Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Человек и общество в философии Аврелия Августина и Фомы Аквинского




Особенности Средневековой философии.

Средние века – это период от крушения Римской империи (5 век) до возникновения ранних форм капиталистического общества (14-15 века).

Источники философии средневековья: античная философия, христианская доктрина.

 

Этапы развития средневековой философии:

 

1. Апологетика – это этап развития философии 2-3 веков, связанных с защитой и оправданием христианского вероучения. Проблема: совместимость античного наследия и христианского вероучения.

2. Патристика – направление 3-8 веков, связанное с деятельностью отцов церкви. Центральные проблемы: борьба с ересью, формулирование основных догматов христианства, систематизация христианского вероучения. Представитель Августин Блаженный.

3. Схоластика – школьная философия, представители которой пытались рационально обосновать и систематизировать христианское вероучение (9-15 века). Представитель Фома Аквинский.

Мировоззренческие основания философии средневековья:

1. Монотеизм.

2. Креационизм.

3. Провиденциализм.

4. Деоцентризм.

Основные проблемы философии средневековья:

1. Соотношение философии и теологии, разума и веры.

2. Соотношение власти государства и власти церкви.

3. Грех и спасение.

4. Взаимодействие веры и разума.

5. Спор об универсалии.

Универсалии - это общие понятия, то есть свойства и виды. Главная тема спора: являются ли общие понятия реальными или же они являются лишь именами, названиями для вещей.

3 варианта решения спора об универсалии: реализм, номинализм, концептуализм.

Патристика: Августин Блаженный.

354-430 гг.

Основные работы: «О Троице», «О граде Божьем», «О христианском учении», «Исповедь», «Об истинной религии».

Соотношение веры и разума: «Верю, чтобы понимать», «Вера выше разума», «Задача разума – прояснять положение веры, защищать её». В веру нужно не только верить, но и понимать. Разум - это помощник веры.

Антропология Блаженного: характерно внимание к человеку как к личности, для которой характерна внутренняя борьба, противоречивое сочетание воли и желания. Августин призывает изучать душу человека, для того чтобы узнать в себе образ Бога и получить направление для совершенствования. Сущность человека по Августину любовь, объектом любви могут быть как Бог, так и другие люди, сам человек, вещи мира, главное при этом надо рассматривать их с точки зрения их назначения. Человек обладает бессмертной душой, истина скрыта в душе человека.

Гносеология Блаженного: истина в душе человека, достижение этой истины возможно через озарение, просветление доступно лишь для чистой, ясной души. Постижение истины - это постижение идей как мыслей Бога. Августин также предлагает доказательство бытия Бога: существуют различные ступени блага и должно существовать высшее благо – Бог. Человек как существо, обладающего разумом, применяя разум человек приходит к идее существования Бога.

Теодицея Блаженного (это учение об оправдании Бога, решающее противоречия между верой всемогущего премудрого Бога и существованием в мире зла). Для того, чтобы оправдать бога.

 

Августин предлагает 3 уровня зла:

1. Онтологический. Зла нет в космосе, так как любое существо имеет свой смысл, своё назначение.

2. Моральный уровень. Зло - это грех как результат выбора свободной воли. Неправильный выбор воли возможен, так как она свободна и может отвергать то, что разум считает благом.

3. Физический уровень. Зло - это болезнь и страдания, муки как результат первородного греха.

Что делал Бог, прежде чем создал небо и землю? Это вопрос неправильный. Это вопрос категории времени. А создавая землю - он создал время. Сам бог находится в вечности, в постоянном сегодня. Деление времени на прошлое, настоящее и будущее есть результат души человека, применение его способностей. Августин предложил линейную концепцию времени, истории.

 

Схоластика: Фома Аквинский.

Схоластика - э то философия, которой обучали в средневековых университетах. Это систематизированная христианская философия. 12 век был веком, когда начинается расцвет феодализма. И соответственно с этим меняется общая картина христианского мировоззрения. Сам Фома представлял собой весьма незаурядную личность. Он происходил из рода итальянских дворян. Отец и братья фомы принадлежали достаточно бедным дворянам, которые вели полуразбойную форму жизни, и Фома не хотел быть рыцарем и запереться в монастырь. В Париже он закончил университет и во время занятий он практически не говорил, за что получил прозвище «немой бык». Он обнаружил себя как один из гениальных умов, поскольку он создал философскую конструкцию, которая дожила до 19 века и его учение через 700 лет и сегодня является основной философией римской католической церкви.

Если Августин использовал философию Платона, то Фома решает адаптировать к христианству Аристотеля. И главное, что берёт Фома принцип усреднения, крайности надо смягчать. И это стремление к смягчению крайностей оно характерно для всей философии Фомы Аквинского.

Фома совершенно иначе воспринимает бога. Бог есть разум. Рациональность бога велика, что бог творит землю рационально. В его творениях присутствует формальная логика. При этом Фома не отказывается ни от одной главной христианской предпосылки. Господь создал всё и управляет им. Он рационализирует бога. Он не пугает людей, он их вразумляет. Фома рассуждает так, всё сущее имеет причину, и в мире перед нами цепочка причин, но есть конечная причина. Причина всех причин и есть бог. Бог существует, потому что в цепочке причин есть последняя причина (космологическая). Верующие христиане должны познавать бога по его творениям, мы одновременно познаём и мир. Проблема спасения души: Фома говорит, есть один путь спасения – это не только вера, но самое главное благие дела. Одной веры мало, нужны богоугодные дела. При этом мы с одной стороны совершаем богоугодные дела, но с другой стороны Аристотель учил, что надо правильно уметь распоряжаться деньгами, в своей деятельности нужно мудро пользоваться деньгами. Уже в 12 веке Фома говорить, бедность не может быть святой. Невозможно быть угодным богу и быть бедным.

До Фомы считалось, что универсалии был только в разуме бога. Фома говорит, универсалии существуют в трёх форма: 1)до вещей в уме бога,2) в сотворённых вещах, как их сущность, то есть общие понятия воплощаются в вещи, 3)в уме человека, после вещей.

Соотношение веры и науки. До Фомы считалось, что истины разума и истины веры противостоят друг другу. «Верую ибо это нелепо». Фома говорит, истины веры не противоразумны, они сверхразумны. Истины веры функционируют в своей плоскости, а истины разума в своей.

Он ввёл в философию понятие личность, личность – это человек, наделённый разумом, искрой божьей, это человек наделённый свободой, свободой выбора. Но и это само по себе не есть открытие. Личность у Фомы обладает 3 качествами, это человек, способный нести ответственность. Фома впервые в философии создаёт конструкцию, в которой свобода и ответственность жёстко взаимосвязаны. Прежде всего, понимание свободы и ответственности, свобода - это возможность выбирать себе господина. Это не свобода достигать собственной цели. Отсюда вытекает ещё 1 добродетель. Свобода - это верность своему господину. Если ты выбрал себе патрона, ты должен быть ему верен. Главное в этих отношениях - нравственность. Средневековая ответственность - это ответственность перед богом и перед своим сословием. Он не был индивидуальностью, он был частью единого цели. Средневековый человек всегда говоря публично, говорил мы. Он не был высокомерен. Отсюда и универсальный стандарт, если ты часть сословия, то ты должен во всём соответствовать стандартам сословий.

 

Итог: Фома Аквинский рационализирует не только идею бога, но и все важнейшие христианские догматы. Тем самым христианство из слепой фанатичной веры, постепенно превращается в рационально построенное учение, в своеобразную идеологию. Отличие русского христианства от католического состоит в том, что у русских есть христианская вера, но нет идеологии. Христианство - это вера, это культ. Фомой завершается золотой период средневековой философии и то движение, которое характеризует всё средневековую философию мы можем представить себе в следующей цепочке афоризмов:

  • 3 век н. э. Тертуллиан «верую, ибо нелепо»
  • 5 век н. э. Августин «верю, чтобы понимать»
  • 12 век н. э. Фома «лучше понимать, чем слепо верить»
  • 12 век н.э. Абеляр «понимаю, чтобы верить»



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3304; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.