Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Философская антропология как направление современной философии




Как течение в совр. философии, философская антропология (ФА) окончательно сложилась после 2-й мировой войны в Западной Германии, а за­тем распространилась в ряде др. стран, прежде всего, в Ав­стрии и Швейцарии. Данное течение объединяет концепции, возникшие в некласс. и посткласс. философии в результате т. наз. антропол. поворота, артикулир-го Фейербахом в «антропол. принципе».

Осн. идея и методол. установки философской антропологии восходят к работам Шелера “Положение человека в космосе” (1928), Плеснера “Ступени органического и человек” (1928), Ге­лена: «Человек. Его природа и положение в мире» (1940) и «Первобытный человек и поздняя культура» (1956). К этим базисным сочинениям примыкают исследования Ланд­сберга, Бин­свангера, Больнова, Ротхакера и др.

Исходная установка ФА задаётся тезисом о том, что любое вопрошание в философии является всегда вопросом о том, что есть человек, а любое "философствование" есть исследование структур специфически человеческого опыта, его критически-рефлексивное прояснение и обоснование. В ходе последнего выч­леняются сл. основные моменты:

1) челов. бытие есть бытие осознанное; человек не просто есть, но опреде­ленным образом относится к своему бытию; 2) челов. сознание есть самосознание. Если о созна­нии как способности отделения внутреннего от внешнего можно говорить и применительно к животным, то специфика человека в способности рефлексии, т. е. обращении сознания на самое себя; 3) челов. опыт есть опыт практической активности. Человек сам творит мир, в котором живет. В этом смысле Ге­лен и Плеснер подчеркивают, что человек не «живет», а «ве­дет жизнь»;
4) модусом чел. существования является возмож­ность. Человек «есть» лишь в той мере, в какой он делает себя тем, что он есть.

Человеческое понимаемо только исходя из него самого. Следовательно, нельзя рассуждать о человеке «частично», исходя из более «широких» оснований - онтологических, гносеологических и т.д. Представители ФА ориентируются на создание «синтетической» концепции человека, видят в философии учение «о сущности и сущностной структуре человека», «о человеке с точки зрения самого бытия человека». Человек с необходимостью рассматривается наряду с другим сущим, но как особое бытие, занимающее специфическое положение в космосе.

В этой перспективе ФА строится как "строгая наука", нацеленная на сущностное измерение человеческого бытия, которая при этом:

а) не будучи собственно предметно-научным знанием, совместима с последним и может синтезировать в себе систематизированные данные конкретно-научных исследований; б) призвана преодолеть как сложившийся дуализм предметов и методов естественнонаучного и гуманитарного знания, так и явить собой научно-философско-теологический синтез; в) на этом основании снимает традиционное для европейской философии противопоставление должного и сущего, данного и заданного, тела и души, прорываясь через постоянные проблематизации своих содержаний к подлинно человеческому в человеке. Корни «проблематичности» человеческого бытия заключены в почти полном игнорировании биологической, витальной подосновы, того, что кроме разума, сознания он обладает телом, того, что он есть животное, хотя и специфическое. Поэтому цель ФА – дать не совокупное знание о человеке, а целостный анализ физического, психического, духовного начал человека, вскрыть те силы и потенции, которые "движут" им, а главное - благодаря которым "движется" он.

ФА предложила множество образов человека – животное разумное (в анали­тической философии), животное символическое (Кассирер), человек играющий (Хейзинга), человек ри­сующий (Йонас), человек-пут­ник (Марсель), человек неумелый (Ортега-и-Гассет) и др.

Т. обр., в биол. варианте ФА понятие челов. сущности подменяется понятием естест. субстрата, рассм-го в плане идеалистич. натурализма и биологизма. В функционалистской трактовке (Кассирер и др.) человек рассматривается в духе идеалистич. символизма. 61. Социальная сущность человека в марксистской философии.

 

С точки зрения марксизма человек – субъект исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо (представитель вида homo sapiens), генетически связанное с др. формами жизни, выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью, мышлением и сознанием, нравственно-этическими качествами. Марксизм связывает понимание сущности человека с общественными условиями его функционирования и развития, сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой и продуктом истории. По определению Маркса, «сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она [сущность] есть совокупность всех общественных отношений». Подчеркивая значение общественных связей и характеристик человека, марксизм отнюдь не нивелирует отдельных индивидов, не принижает их специфических качеств как личностей, наделенных присущими им характером, волей, способностями и страстями. Напротив, он обращает внимание на общие закономерности, чтобы рельефнее оттенить и сделать научно объяснимыми эти личностные качества людей. Обращаясь к социальной сущности человека, марксизм вместе с тем учитывает сложные взаимодействия социальных и биологических факторов и устанавливает примат первых. Человека как биосоциальное существо не обладает «двойственной природой». Биологические факторы имеют важное значение, действуя, однако, в «снятом виде», через опосредствование и преобразование со стороны факторов социального порядка. Индивидуальное и историческое развитие человека ­­­­­– процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (Маркс) человеческого в человеке. Марксизм отвергает биологизаторские концепции человека, которые порождаются, в частности, со ссылками генетику. Он связывает развитие человека с общественным прогрессом в направлении к разумному и гуманному обществу, при котором полное и всестороннее, своб. развитие каждого индивида, всех членов общества становится «самоцелью».

Т. обр., человек – не просто разумное живое существо, а такое существо, которое формируется только в общественных, социально-культурных условиях. Человеку свойственна двойственная, биосоциальная природа: он обладает особенностями, которые, с одной стороны, присущи ему как биологическому виду, а с другой – рождаются и изменяются в ходе развития общества. При этом его биологические свойства являются лишь исходными предпосылками, при которых развертывается специфический образ жизни человека как члена общества, создателя и носителя культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 701; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.