Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные принципы формирования современных международных отношений




Независ. гос-ва не разв-ся в вакууме, они взаимод-ют друг с другом и выступают субъектами политики более высокого уровня — мировой политики. То есть гос-ва действуют в сфере меж­д. отнош-й (МО).

Межд. отношения (МО) являются важнейшим составным элементом мир. политики, кот. рассм-ет взаимоотн-ия м/у развивающ. странами и индустриально развитыми.

МО имеют разные уровни: глобальный (на уровне ООН); межрегиональный; региональный (Европа, Азия и т.д.); локальные (межгосударственные).

Принципы МО: мировое сосуществование; мир. разрешение конфликта; равномерное и суверенное развитие гос-в мира; соблюдение прав и свобод граждан; воздержание от пропаганды, террора, насилия, войны; добров-ое и скрупулезное выполнение гос-вами взятых на себя обяз-в в соотв-ии с уставами ООН.

Можно выделить неск-ко тенденций развития современных МО.

1. рассредоточениевласти. Идет пр-сс становления мультиполяр. (многополюсного) мира. Сегодня все большую роль в межд. жизни приобретают новые центры. На мир. арену все активнее выходит Япония, кот. уже сегодня яв­ляется «экономической сверхдержавой». Идут интеграцион. пр-ссы в Европе. В Ю-В Азии возникли новые постин­дустр.гос-ва — «Азиатские тигры». Есть основания думать, что в обозримом будущем в мир. поли­тике сильнее всего заявит о себе Китай.

2. глобализация МО, заключа­ющ.в интернационализации эк-ки, развитии единой сис­темы мировой связи, активизации деят-ти транснац-х негос. образований. В межд. области эта тенденция реа­лизуется в форме роста межд. сотруд­-ва, влияния межд. институтов — политических, экономических, гуманитарных, — а также создания по своей сути наднациональных органов.

3. нарастание глоб. проблем, а соотв-но стремле­ние гос-в мира к совместному их решению.

4. усилениеразделения мира на два полюса — полю­са мира, благосостояния и демократии и полюса войны, брожения и тирании. На полюсе мира, благосостояния и демократии находятся 25 стран: государства Западной Европы, США, Канада, Япония, Авст­ралия и Новая Зеландия. В них проживает 15 % населения земного шара, так называемый «золотой миллиард». На другом полюсе находятся государства Африки, Азии, Латинской Америки, республики бывшего СССР и стран Востока. В них более 80 млн. человек живут в условиях абсолютной нище­ты.

 

47. Основные теории мировой политики: теории политического реализма, модернистские и геополитическая теории.

Путь научного обоснования международных отношений связан с созданием общеметодологических теорий, призванных сформулировать ключевые принципы и приемы научного анализа этих отношений. К числу основных таких теорий относятся: марксистская теория мирового революционного процесса, теория прагматизма и политического реализма, модернистские теории международных от­ношений и геополитическая теория.

Теория политического реализма и прагматизма во внешней политике была разработана в середине XX в. Дж. Кеннаном, 3. Бжезинским, У. Ростоу, Г. Киссинджером и другими учеными и политиками. Признанным авторитетом данного направления является Г. Моргентау.

Рассматривая несовершенство положения в мире как результат действия сил, заложенных в человеческой природе, «реалисты» призвали не противостоять этим силам. Согласно Г. Моргентау, «моральные принципы никогда не могут быть полностью осуществлены и должны в любом случае приблизительно соответствовать друг другу через неизменно временный баланс интересов и всегда не­прочное урегулирование конфликтов». Международная политика понимается «реалистами» как борьба за власть, начатая суверенны­ми государствами в погоне за превосходством. Из борьбы за власть выводится «политический детерминизм» мировых процессов.

Значительное внимание «реалисты» уделяли определению целей и задач международной политики: Реалисты считают, что в международной политике проявляются преимущественно национальные интересы. Поэтому в их работах получила основательную разработку концепция национальных интересов. К постоянным интересам относятся «национальная безопасность» (защита от внешней опасности), «экономические интересы» (сохранение связей с партнерами, наращивание экспортного потенциала и заграничных инвестиций, защита внутреннего рынка), «интересы поддержания мирового порядка».

«Модернистские» теории, созданные в противовес традиционной теории реализма, заявили о намерении связать процессы и достижения НТР с моделями международных отношений. Формирование данных теорий происходило под сильным влиянием количественным методов исследований. Представители данного течения сконцентрировали свои усилия на сборе фактических данных и со­здании таких моделей, которые можно было бы анализировать с по­мощью ЭВМ.

Пионерами «модернизма» выступали К. Райт, К. Дойч, М. Каплан. В русле этого направления сложились школы структурно-функционального и системного анализа внешней политики. Модернисты рассматривают государства как системы, подверженные влиянию извне и изнутри. Г. аллисон.и Дж. Розенау описали социальные и политико-психологические факторы, действующие на формирование и осуществление внешнеполитического процесса. Это позволило выделить во внешней политике три области: бюрократическая сфера с ее вниманием к особенностям функционирования действующих в этой сфере организаций; специфика принятия решений по вопросам внешней политики государственным руководством; роль элит и групп давления в формировании внешней политики. Все они объединялись изначально концепцией внутриполитических истоков внешней политики. Повышенное внимание модернисты уделяют международным организациям, транснациональным корпорациям и другим субъектам международных отношений, влияющим на формирование мировой политики.

Введение в научный оборот самого термина «геополитика» связывают с именем шведского исследователя и политического деятеля Р. Челлена (1846-1922). Он характеризовал геополитику как «науку, которая рассматривает государство как географический организм или феномен в пространстве». Отцами-основателями и главными адептами геополитики считаются американский историк А. Т. Мэхен, британский географ и политик Г. Маккиндер, британский географ Дж. Фейргрив, американский исследователь международных отношений Н.

Спайкмен, германский исследователь К. Хаусхофер. В трактовке отцов-основателей геополитики центральное место в детерминации международной политики того или иного госу­дарства отводилась его географическому положению. Идея значения географических: факторов для положения государств, их политики и исторической судьбы может считаться плодотворной. Все эти аспекты имеют существенное значение в распределении ресурсов держав и при планировании ими внеш­ней политики.

Главный недостаток этой модели международных отношений, как, впрочем, и многих других, — в абсолютизации какого-то одного из разнообразных компонентов уравнения мировой политики.

48. Внешняя политика РФ: эволюция и основные приоритеты.

Внешняя политика – деятельность государства на международной арене, регулирующая отношения с другими субъектами внешнеполитической деятельности. Внешняя политика государства определяется национально-государственными интересами.

Национальные интересы – достижение долговременных целей, т.е. свободы, независимости, благополучного существования государства, предотвращения внешней агрессии или угрозы, поиск союзников и партнеров, обеспечение соответствующего места и роли государства на международной арене.

Дипломатия – инструмент, с помощью которого осуществляется внешняя политика.

Международные отношения – совокупность различного рода связей и взаимоотношений между народами, государствами и объединениями государств. Это особый вид отношений, которые закладываются на национальной основе, вытекают из внутриклассовых отношений, являясь в известной степени их продолжением.

Внешняя политика (ВП) – это деят-ть гос-ва на межд. арене, регулирующая взаимоотн-ия с др.субъектами внешне-пол-ой деят-сти: гос-ми, междун, региональными институтами, орг-ми, полит партиями, общ-ми орг-ми и церковью.

На ВП гос-ва оказывают влияние внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся: 1. расстановка внутренних сил, внутренняя политика гос-ва, духовно-нравств. принципы общ-ва; 2. прир-геогреф, демограф и материально-технич. ресурсы гос-ва; 3. эк, научно-технич, воен потенциал страны.

К внешним факторам относятся.: 1. расстановка сил на межд. арене, проводимая межд. политика и принятые межд. организациями правовые нормы; 2. эк, научно-технич., военный потенциал страны; 3. природные, географ, демограф. факторы

Новая концепция ВП России изложена Путиным в его указе от 22.06.2000г. Высшим приоритетом курса РФ явл. – защита интересов общества, личности и гос-ва.

Цели ВП РФ:

1) обесп-ие надежной безоп-ти страны, укрепление её суверенитета и целостности, обес-ие прочных позиций в мир. сообществе;

2) воздей-ие на общемир. процессы в целях формир-ия стабильного, справедливого и демократического миропорядка;

3) создание благоприятных условий (прежде всего внешних) для поступательного развития России для подъема её эк-ки, повышения ур-ня жизни, соблюдение прав и свобод, укрепление основ констит-ого строя и др.;

4) формирование пояса «добрососедства» по периметру границ;

5) поиск согласия и совпадающих интересов с заруб. странами и межгос. объед-ми, т.е. поиск союзнических и партнерских отн-ий, улучшающих усл-ия и параметры межд. взаимодей-ия (прежде всего страны ЕС и ближнего зарубежья, так же РФ с Китаем и Индиёй)

6) всесторонняя защита прав и интересов росс. гр-н и их соб-ти зарубежном.

7) содействие позитивному восприятию в РФ в мире, популяризации русского языка, культуры народов России в иност-ых гос-ах.

Приоритеты. Главным центром регул-ия междун. отношений в 21 в. должна оставаться ООН, поэтому Россия будет противодействовать любым попыткам понизить роль ООН и её совета безопасности в мировых делах.

Россия выступает за снижение применения силы в межд. отнош. и увелич. регион. и стратегич. стаб-ти (для этого намерена сокращать вооружение, кот предусмотрено в её договорах,, яд. оружия, будет поддерживать идеи информац. безоп-ти, принимать участие в разл. программах ООН: ликвидации ЧС, оказание мат. помощи слабым странам, нет – наркотикам, терроризму, преступности.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 977; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.