Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сетевая экономика: определение, основные тенденции развития




Появление интернет-технологий, позволяющих выстраивать деловые отношения в среде Интернет, дает возможность гово­рить о возникновении нового образа экономики, которая может быть названа «сетевой» или «интернет-экономикой». Иногда для ее обозначения используется термин «виртуальная экономика». Большинство экономистов уверены, что в XXI в. будут про­исходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в характере их экономичес­кой деятельности.

Серьезные перемены происходят в бизнесе и, как следствие, во всей экономике нашего общества. Появление в лексике та­ких неологизмов, как ©-коммерция (интернет-коммерция), @-бизнес (интернет-бизнес), ©-предприятие (интернет-предпри­ятие) и т.д., свидетельствует о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информаци­онных и телекоммуникационных технологий, имеют по край­ней мере устойчивый характер и заслуживают внимания со сто­роны экономистов и социологов.

Целью предпринимательской деятельности является прибыль, получение которой предполагает создание и реализацию опре­деленной стоимости, востребуемой в обществе. Образуемая при­быль определяет не только целесообразность, но и мотивы по­явления новых социально-экономических отношений.

Информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной эконо­мики и приводит к росту информационной составляющей зат­рат на производство продукции. Увеличение информационной составляющей в стоимости товара неизбежно вовлекает потре­бителя в процесс производства стоимости. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом в системе производителя и может рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта. Потребитель, вовлеченный в процесс функционирования подсистемы производителей, получает эту долю в виде скидок, бонусов, подарков и т.д. Это способ производителя поделиться прибылью с потребителем.

Из-за высокой доли информационной составляющей в сто­имости товаров и услуг для производителя важными становятся процессы изучения своих конкретных потребителей и их вос­производства, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны про­извести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности, а значит, и готовы подстраиваться под него. Однако любая дополнительная информация о ситуации на рынках требует все возрастающих затрат.

В целях удешевления операций поиска хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, потре­бители, поставщики и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня; на глобальном уровне таковой яв­ляется Интернет. В результате становится возможным с мень­шими затратами анализировать эффективность применяемых хозяйственных решений в различных отраслях и регионах, вплоть до глобальных.

Понятие сетевой экономики возникло в условиях использо­вания различных информационных сетей. Можно в первом при­ближении классифицировать информационные сети по уровню интеграции следующим образом:

корпоративные сети (интранет);

сети делового партнерства (экстранет);

глобальные сети (например, Интернет).

Каждый уровень интеграции предопределяет вполне конк­ретные ограничения для доступа в информационное простран­ство. Если в глобальных сетях таких ограничений практически нет, то в корпоративных сетях и сетях делового партнерства они явно присутствуют и согласуются исключительно с интере­сами корпоративных пользователей или участников партнерс­ких объединений.

Это важно иметь в виду при использовании, информацион­ных ресурсов сетей в так называемой «сетевой экономике», ко­торая может быть определена по формуле:

сетевая экономика = традиционная экономика + информационные ресурсы и технологии.

 

Сети должны обеспечить:

доступность требуемой информации в любое время;

возможность анализировать и оценивать полученную ин­формацию;

появление нужного покупателя.

 

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

индивидуальный подход к квалифицированному покупа­телю;

появление глобальной конкуренции, при которой не име­ют значения место производства, известность марки, устояв­шиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

наличие информационных посредников;

снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и в конечном счете цены товара;

изменение структуры существующих предприятий и ком­паний;

автоматизация бизнес-процессов.

В докладе, подготовленном Европейской Комиссией в 1997 г., сетевая экономика {англ. networked economy) определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут с помощью интер­нет-технологий контактировать легко и с минимальными затра­тами с любой другой компанией или индивидом по поводу со­вместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия» [30]. С понятием сетевой эконо­мики связывают создание и модернизацию программного обес­печения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д;, в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техни­ческому прогрессу в области информационных технологий.

В настоящее время к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования кото­рых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся виртуальные предприятия, электронная коммерция, сетевой маркетинг, банкинг, дистанционное образование и др.

 

В сетевой экономике выживают предприятия, которые сто­ят на грани виртуальной (электронной) и реальной сфер бизне­са, а термин «сетевой» не означает автономного существования в сети Интернет. Напротив, ни один проект, продвигаемый и рекламируемый только виртуально, не имел успеха. Но так же неэффективно искать пути повышения доходности бизнеса вне возможностей сети.

В процессе формирования сетевой экономики традицион­ные предприятия (организации) могут превращаться в сетевые структуры. Этот процесс захватывает всю иерархическую вер­тикаль в экономике — как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промыш­ленные группы, международные объединения и др. Сетевая орга­низация управляется группой лиц на коллективной и равно­правной основе.

На практике процесс сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий и определенное уменьшение доли традиционных форм управления за счет повышения доли кол­лективных форм.

Применение интернет-технологий во внутреннем информа­ционном пространстве организаций, получившее название «Интранет», позволяет им повысить эффективность своей деятель­ности. Сейчас появляются возможности для создания новых форм организаций, функционирование которых было бы неэффектив­ным или невозможным в традиционной экономической среде.

При создании новых сетевых форм организации, а также при модернизации существующих разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные потенциальные преимущества:

• экономия на перемещениях участников совместной дея­тельности, что позволяет существенно уменьшить затраты на командировки и создавать гибкие фирмы и виртуальные рабо­чие коллективы из исполнителей, которые не привязаны к оп­ределенному офису и могут поддерживать необходимый кон­такт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения;

• создание внутрифирменного пространства, основанного на использовании сетевых технологий, в котором доступ сотрудни­ков к внешним ресурсам практически не ограничивается;

коллективное формирование информационных ресурсов, связанное с простотой и оперативностью обмена сообщениями для групп и коллективов фактически любого размера. При этом повышается степень участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации. Важнейшие сведения становятся доступными всем заинтересованным ли­цам почти мгновенно или с минимальными задержками;

• использование внутрифирменной координации, которая позволяет улучшить качество принимаемых решений и осуще­ствлять координацию деятельности участников в процессе реа­лизации принятых решений. Повышение эффективности коор­динации работ может положительно сказываться на структуре и величине внутрифирменных затрат, так как может оказаться выгоднее передавать на исполнение работы временным сотруд­никам или внешним компаниям, чем использовать для этого штатных сотрудников фирмы;

создание сетевых структур в различных сферах (отраслях) экономики, связанных с торговлей, финансами, обучением и др.

Сетевая экономика в России начала формироваться. Ком­пании, которые понимают, что в ближайшем будущем сетевые технологии будут определять их конкурентоспособность, начи­нают внедрять их уже сейчас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.