Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Факторы, определяющие значение Интернета для бизнеса




Под рынком информационных услуг и продуктов принято по­ниматьсовокупность экономических, правовых и организацион­ных отношений по торговле между поставщиками (продавцами) и потребителями (покупателями). Рынок характеризуется опре­деленной номенклатурой предлагаемых услуг и продуктов, а так­же условиями и механизмами их предоставления и ценами.

Характеристика рынка информационных услуг и продуктов

Все более значимым становится информационный рынок, где информация продается и покупается, а операции с инфор­мацией приносят прибыль и убытки. Соглашение о его либера­лизации, принятое Всемирной торговой организацией в конце 1996 г., положило начало сетевой экономике.

Формирование устойчивого и относительно обособленного мирового и национального рынка в информационной сфере началось в середине 1950-х гг. В настоящее время этот рынок получил значительное развитие, однако на нем наряду с недав­но появившимися услугами и продуктами сохраняется большая часть традиционных услуг и продуктов. До середины 1960-х гг. основными поставщиками на этом рынке выступали службы новостей и агентства прессы, а также информационные службы банков, работающих на коммерческой основе. Кроме того, ак­тивно развивались информационные службы академических, профессиональных и научно-технических обществ, государствен­ных учреждений и учебных заведений (работающие преимуще­ственно на некоммерческой основе). Услуги включали новости, распространяемые по телеграфным каналам, информационные издания, распространяемые по подписке (библиографическая, обзорно-аналитическая информация), библиотечное обслужи­вание и копирование первоисточников (по запросам, межбиб­лиотечному абонементу и т.п.).

С начала 1960-х гг. параллельно с рынком традиционных информационных услуг начал формироваться рынок услуг элек­тронной обработки и передачи данных. С середины 1960-х до середины 1970-х гг. важным видом услуг на рынке информации стали базы данных, содержащие вначале библиографическую, фактографическую и справочную научно-техническую инфор­мацию, а в дальнейшем — все в большей степени торгово-эко­номическую, статистическую и профессиональную информацию.

В рамках информационного рынка специалистами ЮНЕСКО выделены три основных сектора:

информация — деятельность по подготовке и продаже ин­формации;

информационные услуги — деятельность по обработке и рас­пространению информации;

средства обработки информации — производство оборудо­вания, необходимого для подготовки и распространения инфор­мации и информационных услуг.

Суммарный годовой оборот в рассматриваемой сфере к на­стоящему времени составляет по некоторым оценкам несколь­ко триллионов долларов.(2007-2008 год)

Рассмотренное выше деление информационной сферы на сектора удобно для анализа рынка, однако не отражает всех особенностей взаимодействия существующих в этой сфере объек­тов и видов деятельности. В этом плане могут быть выделены виды деятельности, направленные на удовлетворение нужд ко­нечных потребителей, информационные услуги и виды деятель­ности, обеспечивающие возможность функционирования сете­вой экономики. В секторе рынка средств обработки информации, в свою очередь, можно выделить:

рынок технических средств обработки информации, к ко­торым относится оборудование, необходимое для функциони­рования индустрии информации (средства вычислительной тех­ники, оборудование связи, множительная и полиграфическая техника и др.);

рынок программных средств промышленно-производственного назначения (программные изделия, которые имеют материальный носитель, являются творческим, авторским про­дуктом и используются как инструмент для решения задач пользователей);

рынок услуг, направленных на поддержание функциони­рования предприятий сетевой экономики (обслуживание и ре­монт технических средств, сопровождение программного изде­лия, обучение работе на технических средствах, услуги по их продаже и т.п.).

Все эти классификации не абсолютны и довольно условны. Например, персональный компьютер, относящийся к техничес­ким средствам обработки информации, может быть продуктом потребления конечного пользователя для решения своих задач с использованием программных продуктов.

Что касается деятельности по подготовке информации, то традиционно выделяют три обособленных сегмента (Сегменты информационного рынка).

1. Деловая информация:

биржевая и финансовая информация о котировке ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынке товаров и ка­питалов, инвестициях, ценах и т.п., предоставляемая биржами, специальными службами биржевой и финансовой информации, брокерскими компаниями, банками;

экономическая и статистическая (демографическая, соци­альная) информация в виде рядов динамики, прогнозных моде­лей и оценок, предоставляемая государственными службами, а также компаниями, занятыми соответствующими исследовани­ями, с разработками и консалтингом;

коммерческая информация о деятельности компаний, фирм, предприятий, направлениях работы и связях, сделках, руководителях, предоставляемая как самими фирмами, так и организациями, специализирующимися на маркетинге, консал­тинге и т.п.;

деловые новости в области экономики, бизнеса, предо­ставляемые специальными государственными или частными службами.

2. Информация для специалистов:

профессиональная информация (специальные данные и информация для юристов, врачей, фармацевтов, инженеров, преподавателей и т.п.);

научно-техническая информация (документы, библиогра­фия, реферативные сборники, справочная информация и дан­ные в области фундаментальных и прикладных естественных, общественных и технических наук, отраслей производства и сфер человеческой деятельности);

первоисточники, доступ к которым осуществляется через библиотеки и специальные службы (предоставляются в виде фотокопий и микрокопий и т.п.).

3. Массовая потребительская информация:

новости и литература (информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники, энцик­лопедии);

потребительская и развлекательная информация, ориен­тированная на домашнее использование, которая охватывает общие и местные новости, сводки погоды, расписание транс­порта, предложения по обмену, услугам (путешествия, аренда дачи, прокат товаров и т.п.).

 

С появлением информационных продуктов и услуг в эконо­мике России сформировался соответствующий российский ин­формационный рынок (ИР), характеризующийся своими особенностями, проблемами и тенденциями развития и оказы­вающий существенное и постоянно растущее воздействие на общеэкономическую ситуацию.

В составе российского ИР можно выделить следующие ос­новные сектора:

· рынок информационных и коммуникационных техноло­гий (ИКТ);

· рынок информационных продуктов и услуг;

· рынок программных продуктов;

· рынок телекоммуникаций и средств связи;

· рынок средств информатизации (ЭВМ различных типов, периферийное оборудование, оргтехника, комплектующие и принадлежности).

На информационном рынке информационные и телеком­муникационные технологии могут выступать в различном каче­стве:

• как товар — продукты потребления различных субъектов рыночных отношений;

• как средство производства товаров и услуг — производ­ственные ресурсы предприятий различной отраслевой принад­лежности;

• как основа для слияния различных сфер производства и потребления продуктов и услуг;

• как один из системообразующих элементов информаци­онного пространства, являющегося основой для развития на­циональной информационной инфраструктуры.

 

Продолжает усиливаться тенденция на расширение рынка интерактивных информационных услуг. В целом этот подсек­тор информационного рынка представляется прибыльным ви­дом бизнеса и может быть условно подразделен на пять направ­лений:

1) рассылка вопросников пользователям;

2) работа непосредственно с потребителями через организа­цию специальных встреч с пользователями д ля выявления не­обходимости разработки и внедрения новых программных про­дуктов. В Западной Европе с начала 1980-х гг. в рамках развития информационного рынка осуществлялся целый комплекс рек­ламных, пропагандистских и маркетинговых мероприятий, орга­низовывались специальные выставки и группы пропаганды воз­можностей диалогового доступа;

3) в ысокоспециализированный сектор рынка, прежде всего ориентированный на деловую сфер у, который имеет потенциал роста, так как пока не пришел к насыщению;

4) с ектор рынка услуг для обеспечения управленческих ре­шений, который представляется наиболее обещающим для раз­вития, поскольку способствует переходу от обработки инфор­мации внутри организации к использованию внешних систем, предлагающих более привлекательный набор услуг;

5) домашний рынок представляется самым значительным и может стать экономически эффективным, слившись с новым сектором услуг — электронных сделок (платежей, банковских операций, покупок).

Учитывая, что основным препятствием к широкому внедре­нию услуг диалогового доступа являются не цены, а ог раничен­ный круг лиц, умеющих использовать возможности информа­ционной системы, в качестве одной из своих основных задач специалисты считают необходимым привлечение в этот сектор конечных пользователей.

В качестве средств маркетинговых услуг диалогового досту­па рассматриваются:

организация обучения пользователей;

организация справочной службы;

выпуск бюллетеней новостей.

Российская индустрия интерактивных услуг не столь разви­та, как на Западе, что объясняется историческими условиями ее формирования (централизованное управление и низкий уровень рыночных связей).

Информационные и коммуникационные технологии

В результате этого спрос на интерактивные услуги носил неизбежно ограниченный характер, так как был направлен не на финансово-экономическую, а на научно-тех­ническую информацию. Высокая цена на технические средства относительно заработной платы препятствовала замене рутин­ного (ручного) поиска информации поиском с использованием новых информационных технологий. Кроме того, слабое разви­тие телекоммуникаций, главным образом из-за дефицита кана­лов связи и сетевого оборудования, также не позволяло широко внедрять интерактивные услуги. Российская индустрия инте­рактивных услуг развивалась как система некоммерческих ин­формационных ресурсов, объединенных в ведомственные сети. С начала 1990-х гг. идет активная коммерциализация индуст­рии информации, и постепенно складывается структура, весьма похожая на ту, что характерна для международного рынка, В последнее время увеличивается удельный вес деловой (коммер­ческой) информации, что отражает растущий спрос со стороны участников формирующегося рынка.

Отечественные производители интерактивных услуг — спе­циалисты, проводящие поиск в интересах своих организаций, научные работники, административные работники.

В целом существует благоприятная тенденция в развитии отечественных интерактивных услуг. В настоящее время пред­принимаются активные усилия по ускоренному развитию теле­коммуникаций (в том числе с помощью спутниковой связи), увеличивается число отечественных организаций, имеющих вы­ход на сети передачи данных. Формирование отечественного рынка и его интеграция в мировую экономику будут способ­ствовать росту спроса на оперативную информацию делового характера, а конвертируемость рубля создаст предпосылки дос­тупа к зарубежным информационным ресурсам.

Рассмотренная классификация не охватывает полностью су­ществующий информационный рынок. Имеются такие важные направления работ, как подготовка источников информации, оказание специальных услуг библиотек и архивов, перевод с иностранных (на иностранные) языков, разработка информа­ционных систем и т.п.

Приведенная выше структура позволяет в общем виде по­нять взаимосвязь между материальной и нематериальной про­дукцией в сетевой экономике. На информационном рынке потребление товаров порожда­ет потребность в информационных услугах, и наоборот.

Российский информационный рынок имеет свои характер­ные особенности, существенно отличающие его от зарубежных информационных рынков:

отсутствие стабильности;

неоднородность информационного рынка в разрезе реги­онов страны;

слабая развитость сектора личного потребления;

отказ государства от функционирования на информацион­ном рынке в качестве производителя;

низкая информационно-правовая культура общества в це­лом;

недостаточное развитие и неэффективность информаци­онной инфраструктуры;

отставание в области информационных технологий и средств вычислительной техники;

недостаточная финансовая поддержка научных исследо­ваний в области информатизации.

 

Тем не менее можно попытаться представить хотя бы ук­рупненную структуру информационного рынка России (рис. 1.4).

Однако в настоящее время российский рынок информации, информационных технологий, средств, продуктов и услуг (ин­формационный рынок) — один из наиболее динамично разви­вающихся секторов российского рынка. Сегодня все програм­мно-техническое обеспечение процессов информатизации и развития телекоммуникаций представлено на российском ин­формационном рынке, причем все новейшие средства и техно­логии появляются практически одновременно с их появлением на зарубежных рынках.

Все это внушает надежду на достаточно быстрое преодоле­ние Россией отставания в этой сфере деятельности от развитых стран мира.

 

 

Рис. 1.4. Укрупненная товарная структура информационного рынка

 

Значение Интернета для бизнеса определяется тремя факторами: цифровой революцией, сетевыми эффектами и гибкими интерактив­ными формами отношений, позволяющими создавать ценности для потребителей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1693; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.