Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимодействие живой и неживой природы




Изменение состояния живой оболочки Земли

 

Земля населена живыми организмами – растениями, животными, микроорганизмами. Они составляют живую оболочку Земли.

Изменение состояния живой оболочки Земли происходит по природным причинам и в результате деятельности человека. Это вызывает исчезновение видов животных, растений, чувствительных к изменениям условий среды обитания, гибель растительности на обширной территории, массовую гибель животных. Живая среда теряет способность к восстановлению.

 

Живая и неживая природа находятся в постоянном взаимодействии.

 

 

 

Изменения в одной из составляющих этого взаимодействия приводят к нарушению экологического равновесия.

 

В настоящее время самое мощное воздействие на живую и неживую природу оказывает человек. Антропогенное воздействие – непосредственное воздействие человека на организмы или воздействие через изменение им среды обитания. Человек стал оказывать влияние на природу с тех пор, как перешёл к охоте и земледелию. С середины 19 века начала интенсивно развиваться промышленность, что привело к загрязнению окружающей среды. К концу 20 века влияние человеческой деятельности на воздушную среду, водную среду и почву увеличивалось с развитием различных производств, освоением новых технологий и интенсификацией сельского хозяйства. В большинстве случаев деятельность человека приводит к загрязнению окружающей среды и гибели живых организмов. Это в свою очередь создаёт опасность для самого человека.

 

Вся живая оболочка находится под усиливающимся давлением разнообразной деятельности человека, поэтому для сохранения жизни на Земле и создания благоприятных условий существования живых организмов необходимо постоянно осуществлять природоохранные мероприятия.

 

 

Вопрос №

Управление природопользованием

Комплексное управление природопользованием - скоординированное взаимодействие органов власти и специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в сфере охраны окружающей природной среды, направленное на формирование и практическую реализацию единых межведомственных принципов в природопользовании.

При комплексном управлении природопользованием реализуется экосистемный подходов при использовании отдельных видов природных ресурсов из природно-ресурсного потенциала территории. При этом выявляются и соблюдаются экологические требования, экологические ограничения и экологические приоритеты с целью создания условий для устойчивого экологически безопасного социально-экономического развития.

Экологические требования - закрепленные в законодательных и иных нормативно-правовых актах федерального и областного уровней процедурные правила организации и ведения хозяйственной и иной деятельности, связанной с использованием природных ресурсов и/или воздействием на окружающую среду.

Экологические ограничения - устанавливаемая на федеральном и областном уровнях система норм, нормативов, регламентов и правил природопользования, лимитов и других ограничителей, представляющих собой научно обоснованные количественные границы свойств и характеристик окружающей среды, которые в совокупности обеспечивают ее благоприятное для жизнедеятельности состояние. (Аналог мелиоративного режима в природообустройстве).

Экологическая безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности, общества, окружающей среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на окружающую среду, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные.

 

На основании этих требований формируются экологические приоритеты - направление деятельности, имеющие первостепенное значение для сохранения благоприятного для жизнедеятельности человека и биоты качества окружающей среды на конкретной территории.
Экологически приоритетные направления социально-экономического развития должны получать первоочередное финансирование и материально-техническое обеспечение.

В государстве функции управление природопользованием должны выполнять специально уполномоченные государственные органы. В настоящее время это Министерство природных ресурсов Российской Федерации.

Однако без нравственного отношения к природе никакой государственный контроль в области природопользования не поможет.

 

Вопрос №

1.Понятие, виды и задачи экологического контроля

 

Экологический контроль – важнейшая правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды от вредных воздействий, функция государственного управления и правовой институт права окружающей среды. Основываясь на роли экологического контроля в механизме охраны окружающей среды, его можно оценивать как важнейшую правовую меру. Именно посредством экологического контроля в основном обеспечивается принуждение соответствующих субъектов права окружающей среды к исполнению экологических требований. Меры юридической ответственности за экологические правонарушения применяются либо в процессе экологического контроля, либо с привлечением иных государственных органов.

Ранее подчеркивалось, что функция экологического контроля выполняется и при осуществлении иных правовых мер обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды – экологического нормирования, экологической экспертизы, экологического лицензирования, экологической сертификации. Но в рамках всех этих направлений деятельности экологический контроль, т.е. обеспечение выполнения эколого-правовых требований, осуществляется объективно, попутно, применительно к каждому из названных видов деятельности. Реализация любой из таких мер, как и проведение экологического контроля, представляет собой целенаправленную деятельность специально уполномоченных государственных органов, осуществляемую в рамках установленной для их процедуры, на основе специальных правовых норм.

Представляется необоснованным включение в систему экологического контроля государственной службы наблюдения за состоянием окружающей природной среды (ст. 68 Закона «Об охране окружающей природной среды»), поскольку наблюдение – самостоятельная функция государственного управления охраной окружающей среды. Причем в отличие от государственной экологической экспертизы или экологического лицензирования, выполняющих функции контроля, мониторинг не выполняет такой функции, мониторинг – пассивная функция государственного управления, в рамках которой не реализуются государственно-властные полномочия, государственное принуждение.

Российское административное право выделяет два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим контролем понимается деятельность уполномоченных субъектов по проверке соблюдения и исполнения требований экологического законодательства. Административный надзор представляет собой специфическую разновидность государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением действующих в сфере управления природоохранных правил*. Надзор проводится в отношении органов исполнительной власти, предприятий, общественных формирований и граждан.

 

 

Вопрос №

Закономерности и принципы природопользования

 

Общее - Экология
История человечества свидетельствует о технократическом пути развития цивилизации. Это выражается в том, что для обеспечения процесса жизнедеятельности человек стремится преобразовать мир в соответствии со своими потребностями, результатом чего являются гигантские производительные силы, способные не только до неузнаваемости изменить облик планеты, но и уничтожить все живое на ней. Создание искусственной, техногенной среды обитания человека, истощение многих видов природных ресурсов, загрязнение окружающей среды — это последствия технократического пути развития. Вот почему последние десятилетия ознаменовались принципиально новыми подходами к организации процессов природопользования. В развитии взаимоотношений природы и общества наблюдаются определенные закономерности, связанные с уровнем развития производительных сил и степенью воздействия их на окружающую среду. Различным этапам хозяйственной деятельности соответствовали свои принципы природопользования. Так, до второй половины XX в. критерием эффективности экономики было получение максимума материальных благ (прибыли) при минимальных затратах. Природные ресурсы и экосистемы принимались неистощимыми, а масштаб потребляемых ресурсов относительно их запасов не рассматривался в числе параметров, определяющих экономический рост. Основными факторами, лимитирующими экономическое развитие, считались труд и капитал. Такая модель экономики, превалировавшая в большинстве развитых стран вплоть до 60-70-х гг. нашего столетия, была названа специалистом в области системного анализа К.Боудингом “фронтальной экономикой». В основе природопользования в это время лежал так называемый “экономический принцип”, когда природа рассматривалась как неограниченный источник используемых человеком ресурсов и “сточная труба” для различных отходов. Природоохранная деятельность носила как бы “благотворительный” характер, отвечающий той роли всемогущего “покорителя природы”, которую человек на себя взял. Она ограничивалась созданием отдельных заповедников, охраной некоторых уникальных памятников природы, спорадической заботой об оказавшихся на грани исчезновения видах растений и животных. Такое развитие природопользования не вызывало опасений вплоть до последних десятилетий, так как относительно низкий уровень развития производительных сил не приводил до поры до времени к глобальным экологическим изменениям. Проблема не стояла остро при небольшой плотности населения и невысоком уровне промышленного производства. Однако нынешнее столетие ознаменовалось быстрым ростом населения (численность его на Земле за столетие увеличилось в 3 раза) и потребления материальных и энергетических ресурсов. Масштабы производства в мире увеличились в 20 раз. За последние 40 лет население Земли удвоилось, а уровень промышленного производства и потребления топлива возрос в 4 раза. Техногенные воздействия на окружающую среду по своим масштабам стали сопоставимыми со многими природными процессами, деятельность человека привела к существенным нарушениям круговорота веществ и обменных энергетических процессов в биосфере. Резкое ухудшение качества окружающей среды и рост в связи с этим экономических издержек привели к появлению концепции “охраны природы”, сменившей концепцию ее покорения, господствовавшую в период “фронтальной экономики”. Ведущим принципом природопользования в развитых странах становится эколого-экономический, согласно которому критерием эффективности хозяйственной деятельности является получение максимальных экономических результатов при минимальных затратах и минимальных нарушениях природной среды. Однако при реализации данного принципа экономические интересы остаются все же на первом плане, так как понятие “минимальное” нарушение природной среды неконкретно и подвержено произвольному толкованию зачастую в угоду получению сиюминутной экономической выгоды. Тем не менее его внедрение в жизнь в определенной степени затормозило процесс прогрессирующего разрушения природной среды. Нарастание угрозы побудило власти более ста стран к созданию государственных органов управления природоохранной деятельностью и собственно природопользованием. Быстрое развитие получила законодательная деятельность, связанная с принятием законов и других правовых актов, регламентирующих нормы, процедуры природопользования, декларирующие природоохранные принципы. В соответствии с этим произошли существенные изменения в промышленном производстве, нацеленные на ослабление антропогенного воздействия на экосистемы. Так, за последние десятилетия в развитых странах резко сократилось производство чугуна, стали, снизилось потребление топливно-энергетических ресурсов. Повышение роли интенсивных факторов экономического роста сопровождалось перестройкой отраслевой структуры хозяйства, направленной на снижение удельного веса наиболее ресурсо - и энергоемких отраслей. Например, в промышленности США на долю структурных сдвигов пришлось более 50% эффекта энергосбережения. Знамением нашего времени стало совершенствование технических характеристик продукции путем миниатюризации изделий, оснащение производств микропроцессорной техникой, электронизация продукции, замена привычных конструкционных материалов новыми, более легкими и износостойкими, общее снижение металло - и материалоемкости производства. Высокая стоимость природовосстановительных работ вызвала повышенный спрос на безотходные, малоотходные, ресурсосберегающие технологии, основанные на эффективных методах переработки сырья. В мировой экономике произошли также качественные сдвиги в соотношении между группами отраслей “А” и “Б” в сторону увеличения удельного веса последней. Основным регулятором этого процесса является потребительский спрос, стимулирующий процесс технического обновления и увеличения номенклатуры товаров личного потребления нового поколения: новые типы компактных и экономичных автомобилей, аудио - и видеотехники, персональные компьютеры, модернизированные средства связи и т. п. Таким образом, в современных условиях объем, состав, социальная ориентация и качественные характеристики конечной продукции, в том числе ее ресурсоемкость и экологичность, являются одним из критериев цивилизованности общества и качества жизни. Вместе с тем концепция охраны природы позволила ведущим странам добиться лишь определенной экологической стабилизации, а не коренного улучшения состояния окружающей среды, поскольку реализуемый в рамках этой концепции эколого-экономический принцип природопользования предполагает определенную степень учета закономерностей функционирования природных систем при развитии экономики. Но во главе угла, по-прежнему, находится рост экономики, максимальное наращивание производства, широкое использование достижений научно-технического прогресса с целью более полного удовлетворения потребностей людей. Природоохранные затраты представляются как нечто, лимитирующее экономический рост, природоохранная деятельность так и не стала органической частью природопользования, а как бы “плетется в его хвосте” и постоянно отстает от темпов социально-экономического развития общества. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Так же, как концепция “фронтальной экономики”, концепция охраны природы основывается на антропоцентрическом подходе, когда природоохранная деятельность рассматривается как неизбежная потому, что деградация окружающей среды вредит человеку и препятствует экономическому развитию. Реализация в 60-80-х гг. XX ст. эколого-экономического принципа природопользования дала определенные положительные результаты: способствовала утверждению в общественном сознании нового природоохранного мышления, разработке и частичному внедрению новых, экологичных технологий, расширению природно-заповедного фонда. Однако вследствие интенсивного экономического развития, вовлечения в сферу природопользования новых элементов природы и нарастания антропогенного воздействия на природную среду не произошло коренного перелома в решении проблемы взаимодействия природы и общества. Пока во всем мире разрыв между разрушением и восстановлением природной среды, несмотря на прилагаемые усилия, существенно не сокращается. В развитых странах в 80-х гг. расходы на охрану окружающей среды составляли 1-2%, а ущерб от ее загрязнения — 3-5% валового национального продукта, причем наблюдался рост ущерба в абсолютном и относительном выражении. Анализ нынешнего состояния природоохранной деятельности свидетельствует о том, что при сохранении сложившейся тенденции социально-экономического развития нормализация экологической обстановки в ближайшей перспективе нереальна. Настало время перейти от “оборонительных” природоохранных действий, направленных в основном на борьбу с последствиями нерациональной хозяйственной деятельности, к упреждающим действиям — созданию такой системы рационального природопользования, которая исключала бы саму возможность возникновения конфликтных ситуаций между обществом и природой. Природопользование должно базироваться на новом социоэкологическом принципе, когда максимальный экономический эффект достигается при сохранении динамического равновесия экосистем и их составляющих. Реализация этого принципа позволит перейти от пассивной защиты природы к активному рациональному природопользованию, предусматривающему и охрану природы, и рациональное использование природных ресурсов, и оптимизацию жизненной среды обитания человека. Обязательным условием социально-экономического развития должно стать восстановление и сохранение высокого качества окружающей среды. Основой формирования нового типа эколого-экономического взаимодействия, как подчеркнуто в выводах доклада, должно стать устойчивое развитие, то есть такое, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу удовлетворение потребностей будущих поколений. Задачи экономического и социального развития должны быть определены с учетом соответствия экологическому императиву во всех странах — развитых и развивающихся, странах с рыночной или другими видами экономики. Важнейшим в понятии устойчивого развития является проблема учета долгосрочных экологических последствий принимаемых сегодня экономических решений. Главный акцент должен быть перенесен с мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды на поиск путей по их предотвращению. Создаваемая концепция природопользования должна исходить из концепции экономического роста на основе ресурсосбережения. Необходимо сведение к минимуму экологических последствий для последующих поколений, нельзя растрачивать природное богатство только для себя. Таким образом, проблема экологических ограничений, компромисса между настоящим и будущим потреблением должна стать основой при разработке социально - экономической стратегии развития на длительную перспективу для любого государства. Конференция ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 г.) и Международная конференция по народонаселению в Каире (1994 г.) еще раз подтвердили неразрывную связь социально-экономического развития, демографии и окружающей среды. Современные экономические системы не смогли решить социальных проблем мирового сообщества, в первую очередь проблемы нищеты и голода, которые будут усугубляться в связи с замедлением и возможным прекращением воспроизводства возобновимых ресурсов. В той или иной степени социальные проблемы решены только в странах так называемого «золотого миллиарда», то есть в высокоразвитых государствах мира. Остальные же 5/6 жителей планеты практически не приближаются к ним, пребывая в бедности, которая, как извест- но, – «главный загрязнитель окружающей среды». К сожалению, современная экономика, даже в ее «процветающем» либеральном рыночном варианте не решила пока ни социальных, ни экологических проблем современной цивилизации Долгосрочный учет экологических ограничений имеет не только социальное значение. Экономические проекты, осуществляемые с учетом последствий для природной среды, как показывает практика, оказываются в перспективе экономически эффективными и, наоборот, малоэффективными в том случае, когда осуществляются с целью получения сиюминутной выгоды без учета долгосрочных экологических последствий. Таким образом, в соответствии с изложенными выше концепциями, как отмечают специалисты, любое государство, как правило, проходит три стадии эколого-экономического развития: 1) фронтальную экономику, 2) экономическое развитие с учетом охраны природы, 3) развитие с учетом экологических ограничений (устойчивое развитие). Каждой стадии соответствуют свои принципы природопользования, рассмотренные нами выше: экономический, эколого-экономический, социоэкологический.

 

Вопрос №

Экомаркировка 2009-07-30 18:36:00

 

Экомаркировка — комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию. Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм. Некоторые знаки, отражающие экологическую безопасность для человека и окружающей среды изделий в целом или их отдельных свойств:
Как указывается в немецком акте о маркировке органической продукции, вся сельскохозяйственная продукция, произведенная согласно требованиям, изложенным в Положениях ЕС об Органическом Сельском хозяйстве, может использовать лейбл Bio-Siegel.   По меньшей мере 95 % компонентов, содержащихся в конечных продуктах, должны быть органического происхождения.
Государственный инспекционный орган Нидерландов
Национальная эмблема Франции для органических продуктов.   Органические продукты, несущие данную эмблему, должны состоят более, чем на 95 % из ингредиентов органического происхождения, быть произведенными или переработанными в пределах ЕС, и пройти сертификацию у одной из аккредитованных инспекционных групп согласно положению EN 45011.
Сертификат международного класса для фермерских хозяйств, производителей и упаковщиков продуктов питания, розничных продавцов, поставщиков провизии, производителей текстиля, производителей и импортеров продукции для заботы о красоте и здоровье.
Сертификация стран Евросоюза. Органические продукты, несущие данную эмблему, должны состоят более, чем на 95 % из ингредиентов органического происхождения, быть произведенными или переработанными в пределах ЕС, и пройти сертификацию у одной из аккредитованных инспекционных групп согласно положению EN 45011.
Федерация немецких производителей и дистрибьюторов фармацевтических препаратов, товаров для здорового образа жизни, диетических добавок, средств личной гигиены и товаров медицинского назначения.

 

 

Вопрос №




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.