Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психология в эпоху Возрождения




Общая характеристика психологии в эпоху Средневековья и эпохи Возрождения.

Эпоха Средневековья, длившаяся почти 10 веков, не имеет в истории достаточно четкой периодизации. Началом этой эпохи считают падение Римской империи и установление христианства в Европе, т.е. V век.

Древнегреческая цивилизация в силу нарастающей социально-экономической деградации общества разрушилась. Жестокие удары по распадавшейся античной культуре наносила христианская церковь, которая разрушала ее памятники и создавала атмосферу воинственной нетерпимости ко всему языческому. Окончание средневекового периода связывают с XV веком, со временем возрождения искусства, светской науки, открытием Америки.

Одной из важнейших характеристик средневековой науки была ее тесная связь с религией. В развитии религиозной мысли выделяют этап апологетики (2-4 вв.), этап патристики (4-8 вв.), этап схоластики (11-14 вв.)

На этапе апологетики церковь сурово осуждала не только усомнившихся в ее истинах, но даже тех, кто пытался их доказать. Наиболее ярко эту позицию выразил Квинт Тертуллиан.

Однако после упрочения господства христианской церкви, к 5-6 вв., появилась необходимость внести дополнения, разъяснения в положения христианства в соответствии с новыми реалиями. Так возник новый этап – патристика, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. В это время церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

К 12-13 вв. положение начало изменяться. С укреплением государств, развитием городов и ремесел мрак начал рассеиваться, стали появляться первые светские университеты, школы.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и его активное разъяснение. Схоластика развивала умение логически мыслить и строить свою речь.

После античного этапа развития психология стремилась найти свое место в исследовании души, занять свою нишу, выделиться из богословия. Это привело к появлению теории двух истин, которая утверждала, что истина знания и истина веры не совпадают между собой и не противоречат друг другу.

Важной психологической проблемой, изучаемой в эпоху Средневековья, стала проблема мышления и его взаимосвязи с речью (реализм, томизм, номинализм).
Новой проблемой психологии Средневековья стало изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся арабским психологом и врачом Ибн Синой.

В какой-то степени проблемы, которые вставали перед психоло­гией в эпоху Возрождения, повторяли старые, возникшие в пери­од становления научной психологии на рубеже VII-VI вв. до н.э. Как и тогда, психология стремилась преодолеть сакральность, ко­торая возвратилась в Средневековье. Поэтому можно сказать, что период Возрождения был по сути временем возвращения (возрож­дения) важнейших принципов античной науки, отхода от догма­тизма и поиска путей наиболее оптимального научного исследо­вания психических (душевных) состояний. В это же время зародился новый предмет психологической науки как науки о сознании, окон­чательно сформулированный уже в Новое время.

XV-XVII века остались в истории временем взлета искусства, прежде всего итальянской живописи и скульптуры. Огромное значение имела и Реформация, изменившая не только церковную жизнь, но и сознание людей. Открытие Америки, расширение гео­графических понятий также не могли не сказаться на общем ми­ровоззрении и привели к активному развитию научных знаний. Значительные открытия были сделаны прежде всего в астрономии (Н.Коперник, Г.Галилей, Д.Бруно), математике, физике (Л. да Винчи, И. Кеплер), философии и общественных науках (Т. Мор, М. Монтень, Э. Роттердамский, Н. Макиавелли).

В меньшей степени в тот момент изучались проблемы психики, так как вопросы духовной жизни во многом оставались еще вне (круга научного изучения. Новым аспектом психолого-философских (работ того времени стало исследование проблемы способностей, которая наряду с изучением познания была ведущей в то время.

Новую трактовку эмоций и развития аффектов дал в своей рабо­теБернардино Телезио (1509-1588). Стремясь объяснить психическое из природных законов, он организовал первое общество ес­тествоиспытателей, которое ставило своей целью изучать природу во всех ее частях, объясняя ее из нее самой. Поэтому на первый план в его концепции вышло учение о движущих силах, являющих­ся источником энергии для разных форм развития. В качестве ос­новных он выделил тепло и холод, свет и темноту, способность щ расширению и сокращению и т.д. Эти силы, утверждал Телезио, находятся во взаимном проникновении, создавая новые образова­ния, связанные с концентрацией определенных сил. Борьба противоположных сил и есть источник всякого развития.

Телезио также считал, что главной целью природы является сохранение достигнутого состояния. Таким образом, можно говорить о том, что в его концепции впервые появилась идея гомеостаза, хотя и изложенная на уровне науки того времени. Закону самосо­хранения, по его мнению, подчиняется и развитие психики, а разум и эмоции регулируют данный процесс. При этом в положи­тельных эмоциях проявляется сила души, а в отрицательных - ее слабость, мешающая самосохранению. Разум же оценивает ситуа­ции с этой точки зрения. Сопоставив эти взгляды Телезио с поло­жениями последующих психологических концепций, доказываю­щих связь эмоций и разума со стремлением к адаптации, можно увидеть их родственность, связанную со стремлением объяснить психическое его ролью в поддержании жизнедеятельности организма. Однако если в последующем в таких объяснениях можно найти не только достоинства, но и недостатки, то концепция Теле­зио в то время была прорывом к новым объяснительным принци­пам, делающим психологию объективной наукой.

О необходимости развивать естественно-научный подход к ис­следованиям психики писал и известный испанский ученый Хуан Луис (Людовик) Вивес (1492-1540). Х.Вивес получил образование в Англии, долгое время работал в Англии, Голландии и Германии, поддерживая дружеские отношения со многими европейски-! ми учеными того времени - Т. Мором, Э. Роттердамским и други­ми. В своей работе «О душе и жизни» X. Вивес обосновывал но­вый подход к психологии как науке эмпирической, основанной на анализе данных чувственного опыта. Для правильного построе­ния понятий он предлагал новый способ обобщения чувственных данных - индукцию. Хотя операционально-логические способы индуктивного метода были позднее детально разработаны Фрэн­сисом Бэконом, X. Вивесу принадлежит доказательство возможности и обоснованности логического перехода от частного к об­щему. Основой такого перехода, по мнению Вивеса, служат зако­ны ассоциаций, трактовку которых он взял у Аристотеля. Ассо­циация впечатлений определяет, по его мнению, природу памяти. На этой же основе возникают простейшие понятия, дающие мате­риал для всей последующей работы интеллекта. Наряду с сенсор ной стороной душевной деятельности важное значение придава­лось и эмоциональной. Вивес одним из первых пришел к выводу, что наиболее эффективным для подавления негативного пережи­вания является не его сдерживание или подавление разумом, а вы­теснение другим, более сильным переживанием. Психологическая концепция X. Вивеса послужила обоснованием для разработки педагогической концепции Я. Коменского.

Не меньше значение для психологии имела и книга другого из­вестного испанского психолога - Хуана Уарте (1530-1592) «Иссле­дование способностей к наукам». Это была первая психологическая работа, ставящая в качестве специальной задачи изучение индиви­дуальных различий в способностях с целью профессионального отбора. В книге Уарте, которую можно назвать первым исследова­нием по дифференциальной психологии, в качестве основных было поставлено четыре вопроса:

1. Какими качествами обладает та природа, которая делает че­ловека способным к одной науке и неспособным к другой?

2. Какие виды дарования имеются в человеческом роде?

3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?

4. По каким признакам можно узнать соответствующее даро­вание?

Анализ способностей сопоставлялся со смесью четырех элемен­тов в организме (темпераментом) и с различием в сферах деятель­ности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и т.д.), требующих соответствующих дарований.

Основными способностями признавались воображение (фанта­зия), память и интеллект. Каждая из них объяснялась определен­ным темпераментом мозга, т. е. пропорцией, в которой смешаны в нем главные соки. Анализируя разнообразные науки и искусства, X. Уарте оценивал их с точки зрения того, какую из трех способ­ностей они требуют. Это направило мысль Уарте на психологиче­ский анализ деятельности полководца, врача, юриста, теолога и т.д. Зависимость таланта от природы не означает, по его мнению, бесполезности воспитания и труда. Однако и здесь имеются боль­шие индивидуальные и возрастные различия. Существенную роль в формировании способностей играют физиологические факторы, в частности характер питания.

Уарте считал, что особенно важно установить внешние при­знаки, по которым можно было бы различать качества мозга, оп­ределяющие характер дарования. И хотя его собственные наблю­дения о соответствиях между телесными признаками и способно­стями очень наивны (он, например, выделял в качестве таких при­знаков жесткость волос, особенности смеха и т.п.), сама идея о корреляции между внутренним и внешним была, как показал по­следующий путь дифференциальной психологии, вполне рациональной. Уарте мечтал об организации профессионального отбора в государственном масштабе: «Для того чтобы никто не ошибался в выборе той профессии, которая больше всего подходит к его при­родному дарованию, государю следовало бы выделить уполномо­ченных людей великого ума и знания, которые открыли бы у каж­дого его дарования еще в нежном возрасте; они тогда заставили бы его обязательно изучать ту область знания, которая ему подходит».

* * *

Подводя итоги развития психологии в Средневековье и эпоху Возрождения, необходимо подчеркнуть, что этот период не был однороден по своим достижениям и содержанию психологических исследований. Взаимоотношения церкви и науки неоднократно менялись в течение этого длительного отрезка времени, причем наибольшие гонения на знания и на систему научных доказа­тельств происходили в период ослабления власти церкви, кото­рая, как правило, рассматривала науку не саму по себе, но как ис­точник (или препятствие) для достижения определенных целей.

Среди важнейших исследований, которые проводились в это время как арабскими учеными, так и европейскими церковными и светскими мыслителями, необходимо отметить первые труды, свя занные с изучением психологии масс, разработкой методов убеж­дения людей. Обращают на себя внимание и работы, которые позднее были названы психотерапевтическими, их целью была психологическая помощь людям, испытывающим эмоциональныйдискомфорт, напряжение, невроз.

В период Возрождения, напротив, психологические исследова­ния возвратились к проблемам, которые были подняты в антич­ности. Это связано и с появлением возможности полностью читать работы ученых того времени (а не только избранные вещи Платона или Аристотеля), и с возрождением интереса к изучению этапов познания, способностей человека, в том числе и способно­сти строить объективную картину мира, осознавав его как целое.Этот интерес стал ведущим и в следующий период, получивший название Нового времени.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1574; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.