Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности древней восточной философии (Китай, Индия)




Многообразие философских учений, критерии их классификации.

Философия как форма ценностного сознания. Критическая функция философии.

 

Философию как форму ценностного сознания можно раскрыть через ее соответствующие функции: 1) мировоззренческая функция: философский образ жизни характеризуется рефлексивным, сосредоточенно-духовным существованием, обращением внимания на конечные сущности (философия позволяет во всем видеть глубину, а не только внешнюю материю). Специфика философского образа жизни состоит в крайних степенях абстрагирования и теоретизирования. Это позволяет достроить ту часть мира, которая не дана человеку эмпирически.
2) Философия – это школа теоретического мышления и мудрости (особенно это касается изучения истории философии). 3) критическая функция: выражается в принципе «подвергай все сомнению», берущем свое начало еще со времен античных философов. Этот принцип свидетельствует о наличии определенной доли скепсиса по отношению к существующему знанию и социальным ценностям. Он играет антидогматическую роль в их развитии. Тут положительное значение имеет лишь основывающаяся на диалектическом отрицании конструктивная критика, а не абстрактный нигилизм. 4) аксиологическая функция – связана с оценкой исследуемого объекта и философских взглядов. 5) социальная функция – философия призвана объяснить социальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению. 6) гуманитарная функция – философия должна играть жизнеутверждающую и адаптационную роль для каждого индивида, способствовать формированию гуманистических ценностей и идеалов, утверждению позитивного смысла жизни.

Философия помогает человеку ориентироваться в потоке бытия, разобраться в смысле жизни, историческом предназначении, личной свободе и сути окружающего.

 

 

Философия отличается тем, что новые философские концепции, каким-либо образом доказанные, не отменяют предыдущих, а органически вписываются в историю философии, отражая достижения философской мысли на определенном этапе развития. В философии весьма важен личностный фактор и фактор исторического времени. Попытка унифицировать философские учения, вычленить из них личность философа обречена на неудачу. Философия имеет дело с вечными вопросами (в чем сущность человека? конечен ли мир? в чем смысл жизни? что лежит в основе бытия?). Все это привело к существованию огромного количества философских учений, которые классифицируются по различным основаниям: 1) культурно-национальный принцип: китайская, древнегреческая, русская религиозная, немецкая классическая; 2) хронологический принцип: античная, средневековая, эпохи Возрождения, Нового Времени, эпохи Просвещения, западная философия конца 19-20 вв.; 3) по предметным интересам: греческая натурфилософия, прагматизм, позитивизм, экзистенционализм, феноменологическая философия и философская герменевтика, философия жизни; 4) по решению основного вопроса философии: материалисты и идеалисты; 5) по решению вопроса о первоначале бытия: монизм (ибо материя, либо дух), дуализм (и то, и то), плюрализм (множество оснований, например, Лейбниц о монадах, каждая из которых отражает мир).

 


 

Древняя восточная философия возникла вместе с древнегреческой (западной) философией, но прошла более длительный период развития путем рационализации мифологических и религиозных знаний. Древний Китай представлен двумя важнейшими направлениями:

1) конфуцианство – древнейшая этико-философская система, образ мышления и жизни, носящий прагматический характер. Основателем конфуцианства является Кун-цзы, или Конфуций, живший в 551-479 гг. до н. э. Главный источ­ник учения - произведение «Лунь Юй» (Беседы и суждения). Это направление заложило глубокие основы китайского менталитета.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Как сделать человека нравственным? Как создать совершенное общество? Каким должно быть государство и управление? Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управ­ления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов: * быть человеколюбивым и гуманным («жэнь») – конфуцианское золотое правило поведения людей в общест­ве гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе; * слушаться старших по возрасту и по званию («сяо»); * образованность и тяга к знаниям, уважение к носителям знаний («бэнь»); * жить в обществе и для общества; * уступать друг другу;
* подчиняться императору; * сдерживать себя, соблюдать меру во всем, избегать крайностей. Главное в учении Конфуция – следование срединному пути («кто мягко шагает – далеко идет»).

2) Даосизм - основателем его считается Лао-Цзы. Исходной идеей даосизма является учение о дао (путь) – это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека. Человек должен следовать в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. При соблюдении принципа дао возможно бездействие, недеяние, приводящее, тем не менее, к полной свободе, счастью и процветанию.

Тот же, кто не следует дао, обречен на гибель и неудачу. Вселенную, так же как и индивида, нельзя привести к порядку и гармонии искусственным образом, для этого нужно дать свободу и спонтанность развития их прирожденным внутренним качествам. Поэтому мудрый правитель, следуя дао, не делает ничего (соблюдает принцип недеяния), чтобы управлять страной; тогда она и ее члены процветают и находятся в состоянии спокойствия и гармонии. В дао все вещи равны между собой и все объединяется в единое целое: Вселенная и индивид, свободный и раб, урод и красавец. Мудрец, следующий дао, одинаково относится ко всем и не печалится ни о жизни, ни о смерти, понимая и принимая их неизбежность и естественность. Главное в жизни человека — недеяние, непротивление тому, что предначертано путем дао.

Основное направление философии Древней Индиибуддизм (основатель – индийский принц Сиддхартха Гаутама, или Будда). Он открыл идею спасения, которая связана не со сверхъестественным, а с постоянным внутренним самосовершенствованием. После многих лет отшельничества и аскезы, Будда достиг пробуждения и открыл четыре благородных истины: 1) существование человека от рождения до смерти есть страдание; 2) источник страдания – желания (жажда к жизни). Чтобы уничтожить страдание, надо уничтожить желания; 3) учение о карме (возмездии) – карма зависит от всего: души, мысли человека. Душа человека после смерти реинкорнирует; 4) учение о восьмеричном пути спасения (путь аскезы и самоистязания). Заканчивается все практикой медитации (т.е. самоконтроля мыслей). Жизнь в человеке должна замереть. Идеал медитации – нирвана (просветление) – граница бытия и небытия, отстранение от земных вещей и чувств, угасание страстей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.