Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эпоха возрождения. середина XIV — конец XVI в




Начальный,классический период (6-3в д н э)

Философия в древнем Китае. Конфуцианство и его роль в формировании философской культуры Китая.

Индуистский (11в н э) Ньяя и Веданта.

 

Самобытна,традиционна,особая значимость в семейно-родовых ценностях,ритуалы возводятся к мифическому началу. Рассм этические проблемы.Важнейший источник знания- книги (Книга перемен,Ицзин). Справедливость,порядок в мире исходят от неба. В человеке есть две возвышающие его силы- любовь (инь) и долг (Ян). Их чередовании – путь(Дао).

3 периода:

Даосизм (Лао-Цзы). Даосизм рбращается к родовому прошлому,в кот усматривает природно-соц идеал. Лао-Цзы отриц оценивает настоящее и квалифицирует его состояние как всеобщий хаос.Причина- цивилизация нарушает естественный космогенез Дао. Задача Лао-Цзы- вывести поднебесную за рамки цивилизации, вернуть ее развитие по инволюционному маршруту к пустоте Дао. Лао-Цзы не приемлет борьбы,считая ее способом осуществления цивилизвции.Он вводит принцип естественности. Гармония Дао достигается не ерз цивилизацию и не вопреки ее,а вне ее(неучение,неслужение). человек обращается к естеству и оно приходит само.

Конфуцианство.Конфуций.Книга «Беседы и рассуждения».Небо он рассматривал всвязи с человеком, Ане природой. Человек- главный предмет философии Конфуция. Вопросы воспитания идеального человека,кот должно осущ в духе уважения к старшим и к обществу(соблюдение ритуалов- основа мудрости). Главное требование к человеку- чеорвечность,доброта. Вся страна- одна семья.

Моизм. Развив идеи всеобщей любви,благополучия,взаимной выгоды

Легизм (школа закона). Необходимость установления всевластия гос. закона и жесткой центральной власти.

Номиналисты (школа имен). Логико-гносиологические исследования (соотношение понятий имен и реалий)

Натурфилософы. Числовая методология- нумерология. На основн концепций двух всеобщих противоположностей инь и Ян и 5 элементов (огонь,воздух,вода,железо,дерево)

2 ) философия эпохи Хань (2 в д н э – 2в н э) конфуцианство

3) послеханьская средневековая философия (3 в н э- 10 в). Философия китайского буддизма.

 

32. Основные проблемы, черты и этапы развития античной философии.

Термин античная философия объединяет в себе философию др греков и др римлян

Черты:

1)возникновение антич философии связано с продолжением мифологии как формы родового сознания

2) антич философия пантеистична. Космос абсолютен. Другие Боги лишь принцип действия разнообразных сторонкосмоса или природы(боги не творят мир из ничего, а лишь придают ему форму)

3) из ничего не может возникнуть нечто,подобное стремиться к подобному и познается подобным,время- подвижный образ вечности

4) все необратимо,повторяемо,циклично

5) человек рассматривается не как уникальная личность,а как идиализированный тип- челок разумный

6) фатализм и героизм. Судьба- выражение космической необходимости,подчин даже богов

7) тематика всей антич философии заключена в соотношении бытия и небытия,идеи и материи,единого и многого,ума и души

8) антич философия космоцентрична.Бытие представ собой единство,несмотря на множественность существующих вещей. Предмет античной фил-ии- познание космоса,природы в ее структурносте,в т. ч. человека,как его неотъемлемой части. Природа- предмет мысли.

9) Вся антич фил-ия строится на принципе объективизма. Субъект никогда не ставится выше,чем объект. Человек есть микрокосмос. В идее внутреннего соотнесенности микрокосмоса и макрокосмоса доминирует направленность от Вселенной к чел-ку.Осн метод фил познания-интеллектуальное созерцание целого как целое. Душа(принцип движения) и ум(принцип целесообразности) характеризуются как объективно-космические силы, а человеч душа и ум есть слабое отражение их аналога

Периодизация:

1) натурфилософский (6в д н э –сер 5в д н э) Интерес к проблемам космоса,поиск субстанциальных начал все вещей

2)антропологический (2пол 5в д н э –конец5в д н э)Главный предмет – человек и его сущность.

3) систематический (5-4 в д н э)Платон и Аристотель

4) этический (3 в д н э- 1 в н э). Филофия нравственное учение,разрабатывающее нормы и правила человеческой жизни

5) религиозный (1в н э- 6 в н э) Объект философии- познание Божественного

 

33. Раннегреческая философия: поиск первоосновы мира (милетская школа, пифагорейцы, Демокрит, Эмпедокл, Анаксагор)

Философское мышление др.Греции начин формироваться в 7-6 в д н э В обществе происх коренные изменения: все развивается(ремесла,торговля,соц-культурный прогресс,мышление)

Фалес Милетский (624-546). Представитель милетской школы философии. Он стал первым,кто поставил вопрос о начале,из кот возникает все сущее, т е то,что сущетвует и куда все возвращаетсяОн полагал такием первоначалом воду(жидкость)Он исходил из того,что изменения сущетсвуют,но всегда остается что-то неизменное,постоянный элемент. Вода сущ частично виде недифференцированной первоосновы(жидкая вода) и дифференцированных объектов (все остальное). Вечный круговорот процессов во вселенной.

Анаксагор (500-428) Первичное состояние мира-смесь всех веществ,кот потом обнаруживают себя в этом мире.Многообразие в природе Анаксагор сводил к наличию неизменных,неисчислимо многих и бесконечно малых элементов действительного мира,кот он назвал геометриями,кот вначале образовывали хаос.Пустоты нет,а вещество бесконечно делимо.Вещи образуются на основе трансформации уже имеющихся. Анаксагор разработак концепцимирового ума(нус-некоторая субстанция,содержащее полное знание обо всем и облад величайшей силой)

Пифагор (570-500) Началом всех вещей он полагал числа. Числа для него нечто более реальное,чем сами вещи. Число-начало вещей. Бог-число чисел. Математич объекты,числа с 1 до 10,признавались как универсальные объекты теоретич познания и первоосновы мира. Матиматика являлась средством очищения души и обретения бессмертия.Пифагор построил мистическое учение о числовом выражении порядка мироздания. Число насчитывает три измерения: математическое,астрономическое,музыкально-акустическое

Демокрит (460-370) Атомистическая концепция Есть лишь один вид первоначал- мельчайшие,физически неделимые частицы- атомы.Они движутся в пустоте и их движение опред механич причинами. Их бесконечно много и они сталкиваются. Их свойства: длина,вес,размер. Мы их не воспринимаем,по этому создается концепция ощущаемых объектов (дом,камни,рыба) и чувчтвенно невоспринимаемых сущностей,кот мы можем только осмыслить.Все атомы состоят из одного и того же материала.Они могут легко присоединяться,а могут и сложно. Вещи вознивают,когда атомы сцепляются.Но эта концепция не объясняет качественные свойства и человеч отношения.

Эмпедокл (490-430) Концепция о четырех стихиях,кот образ корни вещей (огонь,воздух,вода,земля). Они заполняют все пространство и нах-ся в пост движении,смешиваются и разъединяются. Они неизменны и вечны. Эмпедокл отвергает мысль о рождении и смерти вещей. Источником движения в природе явл Любовь и Вражда. Эти силы облад опред физик кач-ми. Весь мир представ собой процесс смешения и разделения смешанного. В мире сущ единство и множество,но не одновременно,а по очереди.В природе происх циклический процесс, в кот сначала господствует Любовь,соед все элементы. А затем Вражда- разъедин все элементы.

 

34. Диалектика элеатов,софистов,Гераклита,Сократа.

Гераклит из Эфеса (540-480) Основатель первоначальной формы диалектики. Он был материалистом: космос никем не создан,а всегда был,есть и бедет вечно живым огнем. Огонь,как первооснова сущего,явл чистым разумом. Огонь правит вселенной через Логос (разум). Весь мир нах в состоянии постоянного обнавления. В одну и туже реку нельзя пойти дважды Все течет все изменяется,Война-мать всего-идея о вечном изменении.

Сократ (469-399) в Центре философии этическая и позновательная проблема. Сократ взял образ ничего не ведающего человека,кот стремиться всему научиться «Я знаю только то,что ничего не знаю» Свой метод философствования он называет Майевтикой (душе нужна помощь,чтобы познать истину). Отличит чертой была ирония.Он впутывал в собеседника в диалог. Сократ тесно связал понятия добродетель и знания. Ведь только человек,знающий,что такое справедливость,может быть счатсливым.В центре-человек познающий.

Горгий(софист) Тезисы:ничего не сущ; если что-то сущ,его нельзя познать; если это и можно познать,то знание о нем невозможно передать и объяснить другому

Уделяя большое внимание риторике и разрабатывая теорию влияния словестного воздействия,он утверждал,что речь- наилучшее и совершеннейшее орудие человека,она могущественная владычица,способная отогнать страх,вызвать заботу и увеличить сочувствие.

Парменид Элейский (6-5 д н э)- основатель эллейской школы. Специфика философского мышления сост в том,что в нем уже заложено некотор познание необходимости,благодаря чему она находит необходимость и во внешнем мире. Но необходимость оказывается изменчивой и непостояннолй,след тоже явл лишь мнением. Претендовать на истинность мысль может лишь выходжя за пределывещного мира.В этом случае предметом философии становится бытие как таковое: вещи могут принимать любые формы,но у них сущ нечто общее- они есть и им присущь некий способ быть. Бытие не возникает и не исчезает,неприрывно и однородно.Не имеет ни прошлого,не будущего,оно настояше. Разум постигает реальное как нечто покоящееся(единое). Чувтва дают нам только нереальное,наход в состоянии изменения. Все что мы мыслим есть бытие. Небытие мы помыслить не может след небытия нет. Посколько небытия нет,оно немыслимо и невыразимо.

 

35. Философия Платона: учение об идеях,познание как припоминание,социальная утопия.

Платон (428-348) Ируд «Государство». Аспекты учения философа: 1) представление о добродетелях,искусстве,худож воспитании 2) проект идеального гос-ва как осущ высшей добродетили и справедливости 3) учение об идеях

В основе учения о бытии- теория идей- лежит различие двух миров: умопостигаемого и чувственного. Их он делит на две области: сферу умозрительных образов и сферу видимого мира,в кот сущ все существа. Суш 4 вида познавательной деятельноти души:разум,рассудок,вера,уподобление. Идею Плптон отрывает от реальных предметоа,абстрагирует и провозгл априорной. Идей-суть подлинные сущности. Они сущ вне материального мира и не завис от него,объектичны,а материальный мир им лишь подчинен. Между миром идей,как подленным и реальным бытиемсущ кажещееся,производное бытие- мир реальных вещей и явлений,кот опред истинное бытие от небытия. Большое внимание Платон уделяет идее иерархии идей. Идеальные сущности составляют опред упорядоч систему. Наивысшие в ней идеи красоты,добра,блага. Диалектичность чувственно-воспринимаемого мира определена вечным конфликтом бытия и небытия,идеи и материи.

Душа.Бестелесая и бессмертная душа не возникает одновременно с телом.,а сущ извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Душа состоит из 3 иерархически упорядоченных частей: 1) разума 2) воли 3) влечения и чувственности. Вне тела душа находится в мире идей и была причастна к высшей мудрости. Оказавшись в теле она утратила знания,и задача человека состоит в припоминании с помощбю разума того,что ее душа некогда знала. Всякое познание есть припоминание.

Модель идеального гос-ва. Три соц класса: 1) философы,у них преоблад разумная часть и им соответствует добродетель- мудрость 2) войны,у них преоблад воля и благородная страсть. Им соотв храбрость. 3) ремесленники и земледельцы, у них преоблад чувчтвенность и им соотв умеренность.

Справедливость не относится ник одному из сословий.

У Платона сущ 2 формы гос устройства: 1) приемлемая- аристократич республика 2) удачная- тимократия (власть военных) и олигархия (власть немногих,основ-ая на богатстве). Наиб непреемлемая- демократия и тирания.

Система воспитания идеального гос-ва (объекты- стража и правительство)

 

36. Филочофия Аристотеля как энциклопедич учение.

Аристотель (384-322) У Аристотеля было три умозрительных знания: 1) Физика (предмет-сущее,облад-ее способность к движению) 2) математика (предмет- сущее,не способное двигаться) 3) первая философия (она исслед неподвижное и самост сущ-е)

Предметом первой философии или метафизики явл сущее в аспекте 4х его измерений: формы, материи, начала движения и цели. Эти 4 начала опред из более общих понятий: возможности и действительности как 2ух осн состояний сущего. Материя и цель-всеобщее,а форма и начало движения- конкретное.

Одно из центральных понятий философииперводвигатель,Бог,последняя форма или ум.

Метафизика- исследование первых причин. Аристотель выделял след: 1) причину формальную, 2) причину материальную 3) причину действующую 4) причину финальную. Первые две причины есть форма и материя,кот образ все вещи. Чтобы учесть динамический аспект,нужны две остальные причины. Одушевленное тело есть сочетание формальной и целевой причин. Искусственный предмет обладает лишь фомальной причиной. Воздействуя на растительную (питательную) душу,целевая причина развив ее до животной (ощущающей) души., а из нее до человеческой (разумной). Бессмертна лишь разумная часть души, т е ум. Ум Бога всегда актуален,т к он все производит. Человеческий же ум всегда потенциален,поскольку он лишь становится всем.

Для этики Аристотеля характрно понимание добродетили как «золотой середины» между двумя крайностями.

Цель государства- в благой жизни всех его членов. отриц относится к чрезмерной власти и богатству.

 

37.Философия эллинизма: этические версии эпикуризма и стоицизма. Неоплатонизм.

Эпикур: основное его произведение – «о природе». Эпикур учил, что основ. цель философии – счастье ч-ка, к-ое достижимо через познание законов мира. Счастье заключается в наслаждении,а цель счастливой жизни-в безмятежности души. Живи незаметно-проповедует уход от общественной жизни. Для достижение своей цели фил-я формирует и включает в себя 3 вида знания: физику (учение о природе и её законах), канонику (учение о познании), этику (учение о достижении чел-ом счастья). Все явл-я природы и Вселенной Эпикур объяснял различными соедин. бессмертных атомов. Он характеризует их с позиции тяжести. Он признает определенные отклонения от прямолиненйного движения атомов. Понимание случайности проиводит к постановке проблем свободы и необходимости в его этическрм учении. Душа не есть нечто бестелесное, а представ. собой структуру атомо,тончайшую материю,рассыпанную по всему организму.

Столицизм – филосов. школа, в основ. этической направ-ти. Она призывает чел-ка к жизн. мудрости и самообладанию, но с позиции совсем иного понимания бытия и чел-ка.Главным орудием была оргика. В онтологической концепциистоики выдвигвли 2 принципа: материальный,кот. Счит. Основой и духовный. Стоики считали, что весть мир – это единое тело, насквозь пронизанное актив. началом, к-ым явл. Бог. А Бог – это творч. огонь, телесное дыхание, жизн. тепло. Пантеистическое понимание Бога. Концепция стоиков явл. детерминистской. Проблема истины- один из центральных вопросов. Носителем всего познания явл. душа,понимаемая в кач. материального юбразования воздуха и огня. Душе присуща разумная деятельность.Жизнь согласно с разумом.

Неоплатонизм. Осн. творцы – Порфирий, Ямвлих, Прокл. Фил. источником неоплат. явл. учение Платона о перв. Мира идеи и вторичности матер. Мира. Абсолютным началам бытия явл. Единое,кот не выразимо в силу своего бесконечного богатства и полноты. К нему не может относиться ничего из области конечного. Единое не есть ни бытие,ни мысль,ни жизнь. Это сверхбытие. Единое есть благо,кот. само себя творит. Продуцируя все сущее единое ничего не утрачмивает. Процесс происх. вне времени. Вторая ипостась единого ум или дух. Ум един. Мысля свое содержание-идеи,ум одновременно творит ихТретья ипостась-душа. Она сущ. во времени. Материя есть тьма,результат угасания чвечения Единого. Все сущее стремиться к единому.

 

38.Особенности средневековой философии. Этапы развития, представители.

Среднев. ф-ия принадлежит эпохе феодализма (5-15 вв) и христианству. Проблемы фил-ии определ. принципами «откровения» и «единобожия» монотеизма и теоцентризма, т.е. религии. Бол-во учёных из духовенства; очаги кул-ры, науки и образ. монастыри.Реальностью,определяющее все сущее,был Бог.

Основ. проблемы средн. ф-ии:

1. Мир сотворен Богом или сущ. от века.

2. Постижимы ли воля Бога и сотвор. им мир.

3. Каковы место чел-ка в мире и его роль в истории сквозь призму спасения души.

4. Как сочетаются свобода воли ч-ка и божест. необход.

5. Что есть общее, единоличное и отдел. в учение о триединст.

6. Если Бог истина, добро-откуда зло и почему Бог его терпит.

Этапы:

1. Патристика (1-6)

Вершина – Августин Блаж. «о троице», «Исповедь»

2. Схоластика (9-14)

Пик – Фома Аквинский

на 1ом – осмысление

 

39.Патристика: функции, проблема соотношения веры и разума, свободы и благодати. Философско- теологические взгляды Св. Августина.

Патристика (от греч и лат- отец)- совокупность учений отцов церкви.

Ф-ии: 1. рационализация и защита христианства. 2. апалагитика

Периоды:

1) ранняя патристика (2-3в),в условиях гонения на христианство и неустоявшейся догматики выдвигаются философские аргументы в защиту христианства,опред. подходы к его философскому осмыслению. Представители: Ориген, Квинт Септимий Тертуллиан

2) зрелая патристика (4-5в)- время,когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни. представители: Григорий Нисский,аврелий августин

3) поздняя патристика (6-7в) на первый план выходят размышления над наработанным в предыдущий период и воспринимаемый как канонический философский материал. представители: Максим исповедник,Иоанн Дамаскин

Аврелий Августин (354-430). Центральная тема душа,обращенная к Богу в поисках спасения. Бог- совершенная личность и абсолют. бытие. Бог- абсолют. простой,низменный,не времени,всне пространства. Божественное триединство: 1) душа есть- утверждается бытие,отличающая Бога- Отца 2) душа разумеет- утвержд. Разум,Логос,отлич. Бога- Сына 3) душа желает- утвержд. воля,отлич. Бога-св.Духа. Бог сотворил мир,в кот. бытие перемешано с небытием. Материя есть благо,как возможнотсь для принятия формы. Человек- соединение души и тела. Душа- разумная субстанция,приспособленная для управления телом.Сондинение души и тела непостяжимо,душа знает о состоянии тела,не взаимод. с ним. Жизнь сосредоточена в жизни души,в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,след. живу.» Тело сущ в пространстве и времени. Душа только во времени. Августиндает понимание времени: душа помнит- это настоящее прошедшего; душа созерцает- это настоящее настоящего; душа ждет- это настоящее будущего. Любовь,воля,разум- все устремлено к Богу. в соотношение веры и разума Августин дает первенство вере. «Верую,чтобы понимать» Вера сверх разумна. Разум может довести до опред. ступени истины,но дальше- вера.Бог есть абсолют добро.Свобода- следование Божьей врли,любви к Богу. Первородный грех,лежащий на каждом,искажает душу. Следствие греха- слабая воля к добру. Зло- отклонение от направленности к Богу. Главную ответственность за зло в мире несет человек. Аврелий говорил о линейности,необратимости истории как истории человчества. Благодать неизмерима с земными заслугами: она дается лишь тому,кто избран,предопределен к спасению. Высшее решение,божественный промысел- выше понимания человека: их нельзя понять,в них можно только верить. Сущ. град Земной(эгоистический) и град Божий.

 

40.Схоластика: этапы развития, проблемы универсалий, сущности и существования, веры и разума. Фома Аквинский: доказательства бытия Бога.

Схоластика - рациональное обославнивание западно- христианского учения с особым интересом в сторону логической проблематики.

Проблематика:

1.Доказательство бытия Бога;

2.Антологические докозательства

3.от Фомы Аквинского – рационализация

Проблема универсалий:

· Реализм- универсалии существуют до вещей, реально (классическое);

· Умеренный реализм- общее вне вещей, мысли Бога;

общее внутри вещей, как сущность Бога;

общее после вещей, как понятие нашего ума.

· Концептуализм (основатель Пьер Абеляр) – в мире реального общего нет, общее есть в самих вещах, выделено в наших умах в концепциях

· Номинализм («номос»- имя)- общее- это имя вещи, которое можно изменить; сама вещь существует реально и единично. Общее существует после вещей.

Сущность и существование совпадают только в Боге.

Этапы развитий:

1)Ранняя схоластика (11-12 век).

Представители: Пьер Абеляр, Ансельм Кентерберийский

2)Зрелая схоластика (12-13 век)

На трудах Аристотеля, представители: Альберт Великий,

Фома Аквинский(1225-1274) - систематизатор «Сумма теологии»

Своеобразно решает проблему соотношение веры и разума: «Понимаю, чтобы верить».

Проблема универсалий Аквинского. Он считает, что общие понятия сущ трояко: 1) до вещей (как образы в уме Бога) 2) в вещах (как их сущности) 3) после вещей (в уме человека как понятие)

Онтологическая схема бытия, Аквинский выделяет 2 мира:

1. мир потусторонний- мир Бога

2. мир посюсторонний- наш (мир неживой природы, живой природы)

Жизнеутверждающий оптимизм,представление всего сущ-го как единства в многообразии.Аквинский возвеличивает человека,утверждая,что ради него создан мир

Гносеологическая схема:

1. Потусторонний мир изучается теологией

2. Посюсторонний- наукой, которая изучает природу, и философия, которая изучает человека.

Принцип гармонии веры и разума:

Наука подчиняется философии (от мира к Богу, от следствия к причинам), философия – теологии (путь от Бога к миру,от причины к следствиям). Абсолютный истины - за теологией; относительные – за наукой и философией.

Доказательства бытия Бога: индуктивные методы. Мир конечен во времени и состоит из единиц.

1.причина - это Бог

2.от производящей причины - каждая вещь имеет свою причину

3.от совершенства - все имеет различную степень совершенства, общее мерило- Бог.

4.от случайности и необходимости – верховная необходимость всех случайностей- это Бог, т.е. все неслучайно, а необходимо.

5.от целесообразности- единство цели. Все отдельные целесообразные процессы объединяются одним вектором- Богом.

6.от движения – ни один предмет не может двигать и быть движимым, т.е. нет самодвижения.

3) Поздняя схоластика(13-14 век).

Философия освобождается от религии.

Представители: Д.Скотт (126501308)-разделил религию и философию;

Вильям Оккан (1300-1350). Номинализм (вариант – бритва Оккана- т.е. науке необходимо убрать общие понятия). Что можно объяснить с помощью меньшего, не надо объяснять большим.

 

41.Особенности и основные направления философии эпохи Возрождения. Формирование новой картины мира. Н. Кузанский: учение о максимуме и минимуме.

Философия эпохи Возрождения представляет собой достаточно пеструю картину, набор разнообразных философских школ, часто несовместимых друг с другом, и не является чем-то целым, хотя и объединена многими общими идеями.

1-й период (гуманистический, или антропоцентрический): сер. XIV — сер. XV в.

2-й период (неоплатонический): сер. XV — нач. XVI в.

3-й период (натурфилософский): конец XVI — нач. XVII в.

Человек- высшая ценность. Развитие индивидуализма в сфере мировоззрения и всестороннее проявление индивидуальности в общественной жизни. Одной из характерных черт культуры возрождения стал гуманизм(образ мышления,провозглашающий идею блага человека основной целью соц. и культурн. развития и отстаивающий ценность чел-ка как личности). Возврат к наследию антич. культуры.

Характерные особенности философии:

- антисхоластическая направленность врззрений и трудов мыслителей

-новая пантеистическая картина мира,отождетсвл. Бога и природу

- антропоцентризм: чел-к становится не только важнейшим объектом философской рефлексии, но и центральнвм звеном всей концепции космич. бытия

Николай Кузанский (1401-1464) Главная проблема- отношение Бога и мира. Концепция ученого незнания.,познание вещей на основе чувств,разума и интеллекта: 1) чувственное восприятие всегда положительно и утвердительно 2) рациональное познание подтверждает или отрицает согласно принципу различения противоположностей и согласно принципу непротиворечия 3) интеллект превосходит любое рациональное подстверждение и отрицание.

Сложность и противоречность процесса познания мира и Бога. Бог- сверхсубстанциален,бесконечен,в нем совпадает абсолютный минимум и максимум, он стоит выше всякого утвержления и отрицания. Бог мыслится как нечто более совершенное по сравнению с природой, но составляющее ее разумное основание. Сам Бог бесконечное единое начало, заключ в себя все противоположности. Познается оно посредством особого спосрба познания- «ученого незнания». Незнание приближает к бесконечному. где все противоположности сливаются. Учение Кезанского- пантеизм (пан- все,теос- Бог). Бог находится в единстве с миром.

42. Проблема метода в философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм.

В 17 веке в Европе возникла новая философия на идеях самоценности разума и важности целенаправленности экспериментально- опытного изучения мира. Главной задачей философии становится проблемы обоснования способов достижения знания- проблемы методологии познания. Мыслители опирались на достижения естествознания. «Метафизический» образ мышления.

Основные идеи:

1.Автономномыслящийсубъект

2.Методическое сомнение

3.Индуктивно- эмпирический метод

4.Интеллектуальная интуиция

5.Новое юридическое мировоззрение

Центральная проблема- познание. Этот период получил название гносеоцентрического(с греч- знание,познание)

Выделяют 2 основных направления:

1. эмпиризм – опыт является основным источником достоверного научного знания:

А) Идеалистический эмпиризм (Беркли). Опыт – совокупность ощущений и представлений.

Б) Материалистический (Бэкон, Гоббс). Источник чувственного знания – внешний мир.

Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого чего бы не было в чувствах, чувства и опыт- источник знания.

При этом остается неясним,как возникают науч. теории, законы и понятия,кот. нельзя получить непосредственно опытом.

2. Рационализм - основной источник знания является рассудок, логическое рассуждение, теоретические обобщения

Основные направления:

А) Онтологический рационализм. В основе бытия лежит разумное начало.

Б) Гносеологический рационализм. В основе познания лежит разум.

Главный источник знания- идеи, т.е. мысли и понятия,кот. изначально присущи человеку или явл. его врожденными способностями. Но рационализм не может ответить на вопрос,каким образом эти идеи могут дать истинное,правильно знание об окруж. мире.

 

43. Ф. Бэкон- идея новой философии, науки и метода. Линия эмпиризма и сенсуализма (Локк, Беркли, Юм).

Френсис Бэкон (1561-1626) - эмпирик, сенсуалист. «Новый органон»

Процесс познания - индуктивный. Эмпиризм- установка, в которой основной источник знания эксперимент. Процесс познания невозможен без заблуждений. Цель науки-увеличить власть человека над природой,очистить разум от заблуждений (идолов или призраков)

Важнейшим условием познания явл его опора на новые науч принципы

Существует 4 вида заблуждений (идолы):

1.родовой – нами руководит не только разумное, но и бессознательное. Заблуждаются все и всегда- врожденное заблуждение;

2. пещерный- все ошибаются, но каждый по- своему;

3. приобретенные идолы площади рынка- нужно внимательно относится к словам;

4. идол театра. Бэкон возражает против научных авторитетов, перерастающих в догматизмы.

Только подвергнув свое знание строгой проверке, мы можем познать истину. Главный учитель человека- природа. Цель научного познания-принесение пользы и выгоды человеку. Наука- средство. Человек- властелин природы. «Знание-сила» Человек- субъект, природа- объект. Понятие опыта- от него берет свое начало познание и к нему же приходит, в опыте проверяется истинное знание.

Бэкон выдвинул идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция. Идеал познания- полная индукция,кот означ,что собраны все факты,относящиеся к области изуч явления. Неполная- материал чатичного анализа.

Пути познавательной деятельности:

-«путь паука»- получение знания из чистого разума», т.е. рациональным путем из своего разума.

-«путь муравья»- получение знаний исключительно опытом.

-«путь пчелы»- идеальный способ познания. Собрание всей совокупности фактов, их обобщение и заглядывание внутрь проблемы, чтобы понять сущность.

Джон Локк (1632-1704) «Опыт о человеческом разумении»

Центр философии Локка явл его теория познания. Локк различал идеи: ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Познание реально,лишь поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определял истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. По Локку суш след виды познания: 1) интуитивное (самоочевидные истины,напр наше собственное сущ-е) 2) демонстративное (положение мптематики,этики,бытия бога) 3) сенситивные (сущ-я единичных вещей). Ряд работ посвещано проблеме религилзного фанатизма и веротерпимости,против кот он яростно вытсупал. В основе этики он исходил из того, что последняя способна быть наукой наподобие математики, и разрабат-ал приемы точного анализа этических положений, однако так и не создал последовательной этической теории. Добро есть то,что увелич удовольчтвие и уменьшает страдание, и в этом заключ счастье, стремление к кот есть фуедамент всякой свободы.

1.Теория чистой доски - все, что есть в нашем уме, существовало в наших органах чувств. Нет ничего в уме, чего бы не было в чувственных данных;

2. теория о первичных и вторичных качествах:

Первичное - тяжесть, плотность, масса, т.е. те качества, которые расшифрованы наукой, является объективным, т.е. источником служат вещи и предметы.

Вторичное - цвет, звук, запах, т.е. данные в органах чувств




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 428; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.121 сек.