Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет №8 5 страница




В 1922 г. в Москве впервые проведено первенство РСФСР по легкой атлетике.

В 1952 г. наши спортсмены приняли участие в,Олимпийских играх. Дебют
был успешным Н. Ромашкова (диск), Г. Зыбина (ядро) стали чемпионами игр,
а М Голубничая (барьерный бег), А. Чудина (прыжок в длину), Л. Щербаков (трой­
ной прыжок), Ю. Литуев (400 м с барьерами) и В. Казанцев (3000 м) завоевали се­
ребряные медали.

Специальные зачетные требования и нормативы в избранном виде спорта.

В конце каждого семестра для получения зачета студенты помимо общепри­нятых нормативов по ОФП сдают специальные, специфичные нормативы по из­бранному виду спорта.

В волейболе принимаются следующие нормативы: подача мяча, нападающий удар, набивание мяча, блоки.

В баскетболе используются обводка на время, штрафной бросок, передача мя­ча, передача и бросок в корзину

В футболе сдают обводку, набивание, передачи, удар по воротам. «В лыжном спорте и легкой атлетике - бег на различные дистанции.

У пловцов применяется плавание на 50,100 м различными стилями.

В тяжелой атлетике—приседание со штангой, жим лежа, становая тяга. Борцы демонстрируют броски, подсечки

  1. Влияние индивидуальных особенностей, географо-климатических факторов на содержание производственной физической культуры.

При организации производственной физической культуры необходимо со­блюдать приведенные выше основные правила. Рассмотрим дополнительно некото­рые из них:

1) учет индивидуальных особенностей занимающихся. В связи с этим, произ­водственная физическая культура для женского и мужского контингента должны отличаться по подбору и направленности упражнений. Возможно также в данном

145 случае разделение группы на подгруппы, работающие с разными комплексами уп­ражнений. Необходимо разделить группы занимающихся, не только по возрасту но и отклонениям в состоянии здоровья, например, имеющих заболевания сердечно­сосудистой системы, желудочно-кишечные нарушения или заболевания опорно-двигательного аппарата и т.д. В таких случаях используются специально подобран­ные методики с элементами лечебно-профилактической направленности. Такое применение средств физической культуры будет способствовать исключению воз-никновения производственных травм и возможного брака на производстве, буди обеспечивать плавный переход от выполнения в перерывах физических упражнений к выполнению трудовых операций.,

2) проведение производственной физкультуры должно строиться с учетом времени суток, недели, периода климатических условий. С этой целью вносятся коррективы в подбор средств, учитывающих изменения состояния организма в ре-жиме дня, период выполнения производственного задания (конец квартала, года, сдача ответственного объекта и т.п.). Кроме того, принимаются во внимание темпе­ратурные условия проведения занятий, например, в прохладном помещении возни-кает необходимость разогреть организм работающих. В жаркую погоду следует применять упражнения с небольшой нагрузкой, плавными спокойными движения­ми, а также упражнения на расслабление.

 

Билет №23

  1. Режим труда и отдыха, сон и профилактика его нарушений.

Режим труда и отдыха

Одно из главных требований гигиены - науки о сохранении и укреплении здо-ровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отды­ха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую деятельность, позволяя Максимально использовать все возможности организма человека. Приме-й положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспо-собностьслужит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую на-зшалй уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и Слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.

Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип - система условных рефлексов В результате длительного следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отри­цательно сказывается на состоянии организма.

Конечно, прежде всего, надо считаться- с условиями; продиктованными про фессиональной деятельностью. Работа, труд занимаю! большую часть времени бодрствования и должны быть организованы рационально, с учетом гигиенических требований (подробнее об этом - в лекциях 4, 5,11)

Наилучшему восстановлению сил, полноцепному отдыху способствует также регулярнре выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно под­чёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления ак­тивной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их. следует плани­ровать в зависимости от занятости (подробнее о физкультуре в режиме отлыха в лекциях 5,6)

3.5.2. Сон и профилактика его нарушений

Человек проводит треть своей жизни в состоянии сна, а пятую часть этого времени у него занимают сны - приятные и (больше) неприятные. Исследования в области физиологии и нейрохимии сна показали, что во.время сна снижается двига тельная активность, мышцы тела расслабляются, уменьшается яастота сердечных сокращений, дыхание становится поверхностным, снижаются температура тела, об мен веществ и артериальное давление. Однако работа мозга во сне не прекращается и сопровождается различными активными процессами. Во время сна, по данным из мерений биоэлектрической активности мозга, происходит смена а среднем 4-6 цик лов с продолжительностью каждого 1-1,5 ч. При этом фазу, которая сопровождается повышенной биоэлектрической активностью мозга, назвали быстрым, парадоксальным сном (с большим количеством сновидений), а фазу с пониженной биоэлектрической активностью мозга - ортодоксальным, медленным сном (сравнительно меньшее количество сновидений), В период сна происходит чередование парадоксального и ортодоксального сна: в первую половину ночи преобладает ортодоксальный сон, ближе к утру - парадоксальный. Нарушение этого чередования выэывает его расстройство,

Большинство исследователей, работающих в данной области, полагают, что сновидения необходимы головному мозгу и что их отсутствие может вызвать раз личные психофизиологические расстройства. Считается, что сон со сновидениями-это разрядка мозга, особенно коры головного мозга - прореживание той информации, которая накапливается длительное время в период бодрствования, т е. во сне «проводится очистка» от всего лишнего и закрепление нужного и ценного,

Расстройства сна бывают трёх видов: затруднённое засыпание, тревожный сон неспокойный сон с ранним пробуждением. К расстройствам сна больше предрасположены люди, отличающиеся повышенной эмоциональной лабильностью, высокой тревожностью и впечатлительностью. Исследования показали, что при расстройстве сна изменяется его структура - нарушается чередование циклов и уменьшается глубина парадоксального и ортодоксального снаКакая должна быть минимальная продолжительность сна, ответить на этот во-трудно, потому что фундаментальных исследований в этом направлении не То, что сои нужен,-отрицать нельзя, об этом свидетельствует не только краткий обзор, но и вся обширная литература по этой проблеме. Продолжительность сна'у каждого индивидуума определяется наследственными факторами и личностными особенностями. Из своего опыта каждый человек знает сколько он должен спать, чтобы на следующий день быть работоспособным. Например известно, что Наполеон спая в сутки 4 часа. Для некоторых лиц достаточно 4*5 часов; а для других - 9-10 часов сна. Пожилые люди спят меньше в связи с развитием у них атеросклеротического синдрома, замедлением метаболических про-цессов н уменьшением энергетических ресурсов. Студенты (учитывая высокие тре-бования обучения я особенности развития их организма) должны спать не менее 8 часов в сутки, а в выходные дни - 9-10 часов. Отход ко сну рекомендуется не позд­нее 23 часов, а подъем не ранее 7 часов.

Дяя-того чтобы сохранить нормальный сон, необходимо спать при открытой форточке, всегда ложиться спать в определённое время, перед сном не следует естъ, пить кофе, вестя волнующие разговоры, ссориться, смотреть кинокартины или теле-виэнонные передачи, вызывающие эмоциональные переживания, читать детективы. Ежедневная мышечная активность способствует быстрому засыпанию и креп­кому сну, поэтому напряженную умственную деятельность необходимо чередовать с физическим трудом или занятиями спортом

  1. Мотивы индивидуального выбора студентами конкретного вида спорта.

Согласно программе физического воспитания высших учебных заведений спортивная деятельность студентов может осуществляться по избранным специали-зяииям соответственно интересам.

Как правило, такой выбор легко осуществляется,, окончившими ДЮСШ, либо занимавшимися в школьных спортивных секциях. Для студентов, не имеющих спортивной подготовки, он бывает затруднителен, и здесь им на помощь приходят педагоги. При отборе учитываются результаты тестирования по общефизической подготовке, технической и тактической подготовленности по избранному виду спорта, обучаемость (динамика освоения новых упражнений), перспектива дальнейшего роста.

Для студентов, выбирающих какую-либо спортивную специализацию и не за­нимавшихся ранее, преподаватель проводит специальное тестирование правильного выбора вида спорта. Студент должен адекватно оценить уровень своей подготов­ленности. На основе результатов тестирования определяются слабые и сильные сто­роны подготовленности и намечается конкретная специализация. При этом учитывается, конечно, и мотивационная сторона этого выбора, то есть желание освоить тот или иной вид спортивной деятельности.

Целями выбора могут быть:

укрепление здоровья, коррекция отдельных недостатков физического развития и телосложения. Многие студенты имеют слабое развитие плечевого пояса. Можно им рекомендовать занятия по индивидуальным планам, либо в секциях тяжелой ат­летики. При недостаточной выносливости также рекомендуются самостоятельные занятия, либо занятия легкой атлетикой. Для коррекции осанки упражнения подби­раются тренером и выполняются сначапа под контролем педагога, а затем, по мере правильного усвоения, самостоятельно;

развитие функциональных возможностей организма для увеличения общей работоспособности (умственной и физической);

психофизическая подготовка к будущей профессиональной деятельности и овладение жизненно необходимыми умениями и навыками. Многочисленными ис­следованиями в спортивной науке доказано, что физическая культура и сперт явля­ются прекрасным средством целенаправленного развития таких важнейших сторон психики человека, как внимание, быстрота и точность сенсомоторного реагирова­ния, эмоциональной устойчивости, личностных качеств и т.д. В то же время, у каж­дого студента имеются большие возможности выбора форм физической культуры, видов спорта для развития конкретных сторон жизненно необходимых умений или профессионально-прикладной подготовки; достижение высоких спортивных результатов. Это возможно при следующих условиях:

высокой мотивации студента к определенному виду спорта;

высокой квалификации и энтузиазма тренера;

создания предпосылок для успешной подготовки, в том числе - спортивной базы, питания, возможности для участия в соревнованиях высокого ранга.

  1. Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки.

 

Билет №24

  1. Составляющие здорового образа жизни: режим труда и отдыха, личная гигиена.

Режим труда и отдыха

Одно из главных требований гигиены - науки о сохранении и укреплении здо-ровья - научно обоснованный и неукоснительно соблюдаемый порядок труда, отды­ха, сна и питания. Соблюдение режима значительно облегчает любую деятельность, позволяя Максимально использовать все возможности организма человека. Приме-й положительного влияния строгой организованности на здоровье и работоспо-собностьслужит жизнь замечательного немецкого философа И. Канта, которую на-зшалй уникальным гигиеническим экспериментом. Будучи с детства болезненным и Слабым ребёнком, он создал для себя в зрелые годы строгий режим дня и соблюдал его практически всю жизнь, подвергаясь жестким ограничениям. Это помогало ему сохранять высокую работоспособность и хорошее самочувствие.

Физиологической основой режима дня является выработка динамического стереотипа. Динамический стереотип - система условных рефлексов В результате длительного следования определённому распорядку дня эта система закрепляется, упрочивается. Беспорядочное же чередование занятий разрушает стереотип и отри­цательно сказывается на состоянии организма.

Конечно, прежде всего, надо считаться- с условиями; продиктованными про фессиональной деятельностью. Работа, труд занимаю! большую часть времени бодрствования и должны быть организованы рационально, с учетом гигиенических требований (подробнее об этом - в лекциях 4, 5,11)

Наилучшему восстановлению сил, полноцепному отдыху способствует также регулярнре выполнение физических упражнений. Великие люди неоднократно под­чёркивали их важность для сохранения и укрепления здоровья, для продления ак­тивной творческой жизни. В режиме дня необходимо отвести постоянное время для утренней зарядки и регулярных физкультурных упражнений. Их. следует плани­ровать в зависимости от занятости (подробнее о физкультуре в режиме отлыха в лекциях 5,6)

Личная гигиена и закаливание

Существенная роль в профилактике простудных и многих инфекциошшх За­болеваний принадлежит систематическому закаливанию организма Повышение ус

. тойчивости организма к охлаждению - одно из наиболее доступных и эффективных
средств предупреждения инфекционных заболеваний Вот почему такие доступные
обшеукрепляюшие средства, как ежедневные обтирания теда прохлядиой водой или
прием душа, обливание, купание с последующим растиранием воздушные ванны,
солнечные ванны имеют исключительйно большое значениеВ процессе закаливания в первую очередь укрепляется нервная система. При этом внешние раздражители рефлекторным путём вовлекают в терморегуляторные реакции сердечно-сосудистую, дыхательную и другие системы организма. Их деятельность постепенно перестраивается, приводя к расширению компенсаторных функциональных возможностей организма человека.

Основными принципами закаливания являются постепенность, систематич ность, учёт индивидуальных особенностей человека, комплексное использование солнца, воды и воздуха.

Водные процедуры - более интенсивная закаливающая процедура, так как во да обладает теплопроводностью в 28 раз большей, чем воздух.

Самое благоприятное время для начала закаливания водой - лето и осень
Лучше проводить процедуры утром, после сна или утренней гимнастики. Первона
чальная температура воды должна быть +33° - +34 «С, температура воздуха - +170
+,20 °С. Температуру воды снижать через 3-4 дня на 1°С и постепенно за 1,5 - 2 ме
сяца довести её до+20°-+18 °Си ниже.

Закаливание водой подразделяется на следующие виды процедур: обтирание обливание, души, купания (методика проведения обсуждается на практических занятнях). Существуют ещё местные виды закаливания - обмывание стоп и полоскание горла холодной водой. Эти процедуры играют важную роль в повышении устойчивости к простудным заболеваниям, так как при этом закаляются самые уязвимые для охлаждения места организма. Обмывание стоп производится перед сном, первоначальная температура воды +2б6 * +28 ЬС, а затем доводят ее до +12в - +15 0С. полоскание горла - утром и вечером: начальная температура виды +23* • +25 0С, постепенно через неделю она снижаепкл на 1*-2 вС и доводится до +5» - +10 С.

  1. Нетрадиционные виды спорта.

нетрадиционные виды спорта

В последнее время стали популярными нетрадиционные виды спорта, такие как карате, кун фу, у-шу и др. С одной стороны, данные виды способствуют укреп­лению здоровья, улучшению осанки, развитию силы, гибкости, выносливости, уве­личению продолжительности жизни, обучают самообороне, с другой стороны - они несут с собой элементы восточной культуры, мировоззрения. Задача педагогов со­стоит в том, чтобы взять от этих видов все лучшее для спорта и здоровья и повыше­ния культуры занимающихся.

В то же время, следует помнить, что использование элементов восточных единоборств должно иметь место исключительно для самообороны и только в самых крайних случаях. Вспышки насилия недопустимы как на занятиях физической культурой, так и вне учебного заведения. Об этом должны помнить студенты и педагог, использующий в обучении элементы нетрадиционных видов спорта, и способство­вать развитию чувства коллективизма, товарищества, дружелюбия.

  1. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей организма.

 

Билет №25

  1. Индивидуально-психологические особенности личности.

Человек живет в обществе. Лучше всего он действует тогда, когда его личные интересы подчинены общественным и совпадают с ними. Наибольшую угрозу для человека (а значит, основание для психического стресса) представляет общественное неодобрение и изоляций, а одно из необходимых условий нормального функционирования человеческой психики - эмоциональная поддержка окружающих.

В человеческом обществе, в отличие от животного мира, существуют особые факторы жизнедеятельности, требующие внимания. К ним относятся: оценка своих возможностей в сравнении с другими людьми, достигшими более значительных ре зультатов при выполнении совместной работы, потребность в повышений своего статуса, в самоутверждении.

В настоящее время в психологии различают следующие основные свойства темперамента,

Сензитивностъ (повышенная чувствительность). О ней мы судим пo наи меньшей сине внешних воздействий, необходимой для того, чтобы вызвать у человека какую-то психическую реакцию. Если у одного определенные условия деятельности не вызывают раздражения> тo для другого они становятся сильным сбивающим фактором

Реактивностьстьг эмоциональность. Это свойство определяется силой эмоциональной реакция человека на внешние и внутренние раздражителнЭмоциональная устойчивость. Она характеризуется индивидуальным для каждого человека взаимодействием различных компонентов психики и свойствами темперамента, в частности такими, как тревожность и невротичность. Тревожность может выступать и как независимый фактор (т.е. как характери-стика индивида), и как проявление другого, более общего фактора - эмоциональной Неустойчивости, важным компонентом которой является невротичность.

Тревожность связана с повышенной возбудимостью отрицательных эмоций, склонностью человека оценивать различные ситуации как угрожающие и испыты-«пъ при этом состояние тревоги, беспокойства и страха.

Резистентность. Это сопротивляемость неблагоприятным условиям, тормозя­щим деятельность. Наиболее ярко такое свойство темперамента приселяется в со­противлении стрессу, в отсутствии снижения функционального уровня деятельности при сильном нервном напряжении. Каждый человек имеет свой индивидуальный стрессовый порог, т.е. только определенная доля стресса, определенный его уровень являотся оптимальными и позволяют показывать наилучший результат.

Экстравертированность — ннтравертированность. О них мы судим по то­му, от чего в большей степени зависят реакции и деятельность человека — от внеш­них впечатлений в данный момент (Экстравертированность) или, наоборот, от обра­зов» представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интравертирован-ность), Поэтому экстраверт часто выражает свои переживания внешне, тогда как ин­траверт склонен «уходить в себя», особенно в напряженной обстановке. Конкретно такие свойства темперамента проявляются в следующем.

1. Интраверты воспринимают явления окружающей среды более субъективно, чем экстраверты.

2. У интравертов приспособление к среде заключается в активизации интел-лекгуальной деятельности, у экстравертов - в активизации поведенческой деятельно­сти.

3. Уровень самоконтроля у интравертов значительно выше, чем у зкстравер-тов.4, Возбудимость внимания. Чем меньшая степень новизны способна привлечь внимание, тем более оно возбудило у данного человека.

В своей жизни человек сталкивается с биологическими и социальными по
требностями, которые в зависимости от их актуальности, образуют систему мотивов направляющих его деятельность. Именно высокий уровень мотивации (конечно в сочетании с необходимыми качествами и свойствами личности) позволяет достигнуть высокой работоспособности и сохранить её настолько, насколько это потребуется.

Все знают что мотивация - мощный психический двигатель любой человеческой деятельности. Чем сложней и ответственней деятельность, тем больше ее результат зависит от структуры, уровня;и направленности мотивации.

В основе мотивации лежит потребность. Так, испытывая потребность в активной двигательной деятельности, мы формируем мотивацию занятий физической культурой и спортом вообще или психофизическим тренингом в частности.

Мотивация формируется на основе четко обозначенных и связанных друг с другом целей. Правильно сформулированная цель деятельности - это уже подела Понимание необходимости достижения этой цели, выбора правильных путей- это, по существу, вторая половина дела.

Типичная мотивация занятий физической культурой (просто «стать здоро вым») расплывчата и поэтому мало эффективна. Нужна конкретно направленная мо тивация: в чем именно и в какие сроки добиться прогресса (например, увеличить объем бицепсов, повысить физическую работоспособность или добиться того, что в быту называется «убрать живот» и т.п.). Из таких частных мотивационных установок потом будет формироваться мотивация более высокого порядка

Правильная оценка самого себя, своего внешнего и внутреннего «Я» помогает ставить, реальные цели и точно формировать нужную мотивацию.

Здесь важно чувство меры, слишком высокие, недоступные цели приводят к тому, что они не достигаются. А непостигнутая цель приводит к развитию тревож ностн, беспокойства, а впоследствии может и развить невротизм Лучше поставить довольно близкую, реальную цель, а достигнув её; «отодвигать» дальше, перемещаясь вперед со ступеньки на ступеньку

  1. Спорт в свободное время, спортивные соревнования (по специальности), их организация.

В свободное от учебы время студенты посещают занятия в отделениях спор­тивного совершенствования. Как правило, такие занятия проводятся три-четыре раза в неделю. В студенческих общежитиях избираются физорги для организации спор­тивно-массовой работы, создаются самодеятельные секции по видам спорта, прово­дятся тренировки и соревнования.

Занятия физической культурой и спортом наряду с укреплением здоровья повышением физической подготовленности способствуют развитию отдельных фи­зических качеств (выносливости, силы, быстроты, ловкости и т;д.

7.7. спортивные соревнования

Незаменимым фактором роста спортивного мастерства являются соревнова­ния, так как они повышают и выявляют.уровень физической, технической и такти­ческой подготовленности участников, формируют у них потребность в систематиче­ских занятиях физическими упражнениями и способствуют привитию нравственных норм и эстетических привычек. Наряду с этим, соревнования обладают особой зре-лищностью и привлекательностью не только для спортсменов, но и для зрителей., давая им огромный заряд положительных эмоций.

На академических занятиях соревновательная деятельность студентов исполь­зуется с целью совершенствования основных функций организма, контроля за под­готовленностью, отбора по специализациям, разнообразия организации занятий, по­вышения интереса занимающихся к физической культуре. В спортивных отделени­ях к приведенным целям добавляется достижение высоких спортивных результатов.

Спортивные соревнования для студентов-спортсменов имеют особое место в их подготовке:

1) соревнование по избранному виду спорта выступает для спортсмена как ос­новное целевое направление его деятельности;

2) соревнования для спортсмена выступают не только как цель, но и как кон­кретное событие во времени и пространстве;

3) в современном спорте соревнования используются как средство и как фор­ма подготовки спортсмена;

4) соревнования используются для оценки подготовленности,

5) соревнования служат для отбора спортсменов.

Система студенческих спортивных соревнований имеет несложную структуру и содержит следующие этапы: первенство учебной группы, первенство курса (пото­ка), первенство факультета, первенство вуза, первенство вузов города, соревнования среди вузов различных городов, международные соревнования, всемирные студен­ческие игры (универсиады), т.е. ранг студенческих соревнований постепенно увели­чивается Тем самым они обладают массовостью и способствуют постепенному росту спортивного мастерства. Кроме этого, они способствуют расширению знаний о вузе, стране, мире и являются источником передачи передового опыта.

Студенты принимают участие и в Олимпийском движении, где они достигают больших высот. Так, знаменитые олимпийские чемпионы Виктор Игуменов, Генна­дий Комнатов, Денис Пиманков, Роман Слуднов и многие другие достигли этого здания еще будучи студентами Омского института физической культуры.

  1. Попутная тренировка. Дополнительная средства повышения общей и профессиональной работоспособности в процессе занятий физическими упражнениями.

Попутная тренировка

Под попутной тренировкой понимают 'индивидуальную подготовку с целью повышения двигательной активности. Отличается попутная тренировка;ем, что она не требует дополнительных затрат времени, проводится в обычных условиях труда и быта, например передвижение на работу пешком, на велосипеде. Полезен подъем по лестницам. При подъеме по обычной лестнице в среднем темпе человек расходу­ет 0,012 ккал/ кг на каждый метр подъема, а при спуске по лестнице - одну треть за­трат на подъем. В качестве дополнительных нагрузок используются хозяйственные работы по дому, на дачном участке и т.п., что приравнивается к труду средней тяже­сти. Полезно также применять изометрические упражнения на любые группы мышц, внешне почти незаметные для окружающих.

11.3.4. Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения функциональных возможностей

Одной из форм ПФК являются организованные занятия в группах здоровья, общефизической подготовки в спортивных секциях. К этим формам можно смело отнести и занятия в клубах по интересам, фитнесклубы и другие современные фор­мы занятий. Для посещения таких занятий необходим допуск врача и регулярные медицинские наблюдения за занимающимися. Комплектование групп ведется с уче­том пола, возраста, состояния здоровья и физической подготовленности занимаю­щихся.

Группы здоровья. Основной целью занятий в группах здоровья является ук­
репление защитных свойств организма к воздействию внешних факторов и условий
производства, повышение уровня общей подготовленности организма к трудовой
деятельности. При организации занятий в группах здоровья необходимо использо-
вать различные виды спортивной деятельности, профилактические процедуры -
массаж и самомассаж, сауну и др.

Группы обшей физической подготовки (ОФП). Группы обшей физической подготовки организуют для лиц, стремящихся к развитию или поддержанию на достаточном уровне основных физических качеств - силы, выносливости, гибкости, ловкости.

К задачам таких групп относятся улучшение общей физической подготовки, освоение навыков спортивных упражнений, развитие физических качеств. В этих группах могут заниматься как молодые, так и люди среднего возраста (группа 15-20

человек) Занятия проводятся обычно 2-3 раза в неделю в течение 2 ч. Специалисты рекомендуют организаторам таких секций соблюдать педагогические принципы, етремиться к разностороннему воздействию на занимающихся, использовать круго­вой метод тренировки. Следует использовать как подготовку к отдельным видам спорта, так и к многоборью, включать в занятия спортивные игры,

К сожалению, в наше время не существует Комплекс ГТО и, соответственно,
нет специальных групп по освоению нормативов его. Тем не менее, при организа­
ции занятий в группах ОФП необходимо использовать богатейший опыт работы по
Комплексу ГТО, в частности, применять методические подходы по теоретической и
практической подготовке занимающихся, использовать систему оценок подготов­
ленности занимающихся, основанную на достижениях отечественной спортивной
науки и учитывающей пол и возрастные особенности занимающихся, определенные
ступени роста мастерства в разных видах спорта. Освоение нормативов Комплекса
будет вполне отвечать созданию «базовой» общефизической подготовки современ­
ного специалиста, готовности его осуществлять интенсивный труд в сложных, бы-
стро меняющихся условиях современного производства, в непростых условиях на
шей жизни.

Занятия в спортивных секциях. Спортивные секции создаются по различ­
ным видам спорта. Их основной целью является совершенствование и поддержание
спортивного мастерства людей разных возрастных категорий. В спортивных секци­
ях участвуют даже спортсмены высокого класса. Примером могут послужить
две омские волейбольные команды - женская «Омичка» и мужская «Вита», в кото­
рые наряду со спортсменами, имеющими средние достижения, вошли мастера во­
лейбола, выступавшие в прошлом в высшей и суперлиге, решившие продолжать
свою спортивную подготовку. В результате обе команды являются многократными




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.