Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План развития семьи (ПРО). Структурные компоненты ПРС 2 страница




 

^Задание:

= Предложите меры по преодолению объективных проблем семьи, имеющей в своей структуре психически больного.

I Проанализируйте факторы, усиливающие или облегчающие переживание перечисленных объективных сложностей.

= Определите, какая информация вам для этого понадобится.

= Какие организации, структуры и институты, по вашему мне­нию, должны быть вовлечены в решение вышеперечисленных проблем? Какие функции должны выполнять эти структуры? Какие факторы тормозят их функционирование?

= Какие ресурсы может иметь семья с психически больным?

= Какой вы видите свою роль как социального работника в преодолении объективных проблем?

 

Семья вынуждена преодолевать стрессы в условиях недостаточного развития сети социально-психиатрических центров и учреждений вне- стационарной помощи психически больным. Учитывая, что сроки пре­бывания в стационарных учреждениях при психическом расстройстве относительно невелики, а система постстационарного обслуживания находится в зачаточном состоянии, именно семья оказывается цен­тральным звеном реабилитационного процесса.

Участие социального работника в данной ситуации может заключаться в содействии в разработке плана развития семьи, основной целью которого будет создание системы мероприятий по преодолению семейного стресса и тех его проявлений, которые были перечислены выше.

Противостояние стрессу

Психическая болезнь близкого родственника ставит перед семьей огромное количество вопросов, на которые нет ответа. Первоначальной реакцией на известие чаще всего являются шок, неверие в реальность происходящего, беспомощность и безнадежность. В сложившихся об­стоятельствах семья нуждается в новых знаниях о болезни родственни­ка, системе учреждений, в которые необходимо обратиться и найти но­вые источники поддержки.

Социальному работнику в самом начале такой работы целесообразно создать своего рода семейную команду, состоящую из всех членов се­мьи, включая больного, чей вклад в собственное выздоровление будет заключаться в активной и информированной позиции относительно ле­чения и реабилитации. Младшее поколение семьи также должно чув­ствовать себя частью этой команды.

Сферы ответственности членов семьи должны отражать их социаль­ные роли в обычной жизни, учитывать их пол, возраст, отношения и другие обстоятельства. Например, взрослые члены семьи должны сле­дить за тем, чтобы дети или внуки не перенимали черты «родительско­го» поведения - это не их прерогатива, они сами нуждаются в поддерж­ке для собственного развития. В то же время младшие члены семьи должны знать, что они могут сделать для семьи и в чем теперь состоит ее особенность.

Центральным элементом взаимодействия семейной команды и ко­манды специалистов является лечение больного родственника. Цель врачей, медицинских работников, психологов, социальных работни­ков I улучшение состояния здоровья больного, формирование у семьи адекватных ожиданий, навыков раннего распознавания приближающе­гося рецидива. Помимо этого, команда профессионалов научит семью преодолевать специфические проблемы, такие как профилактика

I насильственного или аутодеструктивного поведения, формирования зависимостей, нарушение режима приема лекарств.

Хотя кризис, вызванный болезнью родственника, требует незамед­лительных и специфических мер, в долгосрочной перспективе семья должна стремиться к воспроизводству нормального образа жизни, вос­становлению повседневной активности, сохранению баланса, в основе чего лежит учет интересов и потребностей всех членов.

Создание атмосферы поддержки

Вследствие изменений в головном мозгу и связанных с ними нару­шений, психически больные чрезвычайно подвержены стрессовым воз­действиям: события, на которые здоровый человек может даже не обра­тить внимания, могут быть травмирующими для больной психики. Сле­довательно, больной родственник может чувствовать себя намного комфортнее в спокойной обстановке, и периоды ремиссии будут более продолжительными.

Психически больные чрезвычайно чувствительны к межличностным конфликтам и трениям. Следовательно, необходимо избегать излишнего критицизма, научиться использовать беэоценочные высказывания. Сто­ит научить семью использовать «Я-сообщения»: «Я не могу работать, когда музыка играет так громко» вместо привычных всем «Ты- сообщениям»: «Ты мне мешаешь, включая музыку так громко».

Социальный работник должен объяснить членам семьи, что психи­ческая болезнь затрудняет коммуникацию, делает ее неэффективной. Члены семьи должны научиться активному слушанию, эмпатии, их вы­сказывания должны стать четкими, прямыми, свободными от манипу­ляций и подспудных мыслей. Обучение семьи навыкам эффективной коммуникации является одной из важнейших задач социального работ­ника при работе с данным типом семей.

Необходимо помнить, что семейная ситуация может значительно улучшиться, если социальный работник обучит членов семьи навыкам решения проблем, их разработки и оценки, выбора наиболее подходя­щего алгоритма действий. Если принятое решение оказывается оши­бочным, процесс нужно начинать заново.

Если психическая болезнь вызвала спутанность сознания, дезоргани­зовала жизнедеятельность больного, его состояние может улучшиться в бильной, структурированной, четкой и благожелательной семейной сфере. Эго может быть достигнуто при помощи открытого обсуждения и тщательного планирования образа жизни семьи и пошаговой реализации его в соответствии с состоянием больного.

Конструктивная атмосфера сотрудничества сама по себе может стать положительным фактором преодоления последствий психического рас­стройства. Эта атмосфера характеризуется открытыми и прямыми ком­муникациями, взаимной толерантностью и уважением, заботой и привя­занностью.

Сохранение надежды и душевной атмосферы

Социальный работник должен способствовать сохранению семьей надежды. Со временем большинство психически больных достигают неплохих результатов в лечении, поэтому в самые трудные периоды нужно видеть свет в конце тоннеля, приближению которого способству­ет повышение уровня осведомленности, обретение необходимых навы­ков, помощь специалистов.

С развитием психофармакологии лечению или серьезной коррекции поддаются даже самые тяжелые психические нарушения. Адекватное лечение способно облегчить симптомы болезни, поможет научиться управлять болезнью и конструировать повседневную жизнь. Поиск оп­тимального сочетания медицинских и социально-реабилитационных мер может потребовать немало времени, терпения и стойкости.

Выздоровление зависит от многих факторов. Описывая собствен­ный опыт преодоления болезни, психически больные отмечают соб­ственную решимость, способность к самоанализу, получение информа­ции о своей болезни, наличие любимой работы, здоровый образ жизни, высокую духовность, поддержку друзей и семьи.

Социальный работник должен поощрять использование семьей всех этих ресурсов.

Необходимо поощрять ответственность психически больного за свое состояние. Как, например, в случае с диабетом, психически больные также должны быть в курсе происходящих с ними процессов, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменения состояния. Это важно и для мониторинга уровня психосоциальной напряженности больного и выявления факторов провоцирования рецидивов. Другие техники вклю­чают регистрацию симптомов, настроения, использование релаксации и приемов управления стрессом.

 

Психическая болезнь - травмирующий фактор для всей семьи, по­этому страх перед будущим - явление вполне объяснимое. Социальный работник, однако, должен дать понять семье, что ей не стоит застрелять надолго в кризисном состоянии, погружающем ее в страх и лишающем ее любых радостей. Необходимо научиться «ставить психическую бо­лезнь на место», нельзя делать ее фактором, определяющим семейное благополучие. Помимо своей болезни родственник обладает и сильны­ми сторонами, равно как и вся семья, до которой надо донести мысль о том, что жизнь после психической болезни все-таки существует.

Научить членов семьи устанавливать границы

Установление границ персонального пространства - важный элемент для всех членов семьи. Никто не должен жить в опасной или беспокой­ной обстановке.

Социальный работник должен разъяснить семье, что некоторые формы поведения больного неприемлемы и должны пресекаться. Речь идет об аутодеструктивном, разрушительном или насильственном пове­дении, случаях порчи имущества и др. Семья должна решить, какое по­ведение неприемлемо, установить четкие правила и оговорить ответ­ственность за их нарушение. Не менее важно определить, какие пове­денческие особенности можно проигнорировать, чтобы не реагировать излишне на безобидную назойливость. Это нужно обсудить с больным родственником до кризиса, так как многие проблемы можно решить загодя, благодаря долгосрочному планированию. Можно рекомендовать семье составить список недопустимых проступков и тех действий, кото­рые будут применены, если таковые случатся.

Границы должны быть установлены в соответствии с теми ролями и ожиданиями, которые предъявляются к каждому члену семьи, с учетом их сильных и слабых сторон.

Семью нужно научить устанавливать такие границы. Нельзя позво­лять психической болезни брать верх над потребностями и целями кого- либо из родственников. Сохраняя адекватный уровень вовлеченности в проблемы больного, члены семьи получат шанс полностью прожить свою собственную жизнь.

Оценка степени выраженности страданий родственников, осу­ществляющих уход

Важным этапом в работе с семьей является диагностика степени ны- [ражен^ди субъективных страданий родственников, осуществляющих

уход за больным. Данная тема широко изучается в рамках клинической психологии и психодиагностики, накопивших значительный опыт.1 Со­циальный работник должен уметь пользоваться существующими ин­струментами оценки состояния родственников и выявлять его основные факторы. Именно объективированная оценка будет отправной точкой для проведения реабилитационных мероприятий, определения форм вне- стационарной работы с больными родственниками, а также мер поддерж­ки для осуществляющих уход при высокой степени их эмоциональных перегрузок.

Примером методики, направленной на получение объективной ин­формации о степени психических перегрузок родственников, является опросник, предложенный С. Зэрит. Результатом использования методи­ки является итоговый балл, сравниваемый со шкалой, интервалы кото­рой соответствуют различным степеням выраженности психических перегрузок - от легкой до тяжелой.2

Обращение с продуктивной симптоматикой

Социальные работники должны обладать базовыми представлени­ями о психических нарушениях, их классификации, видах, основных симптомах и технологиях социально-медицинской работы с душевно­больными.

Например, одно из самых распространенных психических наруше­ний - шизофрения - «одаривает» индивида совокупностью продуктивных и негативных симптомов. Наиболее яркие примеры продуктивной симп­томатики - расстройства восприятия (галлюцинации), бред (т. е. ошибоч­ные умозаключения, не поддающиеся разубеждению), различные случаи причудливого поведения и др.

Необходимо дать понять семье, что галлюцинации, каким неправдо­подобным бы ни было их содержание, переживаются больным словно наяву, хотя многие из них понимают, что это лишь продукт их расстро­енного сознания. В этой ситуации совершенно бесполезно объяснять и разубеждать, это будет лишним стрессом для всех. Нельзя давать ника­ких оценок, осуждать, порицать или призывать больного взять себя в

 

руки. Наилучшей стратегией в данном случае будет сдержанная и ува­жительная реакция, не форсирующая развитие приступа. Например, можно допустить вероятность существования тех вещей, о которых го­ворит больной: «О, это очень интересно!» Или выразить косвенную поддержку: «Да, это кого угодно огорчит!». Продемонстрировать эмпа­тию: «Я бы тоже испугался, если бы услышал те голоса». Предложить помощь: «Могу ли я что-то сделать, чтобы тебе стало лучше?» или пе­ревести разговор на другую тему, например, предложив пойти прогу­ляться.

Социальный работник должен объяснить семье, что вещи, которые кажутся здоровому человеку скучными и непримечательными, могут ужасающе и шокирующе действовать на психически больного. Галлю­цинации часто сопровождаются бредом, что еще больше осложняет коммуникацию. В этом случае ценность межпрофессионального взаи­модействия чрезвычайно велика.

Обращение с негативной симптоматикой

Негативные симптомы — это снижение или утрата различных спо­собностей — мыслительных, чувственных, коммуникативных. Эти симптомы могут включать также снижение мотивации, воли, неспо­собность радоваться приятным вещам, отношениям, выражать эмо­ции, чувства.

Умение распознавать эти симптомы является важным элементом лечения болезни, предполагающим адекватные ожидания относи­тельно психически нездорового члена семьи. Особую трудность мо­жет представлять наблюдение за тем, как болезнь ограничивает раз­личные сферы его жизни, из-за чего существование больного кажет­ся бессмысленным и малопродуктивным. Необходимо научить се­мью давать возможность больному родственнику говорить о своих потерях и обсуждать возможные стратегии вовлечения его в какую- либо деятельность. Реабилитационные мероприятия могут способ­ствовать развитию навыков самообслуживания и, в конечном итоге, повысить удовлетворенность жизнью. Помощь в этом могут оказать и новейшие психофармакологические средства.

Семья должна вовлекать больного в новые виды социальной ак­тивности. В этом процессе особая роль принадлежит различным формам работы на местах: инициативным группам, кружкам по ин­тересам, советам общественного самоуправления и др. Помимо того что семья может получить передышку, пока больной занят какими-то делами, его общение с различными группами будет способствовать усвоению новых навыков, расширению границ индивидуального опыта, что будет носить социотерапевтический характер и частично компенсировать утраченные из-за недуга способности. Это особенно важно во время тяжелых периодов.

Конечно же, советы врача-психиатра в данной ситуации необходи­мы. Социальный работник должен быть готов к организации подобно­го межпрофессионального взаимодействия.

Работа в ситуации маниакально-депрессивного психоза

Расстройства настроения зачастую трудно отличить от обычных эмоций. Семья должна принять факт подобного расстройства у род­ственника, чтобы распознавать признаки надвигающейся катастрофы и вовремя начать адекватное лечение. Фактор времени здесь играет клю­чевую роль: симптомы легче купировать в самом начале их возникнове­ния, нежели иметь дело с развившимся маниакальным или депрессив­ным эпизодом.

Социальный работник должен научить семью отличать симптомы болезни от обычных проявлений эмоций, что поможет отделить бо­лезнь от человека и избежать излишней патологизации поведения. Это также будет способствовать снижению сверхбдительности семьи, если ее члены реагируют на болезнь родственника с избыточной настороженностью.

При своевременном и адекватном лечении маниакально-де­прессивный психоз переходит в стадию долгосрочной ремиссии, во время которой клиенты могут вести нормальный и ответственный образ жизни. Степень выраженности различного рода нарушений при маниа­кально-депрессивном психозе ниже, чем при шизофрении, что делает прогноз значительно более благоприятным. С развитием психотическо­го эпизода семья должна стремиться вернуться к нормальному жизнен­ному укладу. Для членов семьи важно обсуждать болезнь родственника, беречь его чувства, понимать потери и верить в лучшее.

Социальный работник должен предупредить семью, жет стать объектом манипуляций или враждебности

что она больного и единственный при этом выход — помнить о том. что это — симптомы болезни, и не принимать все на свой счет. В то же время членам семьи необходимо помнить и о своих потребностях, перерас­пределять ответственность между членами семьи, выкраивать время и для себя.

Поведение в маниакальных эпизодах

Мания - это состояние бурной, бьющей через крой радости, сопровождающейся неадекватным повышением жизненной активности.? Д Ш Я

Со временем семья должна научиться отличать нормальные эмо­ции от начинающегося маниакального эпизодабессонницы, путаю­щихся мыслей или несвязной речи, а также выявлять факторы, прово­цирующие его, например, семейные стрессы или конфликты.

Одним из важнейших факторов работы с маниакально-де­прессивным психозом является здоровый образ жизни. Например, маниакальный эпизод может быть спровоцирован нарушением цикла сна и бодрствования, в то время как сбалансированный режим пита­ния, физические нагрузки могут значительно минимизировать риск обострения.

Особого внимания заслуживает проблема выбора адекватного лече­ния.

Социальный работник должен предостеречь семью от самостоя­тельного выбора лекарственных препаратов, попыток самолечения, увлечения «народной медициной» и прочими околонаучными парамеди- цинскими практиками.

Игнорирование лечения также недопустимо и опасно, ведет к со­кращению периодов ремиссии, учащению и удлинению периодов обострения.

Отношения внутри семьи могут осложняться такими симптомами маниакального возбуждения больного, как гиперактивность, гиперсек­суальность, склонность к принятию рискованных решений. После нор­мализации состояния больного члены семьи чаще всего испытывают злость, ярость и недовольство, которые могут спровоцировать повтор­ный эпизод. Важно сохранить позитивные взаимоотношения в семье — это поможет предупредить многие будущие проблемы.

Во время периодов затишья семья должна установить границы допу. стимого поведения. Например, установить ограничения или запрет на использование денежных средств, право семейного вето на решения принимаемые больным.

После нормализации состояния больного социальный работник должен помочь семье научиться избегать обострений конфликта, вы­являть факторы, провоцирующие маниакальные эпизоды.

Работа с депрессивными эпизодами

Один из симптомов депрессии - отсутствие воли. Объясните се­мье, что бесполезно убеждать больного родственника в необходимо­сти взять себя в руки или побуждать к какой-либо активности. Жизнь людей, находящихся в тяжелой депрессии, зачастую напоминает каждодневное героическое сражение - им непросто заставить себя даже встать с постели. Необходимо отмечать мужество больного, стремящегося преодолевать свое состояние, положительно оценивать его активность.

Научите семью упрощать жизнь больного, справляться с делами, ко­торые могут казаться ему слишком сложными. Лучший подход в данной ситуации — просто спросить, что мы можем для него сделать. Сам боль­ной может дать понять, что нужно ему в данную минуту 1 простого объятия и разговора может быть вполне достаточно для облегчения со­стояния.

Депрессия заразительна. Родственники больного легко перенимают чувство безнадежности и беспомощности. Не позволяйте себе прояв­лять нетерпение, злость - все это может усилить у больного чувство собственной ненужности и отторжения.

Как и в случае с манией, необходимо различать депрессивные приступы и нормальные перепады настроения. Необходимо научить семью распознавать признаки приближающегося депрессивного эпи­зода: усталость, замкнутость, невозможность подняться по утрам и др. В то же время люди, страдающие депрессией, имеют право на обычные человеческие эмоции: быть несчастными, обесси­ленными, что не должно вызывать ужаса у родственников. Защитную функцию могут выполнять периоды уединения - не нужно сразу свя­зывать это с депрессией.

Управление кризисами

Обучите семью распознавать признаки надвигающейся катастро­фы. Основные симптомы — внезапные смены настроения, галлюцина­ции и бред, спутанность речи и мышления, угрозы, манерность пове­дения, изменения пищевых предпочтений, нарушение сна и т.д. Нужно помнить, что больные могут иметь и свои «собственные» симптомы: например, одна женщина рассказывала, что признаком приближающе­гося обострения у ее сына было то, что он начинал называть ее по имени.

Будьте готовы к тому, что кризис случится. Психические болезни - недуги хронические, и иного развития событий быть не может.

Социальный работник должен помочь семье подготовить развер­нутый и четкий план действий в ситуации обострения, составить спи­сок телефонов, по которым можно получить помощь. Сюда же нужно включить перечень лиц, чье содействие может оказаться кстати: по­мимо других членов семьи это могут быть друзья, соседи, непосред­ственно социальные работники, члены групп самопомощи или участко­вый милиционер. Целесообразно заранее обсудить этот план с боль­ным.

Во время кризиса необходимо оставаться спокойным и дать больно­му возможность успокоиться: именно уравновешенное поведение род­ственников способно оказать самое благотворное воздействие в период обострения. Недопустимы угрозы, критика, склоки с другими членами семьи. Попросите сесть всех находящихся в комнате — это снижает чув­ство угрозы, старайтесь избегать телесного и прямого зрительного кон­такта с больным - и то и другое усиливает стресс.

Социальный работник должен внушить семье, что нужно пережи­вать кризис в атмосфере взаимного уважения, любви, открытости и честности. Необходимо удовлетворять адекватные потребности больно­го и контролировать окружающую обстановку.

Ключевым элементом работы с семьей в кризисные моменты является соблюдение режима приема лекарств. Эго может представлять сложность в силу того, что больные могут отказываться от них по разным причинам. Среди таковых - тяжесть побочных эффектов, непризнание болезни, нали­чие каких-либо симптомов, препятствующих лечению.

Существуют автоматические системы контроля приема препара­тов, позволяющие отслеживать процесс лечения: обучение правилами их использования - одна из важнейших задач социального работника на данном этапе.

Управление случаями аутодеструктивного поведения

Социальный работник должен объяснить семье, что попыткам суи­цида предшествуют определенные признаки: разговоры о безнадежно­сти, беспомощности и желании умереть, нарушения режима питания и сна, изменения настроения, отказ от привычной активности, наказы родственникам на случай смерти, составление завещания, суицидальные угрозы и планы. Эти признаки игнорировать нельзя: члены семьи долж­ны оставаться спокойными, демонстрировать эмпатию и готовность к диалогу.

Как правило, члены семьи потенциального суицидента боятся под­нимать в разговорах тему самоубийства, опасаясь «подбросить» эту мысль больному. Этого не нужно бояться; напротив, семье нужно объ­яснить необходимость такого разговора, в процессе которого можно определить образ мыслей больного родственника, предупредить воз­можность совершения суицида и составить план действий в случае бе­ды. Семья в этом случае должна иметь доступ к помощи различных специалистов, координатором для которых и будет выступать социаль­ный работник.

За рубежом существует практика составления «завещания о жиз­ни», т. е. выбора предпочтительных мер лечения или жизнеобеспечения в случае дожития до последней стадии неизлечимого заболевания, когда индивид утрачивает способность принимать осмысленные решения. Составление такого плана необходимо, если в прошлом были суици­дальные попытки.

Если нет иных возможностей получить помощь, а суицидальные попытки предпринимаются регулярно, необходимо ставить вопрос о недобровольной госпитализации. Если человек решил умереть, помешать ему невероятно сложно. Со­циальный работник должен объяснить членам семьи, что невозможно быть постоянно начеку, не все зависит от них и в случае трагедии они не должны возлагать на себя весь груз ответственности.

Последствия суицида близкого родственника действуют на человека разрушающе: социальный работник должен располагать информацией о профессиональных консультациях, группах поддержки, специализиру­ющихся на помощи лицам, пережившим тяжелую утрату.

Управление случаями насильственного поведения

Социальный работник должен рассказать семье, каковы признаки приближающейся волны насильственного поведения.

В качестве основных симптомов назовем нарастающую враждеб­ность, угрозы, наличие плана насильственных действий в отношении членов семьи, провоцирующие насилие галлюцинации, параноидальный бред с фабулой преследования, слежки или нападения. Самый важный признакслучаи насилия в анамнезе, повышающие риск рецидива при наличии остальных симптомов.

Как и во всех других случаях, эти предвестники игнорировать нель­зя. Подобная позиция может стать пусковым механизмом насилия, при­вести к его дальнейшей эскалации и повысить виктимность членов се­мьи или окружающих.

Какие бы чувства ни испытывали члены семьи, необходимо помочь им выработать конструктивные реакции на попытки насилия. Социаль­ный работник должен предложить меры, способствующие нормализа­ции ситуации, например, объяснить больному, что его поведение пугает всех членов семьи. Иногда это помогает снизить риски. Не нужно чи­тать нотаций, критиковать, угрожать, задевать больного - подобные воспитательные меры способны лишь расстроить больного и вызвать насильственные реакции.

В случае агрессии необходимо немедленно покинуть помещение по заранее подготовленным маршрутам и вызвать скорую психиатриче­скую помощь. Опасность для окружающих как основание для принуди­тельной госпитализации никто не отменял.

Управление случаями алкогольной или наркотической

зависимости

Алкоголизм и наркомания встречаются у психически больных не­редко. Эти зависимости развиваются у половины больных шизофрени­ей, почти у трети страдающих маниакально-депрессивным психозом и другими нарушения настроения.

Эта ситуация называется двойным диагнозом и сталкивает семью с комплексом специфических проблем 1 Зависимость всегда приводит к проблемам со здоровьем, отражается,на работе и взаимоотношениях. Накладываясь на психическую болезнь, зависимость является сверх­мощным фактором рецидива и долгосрочного лечения, даже если боль­ной принимает антиалкогольные препараты.

Двойной диагноз - явление, часто встречающееся в психиат­рической практике, заключающееся в «наложении» на уже развившееся психическое расстройство алкоголизма и/или наркомании. Чаще всего алкоголизация и наркотизация со­провождают депрессию, тревожность, шизофрению, рас­ стройства

Социальному работнику придется повысить семейную компетент­ность и в данном вопросе. Нужно помнить, что существует несколько причин развития алкоголизма и наркомании у психически больных. Во- первых, алкоголь может выступать средством самолечения для времен­ного облегчения состояния или снятия побочных эффектов принимае­мых лекарств. Во-вторых, прием алкоголя или наркотиков помогает на время избавиться от чувства изоляции, улучшить представления боль­ного о собственной жизни. В-третьих, алкоголь и наркотики являются источником приятных переживаний, вытесняющих неприятные, связан­ные с психической болезнью потери и ощущения. Алкоголизация и наркотизация связана с сильными положительными подкреплениями, что формирует быструю зависимость.

Каким бы ни был мотив злоупотребления, необходимо сохранять контакт с больным родственником. Если он не находится в состоянии обострения, целесообразно спокойное обсуждение данной проблемы с описанием всех минусов и плюсов алкоголя и наркотиков. Высказывая свою позицию, необходимо понять точку зрения больного и ее аргумен­тацию.

В долгосрочной перспективе нужно пытаться убедить больного в опасности такого поведения, показать необходимость лечения и кон­структивные пути удовлетворения его/ее потребностей. Один из выхо­дов — вовлечение в различного рода деятельность, посещение групп са­мопомощи, например «анонимные алкоголики», или обратиться за по­мощью к врачам. Нужно помнить, однако, что все меры будут эффек­тивны лишь в том случае, если решение об этом будет принято самим больным.

Социальный работник в этой ситуации может помочь разработать план действий, в котором будут отражены потребности всех членов се­мьи. Например, выработать новые правила ведения домашнего хозяй­ства, предусматривающие запрет на хранение дома алкоголя, устано­вить формы ответственности за их нарушение.

Планирование будущего

Психическая болезнь обусловливает множественные ограничения, касающиеся практически всех сфер функционирования. Люди, страда­ющие психическими расстройствами, зачастую нуждаются в долго­срочном лечении, поддержке, разнообразных реабилитационных меро­приятиях, к планированию которых необходимо подойти ответственно. В этом контексте важен открытый и постоянный диалог с соответству­ющими специалистами, прежде всего с социальными работниками. По возможности активную роль в обсуждении собственного будущего должен играть и сам больной.

Напомните семье, что психически больные имеют право на различ­ные преференции со стороны государства. Членам семьи необходимо четко разъяснить, на что они могут претендовать, имея психически больного родственника.

|Ш|| Задания-.

= Какие объективные и субъективные сложности вы видите при составлении плана развития семьи?

= На что и на кого вы как социальный работник можете опе­реться в этой работе?

= Проанализируйте возможную специфику плана развития се­мьи в случаях болезни одного из родителей, ребенка, брата, сестры.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.