Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы и принципы физического воспитания




Классификация подвижных игр

Подвижные игры классифицируются по разным параметрам: по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры). В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр. К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др. Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.

Несюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа: перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т.п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.).

Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).

Спортивные игры, по данным М. П. Голощекиной, Э.И.Адаш-кявичене и др., целесообразно использовать в старшей и подготовительной к школе группах дошкольного учреждения.

 

34. Система физического воспитания — это исторически обусловленный тип социальной практики физического воспитания, включающий мировоззренческие, теоретико-методические, программно-нормативные и организационные основы, обеспечивающие физическое совершенствование людей и формирование здорового образа жизни.

1. Мировоззренческие основы. Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов и идей, определяющих направленность человеческой деятельности.

В отечественной системе физического воспитания мировоззренческие установки направлены на содействие всестороннему и гармоничному развитию личности занимающихся, реализацию возможностей достижения каждым физического совершенства, укрепление и многолетнее сохранение здоровья, подготовку на этой основе членов общества к профессиональным видам деятельности.

2. Теоретико-методические основы. Система физического воспитания опирается на достижения многих наук. Ее теоретико-методической основой служат научные положения естественных (анатомия, физиология, биохимия и др.), общественных (философия, социология и др.), педагогических (психология, педагогика и др.) наук, на основе которых дисциплина «Теория и методика физического воспитания» разрабатывает и обосновывает наиболее общие закономерности физического воспитания.

3. Программно-нормативные основы. Физическое воспитание осуществляется на основе обязательных государственных программ по физической культуре и спорту (программы для дошкольных учреждений, общеобразовательной школы, средних и высших учебных заведений, армии и т.д.). Эти программы содержат научно обоснованные задачи и средства физического воспитания, комплексы двигательных умений и навыков, подлежащих усвоению, перечень конкретных норм и требований. Программно-нормативные основы системы физического воспитания конкретизируются применительно к особенностям контингента (возраст, пол, уровень подготовленности, состояние здоровья) и условиям основной деятельности участников физкультурного движения (учеба, работа на производстве, служба в армии) в двух основных направлениях: общеподготовительном и специализированном.

Общеподготовительное направление представлено прежде всего физическим воспитанием в системе общего обязательного образования. Оно обеспечивает: базовый минимум всесторонней физической подготовленности; необходимый в жизни основной фонд двигательных умений и навыков; доступный каждому уровень разностороннего развития физических способностей.

Специализированное направление (спортивная тренировка, производственно-прикладная и военно-прикладная физическая подготовка) предусматривает углубленное совершенствование в избранном виде двигательной деятельности на базе широкой общей подготовки с возможно высоким (в зависимости от индивидуальных способностей) уровнем достижений.

Эти два основных направления обеспечивают возможность последовательного овладения жизненно важными движениями, воспитания физических, моральных и волевых качеств, спортивного совершенствования человека.

4. Организационные основы. Организационную структуру системы физического воспитания составляют государственные и общественно-самодеятельные формы организации, руководства и управления.

По государственной линии предусматриваются систематические обязательные занятия физическими упражнениями в дошкольных учреждениях (ясли-сад), общеобразовательных школах, средних специальных и высших учебных заведениях, армии, лечебно-профилактических организациях. Занятия проводятся по государственным программам, в отведенное для этого часы в соответствии с расписанием и официальным графиком под руководством штатных специалистов (физкультурных кадров).

По общественно-самодеятельной линии занятия физическими упражнениями организуются в зависимости от индивидуальных склонностей, способностей занимающихся и потребности в физическом воспитании. Принципиальной чертой общественно-самодеятельной формы организации является полная добровольность физкультурных занятий. Продолжительность занятий зависит во многом от индивидуальной установки, личных склонностей и реального наличия свободного времени.

 

 

Успех реализации учебно-воспитательного процесса возможен при условии постоянного соблюдения основных методических принципов, которые, объ­единяя в себе теоретические положения, определяют практическую деятельность учителя физического воспитания.

Под принципами в теории и методики подразумевают наиболее важные по­ложения управления процессом физического воспитания

В педагогике принципы называют дидактическими, но поскольку физиче­ское воспитание включает в себя обучение физическим упражнениям и воспи­тание физических качеств, правомерно называют принципы не дидактически­ми, а методическими.

Принцип сознательности активности. Формировать у воспитуемых осмысленное отношение и устойчивый интерес к общей цели и конкретным задачам, поставленным в занятии: объединять двигательную и умственную деятельность, нацеливать ученика на достижение положительного результата. Добиваться достижения самостоятельности в выполнении двигательных задач, обеспечивать новизну в содержании занятий, стимулировать анализ, самоконтроль и самокорректировку при выполнении физических упражнений

Принцип наглядности. Реализуется посредством формирования пред­ставлений о разучиваемом двигательном действии. Возникновение образа разучиваемого действия происходит за счет сигналов, поступающих о) органов чувств и. в. первую очередь, зрения и слуха. Различают непосредственную и опосредственную наглядность.

Непосредственная наглядность достигается образцовым показом упражне­ния, сопровождающимся подробным объяснением техники его выполнения Объяснив упражнение, необходимо сконцентрировать внимание зани­мающихся на отдельных движениях (элементах).

Опосредственная наглядность, дополняет непосредственную. позволяет направленно воздействовать на различные анализаторы для прочувствования отдельных движений и элементов: Например (регулирование длины шага, бег по разметке).

Итак, упражнение надо показывать все или по частям, широко использо­вать имитационный показ с комментированием упражнений, сопровождением вопросами и демонстрацией ошибок. В работе следует использовать кинограммы, таблицы, криптограммы, рисунки Преподаватель должен стремиться к комплексному использованию приемов наглядности, способных мобилизо­вать всю сферу восприятии человека

Принцип систематичности и последовательности. Принцип систематичности и последовательности является непременным условием создания высокого эффекта обучения двигательным действием. Во время обучения необходимо добиваться слияния двух процессов — повторе­ния старого материала и разучивания нового. Данное слияние (систематичность) обеспечивается тем, что вновь разученное двигательное действие базируется на временных связях, закрепленных разучиванием пред­шествующего действия. Реализация последовательности достигается через обязательное правило — от освоенного к неосвоенному от легкого к трудному, от простого к сложному, от известного к неизвестному.

Принцип постепенности. Принцип постепенности предусматривает обеспечение физического воспи­тания на основе последовательной реализации все более сложных двига­тельных задач, планомерного повышения двигательной активности, увеличе­ния объема и интенсивности нагрузок. Такая тенденция в динамике воздей­ствий, осуществляемых на протяжении многократного физического воспитания, выражает его поступательный характер.

Принцип развивающегося эффекта требует повторяемости и последова­тельности при обучении. Под повторяемостью понимают многократное выпол­нение нагрузки как на одном занятии, так в системе занятий, объединенные в недельные, месячные, годовые циклы

Начальное выполнение нагрузки в каком-либо занятии вызывает функциональную активность соответствующих органов и структур, создает условия для прогрессивных перестроек в организме. Повторная нагрузка усиливает функциональные сдвиги в организме Изменения, происходящие в организме к концу занятия или цикла занятий, способствует углублению и закреплению достигнутых ранее перестроек.

Повторяемость воздействий предполагает чередование работы и отдыха, а следовательно предъявление нагрузок в разные фазы работоспособности Таким образом, одна и та же по объему и интенсивности нагрузка, но приме­няемая в разных фазах, может вызывать различную функциональную актив­ность организма Нагрузки могут совпадать с фазой повышенной работоспо­собности или с фазой ее снижения. И в том и в другом случае происходит суммация следов предшествующих воздействий, однако в первом варианте достигается поступательность, а во втором отстаивание повышения работо­способности, (тренирующий эффект) когда повышение работоспособности происходит от нагрузки к нагрузке или от занятия к занятию, а через опреде­ленный цикл нагрузок или занятий. Оба подхода широко используются в практике. Повышение нагрузки можно проводить за счет увеличения объема работы или интенсивности, либо одновременно изменяя первый и второй компоненты. Существуют три формы повышения нагрузок: прямолинейно восходящая, ступенчатая и волнообразная.

Прямолинейная форма используется при невысоком уровне подготов­ленности, когда требуется постепенное втягивание организма в работу.

Ступенчатая форма отвечает задаче резкого стимулирования развития способностей.

Волнообразная форма решает задачи специальной подготовки или при обучении двигательному действию(например: начальные этапы обучения целесообразно проводить на затухании волны нагрузок).

Между занятиями в физическом воспитании практикуются интервалы отдыха трех типов: ординарный (когда организм после работы восстанавли­вается до исходного); жестокий (когда очередная работа выполняется на недовостановленности) и суперкомпенсаторный (когда работа начинается на сверхвосстановлении).

С возрастом частота занятий в процессе тренировочных занятий, ин­тервалы между ними в микроциклах естественно сокращаются. В зависимо­сти от этого и других факторов, обуславливающих эффект занятий, увеличи­вается доля ординарных и жестких интервалов, что способствует эффектив­ности занятий.

Суперкомпенсаторные интервалы необходимы постольку, поскольку без них невозможно в полной мере использовать эффект суперкомпенсации. Однако такие интервалы довольно продолжительны. Нередко после значи­тельных нагрузок суперкомпенсаторная фаза наступает спустя двое и более суток.

Принцип цикличности.

Различают малые циклы (микроциклы), которые охватывают несколько дней занятий или недельный цикл. Занятия в недельных циклах строятся по нарастанию нагрузок от первого дня до четырех, пяти дней и в течение по­следних дней снижение нагрузки.

Средние циклы (мезоциклы) представляют собой серии микроциклов, состоящие из 3-4 микроциклов, которые чередуются в определенной после­довательности, образуя относительно завершенные этапы физического вос­питания.

Занятия в мезоциклах строятся так же, как и в микроциклах: 2-3 микро­цикла повышения нагрузки в мезоцикле, затем снижение нагрузки.

Большие циклы (макроциклы) охватывают крупные периоды процесса физического воспитания, каждый из которых может состоять из ряда средних циклов. Основной макроцикл характеризуется протеканием тренировочного процесса в рамках трех периодов подготовительного, соревновательного и переходного. Методы учебно-воспитательного процесса в физическом воспитании подразделяются на два основных класса: методы усвоения учебного материала непосредственно связанные с методикой преподавания и методы организации учебной деятельности. К методам усвоения учебного материала относят словесные, наглядные и практические Словесные методы включают рассказ, описание, объяснение, беседу, разбор, задание, указание, команду, оценку и подсчёт. Наглядные методы предусматривают образцовый показ, демонстрацию наглядных пособий, световые сигналы. Среди практических методов различают метод расчлененного обучения, метод избирательного обучения, ме­тод целостного обучения, методы строго регламентированного упражнения, а те игровой и соревновательный методы

Вместе с тем словесные наглядные методы создают предпосылки к эффективному применению практических методов целесообразность применения того или иного практического метода определяется возможностью осваи­вать двигательное действие в целом или по частям

Метод расчлененного обучения характеризуется тем, что разучиваемое действие расчленяют на отдельные самостоятельные элементы без существенного изменения их характеристик: После обучения отдельным элементам двигательное действие выполняется в целом, что обеспечивает создание взаимосогласованности между элементами

Метод избирательного обучения связан с воздействием на отдельные структуры двигательного действия при целостном выполнении. Например, при обучении прыжку в высоту способом перешагивание акцентирует вни­мание учеников на технике толчка с одновременным вынесением маховой ноги

Метод целостного обучения предусматривает изучение двигательного дей­ствия в том виде, в каком оно реализуется как конечная задача обучения. Мно­гие упражнение заключенные в школьную программу настолько просты, что расчленять их нет необходимости

Методы строго регламентированного упражнения включают стандартно-повторное и переменное выполнение упражнения, которое, в свою очередь, могут применяться в режимах непрерывной или интервальной нагрузок. Эти методы характеризуются многократным выполнением двигательного действия при строгой регламентации величины нагрузки и интервалов для отдыха

Метод стандартно-повторного выполнения упражнения заключается в том, что величина нагрузки и продолжительность отдыха постоянны. При режиме непрерывной нагрузки, связанное с длительной равномерной работой, регла­ментируется мощность работы (бег с заданной скоростью выполняется до снижения ее) Данный метод рассчитан в первую очередь на развитие вынос­ливости в зонах большой и умеренной интенсивности. В режиме интервальной нагрузки воспроизведение действий осуществляется через относительно по­стоянные интервалы для отдыха (например, пробегание 60 - метровой дистан­ции с субмаксимальной скоростью и интервалом между повторениями в 5 мин.). Использование этого метода позволяет эффективно развивать выносли­вость в максимальной и субмаксимальной зонах физических нагрузок.

Метод переменного выполнения упражнения позволяет направленно изме­нять воздействующие факторы по ходу выполнения двигательных действий. Суть этого метода состоит в том, чтобы посредством введения в процесс обу­чения новых, повышенных требований к организму стимулировать увеличение его функциональных возможностей. Так в режиме непрерывного выполнения упражнений нагрузка меняется (например, в беге на 3 км после каждых 500 метров скорость повышается или понижается). В режиме перееденного интер­вального выполнения происходит системное чередование величин нагрузки и отдыха, причем как нагрузка, так и отдых могут изменяться в разных соотно­шениях, что обеспечивает возможность направленного воздействия на раз­личные функциональные свойства организма

Игровой метод является ведущим в Физическом воспитании. Его специфи­ческая особенность состоит в возможности условного моделирования двига­тельных действий в реальной жизни. Игровой метод позволяет школьнику проявить свои физические потенции в разнообразных смоделированных ви­дах двигательной деятельности и, что самое главное, проявить свои творче­ские способности, самостоятельность и взаимоотношения с коллективом.

Соревновательный метод обладает многими признаками спортивных со­стязаний, но имеет более широкую сферу приложения Его определяющей чертой является сопоставление сил в условиях соперничества, борьбы за первенство или возможно высокое достижение. Он также характеризуется унификацией целей состязания, порядка борьбы за победу и способов оценки достижений. Соревновательный метод, имея очень много общего с игровым, обычно исключает сюжетное содержание действий, ограничивает перечень возможного проявления физических способностей, вызывает максимальные психические и физические напряжения.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2123; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.