Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этические нормы проведения психологических исследований




Большинство из нас согласится с тем, что, если мы хотим понимать и контролиро­вать влияние, которое оказывают на человека потенциально опасные явления окру­жающей действительности, нам так или иначе придется проводить эксперименты с объектами влияния, то есть с конкретными людьми. Однако эти потенциальные выго­ды должны быть уравновешены с правами каждого участника таких исследований. Чтобы достичь этого баланса, каждый исследовательский проект должен быть рас­смотрен на предмет того, «не оказывает ли он негативное воздействие на чувство собственного достоинства и благополучие его участников» которое не может быть оправдано возможными открытия­ми в ходе этого исследования. Так, в случае с Эммой остается неясным, оказались бы результаты исследования достаточным оправданием того вреда, который мог быть причинен девочке.

Ниже мы рассмотрим основные принципы, одобренные Обществом исследова­ния развития детей служащие руководством для каждого честного ученого .«Не навреди!». Ни одно исследование или эксперимент с участием людей не должны причинять вред психическому или физическому здоровью. Но, если после­днего избежать относительно легко, то определить, что может нанести ущерб пси­хическому здоровью человека, довольно трудно. Можно ли, например, при изуче­нии послушания давать детям распоряжения только для того, чтобы увидеть, как они будут выполнены? Или, если требуется показать разницу между способностя­ми понимания в 5- и 7-летнем возрасте, имеет ли психолог право ставить перед детьми одинаковые задания, заведомо невыполнимые для младших? Как добиться того, чтобы дети, несмотря на отрицательные результаты тестирования, почувствовали свою значимость?

Сегодня при многих научно-исследовательских учреждениях США и Западной Европы существуют специальные комиссии, задача которых — следить за тем, что­бы проводимые исследования не причиняли вреда испытуемым. Федеральные влас­ти указывают на то, что в социологических и психологических исследованиях, объектом которых является человек, степень риска должна быть минимальной, то есть не должна превышать ту, с которой человек может столкнуться в повседневной жизни или при выполнении обычных психологических тестов Контроль таких специальных комиссий становится все бо­лее жестким. Многие из этих организаций считают, что на них лежит ответственность за защиту человеческого достоинства, и отстаивают право человека участвовать толь­ко в тех исследованиях, которые улучшают ихЯ-концепцию. Получение добровольного согласия. Все профессиональные организации придерживаются того мнения, что испытуемый должен участвовать в исследова­нии добровольно, получать полную информацию о содержании и возможных по­следствиях эксперимента и что недопустимо добиваться чьего-либо согласия на участие в исследовании, предлагая денежное вознаграждение. Дети младшего воз­раста могут участвовать в эксперименте только с разрешения родителей. Это дела­ется в надежде на то, что родители в состоянии позаботиться об интересах детей лучше, чем они сами смогли бы это сделать. Дети старше 8 лет и взрослые должны дать свое собственное согласие. Исследователь должен быть очень осторожным, используя различные формы убеждения. Легко ли, например, 9-летнему школьни­ку или 70-летнему пациенту частной лечебницы отказать человеку, который выгля­дит как учитель или администратор? Кроме того, и дети, и взрослые имеют полное право в любой момент отказаться от дальнейшего участия в исследовании.

Конфиденциальность. Необходимо соблюдать конфиденциальность инфор­мации, полученной в результате исследования. Никакие организации или частные лица не должны иметь доступа к сведениям, сообщенным респондентами о близких им людях, их мыслях и фантазиях. То же самое касается и результатов тестирова­ния. Для облегчения классификации данных тестирования на бланках ответов мо­гут встречаться выражения типа «снижение умственного развития», «склонен к правонарушениям», «слабый самоконтроль», «импульсивен» и т. д. Подобные «яр­лыки», попавшие на глаза родителям, учителям или начальству, могут быть пре­вратно истолкованы. Такие характеристики могут обернуться самоосуществимыми пророчествами: если психолог говорит учителю, что у ребенка низкий интеллект, с ним, возможно, будут обращаться так, что сказанное обернется правдой.

Осведомленность о результатах. Участники имеют право получить инфор­мацию о результатах исследования в доступной для их понимания форме. Если в эксперименте участвуют дети, о результатах можно сообщить родителям.

 

 

30. Предмет и объект исследования в психологии развития.

 

Психология развития - раздел психологии, к котором изучаются закономерности и динамика развития психики человека в пределах его индивидуальной жизни.

Определение объекта исследования в пс.разв зависит от научного подхода (школы), в рамках которого рассматривается развитие человека. Объект указывает на то -что развивается. Предмет научного исследования – фрагмент, некоторый аспект объекта, его сторона. Для психологии развития предметом является развитие той реальности, которая была определенна в качестве объекта исследования. Например, в качестве объекта может выступать психика человека, а предметом. В этом случае, является развитие психики в онтогенезе. Вследствие того, что объект и предмет зависит от научного подхода (психоанализ, бихевиоризм и пр.), можно заключить, что ни объект, ни предмет ни даны изначально исследователю, а конструируются им при определении методологии и процедур научного исследования.

Определение предмета и объекта психологии развития зависит так же и от области или сферы развития (когнитивные процессы, интеллект и пр.), исследованием которой занимается данная научная школа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 894; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.