Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика психологии в период Античности




Первый из выделенных нами периодов охватывает промежуток времени от 4 в. до н.э. до 5 в. н.э. (мы рассмотрим психологические знания античности). 3 века из этого промежутка принято называть периодом эллинизма. Его временные рамки - от 338 г. до н.э. (Македония одержала победу над Грецией) до 30 г. до н.э. (римские войска оккупировали последнее эллинистическое государство - эллинистический Египет).

Македония - северный сосед Греции, труднодоступная горная и лесистая область. Самая высокая гора - Олимп, известная расположением на ней греческих богов. Македония долгое время отставала от Греции в экономическом, политическом и культурном развитии. Но коренные изменения произошли при правлении сына Аминты 2 Филиппе (отце Александра Македонского). Филипп 2 правил 23 года (359 -336 гг. до н.э.). В 338 году македонское войско разбило греческое. В 337 году до н.э. был созван конгресс, на который съехались делегаты всех городов Греции, кроме Спарты. Все полисы были объединены в федерацию, вступили в военный союз с Македонией, а Филипп был объявлен вождем - руководителем внешней политики Греции. Но далеко идущим планам Филиппа не суждено было сбыться - он был умерщвлен в 336 году.

После его смерти вспыхнуло восстание, но было подавлено Александром 4 (Македонским). Александр оставил вместо себя правителя Македонии и Греции и отправился в 334 г. до н.э. завоевывать и другие земли. Александр стал правителем в 20 лет, обладал талантом полководца. Отличался природной красотой - белокурыми вьющимися волосами, красивой внешностью, но, по воспоминаниям современников, в его красоте было нечто устрашающее. Кроме того, он сочетал в себе ум и целеустремленную волю с крайней жестокостью, сверхчеловеческой храбростью, завистью и честолюбием.

В течение 4-х лет воспитателем Александра был Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Жизни Александра и Аристотеля связаны незримой нитью. Аристотель был сыном придворного врача македонского царя Аминты 2, сверстником Филиппа 2, будущего отца Александра. В 17 лет под влиянием молвы об академии Платона Аристотель уходит в Афины, становится учеником Платона и в течение 20 лет совершенствуется в Академии. Но его личная философия постепенно расходится с академической, и это заставляет его уйти из Академии и из Афин. В 343 году до н.э. Филипп 2 приглашает Аристотеля стать учителем Александра. Об этом периоде красноречиво свидетельствуют слова Филиппа 2: "Благодарю богов не за то, что они даровали мне сына, а за то, что они даровали мне его во времена Аристотеля".

В поход Александра Аристотель послал своего племянника Калисфена в качестве придворного историографа. Но Калисфен оказался непригоден к придворной жизни, был неверно обвинен в заговоре против царя и умер под пытками.

Учитель не одобрял завоевательскую политику своего ученика, отношения между ними постепенно становились все более прохладными. В 335 году пятидесятилетний Аристотель вернулся в Афины и открыл философскую школу - Ликей, в которой преподавал 12 лет. В 323 году до н.э. после смерти Александра Македонского обстоятельства складываются так, что Аристотель вынужден покинуть Афины и вскоре умирает.

Мы коротко обрисовали политическую обстановку начала эллинистического периода. Теперь поговорим о состоянии науки того времени. Философское мышление античной Греции начало формироваться в 7-6 вв. до н.э. Первые знания и концепции были материалистическими.

Фалес Милетский (625-547) основой всего считал воду - аморфное, текущее сосредоточение материи. Все остальное возникает путем "сгущения" или "разрежения" этой первоматерии.

У Анаксимандра (611-546 гг. до н.э.) первоначало и основа - беспредельное, неопределенное в пространстве и во времени - апейрон. Он считал живой всю материю.

Анаксимен (585-524 до н.э.) началом всего сущего считал воздух. Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры - тучи - воду - землю - камни. Душу Анаксимен тоже считал состоящей из воздуха.

Фалес, Анаксимандр, Анаксимен считали нераздельными душу и природу. Соглашался с этим и Гераклит.

Гераклит (540-480) основой всего считал огонь, а все остальное - происходящим из огня путем разрежения и сгущения. Большое значение Гераклит придавал всеобщей обусловленности всех событий и явлений. Все управляется необходимостью. Существует закономерность развития мира - логос. Логосу подчинена душа. Душа испаряется из влаги и живет в огненном состоянии. Погибая, душа вновь возвращается во влажное состояние.

В 6 в. до н.э. возникло первое идеалистическое учение - пифагорейство. Пифагор (582-500 гг. до н.э.) и его последователи занимались исследованием взаимоотношений чисел, абсолютизировали числа, возвели их в ранг сущности всего. Хотя пифагорейцы и занимались исследованием чисел, основами всего считали огонь, землю, воздух и воду. Эти четыре основы порождают мир, но основа всего сущего - число, а числовые отношения, пропорции - отражение мировой гармонии. Числа понимались как самостоятельно существующие объекты, а идеальное существующее число - 10. Логичным исходом философии пифагорейцев явилось учение о бессмертии души и переселении душ. Пифагорейцы видели душу состоящей из трех частей - разумной, мужественной и алчущей.

Из мыслителей доэллинистического периода мы упомянем еще о Демокрите (460-370 до н.э.), разделявшем учение своего учителя Левкиппа об атомах и пустоте. Атом - неделимая величина, обладающая размерами и тяжестью. Атомы движутся в бесконечной пустоте, при этом сталкиваются друг с другом, благодаря этому соединяются, из этого возникает все то, что мы видим. Душа - совокупность наимельчайших атомов огня, имеющих идеальную шаровидную форму и обладающих самой большой подвижностью. Душа смертна и погибает вместе с телом - рассеивается после смерти человека. Демокрит принял пифагорейское деление души на три части и считал, что разумная часть помещается в голове, мужественная - в груди, а алчущая (жаждущая чувственного вожделения) - в печени.

Таким образом, были разнообразные воззрения на душу, ее природу и составляющие. В то же время уже в 4 веке до н.э. на основе медицинского опыта возникло предположение, что органом психики является мозг. Впервые эту мысль высказал Алкмеон, а впоследствии ее разделял Гиппократ.

С таким наследием философских взглядов пришел период эллинизма. Самое начало эпохи эллинизма совпало по времени со вторым афинским периодом Аристотеля. Как мы уже говорили, вернувшись в Афины. Аристотель не возобновляет сотрудничества с Академией, а открывает свою философскую школу. Аристотель внес огромный вклад в развитие науки, круг его интересов был широк. Он установил два из четырех законов мышления традиционной логики. Аристотеля можно считать основателем биологии как науки. Он работал как зоолог. И хотя у него были и ошибочные положения - он считал возможным возникновение живой природы из неживой и полагал, что насекомые, рыбы, моллюски, черви могут возникать из морского ила и гниющего вещества - в зоологических работах Аристотеля упомянуто и описано более 500 видов животных.

Интересны положения Аристотеля о душе. Он считал, что душой может обладать только естественное, а не искусственное тело. Аристотель различал три вида души: растительную, принадлежащую растениям (критерий выделения последних - способность к питанию); животную, принадлежащую животным (критерий их выделения - способность к осязанию) и высшую, человеческую. К обладателям высшей души философ относил людей и бога. Критерий выделения - способность к рассуждению и размышлению. Бог обладает лишь разумной душой, а человек еще растительной и животной. Аристотель отвергал учение о переселении душ, но считал, что в душе есть часть, не возникающая и не подлежащая гибели. Эта часть - ум. За исключением ума, все остальные части души подлежат разрушению так же, как и тело

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1285; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.