Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек как объект изучения философии. Проблематика философской антропологии




Уровни и методы научного познания

Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.

Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания; развитость понятийного аппарата (категориальность); рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью; проверяемость; высокий уровень обобщения знаний; универсальность; использование специальных способов и методов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин. Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания:
- эмпирический - выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей;
- теоретический - выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений.
Формы научного познания - научный факт, эмпирический закон, проблема, гипотеза, теория.
Методы научного познания - наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.
Универсальные - анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
Научный факт — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа. Проблема может быть теоретической или практической. Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Можно утверждать, что человек всегда являлся центральной проблемой философии. Каждая философская позиция, теория детерминируется явным или скрытым представлением о человеке, образом человека. В широком смысле любая философия является антропологией, то есть учением о человеке, поскольку единственный вопрос, действительно напрямую касающийся человека – это вопрос о нем самом, вопрос «что есть человек»? Что же такое человек? Вся проблема состоит в том, что человек – это особое сущее и так просто его определить нельзя. Во-первых, человек не есть нечто изначально заданное, человек постоянно меняется. А во-вторых, человек – это мы сами, в данном случае субъект (исследующий) и объект исследования совпадают. Отсюда возникают сложности при исследовании этого особого сущего – человека. Как говорил Иммануил Кант, «из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого». Следовательно, необходим особый метод для описания особого сущего под названием «человек». Если говорить об истории антропологии, то, если абстрагироваться от того факта, что все философии так или иначе говорили о человеке, можно выделить несколько этапов развития знания о человеке. Первой философской попыткой такой идентификации в европейской философии выступает эпоха античности, когда человек выступал как часть окружающего его космоса. Все, что есть в мире, в том числе и человек, подчиняется этому порядку, который называется его природой. Античность таким образом основана на соединении фатализма (предопределенности судьбы человека) и героизма (активной реализации человеком своего предназначения). Следующая эпоха – эпоха средневековья – рассматривала человека с позиций христианского теоцентризма. Главным отличием христианской концепции человека является то, что человек перестает быть частью космоса. В основе христианского мироздания находится бог, трансцендентный сотворенному им миру. Положение человека в системе бог – мир двойственно. С одной стороны, человек – тварь божья и поэтому причастен миру, с другой стороны, человек создан «по образу и подобию божию», что является залогом возможности богообщения. Одним из основных антропологических утверждений христианства является концепция человека как «образа и подобия божьего».

Антропологическая проблематика в новоевропейской философии, начиная с XVII в. характеризуется тремя основными чертами:

1. Человек понимается в первую очередь как познающее и самопознающее существо, мыслящая субстанция, то, что мыслит. Это ярко проявляется в философии Декарта и Спинозы. Классический рационализм начинает рассматривать человека как субъекта, субъекта гносеологического. Все остальные функции и цели человека либо напрямую связаны с познанием, либо косвенно соотносятся с ним. Это означало и возникновение вопроса о «Я»: что есть «Я» (познающее, чувствующее, страдающее).

2. Происходит расширение поля антропологических исследований за счет нового истолкования понятия души. Душа в философии XVII в. – это уже не объект и цель религиозных спекуляций (вопрос о соотношении души и бога отходит на второй план), но психологический феномен, вместилище страстей и качеств. Страсти души – вот что занимает умы философов, а это означает стремление исследовать характер и причину таких страстей как любовь, желание, удивление и т.п. Например, Декарт в трактате «Страсти души» считает, что имеется шесть первичных страстей, из которых происходят все остальные, а именно: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль. Все эти страсти возникают в душе, которая понимается как вместилище страстей, но лишь при опоре на тело и телесные впечатления.

В антропологии XVII в. происходит новое открытие тела. Предметом познания становится не только разум и страсти души, но и тело человека, его телесные функции. При этом особый интерес проявляется к вопросам влияния анатомического устройства человека и его телесных функций на жизнь души. Например, Декарт, выделяя в душе шесть первичных страстей, указывает, что первопричиной их является воздействие тесных духов на шишковидную железу, находящуюся в середине мозга. Дальнейшее развитие антропологии пошло именно по этим трем направлениям.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 732; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.