Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о структуре семьи. Параметры структуры семьи




Подход к семье как системе появился в 60-е. 20 века.

Причины появления:

* накопление опыта в психотерапии

* к этому времени в философской науке была разработана общая теория систем Л. Берталанори. Согласно ему существует 2 взгляда на мир:

1. механический

2. организмический.

Для механического характерно: -элементализм – каждый объект, предмет состоит из отдельных частей, семья состоит из отдельных элементов. – признание причинно-следственной обусловленности всего происходящего.

Для организмического характерно: - холизм – целое больше чем суммы частей; - признание влияния взаимопричин и всех частей.

Система – это комплекс объектов, а также взаимоотношения между ними и их атрибутами.

Объекты – составные части системы.

Атрибуты – это свойства частей, а отношения связывают систему воедино. Семья – это динамическое образование, в ней как в системе действуют силы притяжения и силы отталкивания.В каждой семье создаются свои правила взаимодействия, которые становятся достаточно устойчивыми.

Структура семьи – это состав семьи и число ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

Параметры семьи:

1) состав 2) иерархия 3) сплоченность 4) границы 5) гибкость 6) роли

Состав: полная, неполная, расширенная.

Подсистемы (холон) по Минухину:

* индивидуальный; * супружеский; * детский; * родительский; * вся семья в целом

Иерархия – отношение власти в семье, доминирование – подчинение, отношение ответственности, забота: матриархальная или патриархальная. Иерархия должна быть гибкой, есть сферы в которых может доминировать один, а в другой – другой. Распространение власти между подсистемами.

Виды власти родителей над детьми: власть вознаграждения; власть принуждения (контроль за поведением, наказание); власть эксперта (основана на более компетентном подходе); власть авторитета (уважение перед родителями); власть закона (родитель является источником закона; эмоциональная власть родителей.

Сплоченность– определяется как эмоциональная связь, близость или привязанность членов семьи (симбиотические, отчуждение). Уровни: -низкий; -средний; - высокий.

Границы – используются при описании взаимоотношений между семьей и социальным окружением, между различными подсистемами внутри семьи. Границы устанавливают через правила взаимоотношений. Границы бывают внешние и внутренние. Внешние могут быть открытыми и закрытыми (препятствуют обмену информацией между семьей и внешней средой). Важно, чтобы внешние границы существовали, но были гибкими: *семейные коализии, * межпоколенные коализии.

Существует 2 типа нарушаемых границ: спутанные (размытые) границы; разобщающие границы.

Семейная гибкость – способность к изменениям в отношении власти, в отношении границ и правил. Шкала, где крайние полюса:

* ригидность – семья перестает отвечать на задачи, стоящие перед ней

* хаотичность – в семье нет правил, отсутсвуют границы или они внезапно возникают и также внезапно исчезают. В состоянии стресса любая семья может отреагировать состоянием хаоса.

Роли – способы повления членов семьи в соответствии с социальными правилами. Бывают:

- формальные (муж, жена и т. д.) -- каждый человек выполняе эту роль формально, индивидуально связано с его притязаниями на эту роль.

- неформальные роли-обязанности (зарабатывание денег и т.д.), роли взаимодействия (адвокат, терапевт, жертва и т. д.).

 

9 Динамика семьи. Понятие о жизненном цикле и жизненном пути семьи.

Семья – это динамическая система. Любая семья проходит определенные фазы развития. Жизненный путь семьи складывается из тех значимых событий, которые происходят в семье, переживает семья в своем развитии и оказывают влияние на семью. Жизненный путь семьи индивидуален. Жизненный цикл или развивающиеся стадии семьи. Каждая стадия решает свои проблемы.

Впервые Дюваль издал книгу, в которой подразделил жизненный путь семьи на 8 стадий:

1. супружеская пара без детей (адаптация супругов друг к другу, вхождение в круг родственников, определения границ семьи)

2. появление детей (освоение родительских ролей, адаптация к ситуации заботы о детях, удовлетворение потребности не только в родительстве, но и в супружеских отношениях)

3. семья с детьми дошкольниками (адаптация к потребностям детей с учетом их индивидуальности, трудности с границами личного пространства родителей и детей)

4. семья с детьми младшеми школьниками и начало подросткового возраста (помощь в социализации ребенка, адаптация к школе)

5. семья с детьми подростками (проблема свободы и ответственности детей, социальный статус родителей)

6. уход детей из семьи (период пустого гнезда, освобождение детей от родительской опеки, сохранение контактов супругов между собой)

7. стадия среднего возраста (до ухода на пенсию перестройка супружеских отношений)

8. старение родителей (до смерти обоих супругов, адаптация с уходом на пенсию, утрата одного из супругов, адаптация к одиночеству и старости).

Дюваль привязал свою периодизацию ко взрослению детей и детско-родительских отношениям.

Соломан, Мак-Голдрик стали больше обращать внимание на развитие супружеских отношений и разработали свою периодизацию:

период принятия обязательств, освоение супругами родительских ролей, принятие факта и появление в семье новой личности, включение детей во внешнюю социальную структуру, принятие факта вступления ребенка в подростковый период, эксперименты с независимостью детей, подготовка к необходимости отпустить детей, период ухода детей, принятие ухода на пенсию, адаптация к смерти одного из супругов.

Черников издал интегрированную модель и выделил:

1) период ухаживания (формирование идентичности, достижение эмоциональной и финансовой зрелости, независимость от родителей) 2)проживание супругов без детей (до рождения 1-го ребенка) 3) стабилизация (фаза зрелого брака, воспитание детей, до момента когда первый ребенок покидает дом) 4) фаза в которой дети постепенно покидают родительский дом 5) пустое гнездо (супруги остаются одни) 6) кто-то из партнеров остается один после смерти другого.

Между стадиямии существует переходные периоды, когда перед членами семьи возникают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

Чтобы перейти на новую ступень развития, семье необходимо совершить изменения в своей структурной организации, адаптировать к текущей ситуации основные правила семейного функционирования. Периоды стабилизации в точке перехода сменяются кризисным периодами. Неуспешный переход может повлечь нестабильность в следующей фазе семейной жизни.

 

10. Особенности функционирования семьи на различных этапах ее развития (особенности этапов задачи, характерные проблемы и нарушения).

Этапы:

1. зарождение семьи. Задачи этапа:

* адаптация супругов к условиям семейной жизни;

* завершение сексуальной адаптации супругов;

* решение проблемы жилища и приобретения совместного имущества;

* складывающиесе отношений с родственниками.

Особенности этого этапа:

*процесс формирования внутри и внесемейных отношений;

*процесс сближения ценностных ориентаций, представлений, привычек супругов;

*процесс научения преодолевать конфликты;

*процесс выработки правил, кассающихся сотрудничества, разделения труда.

Основные проблемы на этом этапе – большое количество разводов. Причины (неподготовленность к супружеской жизни; неудовлетворенность бытовыми условиями; вмешательство родственников во взаимоотношения)

2. семья с детьми не начавшими трудовую деятельность. Задачи этапа:

* сохранить эмоциональную общность в иных условиях, чем те, в которых первоначально формировалась семья. Важно помочь друг другу.

* обеспечение духовного и физического развития детей. Этот этап подразделяют: семья с ребенком в первые годы жизни, дошкольник, школьник и каждая новая ступень в развитии ребенка – проверка того, насколько эффективно было функционирование семьи на предшествующих этапах; ставятся каждый раз новые задачи перед родителями.

Особенности этого этапа:

*период наибольшей активности в домашнем хозяйстве, продолжительность домашнего труда; трудно совмещать домашние обязанности, нарастает напряженность,

*изменение функций духовного и эмоционального общения;

* велика воспитательная функция.

Проблемы и нарушения этого этапа:

Снижение удовлетворенности семейной жизнью (перегрузка супругов, перенапряжение сил), опасность эмоционального остывания (супружеские измены, сексуальная дисгармония, разочарование в партнере).

Нарушается жизнедеятельность семьи и неэффективность супругов в роли родителей.

3. завершающий этап жизнедеятельности семьи. Особенности этапа:

*дети начинают трудовую деятельность и создают собственные семьи;

*физические силы снижаются, возникает потребность в отдыхе

*ухудшение здоровья, все усилия сосредоточиться

*это время активного участия в домашнем труде и уходе за внуками, т.к. родители перекладывают часть забот

* завершение жизнненого цикла – выход на пенсию, сужение круга взаимоотношений, повышается потребность в признании, уважении, потребность ощутить свою необходимость и значимость.

 

12. Методологические основы психодинамического подхода к семье. Структура личности и стадии психосексуального развития личности (З. Фрейд).

В основе теорий лежит психоанализ З.Фрейда и современные теории объектных отношений.

Структура личности по Фрейду:

1.ИД – является резервуаром бессознательных влечений, как природнозаданные так и вытесненные травмированные желания. Ид (оно) – примит-е. Функционирует в бессознат-м, с инстинктами, биологические побуждения наполняют наше поведение. Ид не знает законов, не подчиняется правилам. Ид вырабатывает немедленную разрядку энергии.

2 ЭГО – сознательный компонент, который является регулятором между ИД и СУПЕР ЭГО.

Эго развивается из ИД, питается энергией ИД. Эго имеет контроль над требованиями Ид, решая будет ли инстинктивная потребность реализована сегодня или позже. ИД реагирует на потребности Эго по возможности. Эго находитсся под постоянным воздействием внешних импульсов Ид.

3. СУПЕР ЭГО – развивается из Эго – является регулятором его деятельности и мыслей. Это хранилище морального и нормального поведения (совесть, самонаблюдение).

Цель взаимодействия трех систем – поддержание или восстановление динамического развития жизни.

Развитие личности проходит в 4 стадии:

1) оральная – возрастной период 0 – 18 мес, основная потребность ребенка после рождения это потребность в питании. Большая часть энергии (либидо) в области рта. У ребенка явное удовольствие при сосании груди и других предметов, имитирующих грудь. Рот – первая область организма, которой ребенок может управлять и раздражение которой приносит ему удовлетворение. У взрослых оральные привычки – еда, сосание, курение, жевание – фиксация т.е. удовлетворение потребности приятными детскими способами, а не теми, которые адекватны нормальному развитию.

2)анальная – 2-4 года, ребенок сосредотачивает внимание на акте уринации и дефекации. Ребенок не понимает, что его моча и кал не имеют ценности, но его хвалят за это или ругают. Фиксация на этой стадии – чрезмерная аккуратность, бережливость, упрямство.

3)фаллическая – с 3-х лет ребенок обращает внимание на наличие у него пениса. Сексуальность повышенная до вершины и связана с раздражением гениталий. Основным объектом либидо является родитель противоположного пола (Эдипов комплекс). Выход – отождествление себя с родителем конкурирующим.

К 5-6 годам сексуальная направленность снижается – латентный период – 6-12 лет.

Подростковый возраст – сексуальность повышается – эротические сны, поллюции, онанизм – затем эта энергия проявляется на полового партнера.

4) генитальная

Ранние детские переживания оказывают влияние на формирование личности.

Эмоциональное растройство – результат нарушенных прошлых, детско-родительских отношений.

 

12. Методологические основы психодинамических теорий семьи: понятие об объектных отношениях.

Теория объектных отношений признается в качестве одной из основных теорий, связавших между собой психоанализ и семейную психотерапию.

C самого рождения ребенок стремится устанавливать отношение с внешними объектами, которые могли бы удовлетворить его потребности.

Представители этой теории отвергают биологизм Фрейда, который утверждал, что ребенок бессознательно удовлетворяет свои инстинкивные влечения.

Ребенок нуждается не только в материнском молоке, но и в теплоте, привязанности. Имеет важное значение каковы были родиртели, какое впечатление о них сохранил ребенок. Ребенок сохраняет впечатление реально существующих людей неосознанно. В результате в психике ребенка возникает образ себя или Я-репрезентация.

Образ значимого другого (объект репрезентации), а также образ об отношениях. Интернализованые в раннем детстве (помещенные из вне во внутрь) взаимодействия становятся моделью будущих отношений, фильтром для восприятия событий взрослой жизни.

С точки зрения психоанализа все мы неосознанно пытаемся строить отношения с близкими так, чтобы они максимально походили на привычные, интернализованные в детской модели. Люди используют текущие взаимоотношения для возврата к переменным конфликтам детства для удовлетворения прежних неудовлетвенных позиций в родительской семье.

Мелани Кляйн акцентировала роль фантазии ребенка, которая по ее мнению, существует у него еще до первой встречи с объектом и организует его восприятие. Вместо фаз психосексуального развития, которые выделял Фрейд, она выделила 2 фазы:

1. параноидально – шизоидная ---- младенец воспринимает объект фрагментарно; если он чувствует что сосок материнской груди сухой, то выражение лица злое, у ребенка появляются страхи.

2. депрессивная ---- формируется начиная с 6-го месяца жизни. Включает в себя переживания ребенка, чувствует свою вину за тот вред, который он нечаянно может причинить матери.

Человек на протяжении всей своей жизни может находится либо на параноидно-шизоидной позиции или на депрессивной. Последнюю она считала более здоровой. Те личности, которые задержались на параноидно-шизоидной позиции, в меньшей степени интересуются своим окружением, другими людьми. Те, кто задержался на депрессивной позиции более отзывчивы, имеют склонность к внутренним переживаниям.

М. Малер: находясь на аутической фазе (0-1 мес.) – ребенок сосредоточен на своем теле и чувствах

на симбиотической фазе (2-6 мес.) – мать помогает ребенку ослаблять его внутреннюю напряженность – кормит, держит, пеленает, улыбается.

Затем начинается процесс отделения ребенка от матери. Если он проходит удовлетворительно, то наступает успешная индивидуализация, в которой возникает хорошая дифференцированная интериоризированная организация Я. Если ребенок не достигает сепарации и индивидуализации, то в результате сохраняется интенсивная эмоциональная привязанность и зависимость от родителей.

 

14. Сущность психодинамического подхода к семье.

С точки зрения психодинамического подхода семья состоит из индивидов, имеющих свою историю развития, свой опыт жизни в родительской семье, схему взаимодействия.

Психодинамический подход – это вертикальный подход к семье, т.е. супружеские, детско-родительские отношения в семье рассматриваются как зависимые от истории жизни обоих супругов. Основное внимание на историю жизни 3 поколений.

Супружество как психологический договор о том, что каждый из супругов может внести в семью и что он может получить от другого.

Согласие може быть осознанным; может быть сознательным но невербализованным; может быть и сознательным и вербализованным; может быть неосознанным и невербализованным.

Согласие может быть: согласованным и конфликтным.

Семейный сценарий передается по наследству и достаточно долго.

Ожидания могут быть: здоровыми, не здоровыми, реалистичными, не реалистичными.

Гармоничное супружество – если индивидуальные ожидания согласуются.

Затруднения в семье – результат тех отношений, в которые был включен ребенок в процессе своего развития. Важно как разрешен был Эдипов комплекс, вспомнить психосексуальное развитие.

Причины, которые обрекает супружество на неудачи:

* когда индивидуальные ожидания не совместимы
*если супруги пытаются нарушить договор, или он готов сменить своего партнера.

«Семейный театр» - посвящает свою жизнь борьбе за демонстративный престиж в ближнем окружении. Развивается под влиянием индивида, имеющего определенные психические проблемы в реализации самооценки.

Все это маскирует от самого влиятельного индивида семьи и от других членов семьи его психологическое напряжение. Мотивы:

*маскировка определенных личностных недостатков, стремление сохранить и защитить личностную положительную самооценку, вопреки недостаткам; *стремление удовлетворить какие-то потребности, перечащие представлениям индивида и всей семье.

Каждый из супругов стремится перенести модель родительской семьи в свою собственную.

 

13. Зависимость супружеских отношений от модели родительской с-и.

Многие авторы показывали наличие в супружестве неосознной тенденции к повторению модели семьи своих родителей. Это оказывает значительное влияние на отношения между супругами независимо от того, одинаковы обе модели или различны.

Индивидумом обучения своей супружеской роли на основе идентификации себя с родителем того же пола. Формы родительских отношений становятся для индивида эталлонами. В супружестве оба партнера пытаются приспоспособить свои отношения к своим внутренним схемам. Нередко под влиянием влюбленности индивидум проявляет уступчивость, отказываясь от своей программы, ради партнера из желания приспособиться к нему, что вызывает внутренние противоречия. Но через некоторое время схема повторения вновь дает о себе знать и у индивида наблюдается тенденция к возврату на запрограммированный путь. Партнер очевидно идет тем же путем, т.о. создается основание для конфликта. Осознание этого дает ключ к выбору партнера для стабильного супружества на основе характерологического подобия. Запрограммированная система отношений может гармонично реализовываться только с партнером, который своей внутренней программой напоминает родителя противоположного пола.

Наследование личностных свойств определяет и сходство супржеских отношений, которые также наследуются, и очень часто поведение повторяется не только в выборе, но и ошибках и проблемах. Таким образом: * ребенок учится у родителя того же пола роли, которую в дальнейшем сохраняет

*образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера по супружеству (если образ положительный, то гармония; если образ отрицательный, то ищет партнера с другим характером)

*модель родительской семьи определяет в главных чертах модель семьи, которую создают впоследствии их дети. Вероятность гармоничного союза тем выше, чем ближе модели семей, из которых исходят супруги.

15.Идентификация, проекция и проектная идентификация как механизмы переноса модели родительской семьи.

Три механизма переноса модели:

1) идентификация (тождественный) – на ее основе ребенок обучается своей супружеской роли. Первоначально идентификация происходит с матерью. Мал-к сразу мама, а потом на основе отца. Постепенно включается родитель противоположного пола и выбор брачного партнера происходит по принципу сходства с родителем противоположного пола. В результате формы родительских отношений становятся для ребенка внутренней схемой, эталоном отношений между мужчиной и женщиной.

В супружестве оба партнера пытаются приспособить свои отношения к своим внутренним схемам.

2) проекция – попытка изменить сценарий, выбор полового партнера приводит к внутреннему конфликту, т.к. нет взаимодействия с человеком обладающим противоположными характеристиками отца или матери. На выбор супруга и на характер супружеских отношений оказывают влияние детские желания, которые не были удовлетворены их родителями.

3) проективная идентификация – будущий супруг проецирует на другого свои переживания, приписывает ему свои чувства, мысли, которые у него вытеснены и сам начинает себя вести так, как будто реально другой человек может вести себя так (это неосознанно). Другой партнер в силу разных обстоятельств может вести себя в соответствии с этой проекцией. Взаимная проективная идентификация – другой ведет себя проективно.

Супружеский конфликт – актуализированный из прошлого, неактуализированный –конфликт детства.

16. Характеристика сиблинговых позиций и личностных особенностей братьев и сестер в зависимости от порядка рождаемости.

В середине 50-х г-в Тоумен вывел характеристики детей по возрасту, полу и порядку рождения. Он заметил, что дети, которые занимают в разных семьях одну и ту же позицию, имеют схожие личностные черты. Если разница не более 5-6 лет, то характеристики младших и старших более яркие. Если разница более 6 лет, то эти дети будут расти как единственные.

Единственные дети – и самые старшие и самые младшие.

Родители выстраивают его линию жизни: легко приннимают помощь других, высокий уровень притязания, высокий уровень самоуважения, высокий уровень интеллекта, имеют много личностных характеристик родителя одного пола, высокое развитие речи, комфортно чувствует себя наедине с собой, мало зависит от любой групп, более самостоятелен, могут быть проблемы в установлении контактов. Никогда не испытывают чувство соперничества и конкуренции. Очень требователен к жизни и к окружающим. В нем меньше непосредственности и наивности, чем в других детях. Единственный сын – любимец обоих родителей, уверен, что весь окружаюший мир будет относиться с восторгом. Имеет высокую мотивацию достижений, демонстрационен, амбициозен. Следовательно даются контакты со сверстниками легче со взрослыми. Чаще наследует характеристики своего род-ля того же пола. Единственная дочь – чувствует себя королевой, долгое время остается наив-й, капризна, требует восторженности, восхищения от других людей. Старший ребенок – изначально воспитывается как единственный. Это экспериментальный ребенок. Чем больше он воспитывается как единственный, тем больше у него его черт. Затем происходит его изменение позиции в семье. Если появление младшего сиб-а происходит до 5 лет, то может вызвать: ревность, недовольство. После 5 лет, то: соперничество. Если младший ребенок другого пола, то конкуренция менее выражена. Ребенок старается, чтобы его заметили, любили. Появляется желание чего-то достичь, чтобы обратить внимание. Формируются родительские качества, готов руководить и командовать. Легче формируются лидерские качества. Повышенное чувство ответственности, но могут привести к сверх тревожности. Высокие амбиции, упор на достижение. Транслирует модель отношений в семье именно старшие дети. Чувствительны к проявлению неуважения со стороны других. Старшая сестра сестёр – яркая, независимая, доверяет только себе, её мнение самое главное, выполняет все поручения и рекомендации своих родителей. Редко принимает помощь от других. Создав семью становится сверх властной, сверх заботливой матерью. Старшая сестра братьев – сильная, независимая, но требовательная. Подчиняющая мужчин себе. Легко устанавливает контакты с мужчинами. Опека над младшим и детьми. Старший брат братьев – лидер, руководитель, шеф. Высокий уровень развития интеллекта, педантичен. Доминантен, строг, консервативен, конкурирует иногда со своими братьями. Старший брат сестер – мягкий, более нежный, внимательный, привязан к ним. Любит быть в центре внимания женщин. Предупредителен, доверительные отношения с сестрами. Младший ребенок – не будет травмирован рождением новорожденного. Опасность инфантилизма. Опеку над ним - все окружающие. Приключенческий тип характера. Манипулятивный стиль общения, популистичен, оптимистичен, добр. К нему относятся с большой лояльностью. Это непосредственные люди, креативны, легки в общении. Лишены самодисциплины, трудности в принятии решений. Бунтарь если о нем слишком заботятся. Младшая сестра сестер – спонтанна, не организованна, капризна, легка в отношениях с людьми. Трудности в принятии решений поэтому ждет помощи от родителей, а затем от мужа и детей. Младшая сестра братьев – увлекающаяся, оптимистична, привлекательна, играет роль сорванца. Легко вступает контакт с мужчинами. В браке занимает подчинительную позицию. Является хорошей матерью, особенно для сыновей. Младший брат братьев – капризен, смельчак, беззаботен, общителен. Робок по отношению к женщинам. У него роль клоуна. Младший брат сестер – в ситуации гиперопеки бунтарь. Если нет, то имеет высокое самоуважение. Принимает помощь от родителей. Средний ребенок – является и старшим и младшим. Могут быть проблемы с самоопределением. Если приходится конкурировать с другими детьми, то единственное назначение стать разрушителем. Эти дети находятся в самом незавидном положении. Более гибкие в своих взаимодействиях. Хорошие дипломаты, умеют вести переговоры, непосредственны. Очень часто чувствуют несправедливость. Луч-е пол-е мальчишек среди девчонок или девчонка среди мальчиков. Близнецы – чрезвычайно близкие люди. Для личных особенностей имеет значение есть ли дети в семье. Если нет, то черты как у единственных. Если появляются первыми, то особенности старших. Если вслед за другими детьми, то показывают более низкий интеллект. Время появ на свет и физические характеристики:-первый – более крепкий, сильный. Если близнецы в семье единственные, то они мало озабочены контактами с другими детьми. Проблема разл-я в зрелом возрасте при создании семьи.

17. Психодинамические теории о зависисмости супружеских отношений от сиблинговых позиций. Понятие об идентичности и комплементарности супружеских ролей.

Для стабильного супружества по мнению Тоумена большее значение имеет то, в какой мере в нем повтор-я пол-я, которое каждый из супругов занимает среди своих братьев и сестер. Сиблин-е позиции оказывают влияние на взаимодействие в браке. Если супружеские роли партнеров в семье схожи с позициями, занимающими партнерами в родительской семье – одинаковые – идентичны и отношения.

Комлементарные роли – взаимодополнение если он старший, а она младшая.

Можно выдвинуть 3 типа супружеских союзов:

1) комплементарный – такой союз, в котором каждый из супругов занимает по отношению к другому тоже положение, какое он имел среди братьев и сестер в родительской семье (по всем сиблинговым характеристикам – количество, половой состав, разные возраста). В комплементарном браке старшего и младшего ребенка, супругам легче договариваться друг с другом, т.к. они воспроизводят свой опыт взаимоотношений с братьями и сестрами.

2) частично комплементарный - в таком случае если супруги имеют по одной сиблинговой характеристики, то они дополняют друг друга. Отношения устанавливаются в том случае, когда один или оба супруга имели несколько типов связей со своими братьями и сестрами, из которых одна совпадала у партнера.

3) некомплементарный – между супругами с идентичными сиблинговыми позициями много пон-я. Опасность может наблюдаться в виде конкуренции и соперничества за власть у старших; у младших - оба избегают принятия решения. Им требуется больше времени и умений, чтобы договориться.

Тоумен также выд-л идентич-ь (идентиф-я) – партнеры, кот-е зан-ли один-е пол-я в род-й семье, легче узнают друг друга и быстрее достиг-т взаимопон-я. Они легко пон-т друг др-а, но плохо сотрудн-т. Они только тогда сохр-т согласие в браке, когда раб-т в разных областях, обеспеч-т друг др-у лич-ю свободу, имеют разные компании и парал-о воспит-т детей.

18. Комбинации типов лич-и как причина супр-о благоп-я – неблагоп-я.

В рамках совр-й психодинам-й те-и сущ-т клас-я типов лич-и с (.) пов-я суп-в в браке:

*романтич-й партнер – ориентир-н на чув-а, романт-е символы (если их нет, то разочар).

*партнер, ориентир-й на равноправие

*родит-й партнер – забоится и воспитывает

*детский партнер – привносит спонтан-ь, позволяя о себе заботиться.

*рацион-й – ответствен, хорошо адапт-н к жизни, считает эмоции слабостью

*товарищ-й партнер – супр-я жизнь с соратн-м, товарищем

*незав-й партнер – сохр-т опред-ю дистан, независ-ь

Нек-е комбин-и парт-в счит конгруэнтными (незав-й-незав; независ. - рациональный). Есть союзы компетентные (род-й – дет-й). Конф-е соч-ие (рац-й – роман-й; романт. – товарищ). Также есть класс-я профилей:

* симметричный – оба супруга имеют права, никто не подчиняется другому;

* комплимент-й – один раздает прик-я, др-й подчин-я, ожидает совета или инструкции;

*метакомплемен-й – имеется вед-й, кот-й реал-т собствен-е цели путем подчерк-я своей слаб-и, манип-я таким обр-м своим парт-м.

Профили брака предл-л Сатир, и показал на моделях коммуник-х отн-й:

-заискивающий (обвиняющий)

-расчетливый (отстраненный)

-уравновеш-й (гибкий) – этот тип пов-я последов-н и гармон-н. Отн-я откр-е, не ощущ-я уничтожения чув-а собств-о достоин-а. Этот тип реагир-я снижает потреб-ь в заискивании, обвин-и, расчете. Только этот тип дает возмож-ь преод-ть препятствия, найти выход из затрудн-о пол-я. Сем-я жизнь стан-я насыщ-й и полной смысла. Этот тип пом-т в реал-й ситуации соглашаться, спокойно реагир-ь на пов-е людей, пом-т создать гармон-е отн-я с близ.

При учете степени эмоц-й зав-ти партнера от брака, профиль брака м/б оценен как:

а) благопр-й (зав-ть умеренно адекватная); б)обреченный на провал (у одного партнера чрезмерная зав-ть) в) бедственный (двустор-я зав-ть)

Излишне зав-й пар-р стрем-я пол-ь от др-о док-ва любви, выз-ь рев-ь, провоц-ь ссоры, втяг-т в конф-ы. Часто он страд-т невротич-и направл, плачет, угр-т самоубийством, стан-я для зав-о партнера отталкив-м.

18. Динамика супружеских отношений в психод-м подходе к семье.

Это измен-я происходящие в зав-и от смены фаз супруж-х отношений.

Существуют следующие фазы:

* выбор партнера

*романтизация отн-й – на этой фазе возлюб-е нах-я в отнош-х симбиоза, см-т друг на др-а сквозь роз-е очки. Отсут-т реал-е восприятие себя и др-о в супруж-е. В случае если мот-я вступ-я в брак была противор-й, то многие св-ва партнера, кот-е в начале как бы не замеч-ь, в дальнейшем могут восприн-я гипертрофировано.

*индивидуализация стиля супруж-х отн-й – формир-е правил, в рез-те перег-в вырабат-я правила, определ-е кто каким образом и в какой последов-и совершает в семье опред-е поступки. Многокр-е повторение правил приводит к их автом-у. В рез-е этого нек-е взаимод-я упрощ-я, а нек-ые стан-я недост-о эффект-и.

*стабильность (измен-ь) – в норм-о функционир-й семье тенденция к стаб-ти уравновеш-я тенденцией к измен-и. В сл-е ригидной фиксации правил в семье брак приобр-т признаки дисфункцион-о, отн-я стан-я стереотип-и и монотон-и

*фаза экзистенц-й оценки – супруги подв-т итоги совм-й жизни, выясн-т степень удовлетв-и (неудовл-и) прож-и годами, гот-я вместе или порознь к посл-у переходу. Осн-й итог– реш-е вопроса о том, был ли брак подлин-м (желан-м, гармон-м) или случ-м.

Возраст членов семьи, когда они входят в ту или иную фазу зав-т от: страны прож-я, этноса, кул-ы, религии.

Стадии с точки зрения психодинам-й тео-и:

- привязанность;

- дифференциация – чаще разводы;

-сиппорация (отделение) – супруж-я пара стан-ся дифференцированным целым

19.Причины отчуж-я от партнера в браке. Истоки моногамного идеала (К.Хорни «Проблемы моног-го брака»)

Брак – обществ-й институт. Вле­чение, побужд-е нас к вступл-ю в брак, есть не что иное, как ожидание найти в нем исполнение всех наших давних желаний, проистек-х из эдип-й ситуации нашего детства, – жел-я быть женой отцу, влад-ьимкак исключ-й собствен-ю и родить ему детей. Люди вполне естественно стрем-я объяс-ь себе высокие требования к псих-й жизни в браке силой чувства. Тем не менее нужно признать, что такое объяс-е явл-я скорее поверхностным.

Сущ-т два фактора, кот-е влекут за собой скрытую вражд-ть к мужу или жене, приводя к отчуж-ю от партнера – это разочар-е и запрет инцеста. Такова основная сит-я, созд-я проб-у моног-и. Истоки многог-о идеала лежат в впечатл-х детства и их вторичной переработкой и конечно же из Эд-ва комп-са. Различие в разрешении Эд-ва комплекса у му-н и у жен-н м/б сформулир-но след-м образом: мальчик более радикально отказ-ся от первичного объекта любви во имя своей генит-й гордости, тогда как дев-а ост-ся более фиксир-й на лич-ти отца, но может поступить так, очевидно, только при усло­вии, что она в значит-й мере откаж-я от своей сек­с-й роли. В таком случае вопрос закл-ся в том, не находим ли мы в дальн-й жизни свидет-во по­добного различия между полами именно в жен-х более фундамен-х и общих генит-х запр-х и не об­легчает ли как раз эта позиция соблюдение верности. Ведь точно так же мы гораздо чаще сталк-ся с фригиднос­тью, чем с импотенцией, а то и др-е суть прояв-я ге­нит-х запретов. таким образом, осн-ое усло­вие верности– генит-й запрет. Треб-е моногамии – попытка застраховаться от мук ревности.

21.Прич-ы супруж-о и сем-о неблагоп-я в тео-и К. Хорни («Проб-мы брака»)

Долгая и однообразная жизнь с од­ним и тем же чел-м делает скуч-и и утомит-ми отн-я в целом и особ-о секс-е. След-льно, постеп-е увядание и охлаж-е, гов-т, неиз­бежно. Но утверждать, что брак лиш-ся смысла и радости из-за скуки многолет-о однообразия, значит огранич-я только поверхн-м взгл-м на эту сит-ю. Общеизв-я прич-а проист-т из нашего челов-го несоверш-ва, кот-е все мы признаем… и недостатки супруга за долгие годы совм-й жизни, несомненно, про­явятся. К обычным челов-м несоверш-ам отн-тся нежел-е прил-ь больше усилий, как вн-е, так и внутр-е, чем это абсолютно необх-о. Чиновник, кот-у пожиз-но обеспечена его долж-сть, обычно не очень усерден…

Сущ-т разл-е способы, кот-и конфликты м-т выз-ь неприязнь к партнеру. Мы м-м быть настроены против него за его неспособ-ь дать нам то, что для нас оч-ь важно, прин-я как долж­ное и обесц-я то, что он дает на самом деле. Брак – это еще и сек­с-е отн-я 2 людей противопол-го пола. Это обстоят-во м-т стать источ-м сильн-й ненависти, если отн-ия между полами уже явл-я наруш-и. Мы склонны упус­кать из виду тот факт, что реш-м факт-м м/б наша внутр-я установка по отн-ю к противопол-у полу, кот-я точно таким же образом м-т прояв-я и в наших отн-х с любым др-м партнером. Львиная доля проблем создается нами самими как рез-т нашего собствен-о разв-я. Тайное недоверие между муж-й и жен-й проист-т из ран-о детства. Послед-й опыт, прих-т ли он в пубертате или в подрост-м воз-е, в целом уже обусл-н раннее сложив-я устан-й, хотя мы и не сознаем эти связи.

Т.о. опред-е уста­н-и по отн-ю к противопол-у полу м/б приобр-ы в дет-е и неизбежно будут прояв-я в послед-х взаимоотн-х, в частности в браке, при­чем незав-о от лич-и партнера. Чем менее уд-я преод-ь эти устан-и в проц-се разв-я, тем более дискомф-но будет чувств-ь себя муж в отн-х с женой. Нал-е таких чувств часто м-т не осознав-я, а их источник не осозн-я никогда. Реакция на них м/б очень разной. Она м-т привести к напряж-ти и супруж-м конф-м, кот-е варьир-т от скр-го недов-ва до откров-й ненависти, или по­буждать мужа искать разрядку в работе, в муж-й компа­нии или в общ-ве др-х жен-н, треб-я кот-х его не пугают и в присутствии кот-х на него не давит бремя всевозможных обязат-в. Но снова и снова мы убежд-я, что супруж-е узы, к добру или худу, оказ-ся более проч-и. Однако отн-я с др-й жен-й нередко прин-т больше облег-я, удовлет-я и счастья.Из тех трудн-й, кот-е привн-т в брак жена - фригидность. Она всегда указ-т на раз­лад в отн-х с муж-й. Это неспособ-ь к наст-й любви, неспособ-ь пол­ностью отдаться муж-е. Такие жен-ы либо предпоч-т идти своим путем, либо отпуг-т муж-у своей ревностью, требов-и, нытьем и занудством. След-о, проб-ы брака невоз-но решить ни увещеваниями относ-о долга и самоотреч-я, ни сов-ми дать неогран-ю свободу влеч-м. С полным правом м-но сказать, что удача в браке зав-т от степени эмоц-й стаб-ти, достиг-й обоими партн-и до брака. Пожалуй, в самой природе чел-а – ож-ть исполн-я же­ланий как подарка, вместо того чтобы прил-ть усилия.. Самой желан-й целью брака, как и любых др-их отн-й, явл-я, пожалуй, достиж-е компром-а между самоотреч-м и вседозволен-ю, между огранич-м и своб-й влечений.

21. Конц-я брака в тео-и К. Юнга.(«Брак как психологические взаимоотношения»)

Всякий раз, когда мы гов-м о «психол-м взаимо­отн-и», мы предпол-м сознат-е взаимоотн-е, ибо не сущ-т такой вещи как психолог-е взаимоот-е между 2-я людьми, находящ-ся в состоянии бес­сознател-и. Чтобы сознавать себя, я д-ен быть способен отличать себя от других. Чем больше зона бессознат-ти, тем в меньшей степени брак оказ-я делом своб-о выбора, что субъек-но проявл-я в том фатальном принуждении, кот-е чел-к так остро ощ-т, когда он влюб-н.

Брак редко, а воз­можно, и никогда не разв-я до индивид-о взаимо­от-я гладко и без криз-в. Без боли рожд-е сознания не происходит.

Даже наилуч-й брак не в сост-и стереть индивид-е разл-я до такой степ-и, чтобы душ-е сост-е супр-в было абсол-о идентич-м. В больш-е сл-в один из них адаптир-я к браку значит-о быстрее др-го. Одному, кто основ-я на позит-х взаимоот-х с род-ми, почти или совсем не прих-я испыт-ь затруд-й в приспос-и к партнеру, тогда как, др-у помехой в этом м-т стать глубоко укорен-ся бессозн-я связь с род-и. Поэтому он дост-т пол­ной адап-и позже, и поск-у она достиг-я с бол-м трудом, то вполне м-т оказ-я более прочной и долгоср-й. Каждый муж-а носит в себе вечный образ жен-ы, причем не какой-то конкр-й жен-ы, а вообще, хотя сам по себе такой женский образ явл-я опред-м. Этот образ явл-я принц-но бессознат-м, наследств-м фак-м изнач-й природы, запечат-м в живой орга­нич-й системе муж-ы, отпеч-м или «архетипом» всего опыта предков в отн-и жен-ы, хранил-м, так сказать, всех впечат-й, когда-либо произв-х жен-й, —явл-я врожд-й системой псих-й адаптации. То же самое верно и для жен-ы: она также имеет свой врож-й образ муж-ы. Поск-у этот образ бессозн-н, он всегда бессозн-о проец-я на фигуру люб-о чел-а и выст-т одной из гл-х причин стра­ст-о притяж-я или отталк-я. У жен-ы нет анимы,нет души, но у нее есть анимус. Анима носит эрот-й, эмоц-й хар-р, анимус же аделен рационализир-м хар-м. И анима, и анимус характ-я необыч-й многосторон-о. В браке именно «содерж-й» всегда проец-ет этот образ на «содерж-о», тогда как послед-у лишь отчасти уд-я спроец-ь соответств-й бессознат-й образ на своего партнера. Чем однообр-е и проще этот партнер, тем менее полной будет проекция. В таком случае этот весьма пленит-й образ как бы повисает в воздухе, так сказать, в ожид-и, что его нап-т живой чел-к, Сущ-т опре­д-е типы жен-н, словно природой созд-х для того, чтобы притяг-ь проекции анимы, и дейст-о, едва ли можно не упом-ь о выр-м «анима-типе». Жен-а этого типа стара и молода, мать и дочь, обл-т более чем сомни­т-м целомуд-м, но по-детски невинна и, к тому же, наделена той наивной хитростью, кот-я так обезоруж-т муж-н. Не каждый по-наст-у умный му-а м/б анимусом, ибо анимус д-ен быть мастером не столько на блестящие идеи, сколько на прекр-е слова — слова, на вид полные знач-я и имеющие целью ост-ь, многое не­сказ-м. Он д-ен также принадл-ь к классу «непон-х» или, в каком-то смысле, не ладить со своим окруж-м, с тем чтобы в его образ могла вкрасться идея самопожерт-я. Он д-ен быть героем с несколько подпорч-й репут-й, че­л-м с возможн-и, о кот-м не скажешь, что проекция анимуса не м-т открыть истин-о героя задолго до того, как он стал заметен для вялого ума чел-ка «средних способ-й».

Так же как проекция анимуса жен-ы зач-ю способна отыскать действ-но незаурядного му-у, не распознан-о массой, и даже может помочь ему достичь своего истин-о предназн-я, оказ-я мор-ю поддержку, так и му-а спос-н сотв-ь себе жену-вдохнов-цу благ-я проекции своей анимы. Однако, чаще это оказ-я иллюзией с разруш-и послед-и, пров-м, вызван-м недост-й верой.

Прогрес-е разв-е м/б навсегда задержано на одном из ур-й, при полном отсут-и созн-я того, что оно могло бы быть продолжено до след-й стадии и дальше. Как правило, пер-д на след-ю стадию преграж-я сильн-и предрас-и и суевер-и страхами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3485; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.099 сек.