Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Урок лечебной физической культуры




Физиологическая кривая занятия ЛФК

Урок является основной формой организации лечебной физкультуры среди больных различных категорий и носит групповой характер. От других форм проведения лечебной физкультуры урок отличается большей продолжительностью, большим разнообразием упражнений. Урочный метод работы с больными дает возможность в определенной последовательности и систематичности использовать различные формы движений, обеспечивающие необходимый лечебный или профилактический эффект при различных заболеваниях.

В практике лечебной физкультуры уже давно отказались от стандартных схем построения урока. Характер проведения уроков, качественный и количественный подбор упражнений должны изменяться и зависеть от состава и состояния больных, их трудовой направленности, возрастных и половых особенностей, от климатофизиологических факторов и пр.

Кривая урока. В основу построения урока лечебной физкультуры должны быть положены кривая физиологической нагрузки и кривая эмоционального состояния.

Под «кривой» урока понимается графическое (чертежное) изображение степени напряжения организма в каждой отдельной части урока и всего урока в целом. За основу берется обычно физиологическая кривая, определяемая по пульсу. На абсциссе отмечается в минутах длительность отдельных частей урока, на ординате — число ударов пульса в минуту. Отметив по этим данным в соответствующих местах точками частоту пульса для каждой части урока и соединив эти точки между собой, получают общую кривую урока. Она дает некоторое представление об интенсивности выполняемой ребенком работы.

Для определения физиологической кривой можно брать и другие данные, например кровяное давление.

Упражнения, входящие в урок, должны быть таковы, чтобы максимальный подъем пульса у больных не превышал больше чем на 50—60 % исходные данные. У больных перед выпиской из лечебного учреждения степень нагрузки может быть значительно больше. Наивысшую точку подъема физиологической нагрузки у таких больных устанавливают обычно на грани между средней и последней третью урока.

Методист, намечая план урока лечебной физкультуры, должен исходить не только из учета физиологического воздействия упражнений на своих больных, но и из учета реактивного ответа на эмоциональную насыщенность движений. Кривая урока обычно довольно быстро повышается во вводной части, равномерно — в подготовительной, достигает наибольшей высоты в основной и резко падает в заключительной части урока. В лечебной физкультуре кривая урока зависит от формы заболевания, задач урока и методики работы.

Документальной основой для суждения о правильности построения занятия служат, помимо хронометража, расчет плотности и физиологическая кривая. Под плотностью понимают относительную целесообразность использования времени, отводимого на занятие по лечебной физкультуре. Особенно важна моторная плотность урока, под которой подразумевают чистое время выполнения физических упражнений ребенком по отношению ко всему времени занятия, выраженное в процентах.

Плотность во многом зависит от организации занятия, поэтому инструктор до его начала должен подготовить инвентарь, продумать способы организации детей, расстановку оборудования и снарядов. Оптимальной для занятий можно считать плотность не ниже 60%. Она увеличивается при индивидуальных занятиях и уменьшается при групповых.

При мышечной работе, соответствующей возможностям организма ребенка, вегетативные сдвиги и их показатели изменяются однонаправленно: увеличиваются частота сердечных сокращений, скорость кровотока, минутный объем крови, потребление кислорода, минутный объем дыхания, частота дыхания и т. д.

Периоды ЛФК и соответствующие им режимы двигательной активности. Методика физических упражнений изменяется на протяжении курса лечения и реабилитации в зависимости от характера заболевания, его течения, состояния и физической подготовленности больного, а также от типа лечебно-профилактического учреждения. ЛФК широко используется в процессе физической реабилитации и ее применение условно делится на соответствующие периоды — отрезки времени, характеризующие анатомо-функциональное состояние поврежденного органа и всего организма в целом. В соответствии с этим различают три периода.

Первый период — острый период вынужденного положения, или иммобилизации, когда анатомическое и функциональное состояние органа и всего организма в целом нарушены. Например, при переломе костей предплечья в это время нарушены анатомическая целостность костей и функции поврежденной конечности. Задачи первого периода: 1) предупреждение осложнений; 2) стимуляция процессов реабилитации; 3) профилактика застойных явлений. Физиологическая кривая нагрузки на этом этапе в основном одновершинная с максимальным подъемом в центре основной части занятия ЛФК. Отношение дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:1. Темп медленный и средний. В занятие включается 25 % специальных и 75 % общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Второй период — период восстановления функций, когда анатомически орган в основном восстановлен, а функция его по-прежнему резко нарушена. Например, при переломе иммобилизация снята, костная мозоль образована, но движения в суставах ограничены. Задачи второго периода: 1) ликвидация морфологических нарушений; 2) восстановление функции больного органа; 3) формирование компенсаций. В это время физиологическая кривая нагрузки многовершинная, исходные положения разные. Отношения дыхательных упражнений к общеразвивающим и специальным 1:2. Темп средний. В занятие включается 50% общеразвивающих и дыхательных упражнений.

Третий период — этап окончательного восстановления функции не только пострадавшего органа, но и всего организма в целом. Например, после перелома костей предплечья наступило полное восстановление — костная мозоль окрепла, подвижность в суставах приблизилась к норме, но большие физические нагрузки — висы, упоры, поднятие тяжестей больной выполнить не может. Необходимо постепенно восстановить возможность выполнения этих упражнений. Задачи третьего периода: 1) ликвидация остаточных морфологических и функциональных нарушений; 2) адаптация к производственным и бытовым нагрузкам; 3) тренировка всего организма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1306; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.