Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос Взаимоотношения личности и группы




Вопрос Содержание процесса социализации

Социализация – это процесс включения личности в систему общественных связей и отношений, овладение и принятие общественно приемлемых форм поведения, норм, ценностей, в результате чего личность становится полноправным членом общества.

Подразумевается, что в процессе социализации происходит превращение изначально асоциального субъекта в социальную личность. Благодаря социализации люди учатся жить в обществе, эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация идет повсеместно и непрерывно в процессе своего физического и психологического развития. Особенно значимым по своим результатам и последствиям являются первые 15–25 лет.

Параметры социализации:

1) содержание процесса социализации:

а) усвоение социальных норм, умений, стереотипов;

б) формирование социальных установок и убеждений;

в) вхождение индивида в социальную среду;

г) приобщение индивида к системе социальных связей;

д) самоактуализация «Я» личности;

е) усвоение индивидом социальных влияний;

ж) социальное обучение принятым в обществе формам поведения

и общения, вариантам жизненного стиля, вхождения в группы и

взаимодействия с их членами;

2) широта социализации, т. е. количество сфер, в которых смогла приспособиться личность. Основными сферами социализации, для которых характерно расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром, являются:

а) сфера деятельности;

б) общения;

в) самосознания;

3) источники социализации:

а) передача культуры через социальные институты;

б) взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности;

в) первичный опыт, который связывается с периодом раннего детства, с формированием основных психических функций и элементарных форм общественного поведения;

4) факторы социализации:

а) материальные, психологически значимые факторы социальной среды, которые сопровождают человека всю жизнь (политические, экономические, жилищные, финансовые, бытовые и прочие факторы) и обусловленные преобладающими в среде общения человека особенностями. Эти факторы всегда своеобразны для каждого индивида;

б) социально-психологические факторы социальной среды – это психологические особенности людей, постоянно окружающих человека в жизни (члены семьи, друзья, одноклассники и т. д.). Однако, иногда случайные непродолжительные контакты с людьми оказывают на индивида более сильное влияние, чем постоянные контакты. Особенно сильные социально-психологические влияния человек испытывает при получении образования, ориентированного на помощь ему в социализации;

в) фактор собственной социальной активности человека.

5) механизмы социализации:

а) имитация, подражание;

б) идентификация;

в) руководство и др.

6) институты социализации (политические, экономические, воспитательные институты, семья, детские дошкольные учреждения, школа, трудовой коллектив, неформальные группы, партии).

Основные социально-психологические условия социализации:

а) свобода выбора в сочетании с ответственностью за последствия выбора социализации;

б) доступно-напряженный психологический путь социализации, ведущий не только к свободе общения и поведения, но и к повышению статуса в результате образования;

в) осознанности выбора путей и способов самосоциализации;

г) помощь в осуществлении выбора пути социализации в подростковом и юношеском возрасте;

д) раннее включение личности в социально активную деятельность и получение социального опыта;

е) благоприятная социальная среда в основных институтах социализации личности, таких как семья, школа, ВУЗ, трудовой, досуговый коллектив;

ж) динамичность жизни в группах, в которых происходит социализация личности.

Рождение, становление и развитие личности происходит в процессе взаимодействия индивида и социальной группы, в ходе социализации. Это путь формирования способности личности к жизнедеятельности в обществе на основе усвоения ее социальных ценностей и способов социально-положительного поведения.

В процессе социализации человек усваивает социальные нормы, овладевает способами исполнения социальных ролей, навыками общественного поведения.

Социализация личности основана на познании личностью социальной действительности.

Источниками личностного развития в процессе социализации являются:

· первый опыт раннего детства – формирование психических функций и элементарных форм общественного поведения (отдельные упущения в формировании личности в раннем возрасте трудно восполнимы в более зрелом периоде);

· социальные институты – система воспитания, обучения, образования;

· взаимное влияние людей в процессе общения и деятельности

В целом развитие личности – это психологический механизм самопостроения, саморазвития, самосовершенствования на основе активной социальной жизнедеятельности, во взаимодействии с другими.

Результат социализации личности в процессе межличностного и внутригруппового общения проявляется в его личностных особенностях, осознаваемых им и обществом как социально ценностные качества – качества ума, манер, стиля поведения воспитанности, образованности, социальной адаптированности индивида.

Ведущими способами развития личности являются специально организованные воспитание и образование. Взаимодействие индивида в коллективе сверстников (ученической, студенческой группе) становится наиболее решающим фактором развития личности.

В процессе данного взаимодействия формируется жизненная позиция личности – принципы поведения, основанные на устойчивых взглядах личности на ее место и роль в жизнедеятельности общества, данной социальной группы.

В процессе формирования личности выделяют три стадии: дотрудовая, трудовая и послетрудовая. В зависимости от этих стадий можно говорить о тех или иных социальных предпочтениях индивида.

Для формирования личности особенно опасны дефекты социализации в раннем возрасте, воздействие асоциального «социализатора», влияние асоциальных субкультур. Наибольшее влияние на развитие личности оказывает первичный социализирующий коллектив – семья, сверстники, разнообразные малые и первичные группы.

Качество и характер личности во многом определяется социальным устройством данного общества, данной социальной группы. Так, в условиях тоталитаризма формируется авторитарно зависимый тип личности, для которого характерно некритическое принятие догматических норм и правил. При тоталитарном стиле взаимодействия в группе возникает авторитарная зависимость, авторитарная агрессивность, этноцентризм (непринятие других, инакомыслящих, принадлежащих к другой социальной группе), ригидность (косность мышления) и пр. В сети тоталитарного психологического воздействия попадают люди, склонные к конформизму (приспособленцы). Они не противостоят мифологизации своего сознания, легко поддаются идеологическому заражению.

Механизм воздействия личности и группы заключается единств е идентификации и обособления; в умении личности преобразовать трудную ситуацию, использовать механизм психологической защиты, переоценить ценности, переориентироваться в ценностных приоритетах, увидеть новые жизненные перспективы, смягчить психотравмирующую ситуацию. В результате появляется способность перехода на новую схему психической саморегуляции.

В любой трудной ситуации такой человек сможет увидеть свой спасательный шанс, новую жизненную опору. Неспособность к стратегической переориентации может привести к разрушению и оказаться губительной. Люди, психологически подготовленные к ударам судьбы, проявляют большую жизнестойкость. Те же, кто ориентирован только на «радости жизни» нередко оказываются сломанными, Сильные личности способны перестраивать себя, не изменяя своим идеалам, не нанося поражение себе как личности.

Различают личности: социализированные и десоциализированные, а также психические аномальные (психопаты, невротики, личности с задержкой психического развития и с акцентуациями характера).

Можно выделить ряд особенностей социализированной личности, находящейся в пределах психической нормы. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, позиции и ценностные ориентации (цельная личность).

Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и пр.).

Личность в норме находится в состоянии постоянного развития, самоусовершенствования, открывает для себя новые горизонты, изыскивает возможности самореализации своих способностей. В трудных условиях толерантна, способна к адекватным действиям. Психически уравновешенный индивид устанавливает доброжелательные отношения с другими людьми, проявляет чуткость их потребностям и интересам.

Такая личность способна соразмерить свои возможности, способности и уровень притязаний, проявляет высокую чувствительность к прекрасному и возвышенному. Обладая развитым чувством самоуважения, способна посмотреть на себя со стороны, не лишена чувства юмора и философского скептицизма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 648; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.