Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды мышления. Способы активизации мышления




Мыслительные операции как основные механизмы мышления.

Мышление. Единство мышления и речи. Логические формы мышления.

Мышление – наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами.

Мышление – высшая форма познавательной дея – ти.

Обобщенность – способность постигать общие свойства для множества объектов. Эти свойства выражаются в слове.

Слово делает чел. Мышление опосредованным. (познание происходит не прямо, как в восприятии, а косвенно, через посредников)

Мышление устанавливает связи и отношения между предметами, а ощущения и восприятия нет.

О том, что земля круглая узнали задолго до того, как полетели в космос.

!Основой мышления является речь.

Какие науки изучают мышление:

Психология Кибернетика Философия Физиология Логика Лингвистика и др.

Психология изучает закономерности протекания мыслительного процесса

Логика – соотношение между познавательными результатами

 

Формы мышления:

1)Понятие – отражает существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений.

2)Суждение - отражает связи между предметами и явлениями. Оно может утверждать или отрицать что-либо.

3)Умозаключение – форма мышления, при котором на основе нескольких суждений делается вывод.

 

Когда мы начинаем мыслить?

1.Новая цель 2.Проблема 3.Новые обстоятельства и условия дея-ти

 

Проблемная ситуация – конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть.

М – искание и открытие нового.

В результате анализа проблемной ситуации возникает задача-цель, задания в определенных условиях.

С помощью мыслит. Операций находится решение задачи.

 

 

1.Сравнение – устанавливает сходства и различия между объектами.

2.Анализ – расчленение сложного объекта на составляющие его части или характеристики.

3.Синтез – переход от частей к целому. (противоположное анализу)

4.Абстракция (отвлечение) – выделение существующих свойств и связей предмета и отвлечение от других, несущественных.

5.Обобщение – мыслительное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам.

Антоном обобщения – конкретизация – переход от общего к единичному.

 

Виды Мышления:

По форме:

1)Предметно–действенное – задачи решаются с помощью реального физического преобразования свойств объектов.

До 3-х лет включительно

Ребенок не ставит цели, он мыслит действуя.

Этот вид мышления выражается и у взрослых. Например: в быту(мебель, техника),в работе испытателя, конструктора.

1)Наглядно-образный – опирается на представленное и образы.

4-7 лет (у многих младш. Школьников тоже бывает)

Уже не так важно поторогать предмет, как наглядно представить его. (Опыты БИОЖ)

Взрослые тоже пользуются этим видом мышления. (дизайнеры, писатели, творчество)

3)Абстрактно-логическое – отвлеченное, в форме обстрактных понятий.

На основе 1-го и 2-го видов, у школьников к окончанию младших классов продолжают развиваться 1 и 2 вид.

 

По степени новизны и оригинальности:

1)Творческое (продуктивное) – создание новых идей или усовершенствование.Результат – открытие нового.

2)Воспроизводящее (репродуктивное) – применение готовых знаний и умений.

 

По характеру решаемых задач:

1)Теоретическое – открытие законов, свойств, объектов Пример: Ломоносов

2)Практическое – организаторские, административные, производственные задачи Пример: Петр I

 

Способы активации мышления:

1)Мозговой штурм

2)Метод фокальных объектов и др.

 

20. Понятие о воображении как специфически человеческом виде деятельности. Виды воображения. Воображение и органические процессы.

 

Воображение – психический процесс создания новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

!Воображение присуще только человеку.

Отражение действительности происходит в виде ярких представлений.

Мечтать – значит создавать образы.

Любой предмет, сделанный руками человека – это осуществимая мечта.

 

Виды воображения:

1)Пассивное, как замена деятельности

Делят на:

1.Преднамеренное – фантазии, не связанные с волей, направленной на воплощение их в жизни.(Грезы)

2.Непреднамеренное – при ослаблении сознания (полудрем, в состоянии аффекта, во сне), при патологических расстройствах сознания.

2)Активное

Делят на:

1.Воссоздающее – создание образа по его описанию (чтение книг)

2.Творческое – создание новых образов (во всех видах искусства, в изобретениях, любая мечта)

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.