Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Эксперимент, его виды, особенности




Группа

Группа

Группа

Группа

Понятие о методах исследования, их классификация, тесты, их виды

Понятие о психике. Теория отражения - основа научной психологии

Психика – это особое свойство мозга, оно заключается в том, что материально психика не существует, а мозг материален (он имеет цвет, вес …).

Особое свойство мозга состоит в том, что человек отражает (познаёт) окружающий ми.

Понятие отражения глубоко и содержательно. Психическое отражение не пассивное, как в зеркале, а активный процесс взаимодействия человека с окружающим миром.

Отражение происходит в деятельности.

Отражение – это сохранение образов увиденного или услышанного (не исчезает бесследно, как в зеркале).

Отражение не безразлично, оно выражает отношение человека к познаваемому. (положительно, отрицательно, нейтрально).

Отражение человеком окружающего мира проверяется практикой: от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания мира.

Психика – это функция высокоорганизованной материи (мозга) заключающееся в активном отражении объективного мира.

Психология развивается и совершенствуется с помощью методов исследования.

Методы – это способы позволяющие изучить психические процессы и особенности личности. Они должны быть научными и объективными (независимость интерпретации результатов отношения исследователя к испытуемому)

Существуют несколько видов классификации методов исследования:

1. Все методы делят на 2 группы

· Основные, наблюдение, эксперимент.

· Вспомогательные, остальные.

2. Предположил Б.Г. Ананьев. Он все методы разделил на 4группы

Организационный – они включают:

― Сравнительный метод - сопоставление групп людей по возрасту, виду деятельности.

― Лонгитюдный метод – это многократное обследование одних и тех же лиц длительный период времени.

― Комплексный метод – в исследовании участвуют представители разных наук. Обследование педиатром, логопедом, психологом….

Имперические – исследование конкретных явлений или отдельных факторов психической жизни:

Имперические методы

 

НаблюдениеСамонаблюдение (интераспекция) Эксперимент

Психодиагностические методыАнализ продуктов деятельности

(тест, анкета, беседа, интервью, социаметрия) Биографический

Методы обработки данных (количественная и качественная)

Интерпритациооные.

В 90-е годы психологи выделили ещё одну группу – метод коррекции:

― Аутотренинг

― Групповой тренинг

― Психотерапия

 

Впервые термин тест был введён американским психологом Ф. Дальтоном, получил распространение благодаря исследованиям Дж. Кетлена и А. Бине, разработали серию тестов для определения умственного развития детей.

Тест – стандартизированное психическое испытание в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом. (есть достоинства и недостатки)

 

+ -
1. Быстрота 2. Большой охват 3. Возможна матем. точная (примерно) обработка 1. Тесты правдоподобны, только на 50% 2. У них нет обоснование, почему для исследования взяты эти качества, а не другие 3. Нет качественного анализа полученных результатов.

 

Виды тестов:

― Тест достижений т.е. определяют ЗУН

― Тест на определение уровня развития интеллекта

― Тесты на выявления креативности (творчества)

― Личностные тесты

По форме проведения тесты бывают:

― Опросники

― Тест задание

― Проективный тест

Эксперимент – основной метод исследования психики, заключающейся в точном учёте изменяемых данных.

С.Л.Рубинштейн выделил особенности эксперимента:

o Исследователь не ждёт случайного проявления интересующих его психических явлений, а сам создаёт условия для их проявления.

o Он может изменять содержание, форму проведения, чтобы достичь результата.

o В эксперименте строгий учёт условий проведения.

o Возможен большой охват

o Быстрота получения результатов.

Виды эксперимента:

1. Лабораторный и естественный.

2. Констатирующий и формирующий.

Лабораторный, проводится в специально созданных условиях с применением аппаратуры. Впервые он был проведён В.Вундтом в 1879г.

Естественный эксперимент был предложен А.Ф.Лазурским в 1910г.

 

ЛАБОРАТОРНЫЙ
+ -
― Быстрота ― Большой охват ― Возможность быстро изменить Не естественность проявлений
ЕСТЕСТВЕННЫЙ
+ -
Большой охват Естественность Возможность изменений Не так уж быстро Обработка требует времени
     

 

Констатирующий эксперимент устанавливает наличие или отсутствие изучаемого явления.

Формирующий направлен на формирование развитие изучаемого явления.

4. Методы опроса: анкета, беседа, социометрия

Беседа – это метод предусматривающий получение сведений путём речевого общения

Требования:

― Цель

― План

― Заранее составленные, продуманные вопросы (конкретные вопросы, однозначные возможны повторы, поверяющие вопросы).

― Создание доброжелательной обстановки.

Беседы бывают индивидуальные и групповые.

+ -
Получение примерно точной информации Возможность изменить вопросы, уточнить, что-либо изменить Возможно установление индивидуального подхода Малый обхват Продолжительность  

 

Анкета – сбор фактов на основе письменного опроса, по специальной программе.

Вопросы в анкете могут быть открытые и закрытые.

+ -
Большой охват Быстрота Примерно точно Нет индивидуального подхода Нельзя изменить, уточнить Возрастные ограничения.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1521; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.