Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №3. Дня предупреждения производственного утомления необходимы регламентированные перерывы в форме микро- и макропауз




  1. Особенности рационального использования малых форм физической культуры в режиме учебного труда студентов. Роль оздоровительно-споривного лагеря в оптимизации условий жизнедеятельности студентов.

Дня предупреждения производственного утомления необходимы регламентированные перерывы в форме микро- и макропауз. Микропаузы - очень короткие перерывы длительностью в несколько секунд между трудовыми операциями. Они возникают потому, что прекращение одного действия и переход к последующему требует некоторого времени. Микропаузы должны занимать около 9% длительности смены. Их отсутствие ведет к быстрому развитию утомления и снижению работоспособности в 2-2,5раза.

Макропаузы нужно делать несколько раз в течение смены. Они могут быть введены за счет ликвидации внутрисменных потерь рабочею времени Перерывы. как правило, устраиваются перед каждым моментом снижения работоспособности и продолжаются 5-10 мин. Там, где по условиям работы предъявляются высокие требования к вниманию и тонкой координации движений, предпочтительны пятиминутные перерывы.

Недельные режимы труда и отдыха определяются особенностями недельной динамики работоспособности. В первые дни неделя она постепенно увеличивается достигая наивысшего уровня на третий день, а затем начинает снижаться. Минимум работоспособности приходится на конец недели. Высокая работоспособность во вторник, среду, четверг позволяет рекомендовать эти дни для максимального использования в интересах производства, так как они могут обеспечить высокую производительность труда при наименьшем утомлении.

На человека, постоянно проживающего в городе, влияют такие факторы урбанизации, как загрязнение воздуха, воды, почвы, удаление от природы, ускоренный ритм жизни, усложнение психоэмоциональных взаимоотношений.

Обладая способностью приспосабливаться к изменениям окружающей среды человек может выработать определенную устойчивость пo отношению к этим факторам торам, но достигается это во многих случаях ценой большого физического и психического

напряжения, что в конечном счете приводит к нарушению здоровья.

 

Для восстановления здоровья студентов немаловажную роль играет спортивно-

оздоровительиый лагерь. Эта форма организации «активного отдыха» имеет, давние традиции. Работа построена таким образом, чтобы значительное количество! отдыхающих за период пребывания в лагере смогли сочетать занятия с физическими упражнениями по интересам с мероприятиями культурного досуга. Студенты-спортсмены продолжают тренировки по избранному виду спорта или проводится «переключение» спортивной деятельности согласно индивидуального плана на летний переходный период.

  1. Средства физического воспитания.

Физическими качествами принято называть те функциональные свойства ор­ганизма, которые предопределяют степень двигательной одаренности человека. По принятой классификации выделяют пять физических качеств: силу, быстроту, гиб­кость, ловкость и выносливость.

Развитие и совершенствование физических качеств в процессе физической (спортивной) тренировки способствуют укреплению здоровья, развитию форм и функций органов тела, расширяют двигательные навыки занимающихся

Различают общую и специальную физическую подготовку. Общая физическая подготовка заключается в гармоничном развитии всех физических качеств: силы быстроты движений (скорости), координации движений (ловкости), гибкости, выносливости.

Специальная физическая подготовка направлена на максимальное развитие двигательных качеств, отвечающих специфике избранного вида спорта, так как pазличные виды спорта требуют избирательного воздействия на те или иные двигательные качества спортсмена. Основными средствами специальной физической под готовки являются соревновательные упражнения.

5.5.1. Воспитание силы

Силой (или силовыми способностями), называют способность человека пре одолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений. Сила как физическое качество характеризуется степенью напряжения или сокращения мышц. Развитие силы сопровождается утолщением и образованием новых мышечных групп, можно изменить конфигурацию тела (телосло жения).

Средствами воспитания силы являются гимнастические упражнения с отяго шением (как отягощение используется масса собственного тела или отдельных его частей) - сгибание и выпрямление рук в упоре, подтягивание на перекладине, наклоны и выпрямление туловища, приседания и т.п.; силовые упражнения с малыми отягощениями (гантелями, эспандерами резиновыми амортизаторами, облегченны ми гирями); специальные силовые упражнения с большими отягощениями (гирями штангой и др.).

Наиболее распространены четыре метода воспитания силы. Метод максимальных усилий- характеризуется выполнением упражнений с применением предельных или около предельных отягощений (90% от рекордного отягощения для данного спортсмена), Каждое упражнение выполняется сериями. В одной серий (при одном подходе к снаряду) выполняются 1-3 повторения. За одно занятие выполняет сч 5-6 серий. Отдых между сериями составляет 4-8 мин (до восстановления). При этом развивается максимальная динамическая сила. Метод повторных усилий - (или метод «до отказа») предусматривает упражнения с отягощением (30-70% от рекордного), которые выполняются сериями до 4-12 повторений в одном подходе. За одно занятие выполняется 3-6 серий. Отдых между сериями 2-4 мин (до неполного восстановления). При этом методе происходит эффективное наращивание мышечной массы. Метод динамических усилий связан с применением малых и средних отягощений (до 30% от рекордного), чтобы не искажалась техника движений. Упражнения выполняются сериями по 15-25 повторений за один подход в максимально быстром темпе. С помощью этого метода преимущественно развиваются скоростно-силовые качества. Изометрический (статический) метод предполагает статистиче­ское максимальное напряжение различных мышечных групп продолжительностью 4-б с. За одно занятие упражнение повторяется 3-5 раз с.отдыхом после каждого на­пряжения (30-60 с). Этот метод развивает преимущественно силу, которая в наи­большей степени проявляется при статической работе.

5.5.2. Воспитание быстроты движений (скорости)

Быстрота движений характеризуется временем двигательной реакции, макси­мальной скоростью одного движения и максимальной частотой движений в единицу времени.

Практически наибольшее значение имеет скорость целостных двигательных актов (бега, плавания и т.д.), а не элементарные проявления быстроты. Во многих движениях, выполняемых с максимальной скоростью, различают две фазы: фазу увеличения скорости (фазу разгона) и фазу относительной стабилизации скорости (дистанционную). Скоростные способности человека довольно специфичны, Движе­ния, выполняемые с максимальной скоростью, отличаются по своим физиологиче­ским характеристикам от более медленных, т.к. активность мышц настолько кратко-временна, что мышца не успевает за этот период существенно укоротиться, факти­чески мышцы работают в режиме, близком к изометрическому.

К средствам воспитания быстроты относятся физические упражнения, выпол­няемые с максимальной скоростью; скоростно-силовые упражнения (прыжки, мета­ния и др); подвижные и спортивные игры.

Применяются два основных метода воспитания скорости: повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в облегченных условиях (преодоление отдельных отрезков дистанции, бег под уклон, метание снарядов и т.д.); повторное выполнение упражнений в максимально быстром темпе в затрудненных условиях (удлинение пробегаемых отрезков, бег в подъем, метание тяжелых предметов и т. д.)

При выполнении упражнений на развитие быстроты движений необходимо соблюдать определенные требования. Повторные упражнения следует выполнять с около предельной или предельной скоростью (интенсивностью).

5.5.3. Воспитание ловкости (координации движений)

Ловкость - способность управлять своими движениями во времени и в пространстве, быстро овладевать своими движениями, способность перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Ловкость - специфическое сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки, т.к. в каждом отдельном случае и в зависимости от уси­лий «убирают тот или иной критерий. Например, можно отличаться хорошей ловкостью и спортивных играх и недостаточной- в гимнастике.

Двигательные анализаторы играют существенную роль в формировании каче­ства ловкости. Чем совершеннее способность человека к точному анализу движений, тем выше его возможности в быстром овладении движениями, их перестройке.

С психологической точки зрения ловкость зависит от полноценности воспри­ятия собственных движений и окружаются обстановки, от инициативности, быстроты точности двигательных реакций.

Средством воспитания ловкости являются упражнения со сложной координа­цией движений В качестве методов применяют разучивание новых упражнений и многократное повторение упражнений со сложной координацией движений, выполнение упражнений в две стороны поочередно (вправо, влево); выполнение упражне­ний поочередно правой и левой рукой (ногой); выполнение упражнений в меняю­щейся обстановке, нестандартных условиях (подвижные и спортивные игры).

5.5.4. Воспитание гибкости :

Под гибкостью понимают морфофункциональные свойства опорно-двигательного аппарата, определяющие степень подвижности его звеньев. Гибкость -способность выполнять движения с большой амплитудой. Она выражается либо в угловых, либо в линейных мерах. Различают активную гибкость (проявляемую в ре­зультате собственных мышечных усилий) и пассивную (выявляемую путем прило­жения к движущейся части тела внешних сил - тяжести, усилий партнера и т.д.).

Гибкость зависит от эластичности мышц и связок. Она может меняться от paзличных условий, например, увеличивается при эмоциональном подъеме (на сорев­нованиях): или повышении температуры окружающей среды. На гибкости больше, чем на других физических качествах, сказывается суточная периодика: так, в утрен­ние часы она значительно снижена. Гибкость существенно изменяется под влиянием утомления, причем показатели активной гибкости уменьшаются, а пассивной - уве­личиваются.

Для воспитания гибкости применяют следующие физические упражнения:, активные свободные движения с постепенно увеличивающейся амплитудой, движения с помощью партнера, помогающего увеличить амплитуду.

Основным методом является регулярное, многократное повторение упражне­ний на гибкость. Например, выполнение их при проведении ежедневной утренней гимнастики, во время проведения тренировочных занятий в подготовительной и заключительной частях

5.5.5, Воспитание выносливости

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению в какой-либо деятельности.

Утомлением называется вызванное работой временное снижение работоспо­собности. Оно выражается в повышении трудности или в невозможности продолжать деятельность с прежней интенсивностью. У различных людей при одной и той же работе утомление наступает через разные промежутки времени, что свидетельствует о различной степени их выносливости.

Одним из критериев определения выносливости является время, в течение ко­торого человек способен поддерживать заданную интенсивность деятельности.

Выносливость подразделяют на общую и специальную. Выносливость по от­ношению к определенной деятельности, избранной как предмет специализации, называют специальной, например, специальная выносливость бегуна, прыгуна, лыжника и т.д.

При работе, в которой участвуют более 2/3 мышц тела, расход энергии обычно
велик. Это предъявляет высокие требования к системам энергетического метаболизма, в частности к органам дыхания и кровообращения, основным системам повышения работоспособности.

Функциональные возможности человека в упражнениях, требующих выносли­вости, определяются, с одной стороны, наличием соответствующих двигательных качеств и умений, с другой - анаэробными и аэробными возможностями организма

При очень низкой мощности работы (медленный бег, передвижение на лыжах и т.н.) значение аэробных возможностей становится настолько большим что выносливость во многом приобретает общий характер. Общая выносливость -это вынос­ливость в продолжительной работе умеренной интенсивности при фупкционировании всею мышечного аппарата. Это создает благоприятные условия для широкого переноса выносливости.

При воспитании Выносливости с помощью циклических упражнений нагрузка определяется скоростью передвижения, продолжительностью упражнения и интер­валов отдыха, характером отдыха (активный либо пассивный), числом повторений упражнений. Повышение аэробных возможностей зависит от увеличения максимального уровня потребления кислорода, развития способности поддерживать этот уровень длительное время и увеличения быстроты развертывания дыхательных процессов до максимальных величин.

В качестве основных методов для повышения аэробных возможностей исполь­зуют методы равномерного непрерывного, повторного и переменного упражнений Равномерное непрерывное упражнение особенно широко применяется на начальных этапах воспитания общей выносливости.

Большой эффект в развитая аэробных возможностей дает - хотя на первый взгляд это кажется парадоксальным- анаэробная работа, выполняемая в виде кратковременных повторений, разделенных небольшими интервалами отдыха (методы повторного, интервального упражнения).

Продукты анаэробного распада, образующиеся при выполнении интенсивной кратковременной работы, служат мощным стимулятором дыхательных процессов Поэтому в первые 10-90 с после такой работы потребление кислорода увеличивает­ся, растет ударный объем крови. Если повторная нагрузка дается в этот момент, то потребление кислорода может достигнуть максимума,

  1. Исследование состояния функции дыхания.

Система дыхания- является ведущей наравне с кровообращением, так как под­держивает оптимальный кислородный режим организма. Особенное значение ис­следования функции дыхания приобретают при занятиях физической культурой и спортом. При исследовании функционального состояния внешнего дыхания и изме­нение его под влиянием тренировки определяется жизненная ёмкость легких, мак­симальная вентиляция легких, состояние бронхиальной проходимости; используют­ся пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе и на выдохе.

Жизненная емкость легких (ЖЕЛ или VC-vital capacity) - объем воздуха, по­
лученный при максимальном выдохе, сделанном после максимального вдоха. Измеряется ЖЕЛ с помощью спирометра (водяного или сухого). Нормальной считается такая фактическая ЖЕЛ, которая составляет в среднем для мужчин 3500-4000 куб. см воздуха или мл, для женщин - 2500-3000 куб. см. или мл у спортсменов величина ЖЕЛ колеблется в среднем от 4500 до 6500 мл и зависит от спортивной специализации.

При определении ЖЕЛ необходимо учитывать пол, вес и рост. Поэтому при­нято, помимо так называемой фактической ЖЕЛ определять «должную» её величину - соответственно индивидуальным вышеперечисленным показателям. Существует много различных формул. Наиболее часто пользуются уравнением Людвига: у муж­чин должная ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (30 х вес в кг) • 4400; у женщин должна» ЖЕЛ = (40 х рост в см) + (10 х вес в кг)* 3800.

При сравнении вычисленной должной ЖЕЛ с определяемой при исследовании фактической ЖЕЛ учитывается разброс нормальных значений: ±25 %

Пробы с произвольной задержкой дыхания на вдохе (Штанге) и на выдохе (Генчи) характеризуют функцию не только дыхания, но и кровообращения Средняя продолжительность Задержки дыхания у взрослых здоровых людей в состоянии по­коя после обычного вдоха составляет 54,5 с, а после обычного выдоха 40 с




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 530; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.