Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в РФ. Бюджет - форма образования и расходования фонда денеж




Бюджет - форма образования и расходования фонда денеж. средств, предназначенных для фин-ого обеспечения задач и функций гос-ва и МСУ (ст. 6 БК РФ) - является главным источником финансирования гос. и муниц-ного заказа.

Бюджетный федерализм - устройство бюдж. системы гос-ва, при котором каждый из уровней гос. власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюдж. полномочий. Форма автономного функционирования бюджетов различных уровней гос. власти основана на четких, закрепленных законодательством нормах.

В соответствии с К* РФ разграничены предметы ведения и полномочия между органами гос. власти РФ и органами гос. власти суб-в Фед., в том числе в области бюджета. Каждый суб. Фед. имеет свой бюджет, средства которого предназначены для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам его ведения. В БК РФ № 145 от 1998г. гл. 2. «Бюджетные полномочия РФ, субъектов РФ и МО».

Бюджет суб-а Фед. (регион. бюджет) и свод бюджетов МО (местных бюджетов) составляют консолидированный бюджет суб-а Фед. Бюджеты террит-ных образований и фед. бюджет составляют консолидированный бюджет страны. Т.о., федеративное устройство РФ, разграничение прав и полномочий между центром и суб-и Фед. являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма.

Принципы бюджетного федерализма: равноправие всех суб-в Фед. в их фин. отношениях с центром; разграничение сфер фин. деят-сти и ответственности между центром и суб-ми Фед.; самостоятельность бюджетов различных уровней.

Идеальной модели бюджетного федерализма, приемлемой для всех стран, не существует. На развитие бюджетных систем стран оказывают влияние исторические и полит. особенности.

Идеальная модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий суб-в Фед. должен полностью соответствовать объему ответственности по расходам, закрепленным за данным уровнем гос. власти. На практике между бюджетными расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв, который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня.

Система бюджетного федерализма является регулируемым гос-вом процессом фин. обращения (обмена) между структурами самого гос-ва. Входя в бюдж. систему страны, все бюджеты взаимо связаны в рамках межбюдж. отношений.

Межбюджетные отношения — это отношения между органами гос. власти РФ, органами гос. власти суб-в Ф и органами МСУ, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов.

Межбюджетные отношения в России основаны на следующих принципах:

- распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюдж. системы РФ;

- разграничения на постоянной основе доходов по уровням бюджетной системы РФ;

- равенства бюджетных прав суб-в РФ, равенства бюджетных прав МО;

- выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности суб-в РФ, МО;

- равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с фед. бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами суб-в Фед.

В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из фед. бюджета в бюджеты суб-в РФ, а из бюджетов суб-в РФ — в местные бюджеты. Используется единая методика расчета нормативов фин. затрат на предоставление гос. и муниц-ных услуг, нормативов расчета фин. помощи террит-ым бюджетам, а также единый порядок уплаты фед-ных и регион. налогов.

Цели организации системы межбюджетных отношений:

- выравнивание бюджетной обеспеченности,

- стимулирование роста налогового потенциала,

- финансовое управление территориальным развитием,

- снижение рисков недофинансирования ключевых бюджетных услуг на местном уровне.

Главный итог реформы межбюджетных отношений — существенный рост бюджетной централизации. Разграничение функций и доходов на практике привело к серьёзному усилению центра.

В соответствии с налоговой системой, основная часть налоговых поступлений уходит на фед. уровень. Т.о., регионы не стали самостоятельнее, они получают средства не напрямую от налогоплательщиков, а через посредника — фед-ный центр. Чем больше налогов забирает фед. центр, тем меньше стимулов у регионов для эффективной работы. В самом крупном проигрыше оказываются регионы-доноры.

Согласно БК, муниципалитеты могут частично управлять лишь 2мя налогами — земельным и на имущество физ. лиц. Но эти налоги трудно собирать, и составляют они считанные % в бюджете муниципальных районов. Основные поступления — это перечисление муниципалитетам доли от прочих налогов из вышестоящих бюджетов.

-------------------------------

В гл.1 К* РФ содержатся принципы, определяющие федеративное устройство государства. Специфика российского федерализма в следующем.

1. Равноправные субъекты РФ - республики, края, области, города фед. значения, автон. область, автон. округа.

2. Конституционные принципы федерализма:

- государственная целостность,

- единство системы государственной власти,

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Каждое МО в соответствии с БК РФ от 1998г., ФЗ от 2003 года N 131"Об общих принципах организации МСУ в РФ" имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из фед. бюджета и бюджета суб-та РФ.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.