Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Обучение горнолыжников новым элементам техники




 

После успешного освоения всех шести этапов обучения, можно приступить к обучению техники резаных поворотов.

В основе техники резаных поворотов лежит такое взаимодействие лыж со снегом, которое обеспечивает их прогибание по дуге поворота с преимущественным скольжением на кантах. В плоскорезаных скольжениях существенную роль играют форма лыж и их упругие качества.

Существуют различные варианты загрузки лыж и соответственно меняющееся скольжение – от прямолинейного до кривизны, которое совпадает с изгибом боковых граней. По мере изменения загрузки ребер скользящей поверхности лыж при кантовании меняется характер скольжения. Чем больше является разница в их разгрузке, тем заметнее стремление лыж скользить в сторону загруженного ребра. Давление снега на закантованное ребро и боковую грань лыжи способствует увеличению её изгиба, отчего скольжение на твердом и леденистом снегу продолжается как резаное.

В разных фазах поворота роль носковой, серединной и хвостовой части лыжи оказывается различной. Для начала поворота нужна активность передней части лыжи, т.к. с носка начинается прогибание и врезание лыжи в дугу поворота, поэтому носок загружают несколько больше. Продолжение поворота сопровождается равномерной загрузкой лыжи с прогибом по всей длине. Во время окончания поворота передняя часть лыж выпрямляется раньше, а хвостовая сохраняет прогиб, для того, чтобы затем распрямиться при разгрузке лыж с выскальзыванием вперед на выходе из поворота. В сопряжении поворотов такое выскальзывание иногда сопровождается подхлестом, который облегчает переброску лыж наружу следующей дуги.

В резаных поворотах наблюдается сходство с техникой чистых поворотов на параллельных лыжах, в основе которых лежит перекантовка лыж и переход с плоского скольжения к скольжению на кантах. В резаных поворотах перекантовка с прогибанием лыж по дуге почти не допускает бокового соскальзывания, из-за чего угловое смещение и носков и пяток лыж должно быть равно углу поворота в целом. На практике в чистом виде эти способы встречаются редко, тем не менее, можно проследить грань между этими двумя способами.

Зная принципиальную разницу между плоским и резаным скольжениями, лыжник будет искать и находить возможность применения наиболее выгодного из них для той или иной ситуации. Тренеру такое знание необходимо для того, чтобы объяснять и показывать ученикам рациональные варианты. Например, с целью сохранения преимуществ резаного скольжения без бокового сноса и увеличения скорости лыжники нередко проходят внешней лыжей по дуге уменьшающейся кривизны. Это дает возможность дольше сохранять максимальный наклон лыжи к горизонту. Такое окончание поворота и является коньковым шагом с последующей «пересадкой» тела на верхнюю лыжу, которая в новом повороте будет внешней.

Резаные повороты могут быть применимы при любых способах входа в поворот. Здесь важно использование принципа прогибания лыж в основной фазе. В поворотах плугом наблюдается нечто похожее, т.к. с помощью плуга можно перейти к сопряженным поворотам на параллельных лыжах.

Таким образом, основное значение имеет резаное скольжение. К сожалению, иногда бывает, что даже мастера на спортивных трассах могут забывать следить за прогибанием и резаным скольжением закантованной лыжи после перекантовки. Это приводит к падению внутрь предстоящего поворота, поскольку не распрямленная до своего естественного изгиба лыжа, врезавшаяся в снег, идет прямо.

Карвинг – (резать по дереву, гравировать) – относительно новый стиль катания на лыжах, заключающийся в проведении последовательных резаных поворотов. В международном горнолыжном лексиконе понятие «карвинг» означает практически тоже самое: серию крутых поворотов, которые исполняются на кантах. Такая техника требует от лыжника незаурядного чувства ритма. Хороший карвер входит в поворот и выходит из него без длинного траверса; каждое его движение на выходе из поворота уже направлено в следующий поворот, а все внимание сконцентрировано на спуске.

Отличие карвинга от так называемой классической техники заключается в том, что вместо всего комплекса усилий, необходимого для совершения поворота, здесь требуется только одно – перекантовать лыжи и как можно сильнее загрузить их, чтобы получилась дуга наименьшего радиуса. У самого лыжника в карвинге из всех ощущений преобладает ощущение давления на ступни: они становятся сенсорными центрами резаного поворота, т.к. давление является важной частью резаного поворота. В вертикальной плоскости ноги лыжника двигаются так же, как на педальном тренажере: в то время как одна нога сгибается, принимая на себя тяжесть тела, другая распрямляется, и наоборот. Можно заметить, что внутренний кант внешней лыжи берет на себя большую часть нагрузки в резаном повороте. Давление ощущается и на внешнем канте внутренней лыжи, но в меньшей степени. Это распределение давления между внешней и внутренней лыжами сильно зависит от состояния снега.

Существует два своего рода подстиля карвинга: длинные дуги большого диаметра и напротив – короткие и быстрые резаные повороты. В первом случае лыжник развивает более высокую скорость, для чего нужны более длинные и более жесткие лыжи с меньшим диаметром бокового выреза. Для коротких дуг предусмотрены более короткие лыжи с радиусом бокового выреза поменьше – до 18 м. Речь в данном случае идет о лыжах, имеющих более широкие носок и пятку, чем у «классических» лыж, и, соответственно, более глубокий боковой вырез. Боковая линия такой лыжи напоминает параболу: именно такая форма наилучшим образом подходит для выполнения резаных поворотов.

Как ни странно это звучит, но карвинговый поворот – это одна из наиболее общих проблем, с которыми сталкивается лыжник, осваивающий этот стиль: при всей способности выполнять все интегрированные движения резаного поворота не всем удается сразу сделать сильный энергичный карвинговый поворот. Одним из признаков такой проблемы может быть менее четкий след на снегу и сброс лыж в части поворота или проскальзывание лыж на обледенелом снегу. Наиболее важный элемент сильного резаного поворота – это адекватный угол закантовки, но достичь такой закантовки и максимально использовать её мощь достаточно сложно. Другая проблема, с которой сталкиваются многие лыжники в карвинге, – это поведение внешней лыжи в фазе ведения поворота, т.н. «срыв». Стремясь казаться более энергичным, лыжник слишком сильно смещает тело внутрь поворота, что вынуждает его мгновенно опереться на внутреннюю лыжу, сбросив внешнюю лыжу для восстановления равновесия.

Еще одна проблема резаного поворота связана с окончанием: в этот момент задник внешней лыжи может проскальзывать, вызывая мгновенную потерю контроля закантовки и прерывание ритма спуска. Эта проблема становится наиболее актуальной на гладком снегу. Начинающие лыжники часто думают, что виноваты тупые канты, однако истинная причина проскальзывания – рассинхронизация движений лыжника и формы поворота. Если лыжник в повороте только наращивает скорость, но не пытается её контролировать, это приводит к чрезмерному давлению на задники в тот самый момент, когда тело находится не в лучшем положении, и контроль закантовки задников теряется. Лыжник может решить эту проблему, начиная пораньше давить на задники лыж, что снимает необходимость хлопать ими в конце поворота. Можно также попытаться уменьшить скорость, выполняя закругленные повороты, или выходить из поворота намного быстрее.

Существует также способ торможения с использованием поворотов. Этот способ применяется в основном для удержания такой средней скорости спуска, которая не вызывает перенапряжения мышц при выполнении разнообразных поворотов.

Например, вы осваиваете технику поворотов среднего радиуса. После того, как вы выполнили 3–4 поворота, вы наберете такую скорость, которая для вас окажется чрезмерной, поэтому пятый и шестой повороты следует выполнять с большим соскальзыванием при движении лыж по дуге. В результате этого скорость уменьшится. Тормозящие повороты применяются и при переходе на более крутые участки склона, чтобы удержать скорость спуска в разумных пределах, обеспечивающих безопасность.

Резаное скольжение в основном применяется на твердых леденистых трассах. На утрамбованном снегу скольжение становится плоскорезаным, когда в контакте со снегом оказывается не только окантованное сталью ребро лыжи, но и большая часть ее скользящей поверхности (снег образует своего рода уплотненный контруклон). Зачастую чисто резаное скольжение трудно осуществить по всей дуге поворота, но при этом, зная его преимущества и владея техникой резаного скольжения, лыжник может максимально к нему приблизиться.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.