Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности философии Нового времени. Ф.Бэкон




Противоречивый характер эпохи Возрождения, борьба духовности и бездуховности

Рядом с высочайшими духовно-нравственными ценностями соседствовало массовое падение нравов, разгул грубой чувственности со всеми ее мерзостями – об этом свидетельствовали сонеты Петрарки, «Декамерон» Бокаччио и «Похвальное слово глупости» Эразма Роттердамского, нравственное противостояние Савонаролы, обличителя нравов папского двора, и Торквемады, «великого инквизитора», противоречивость призывов Николо Макиавелли вывести политику из-под диктата религии, но и освободить ее от всяких нравственных обязанностей и т.д. и т.п. (желающим детально ознакомиться с картиной нравов той эпохи рекомендую капитальный труд Эдуарда Фукса «Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса». М. Изд-во республика. 1993). Успехи эмпирических научных исследований (Роджер Бэкон, У. Оккам, Г. Галилей и другие), смелые научные обобщения и гипотезы (Н. Коперник, Н. Кузанский, Д. Бруно и другие) соседствуют с «Индексом запрещенных книг», сжигаемых на кострах, подчас вместе с авторами на потеху городской черни, для которой это зрелище было будоражащим развлечением. Великие географические открытия обычно сопровождались жутким грабежом и истреблением непокорных аборигенов. Даже религиозная сфера жизни общества, самое святое, и та подвергалась расколу, который сопровождался острейшими, нередко кровавыми конфликтами.

Совершенно очевидно, что философия, ориентированная в средние века на религию, должна было в Новое время переориентироваться на науку, обрести научный характер. Так и произошло, а в самой философии особо актуальным стали проблемы теории познания и познавательная функция ее. Однако, по мере того как назревали революционные события и обострялась классовая борьба, не менее актуальной и даже первостепенной, важнейшей становится мировоззренческая функция философии, которая приобретает идеологический, политизированный характер, выражая определенные социально-классовые интересы при оценке общественных явлений и определении отношения к ним. Резкое размежевание социально-классовых сил и враждебное противостояние их идеологий философски выразилось как противоположность материализма и идеализма, основных направлений в философии Нового времени. Еще одна особенность философии Нового времени была связана с тем, что основными методами познания и истолкования действительности становятся в ней метафизика и диалектика, главное различие между которыми сводится к тому, что диалектика – это учение о развитии, метафизика же действительно развития не признает. И, наконец, самое сложное – о судьбе духовности и духовно-нравственной функции философии в Новое время. Здесь необходим конкретный анализ, и можно утверждать, что проблема духовности очень своеобразно решалась в XVII веке (Ф.Бэкон, Р. Декарт и их последователи), особенно обострилась в XVIII веке (французские материалисты и И. Кант) и концептуально разрешалась в веке XIX (Гегель, Фейербах, Маркс, О. Конт). Но с чего начинается наука? Бэкон считал, что для познания необходимо прежде всего исправление чувств и разума, чтобы не было обмана и путаницы. Главный философский труд его назывался «Новый органон» - в пику «органону» Аристотеля, главному пособию по теории познания в средние века. Ошибка Аристотеля, по мнению Бэкона, состояла в том, что он брал чувственные данные и соображения разума без проверки их на достоверность. А единственным способом такой проверки является опыт, эксперимент. Чувственные данные, выдержавшие проверку опытом, суть факты – вот на чем должно основываться и из чего исходить научное познание. Ничего, кроме фактов и выводов из них – только так можно гарантировать научность исследования. Познание, по Бэкону, должно начинаться с опыта, проверяться опытом и завершаться опытом, так как истина – то, что полезно. Опасность утилитаризма Бэкон избегает тем, что различает плодоносный и светоносный опыт, причем выше ставит опыт светоносный, так как не принося непосредственной пользы, он открывает новые горизонты познания, что гораздо важнее. Главный метод познания для Бэкона – индукция




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.