Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Парсонс 2 страница




 


20 основные черты общества, как целостной системы.

Система -упорядоченная определенным образом совокупность элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторую целостность.

Основные признаки соц. систем:

· качественная определенность

· выделенность относительно среды существования

· гетерогенность (неоднородность состава), т.е. наличие некоторого множества составных частей в целом.

· наличие интегральных свойств, в которых проявляется зависимость частей и целого.

Система социологического знания в качестве элементов включает:

· социальные факты, т.е. обоснованные знания, полученные в результате описания определенных фрагментов реальности. Установлению соц. фактов служат такие элементы социологического знания как:

· общие и специальные социологические теории (например теория стратификации, теория культурного релятивизма и т.д.) Задача этих теорий - решить вопрос о возможностях и пределах познания общества в определенных аспектах. Эти теории развиваются в рамках определенных теоретико-методологических направлений: макро или микро социологий, функционализма или символического интеракционизма...

· отраслевые социологические теории, например экономическая социология, социология семьи, социология города. Их задача - дать описание отдельных сфер жизни общества, обосновать программы конкретных социологических исследований, обеспечить истолкование эмпирических данных.

· методы сбора и анализа данных служат созданию эмпирической базы и первичному обобщению эмпирических данных (массовый опрос, наблюдения, анализ документов, эксперимент). Выбор метода исследования зависит от спецификации объекта и задач исследования, например настроения избирателей можно изучать с помощью опроса избирателей, опроса экспертов или глубинного интервью с типичным избирателем. Соответственно методу избирается метод анализа данных.


22 Теория социального действия и социального взаимодействия (М. Вебер, Т.Парсонс, П. Сорокин, Дж. Хоманс)

 

Социа́льное де́йствие — "действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится к невмешательству или к терпеливому принятию), которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей или ориентируется на него"[1]. Впервые понятие социального действия ввел в научный оборот немецкий социолог Макс Вебер. Кроме того, Макс Вебер разработал первую классификацию типов социального действия, основанную на степени рациональности поведения индивидов. Так, им выделялись: целерациональное, ценностнорациональное, традиционное и аффективное.

Социа́льное взаимоде́йствие — «способ осуществления социальных связей и отношений в системе, предполагающей наличие не менее двух субъектов, самого процесса взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. В ходе взаимодействия имеет место становление и развитие личности, социальной системы, изменение их в социальной структуре общества и т. п.» Социальное взаимодействие родственно понятию "социальное действие".

Свою концепцию Вебер называл «понимающей социологией». Социология анализирует социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие.

Вебер выделяет четыре типа социального действия:

1. целерациональное — когда предметы или люди трактуются как средства для достижения собственных рациональных целей;

2. ценностнорациональное — определяется осознанной верой в ценность определённого действия независимо от его успеха;

3. аффективное — определяется эмоциями;

4. традиционное — определяется традицией или привычкой

Вебер

· Нормативность (зависимость от ценностей)

· Волюнтаризм (воля субъекта)

· Наличие знаковых механизмов регуляции

Социальное действие – единичный акт со след структурой:

· Субъект «актор» тот, кто совершил действие (коллективный, индивид)

· Объект тот на кого направленное действие

· Этапы соц. действия

o Цель определение

o Выбирается способ реализации цели

o Средство

o Результат

П. Сорокин

Соц. взаимодействие – процесс в котором люди действуют и исп. Воздействие цель котрыъ повлиять на поведение другой стороны

Основные условия социального взаимодействия

1. Наличие двух и более индивидов

2. Совершение ими каких-то действий, влияющих на переживания и поступки друг друга

3. Наличие проводников передающих влияние

Теория Хоманса

Любое социальное взаимодействие содержит рациональное начало и связанно с приобретением субъектами взаимодействия различных выгод (денег, претижа…)


 

23 Социальные движения: понятия и причины возникновения. Типы социальных движений.

Социальные движения – разл. объединения социальных, демографических, энических … групп для достижения общих целей.

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обуслов­ливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограни­ченном районе, что происходит при индустриализации и урбани­зации, приводящим к высокой «моральной плотности» населе­ния. Это создает возможности для контактов и взаимодействия, выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников. Короче говоря, шансы для мобилизации социальных движений существенно увеличиваются. Могло ли возникнуть социалистическое движение без фабричной системы, где тысячи рабочих находятся в непосредственном личном кон­такте? Случайно ли, что университетские городки, где сконцент­рировано большое количество студентов, являются питательной средой для разного рода возмущений?

2. Следующая типичная черта современности, которую мож­но назвать «темой Тенниса», — это изоляция индивидов в депер-сонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения, одиночества и оторванности вы­зывает стремление к общности, солидарности и «сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти всеобщие человеческие потребности.

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социально­го неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престажа, что характерно для современной капиталистической эко­номики. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся под угро­зой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В дан­ном случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к возникновению социальных движений.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразо­вания политической системы, открывающие поле для коллектив­ных действий большим массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых интересов и актив­ная деятельность в их защиту становятся законным правом, бо­лее того, долгом ответственного гражданина. «Структура полити­ческих возможностей» (396) для появления социальных движе­ний радикально преобразована.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на за­воевании, контроле, господстве над реальностью и манипулиро­вании ею — вначале природой, а постепенно и человеческим об­ществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зави­сят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, — важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социаль­ных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает.

6. Современное общество переживает культурный и образо­вательный подъем. Участие в социальных движениях требует из­вестной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способ­ности к обобщениям личного или местного опыта. Все это связа­но с уровнем образования, рост которого, сопровождая распро­странение капитализма и демократии, увеличивает резерв потен­циальных участников социальных движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, — возникновение и рас­пространение средств массовой информации (301). Это мощный инструмент для «выковывания» общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или геогра­фически удаленных групп, классов, наций. В результате наступа­ет «демонстрационный эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, имен­но через средства массовой информации граждане узнают о по­литических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рам­ки и являющаяся еще одним социально-психологическим усло­вием для возникновения социальных движений.

1. Утопические в том числе религиозные

2. Экспрессивные, Хиппи, пассивное отношение

3. Движение реформ (Феминистические)

4. Революционные

5. Движения сопротивления

 


 

24 Культура как механизм социального взаимодействия, ее функции и элементы.

 

Культура – (все что не является естественным) исторически определенный уровень развития общества, творческих возможностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

 

Элементы культуры

Знаково-символический

· знаки и символы - представлены главным образом в языке (объективная форма хранения и передачи человеческого опыта);

· ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

· ценности - общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться;

· социальные нормы - стандарты поведения; социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм - санкции (позитивные и негативные);

· привычки - установившаяся схема (стереотип) поведения в определенных условиях;

· манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих. По отдельности манеры составляют элементы или черты культуры, а в сумме особый культурный комплекс - этикет;

· традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколение в поколение;

· обряд - совокупность символических стереотипных коллективных действий, воплощающих в себе те или иные социальные идеи, представления. Нормы и ценности;

· ритуал - специфический тип поведения в ходе церемониальных актов.

 

Функции культуры

· Познавательная

· Оценочная

· Запрещающая

· Регулирующая

· Преобразующая

· Гедонистическая (получение удовольствия, развлечение)

· Преемственность


25. Личность как единство биосоциального. Структура личности

 

Проблема человека, личности является одной из фундаментальных междисциплинарных проблем. С древних времен она занимает умы представителей разных наук. Накоплен огромный теоретический и эмпирический материал, но и сегодня эта проблема остается самой сложной, самой непознанной. Ведь не зря говорится, что человек вмещает в себя целый мир.

Каждый человек тысячами нитей, видимых и невидимых, связан с внешней средой, с обществом, вне которого он не может сформироваться как личность. Именно это — взаимодействие индивида и общества рассматривает социология, а отношение «общество-личность» — базовое социологическое отношение.

Обратимся к понятию «личность».

Личность, индивид, человек —- эти близкие, но не тождественные понятия являются объектом различных наук: биологии и философии, антропологии и социологии, психологии и педагогики.

Человек рассматривается как вид, представляющий высшую ступень эволюции жизни на Земле, как сложная система, в которой соединено биологическое и социальное, т. е. как биосоциальное существо. Каждый единичный, конкретный человек — это индивид, он неповторим; отсюда, когда говорят об индивидуальности, то подчеркивают именно эту неповторимость, уникальность.

Своеобразие социологического подхода к человеку характеризуется тем, что он изучается прежде всего как социальное существо, представитель социальной общности, носитель характерных для нее социальных качеств. При исследовании процессов взаимодействия человека и социальной среды личность рассматривается не только как объект внешних воздействий, но главным образом как социальный субъект, активный участник общественной жизни, имеющий собственные потребности, интересы, устремления, а также способности и возможности оказывать собственное воздействие на социальную среду.

Как видно, социологов интересуют социальные аспекты жизнедеятельности человека, закономерности его общения и взаимодействия с другими людьми, группами и обществом в целом. Однако интересы социологов не ограничиваются лишь социальными свойствами человека. В своих исследованиях они учитывают и влияние биологических, психологических и других свойств.

Какое же содержание вкладывается в понятие «личность»? Сразу возникает ряд вопросов: каждый ли индивид — личность, каковы критерии, дающие основание считать индивида личностью, связаны ли они с возрастом, сознанием, нравственными качествами и т. д. Наиболее часто встречающиеся определения личности, как правило, включают наличие устойчивых качеств и свойств у индивида, который рассматривается как ответственный и сознательный субъект.

Но это снова порождает вопросы: «Является ли личностью безответственный или недостаточно сознательный субъект?», «Можно ли считать личностью двухлетнего ребенка?».

Индивид является личностью тогда, когда он во взаимодействии с обществом через конкретные социальные общности, группы, институты реализует социально значимые свойства, социальные связи. Таким образом, наиболее широкое «рабочее» определение личности можно сформулировать так: личность — это индивид, включенный в социальные связи и отношения.

Данное определение открыто и подвижно, оно включает меру усвоения социального опыта, глубину социальных связей и отношений. Ребенок, воспитывающийся в человеческом обществе, уже включен в социальные связи и отношения, которые расширяются и углубляются с каждым днем. В то же время известно, что дитя человека, воспитанное в стае животных, так и не становится личностью. Или, к примеру, в случае тяжелого психического заболевания происходит разрыв, распад социальных связей, индивид утрачивает качества личности.

Бесспорно признавая за каждым право быть личностью, в то же время говорят о выдающейся, яркой личности или заурядной и посредственной, нравственной или безнравственной и т. д.

Социологический анализ личности предполагает определение ее структуры. Существует множество подходов к ее рассмотрению.

Известна концепция 3. Фрейда, который выделил в структуре личности три элемента Оно (Ид), Я (Эго), Сверх-Я (Супер-Эго).

Оно — это наше подсознание, невидимая часть айсберга, где господствуют бессознательные инстинкты. По Фрейду, фундаментальными являются две потребности: либидозная и агрессивная.

Я — это сознание, связанное с бессознательным, которое время от времени прорывается в него. Эго стремится реализовать бессознательное в приемлемой для общества форме.

Сверх-Я — нравственный «цензор», включающий совокупность моральных норм и принципов, внутренний контролер.

Поэтому наше сознание пребывает в постоянном конфликте между проникающими в него бессознательными инстинктами, с одной стороны, и моральными запретами, диктуемыми Сверх-Я — с другой. Механизмом разрешения этих конфликтов выступает сублимация (вытеснение) Оно.

Идеи Фрейда долгое время считались у нас антинаучными. Конечно, не во всем с ним можно согласиться, в частности, он гипертрофирует роль сексуального инстинкта. Вместе с тем бесспорная заслуга Фрейда состоит в том, что он обосновал идею многоплановой структуры личности, поведение человека, где сочетается биологическое и социальное, где так много непознанного и, вероятно, до конца непознаваемого.

Итак, личность — наиболее сложный объект, поскольку она, находясь как бы на грани двух огромных миров — биологического и социального, вбирает всю их многоплановость и многомерность. Общество как социальная система, социальные группы и институты не обладают такой степенью сложности, ибо они сугубо социальные образования.

Представляет интерес предложенная современными отечественными авторами структура личности, включающая три компонента: память, культуру и деятельность. Память включает знания и оперативную информацию; культура — социальные нормы и ценности; деятельность — практическую реализацию потребностей, интересов, желаний личности.

В структуре личности находят свое отражение структура культуры, все ее уровни. Обратим особое внимание на соотношение современной и традиционной культуры в структуре личности. В кризисных экстремальных ситуациях, непосредственно затрагивающих «высший» культурный слой (современную культуру), может резко активизироваться традиционный слой, восходящий к далеким временам. Это наблюдается в российском обществе, когда в условиях расшатывания и резкой ломки идеологических и нравственных норм и ценностей советского периода происходит не просто оживление, а бурный рост интереса не только к религии, но и к магии, суевериям, астрологии и т. д.

«Послойное» снятие пластов культуры имеет место при некоторых психических заболеваниях.

Наконец, анализируя структуру личности, нельзя обойти вопрос о соотношении индивидуального и социального начал. В этом плане личность является «живым противоречием» (Н. Бердяев). С одной стороны, каждая личность уникальна и неповторима, она незаменима и бесценна. Как индивидуальность личность стремится к свободе, самореализации, к отстаиванию своего «Я», своей «самости», ей имманентно присущ индивидуализм. С другой стороны, как социальное существо личность органически включает коллективизм, или универсализм.

Данное положение имеет методологическое значение. Споры о том, что каждый человек по природе индивидуалист или коллективист, не утихают с давних времен. Защитников как первой, так и второй позиции предостаточно. И это не просто теоретические дискуссии. Эти позиции имеют выход непосредственно в практику воспитания. Мы много лет упорно воспитывали коллективизм как важнейшее качество личности, предавая анафеме индивидуализм; по другую сторону океана ставка сделана на индивидуализм. Каков же результат? Доведенный до крайности коллективизм приводит к нивелировке личности, к уравниловке, но ничуть не лучше другая крайность.


26 Социализация: агенты, механизмы, этапы

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в обществе. Личность как объект социальных отношений рассматривается в социологии в контексте 2-х взаимосвязанных процессов - социализации и идентификации. Социализация охватывает все процессы приобщения человека к культуре, обучению и воспитанию, с помощью которых он приобретает социальную природу и способность участвовать в жизни общества.
Каковы механизмы социализации?
З. Фрейд выдвинул на первый план психологические механизмы социализации: имитацию, идентификацию, чувство стыда и вины. Он считал, что:
1) имитация - это осознания попытка ребенка копировать модель поведения;
2) идентификация - это способ осознания принадлежности к конкретной общности. Это позитивные механизмы социализации т.к. они нацелены на усвоение определенного типа поведения;
3) стыд и вина - это негативные механизмы социализации, т.к. они подавляют, либо запрещают некоторые образцы поведения.
Д. Смелзер -сводил социализацию к трем стадиям:
1) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
2) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
3) стадия игровых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
Т. Парсонс и С. Бейлз определили, что социализация - это механизм формирования конкретной личности, имитацию как процесс, с помощью которого усваиваются специфические элементы культуры, особые знания, умения, обряды.
По их мнению, имитация не предполагает длительного отношения с "моделью". "Идентификация" для них означает "внутреннее освоение ценностей людьми, т.е. процессом "социального научения".
Следовательно, от успеха социализации зависит, насколько личность, усвоив в культуре ценности, нормы поведения, сумеет реализовать свои потенции в обществе. Не станет в обществе "outsiders". Социализация обеспечивает самовозобновляемость социума, общественной жизни. Неполадки в социализации ведут к конфликту поколений, аномии, социальной девиации.

Агенты социализации. Индивид проходит потребительскую социализацию с помощью целого ряда так называемых агентов социализации, под которыми понимаются все социальные субъекты, социальные институты, посредством коих индивиды обучаются культуре. Обучение принятым в обществе образцам потребления осуществляется первоначально в семье родителями, дедушками и бабушками, старшими братьями и сестрами. При этом социализация осуществляется не столько в форме нотаций взрослых, сколько в форме примера. Попытки курящих и пьющих родителей убедить детей не делать этого обычно малоэффективны, они рассматриваются как покушение на права личности: “Вам можно, а мне нельзя?”

По мере взросления к этому процессу подключаются группы друзей, ровесников. Постепенно они оттесняют на задний план родителей. Именно в этой среде чаще всего люди учатся пить алкоголь, курить табак, употреблять наркотики.

Процесс социализации личности состоит из трех фаз. В первой происходит адаптация индивида, т. е. осваивая различные социальные нормы и ценности, он должен научиться быть как все, уподобиться всем, «потерять» на время свою личность. Вторая фаза характеризуется стремлением индивида к максимальной персоциализации, воздействию на людей, самоактуализации. И лишь в третьей фазе, при благоприятном исходе, происходит интеграция индивида в группу, когда он представлен в других своими особенностями, а у окружающих его людей есть потребность принять, одобрить и культивировать лишь те его индивидуальные свойства, которые им импонируют, соответствуют их ценностям, способствуют общему успеху и т. д. Всякая задержка на первой фазе или гипертрофированность второй фазы может привести к нарушению процесса социализации и его негативным последствиям. Удачной считается такая социализация, когда личность умеет защитить и утвердить свою индивидуальность и при этом интегрирована в социальную группу. Однако важно учитывать тот факт, что личность на протяжении своей жизни входит в разные социальные группы и, следовательно, многократно проходит все три фазы социализации. Однако в одних группах она может адаптироваться и интегрироваться, а в других – нет, в одних социальных группах ее индивидуальные качества ценятся, а в других – нет. Кроме того, и сами социальные группы и личность постоянно изменяются.

Социализация включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.

Ясно одно, что наиболее интенсивно социализация осуществляется на начальных этапах. Исключительно большое значение ранней социализации для всего процесса формирования личности отмечали З. Фрейд, Ч. Кули, Дж. Мид, Ж. Пиаже и многие другие ученые. Именно на этом этапе дети получают первые элементарные знания, овладевают навыками мышления, познания, действия, общения, осваивают правила доведения, знакомятся с простейшими культурными ценностями и нормами и учатся следовать им. Главными психологическими механизмами социализации на начальных стадиях являются имитация, т.е. копирование ребенком поведения родителей, других членов семьи, которые служат для него образцами; отождествление, усвоение детьми жизненной позиции родителей, других взрослых; стыд и вина, являясь негативными механизмами, запрещают определенное повеление или подавляют его. Огромная роль в социализации ребенка принадлежит детским играм. С овладением речью и языком у ребенка начинается качественно новый этап социализации, который делает возможным его активное включение в окружающий мир, в мир социального взаимодействия.

На раннем этапе социализации особенно велика роль родителей, семьи, оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка. По мере роста ребенка помимо семьи все возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья. Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями. Особенно важен и труден для социализации юношеский период (переходный), когда человеку приходится постоянно делать ответственный выбор (в самом широком смысле слова): профессии, партнера по браку, системы ценнос-тей и т.д. Это период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. В юношеском возрасте все большую роль в социализации играют вторичные социальные группы: различные организации и учреждения, вузы, средства массовой информации, которые расширяют объем знаний о мире, обеспечивают высокопрофессиональную и широкую гуманитарную мировоззренческую подготовку юношей и девушек.

В период трудовой деятельности особую актуальность в деле социализации личности приобретает трудовой коллектив, который становится для многих вторым домом. На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто называется ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков. Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, например, с выходом на пенсию; изменения профессии и другими).

На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму адаптации личности к новым условиям. К сожалению, проблемы социализации взрослой личности не получили в социологии такой глубинной разработки как проблемы детской социализации, хотя именно в этот период наиболее осознанно и остро встает проблема самоактуализации, самореализации личности, которая, не найдя своего выхода, может привести к трагическому исходу или, в лучшем случае, к «затуханию» личности.

 


27. социальный статус, социальная роль

Социальный статус - конкретная позицию индивида в социальной системе, предполагающую определенные права и обязанности.

Пришло из латинского языка, в Древнем Риме означало правовое положение юридического лица, в социологическом смысле стало применяться в работах американского социолога XIX в. Мейна.

Предписанный статус - навязанный обществом вне зависимости от усилий и заслуг личности (этническое происхождение, место рождения и т.д.).

Приобретенный (достигнутый) статус - определяется усилиями самого человека (писатель, ученый, директор и т.д.).

Естественный статус - существенные и наиболее устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость и т.д.).

Профессионально-должностной статус - базисный статус личности, фиксирует социальное, экономическое и производственно-техническое положение человека (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Следует различать две стороны статуса:

· объективную (общественное значение, выражающееся в количественных и качественных показателях - доход, награды, привилегии и т.п.);

· субъективную (оценку роли в массовом сознании).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 538; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.082 сек.