КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Психологическая структура спорт. деятельностиЗАДАЧИ ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Тактическая подготовка спортсмена – это объединение в единую систему теоретических знаний в области тактики и средств практического овладения тактикой применительно к требованиям конкретного вида спорта. Задачи тактической подготовки: 1) изучение общих положений подготовки; 2) изучение тактики данного спорта; 3) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов; 4) изучение возможных противников, их тактической, физической и психологической подготовленности; 5) разработка тактики к предстоящему соревнованию с учетом конкретного противника (выбор наиболее целесообразной тактической схемы ведения состояния, вариантов и способов решения отдельных задач и т.п.); 6) обучение практическому использованию элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях –«тактические умения»; 7) анализ участия в соревновании, эффективности данной тактической схемы и ее составляющих элементов, вариантов и т.д. В тактической деятельности особую роль, играет прогнозирование основных вариантов изменения ситуации, а также выбор приемов и средств решения тактической задачи и их умелое использование при сбивающем воздействии сильной психической напряженности, физического утомления.
Овладение спортивной деятельностью связано с освоением ее психологической структуры, в которой выделяют три блока: мотивацию, средства и результаты деятельности. К числу объективных условий можно отнести общие требования спортивной деятельности, специфические требования вида спорта, а также конкретные условия спортивной карьеры и жизни спортсмена, включая, например, материальную базу для тренировок, качество инвентаря, квалификацию тренера и используемые им технологии обучения, воспитания и т. п. Субъективными условиями спортивной деятельности являются природные задатки, развитые в специализированном направлении психические процессы (ощущения, специализированные восприятия, особенности внимания, памяти, мышления и т. п.), доминирующие тренировочные и соревновательные психические состояния, спортивно-важные психические свойства (черты спортивного характера, специальные способности) и опыт спортсмена, воплощенный в знаниях, умениях и навыках. Субъективные условия спортивной деятельности формируются в процессе физической, технической, тактической, теоретической и психологической подготовки, т. е. специально организованной высокой двигательной, а также психической активности спортсмена. Обобщенно, объективные условия деятельности — это уровень требований к спортсмену, субъективные — это его возможности плюс активность, нацеленная на расширение и повышение этих возможностей. Блок мотивациивыполняет в структуре спортивной деятельности следующие функции: 1) является пусковым механизмом деятельности; 2) поддерживает необходимый уровень активности в процессе тренировочной и соревновательной деятельности; 3) регулирует содержание активности, использование различных средств деятельности для достижения желаемых результатов. Средства спортивной деятельности. К ним относят способы и условия деятельности. 26. МОТИВАЦИЯ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Это блок, без которого деятельность просто не может начаться. Мотивация — совокупность различных побуждений к определенной активности, которые порождают, стимулируют и регулируют эту активность. Блок мотивации образуют: потребности, мотивы и цели спортивной деятельности. Потребность,или ощущение человеком нужды в чем-либо, означает нарушение равновесия с окружающей средой. Любая потребность пробуждает так называемую поисковую активность, направленную на поиск способа ее удовлетворения. Разные способы удовлетворения потребности могут конкурировать друг с другом, что находит отражение в борьбе мотивов. Если потребность является источником активности, то мотивы придают этой активности определенное направление и удерживают человека в рамках данного пути. Для спортивной деятельности характерно большое разнообразие мотивов. Это вполне объяснимо по физическими и психическими напряжениями, и человек должен знать, во имя чего он напрягается.
27. КЛАССИФИКАЦИЯ МОТИВОВ СПОРТ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Многие авторы пытались упорядочить разнообразные мотивы занятий спортом, классифицировать их на основе разных критериев. На протяжении спортивной карьеры роль конкретных мотивов в стимулировании активности спортсмена меняется, и для каждого этапа спортивной карьеры характерны свои доминирующие мотивы. По направленности на процесс или результат деятельности: процессуальные мотивы (интерес, удовольствие и др.) и результативные мотивы (ожидание награды, позитивные соц. последствия победы и т. п.). По степени устойчивости: ситуативные (кратковременные, проходящие) и устойчивые (долговременные, часто многолетние). По связи с целями спортивной деятельности: смыслооб-разующие (прямо связанные с целью) и стимулы (побуждающие к деятельности, например материальные стимулы). По месту в системе «Другие Я»: индивидуальные (мотивы личного самоутверждения) и групповые (патриотизм всех уровней, мотивы честной соревновательной борьбы и др.). По доминирующей установке: мотивация достижения успеха (преобладание мотивов на успех, победу, даже путем риска) и мотивация избегания неудачи.
28. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ИСД) — относительно устойчивая система эффективных приемов и способов деятельности, отвечающая индивидуально-психологическим особенностям спортсмена. Человек не только сам приспосабливается к деятельности, но и приспосабливает деятельность к себе. Кроме того, ИСД связывает блоки мотивации и средств спортивной деятельности в ее психологической структуре, пытаясь разрешить противоречие как между объективными и субъективными условиями деятельности, так и между целями и возможностями спортсмена. В целом блок средств спортивной деятельности обеспечивает практическую реализацию целей и планов спортсмена, превращая образы предполагаемых результатов деятельности в ее реальные эффекты.
29. РЕЗУЛЬТАТЫ СПОРТ. ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Их рассматривают в узком и широком смыслах. В узком смысле это конкретные спортивные достижения, выраженные в секундах, метрах, баллах и т. п., занятых местах, рекордах, квалификации и титулах спортсмена. Результаты спортивной деятельности в широком смысле связаны с влиянием спорта на развитие человека и человеческого общества. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты спорта (здоровье, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус и т. п.). Достижения в развитии спортсмена воплощаются в динамике его спортивных результатов, которые, в свою очередь, влияют на самооценку спортсмена и «масштабность» его личности в целом. Кроме того, очевидно и «социальное звучание» спортивных рекордов, раскрывающих возможности человека в сфере двигательной деятельности и поднимающих престиж не только спортсмена, но и его тренера, команды, страны. Каждое спортивное достижение — это «скачок» в развитии, нарушение равновесия и, следовательно, пробуждение новых потребностей и мотивов, стимулирующих постановку новых целей или корректировку старых.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1100; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |