Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способности, задатки, виды способностей, уровни




Учитель должен контролировать свое настроение и оставлять плохое за порогом кабинета.

Настроение- слабовыраженное эмоциональное состояние захватывающая личность на некоторое время и отражающееся на деятельности и поведении. Настроение может быть длительным и устойчивым, а может быть коротким, положительным или отрицательным.

То что препятствует удовлетворению потребностей вызывает отрицательные чувства. (горе, досада, печаль)

Положительное отношение к чему-либо, удовл. своих потребностей вызывает положительные эмоции (радость, веселье, ликование)

Положительные и отрицательные эмоции, настроение, аффект

Характеристика высших чувств.

Моральные или нравственные – такие чувства, которые отражают отношение человека к дорогим и близким людям, родине и выражают отношения к делам и поступкам.(Любовь, долг, ответственность..)

Интеллектуальные или познавательные – чувства возникающие в процессии умственной деятельности (радость от достигнутого)

Эстетические – чувства возникающие в процессах творческой деятельности или при восприятии прекрасного. (красивое – восхищение, безобразное – отвращение)

Амбивалентность – это одновременное переживание противоположных чувств (радость со слезами на глазах)

Вызывается разными обстоятельствами: самочувствием, событиями, общением.

Аффект – кратковременная бурно протекающая реакция носящая характер эмоционального взрыва.

Длиться доли секунды. Вспышка захватывает личность в целом, человек теряет контроль над своими действиями и совершает непривычные для себя поступки. Сопровождается двигательным оцепенениям или перевозбуждением. Он может вызываться словами, поступками, обстоятельствами. Он может вызываться в положительных эмоциях(победа), и в отрицательных(агрессия).

Существует 2 показателя способностей:

  1. Быстрота овладения деятельностью
  2. Кол-во достижений

Способности – это индивидуально психологические особенности чел-ка отвечающие требованиям определенной деятельности и являющееся условием успешного ее выполнения.

  1. Способности – индивидуальные особенности, т.е. то, что отличает одного чел-ка от другого.
  2. Способности – это не просто особенности, а психологические (длинные пальцы – это не значит, что он музыкант).
  3. Способности – это не любые индивидуально-психологические особенности, а лишь те которые соответствуют требованиям определенной деятельности.

Говорить о способностях можно лишь в том случае, если чел-ка наблюдают в этой конкретной деятельности. Чел-ек не рождается способным к какой-либо деятельности, умения и навыки формируются способности развиваются в процессе правильно организуемой деятельности.

Существует тесная взаимосвязь между способностями и ЗУН. Наличие способностей помогает быстрее и легче сформировать ЗУН, а в свою очередь овладев ЗУН быстрее развиваются способности.

Способности могут развиваться с раннего детства (Моцарт, Пушкин, Лермонтов), но способности могут раскрыться и значительно позже, в молодости или в зрелости (Чайковский, Эйнштейн). Учителя должны тактично относится к детям и говорить об их способностях. (Ньютон, Суриков)

В 19 веке ученые спорили о природе происхождения способностей. Одни утверждали, что это дар природы, запрограммированные в генах, которые раскрываются в процессе жизни. Другие считали, что способности – это результат воспитания.

В 20 веке было дано научное объяснение происхождения способностей. Ребенок рождается на свет с природными предпосылками, задатками – это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, анализаторов, которые определяют индивидуальные различия между людьми. К задаткам относят:

  1. особенности зрительных (колбочки)
  2. слуховых
  3. обонятельных
  4. тип нервной системы
  5. быстрота реакции
  6. объем внимания
  7. способность переключаться
  8. обобщать и анализировать.

Павлов в качестве задатков различал уровень развития и соотношения двух с.с. и выделил 3 типа:

  1. художественный (1 с.с.) – для людей этого типа хар-на целостность и яркость впечатлений, богатство и живость воображения, эмоциональность.
  2. мыслительный (2 с.с.) – для людей этого типа хар-на склонность к анализу, систематизации, обобщенному и абстрактному мышлению.
  3. средний (равнозначны 1с.с. и 2с.с.)

Задатки – это лишь предпосылки, возможность развития возможностей.

Способности можно разделить:

  • природные (естественные)
  • специфические (человеческие)

В основе природных лежат биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, которые совершенствуются в процессе жизни.

Специфические делятся на:

  • общие – специальные
  • теоретические – практические
  • репродуктивные – творческие

Общие – это способности, которые необходимы для выполнения многих видов дея-ти. Быстрота реакции (летчик, шофер).

Специальные – это способности, которые определяют успехи чел-ка в отдельном виде дея-сти (музыкальный слух).

Теоретические – это склонность чел-ка к абстрактно-логическим размышлениям научному исследованию.

Практические – это склонность к конкретным действиям.

Претворение теоретических положений в жизни.

Репродуктивные – это способности позволяющие успешно усваивать уже открытый ЗУН.

Творческие – это способность позволяющая создавать новые оригинальные продукты.

Все виды способностей тесно переплетаются и добавляют друг друга.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 367; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.