Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение., развитие и основные проблемы философии марксизма




Маркси́зм — F"философское, "политическое и экономическое учение и движение, основанное %BB"Карлом Марксом в середине %BA"XIX века. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма на ряду с левым анархизмом (см. %BC"Социальный анархизм), %BC"христианским социализмом и не принимающей марксизма частью %BC"демократического социализма/ F"социал-демократии.

В40-хгодахXIX века "классовая борьба между %82"пролетариатом и F"буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы. В этот период немецкие мыслители %BB"К. Маркс и %85"Ф. Энгельс весной 1847 примкнули к тайному пропагандистскому обществу «"Союз коммунистов», организованному немецкими эмигрантами, с которыми Маркс познакомился в %BD"Лондоне. По поручению общества они составили знаменитый «"Манифест коммунистической партии», опубликованный F"21 февраля 1848 г. В 1864 г. был создан марксистский %BB"Первый интернационал.

В 0 %B 5"1890-е годы в России существовал так называемый «%BC"легальный марксизм» пропагандировались в легальных изданиях: «%BE"Новое слово», «Жизнь» (1897—1901), «Начало». Представители: %87"Пётр Струве, %87"Михаил HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"ТуганHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BD-%D0%91%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9C%D0%B8%D1%85%D0%B0%D0%B8%D0%BB_%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87"-Барановский, %87"Николай Бердяев, обличавшие %BE"народничество и выступавшие за F"демократические свободы, эволюционное реформирование общества; впоследствии многие перешли от марксизма к либерализму, став ядром партии F"кадетов.

В первой половине XX века из наиболее радикального крыла F"социал-демократии выделились F"коммунистические партии. Социал-демократы традиционно выступали за расширение F"демократии и B"политических свобод, а коммунисты, пришедшие к власти сначала в России в 1917 г. ("большевики), а затем и в ряде других стран, были противниками демократии и политических свобод (несмотря на то, что формально заявляли об их поддержке) и сторонниками вмешательства государства во все сферы жизни общества (смотри также статью %BC"Тоталитаризм).

Поэтому уже в 1918 г. возникло люксембургианство, противостоящее с одной стороны пробуржуазной политике "ревизионистской социал-демократии, а с другой, %BC"большевизму. Его основателем была немецкая радикальная социал-демократка "Роза Люксембург.

4 марта "1919 года по инициативе)"РКHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9A%D0%9F(%D0%B1)"П(HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%9A%D0%9F(%D0%B1)"б) и лично её лидера В.Ленина для развития и распространения идей революционного интернационального социализма, в противовес реформистскому социализму %BB"Второго HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB"интернационалабыл создан %BB"Коммунистический интернационал.

 

16. Современная западная ф: проблема знания и языка науки (неопозитивизм, постпозитивизм, критический рационализм, структурализм, герменевтика, аналитическая философия.)

Логи́ческий позитиви́зм — (логический эмпиризм или неопозитивизм) является школой философии, которая включает в себя %BC"эмпиризм, идею о том, что для познания мира необходимы наблюдаемые доказательства, опирающийся на F)"рационализм, основанный на математических и логико-лингвистических конструкциях в F"эпистемологии. Логический позитивизм утверждает, что мир познаваем, надо только избавиться от ненаблюдаемого %BC"[1].

Логический позитивизм еще часто называют логическим эмпиризмом. Он имеет своим предшественником "Дэвида Юма, который отвергал претензии на знание таких метафизических вопросов, как существование "Бога и бессмертие души, так как идеи, на которых эти претензии основываются, не могут быть прослежены к простым чувственным впечатлениям, являющимися их источником. Таким же образом члены Венского кружка отвергали как бессмысленные любые утверждения, которые не проверяемы эмпирически. Посредством этого критерия верифицируемости они считали, что метафизические утверждения бессмысленны.

Постпозитиви́зм — общее название для нескольких школ "философии науки, объединённых критическим отношением к F"эпистемологическим учениям, которые были развиты в рамках %BC"неопозитивизма и обосновывали получение объективного знания из опыта.

Основные представители: "Карл Поппер, %BB"Томас Кун, Имре Лакатос, %BB"Пол HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%B5%D0%BD%D0%B4,_%D0%9F%D0%BE%D0%BB_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BB"Фейерабенд, %BB"Майкл HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B8,_%D0%9C%D0%B0%D0%B9%D0%BA%D0%BB"Полани, %BD"Стивен HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%BC%D0%B8%D0%BD,_%D0%A1%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D0%BD_%D0%AD%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BD"Тулмин.

Критический рационализм (критический эмпиризм, фальсификационизм) — F"эпистемологическая F"теория, основные принципы которой сформулированы %80"Карлом Поппером.

Критический рационализм противопоставляется %BC"релятивистской философии, %BC"постмодернизму и социологическому подходу. Критический рационализм исходит из того, что знание является объективным и не сводится к тому, что знают люди.

Структурализм — направление и интеллектуальное движение в F"современной (в основном F"континентальной) философской мысли. Наиболее влиятелен структурализм был во F"Франции в 1960-х годах. Оказал влияние на "семиотики.

Структурализм вырос из "структурной лингвистики, основы которой заложил "Фердинанд де Соссюр.

Гермене́втика — искусство толкования, от ἑρμηνεύω — толкую):

• теория и методология истолкования текстов («искусство понимания»);

• направление в "философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в истолковании предельных значений культуры, поскольку C"реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области "библейской ("богословской), F"философской или F"филологической герменевтики называется гермене́втом.

Аналити́ческая филосо́фия (analytic philosophy, иногда analytical philosophy) — направление философии, ставшее в XX веке доминирующим в англоязычных странах. Подавляющее большинство сотрудников философских факультетов в таких странах, как %90"США, F"Великобритания, "Канада, F"Австралия и F"Новая Зеландия, а также F"странах Скандинавии определяют себя в качестве аналитических философов.

Термин «аналитическая философия» может обозначать следующее:

(a) Определенный стиль философского мышления, способ философствования F"[1]HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"[2], ориентирующийся на идеалы ясности, точности и логической строгости мышления, а также его языкового выражения, достижимые путем применения методов "формальной логики, анализа %BA"языка и привлечением результатов "естественных наукHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"[3]HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%84%D0%B8%D1%8F"[4].

(b) Определенные философские исследования начала XX века. В частности, работы представителей %BC"логического позитивизма. В этом смысле аналитическая философия определяется довольно узко. Такое определение отвергается многими современными философами-аналитиками.

 

17. Сов зап ф:проблема человека и его сознания (экзистенциализм, феноменология, фрейдизм, персонализм, философская антропология, неомарксизм.)

Экзистенциали́зм (%BA"фр. existentialisme от %BA"лат. exsistentia — существование), также философия существования — направление в F"философии %BA"XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям %BC"персонализма и F"философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого.

Феноменоло́гия (%BA"нем. Phänomenologie — учение о %BD"феноменах) — направление в F"философии %BA"XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание "опыта познающего F)"сознания и выделение в нем сущностных черт.

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к %82"Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных %BC"гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как "«трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Фрейдизм (%BA"англ. Freudianism %BC"[1], также называется «ортодоксальный психоанализ» и «фрейдизм-лаканизм») — первое и одно из наиболее влиятельных направлений в "психоанализе. Длительное время фрейдизм, в современном его понимании (на описываемый период данного термина не существовало в принципе), de facto и являлся психоанализом; исключительно в начале "1910-хHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC"[2], когда в рядах Венского психоаналитического сообщества (англ.) "русск. произошёл раскол и его покинули %BE"Отто HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%BD%D0%BA,_%D0%9E%D1%82%D1%82%D0%BE"Ранк, %BC"Вильгельм HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D0%B9%D1%85,_%D0%92%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BC"Райх, "Альфред Адлер, "Карл Густав Юнг и их последователи %BC"[3], впервые начался процесс отделения непосредственно фрейдизма от иных психоаналитических концепций %BC"[4], таких как «F"индивидуальная психология» Адлера, «F"аналитическая психология» Юнга и ряда других.

Фрейдизм принято считать «ортодоксальным (или „классическим“) психоанализом» по причине того, что именно с именем З. Фрейда (в первую очередь) связывают историю возникновения и развития психоанализа, в то время как сам учёный данную «заслугу» считал корректным приписывать не себе, а своему коллеге — "венскому врачу %84"Йозефу HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B5%D1%80,_%D0%99%D0%BE%D0%B7%D0%B5%D1%84"БрейеруHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%80%D0%B5%D0%B9%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%BC"[5]. Фрейдизмом-лаканизмом «фрейдизм» называют, соответственно, по фамилиям отца-основателя психоанализа и F"французского F"психолога и %84"философа %BA"ЖакаHYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%96%D0%B0%D0%BA" HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B0%D0%BA%D0%B0%D0%BD,_%D0%96%D0%B0%D0%BA"Лакана, одного из наиболее известных и авторитетных психоаналитиков, разделявших взгляды ортодокса — так, к примеру, широко известен знаменитый "лозунг Лакана, точно характеризующий его научную деятельность в общем и B"семинары в частности: «Назад к Фрейду» %BC"[6].

Персонали́зм (от %BA"лат. persona — личность) — %BC"экзистенциально-теистическое направление в F"философии, признающее C"личность первичной творческой C"реальностью и высшей духовной C"ценностью, а весь мир — проявлением творческой активности верховной личности — "Бога.

В персонализме можно выделить яркое и актуальное течение %BC"диалогический персонализм, представителями которого являются М. Бубер, Недонсель, Бердяев, М. %BD"Бахтин, В. Библер. Социальная сторона личности, а именно коммуникация или "диалог, заявляются в диалогическом персонализме основанием конституирования всей личности. Диалогический персонализм, оперируя новыми экзистенциальными категориями (%AF"Я, %A%D%AB&action=edit&redlink= "ТЫ, %C%D %AB"МЫ), стремится преодолеть гносеологический Я-центризм классической философии, вынося проблему познания на новый онтологический уровень проблемы %BE"творчества.

Филосо́фская антрополо́гия (от F"философия и F"антропология; филосо́фия челове́ка) в широком смысле — F"философское учение о "природе и сущности F)"человека; в узком — направление (школа) в западноевропейской философии (преимущественно F"немецкой) первой половины %BA"XX века, исходившее из идей "философии жизни Дильтея, F)"феноменологии Гуссерля и других, стремившееся к созданию целостного учения о человеке путём использования и истолкования данных различных наук — F"психологии, F"биологии, F"этологии, F"социологии, а также и др.

Неомарксизм — термин, часто применяемый для обозначения различных социально- философских течений в %BC"марксизме, таких как "франкфуртская школа, примыкающая к ней "школа HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%81%D0%B8%D1%81%D0%B0"праксиса и прочее.

Впервые как явление получил свое развитие в %BC"западном марксизме, однако со временем распространился и на другие страны включая "СССР. Концепции неомарксизма стали одной из составных частей теории "новых левых.

 

18. совр. Зап. Ф: религиозная философия (неотомизм, тейярдизм.)

Религиозная философия — общий термин для описания разнообразных F"философских исследований, в которых любая избранная проблема разрабатывается с учетом связи сущего с Высшей реальностью F"[1]. Религиозная философия (в отличие от философии религии) всегда контекстуально относится к определённой религиозной системе, существует F"буддийская, F"христианская, F"исламская и т. д. философия.

В отличие от "богословия, безусловно полагающего основные положения веры (догмы), религиозная философия занимается их доказательным обоснованием. Религиозная философия оперирует сугубо философскими средствами и носит в себе функции F"философии.

Неотоми́зм — официальная F"философия %BC"католицизма с 1879, современная версия %BC"томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. "Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Основные представители неотомизма: %BA"Ж. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BD,_%D0%96%D0%B0%D0%BA"Маритен, "Э. HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BE%D0%BD,_%D0%AD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%BD_%D0%90%D0%BD%D1%80%D0%B8"Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г.Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др.

Основные центры неотомистской философии — Академия святого Фомы в Риме и Лувенский университет в Бельгии.

ТЕЙЯРДИЗМ
Учение французского философа и палеонтолога Пьера Тейяр де Шардена
(1881-1955). Согласно его теории, сочетавшей в себе естественнонаучные
и христианские элементы, целью умственного и общественного развития
человечества является его полное духовное единство, которое он называл
«точкой Омеги». История человека - это «не что иное, как крестный
путь». Тейяр развил своеобразную метафизику эволюции. Он настаивал, что
все ценное в традиционной философской мысли нисколько не противоречит
современным научным взглядам.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 846; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.