков (профессиональные революционеры), захватив государственную власть, быстро вовлечет народ в социалистическое переустройство. Считал, что предотвратить победу капитализма можно лишь заменив буржуазно-экономический принцип социалистическим.

Община может стать «ячейкой социализма» лишь после того, как будет уничтожен существующий государственный и социальный строй. Ткачёв развивал идею политической революции как первого шага к революции социальной. Считал, что создание тайной централизованной и законспирированной революционной организации является важнейшей гарантией успеха политической революции. Революция, по Ткачёву, сводилась к захвату власти и установлению диктатуры «революционного меньшинства», открывающей путь для «революционно-устроительной деятельности», которая осуществляется исключительно убеждением.

Либеральные народники. Это направление, разделяя основные теоретические взгляды революционных народников, отличалось от них неприятием насильственных методов борьбы. Народники-либералы не играли заметной роли в общественном движении 70-х годов. В 80-90-е годы их влияние возросло. Это было связано с потерей авторитета революционных народников в радикальных кругах из-за разочарования в террористических методах борьбы. Либеральные народники выражали интересы крестьян, требовали уничтожения остатков крепостничества и ликвидации помещичьего землевладения. Они призывали к проведению реформ для постепенного улучшения жизни народа. Основным направлением своей деятельности они избрали культурно-просветительскую работу среди населения. С этой целью они использовали печатные органы (журнал "Русское богатство") и различные общественные организации. Идеологами либеральных народников были Н.К. Михайловский, Н.Ф. Даниельсон, В.П. Воронцов.

Первые марксистские и рабочие организации. В 80-90-е годы XIX в. в радикальном движении произошли коренные изменения. Революционные народники потеряли свою роль главной оппозиционной силы. На них обрушились мощные репрессии, от которых они не смогли оправиться. Многие активные участники движения 70-х годов разочаровались в революционном потенциале крестьянства. В связи с этим радикальное движение раскололось на два противостоящих и даже враждебных друг другу лагеря. Первый сохранил приверженность идее крестьянского социализма, второй - увидел в пролетариате главную силу общественного прогресса.

Группа "Освобождение труда". Бывшие активные участники "Черного передела" Г.В. Плеханов, Игнатов обратились к марксизму. В этой западноевропейской теории их привлекла идея достижения социализма путем пролетарской революции. В 1883 г. в Женеве была образована группа "Освобождение труда". Ее программа: полный разрыв с народничеством и народнической идеологией; пропаганда социализма; борьба с самодержавием; опора на рабочий класс; создание рабочей партии. Важнейшим условием социального прогресса в России они считали буржуазно-демократическую революцию, движущей силой которой будут городская буржуазия и пролетариат. Крестьянство они рассматривали как реакционную силу общества.

Пропагандируя марксизм в русской революционной среде, они развернули резкую критику народнической теории. Группа "Освобождение труда" действовала за границей и не была связана с возникавшим в России рабочим движением.

В самой России в 1883-1892 гг. образовалось несколько марксистских кружков. Свою задачу они видели в изучении марксизма и пропаганде его среди рабочих, студентов и мелких служащих.

Деятельность группы "Освобождение труда" за рубежом, марксистских кружков в России подготавливали почву для возникновения российской социал-демократической партии.

В целом, социал-демократы поддерживают:

· Следование общим принципам социальной справедливости, свободы, равенства и братства.

· Защиту прав человека.

· Принцип равных прав и возможностей (а не только равных возможностей, как в консерватизме).

· Политический и идеологический плюрализм.

· Социально ориентированную рыночную экономику в противовес абсолютизированному свободному рынку.

· Ограниченное гос. регулирование экономики.

· Принцип честной торговли.

· Равноправие и защиту всех форм собственности.

· Создание мощного государственного сектора в экономике, конкурирующего на равных с частным.

· Национализацию стратегически важных предприятий, особенно в военной, аэрокосмической, металлургической, нефтеообрабатывающей промышленности и энергетике.

· Социальное партнерство между трудящимися и работодателями

· Сотрудничество с профсоюзами.

· Сокращение разрыва между богатыми и бедными.

Систему защиты экономических прав рабочих, предусматривающую:

· Ограничение рабочей недели (до 35-40 часов).

· Улучшение условий труда рабочих.

· Повышение минимальной зарплаты.

· Борьбу с безработицей.

Эффективную систему социального обеспечения, предусматривающую:

· Всеобщее бесплатное образование, равный доступ к которому имеет все население страны.

· Государственную систему всеобщего бесплатного здравоохранения для всех граждан страны.

· Государственную помощь в форме пенсий и пособий по инвалидности и безработице..

· Защиту интересов трудящихся — рабочих, крестьян, фермеров, интеллигенции и среднего класса.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 731; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.